Авторы: Сергеева Елена Владимировна, Грязева Любовь Ивановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ"СОШ №2"
Населённый пункт: село Чернолесское Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция традиционного и цифрового обучения
Раздел: начальное образование
Интеграция
традиционного
и
цифрового обучения
Выполнила:
Сергеева Елена Владимировна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
МОУ «СОШ № 2»
с. Чернолесское, Ставропольский край
Интеграция – это процесс объединения частей в целое.
Интегрировать — соединять, объединять, переплетать, вставлять,
внедрять.
Таким образом, на основании выше сказанного логично сделать вывод,
что процесс интеграции может происходить в двух вариациях, которые
можно представить на простейших примерах:
Например, сборка пазлов, где из отдельных равнозначных элементов
составляется целая картинка. Тут каждая из частей одинаково важна для
монолитности общей конструкции.
Или пресловутая "вишенка на торте", которая интегрируется в уже
готовый шедевр. Она сильно не влияет на вид и вкус композиции, однако,
придает ей известный шарм и эксклюзивность.
Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего,
классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на
принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор
являющуюся
преобладающей
в
школах
мира.
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача
обучающимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог
транслирует
уже
осмысленную
и
дифференцированную
им
самим
информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения,
выработать у обучающегося.
Под цифровым обучением обычно понимается целая группа явлений.
Иногда, говоря о цифровизации образования, подразумевается переход
учеников на дистанционное обучение с использованием современных
средств связи типа Zoom или Discord. А иногда речь идет об использовании
IT-технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным
практикам.
Для эффективного использования новых информационных и
коммуникационных технологий и повышения качества образования учитель
должен обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы с
помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать высокие
стандарты
успеваемости
обучающихся.
Интеграция
информационно-коммуникационных
технологий
в
учебный процесс неизбежно приводит к пересмотру места и роли педагога в
данном процессе, основной задачей которого становится не передача знаний
и формирование навыков и умений, а стимулирование интереса, мотивации к
усвоению материала, помощь в усвоении и творческом поиске. Отношения с
учениками строятся теперь на принципах сотрудничества и совместного
поиска
и
творчества.
В
этих
условиях
неизбежен
пересмотр
сложившихся
сегодня
организационных форм, принципов и методов обучения: наблюдаются
тенденции увеличения доли самостоятельной индивидуальной и групповой
работы обучающихся, отхода от традиционного урока с преобладанием
объяснительно-иллюстративных
методов
обучения,
увеличения
объёма
практических
и
творческих
работ
поискового
и
исследовательского
характера.
Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач:
создание перспективной системы образования, способной подготовить
население к жизни в условиях возросшей информатизации. Умение работать
в цифровой среде в ближайшем будущем будет столь же востребовано, как
способность писать и читать. Цифровая грамотность помогает создавать,
понимать и использовать информацию, это набор знаний, умений и навыков,
которые необходимы для жизни в современном мире. Использование
информационных
средств
обучения
помогает
учителям
рационально
организовывать
процесс
обучения,
освобождает
их
от
механических
операций по разработке учебного материала, упрощает процедуру контроля
учащихся. Введение цифровых технологий в учебный процесс поможет
решить проблему оперативного использования новых знаний, повысить
информационную обеспеченность учебного процесса, дать учащимся доступ
к общению с выдающимися учеными, позволить виртуальный выход в музеи,
библиотеки, парки и другие ранее недоступные или малодоступные места.
Задача школы – дать знания по предмету и закрепить их в процессе
практической деятельности. Умение сочетать традиционную и цифровую
форму обучения будет являться залогом успеха в обучении школьников. В
связи с этим задачи учителя несколько изменятся. Он станет организатором
процесса обучения, а не транслятором учебной информации. Учитель должен
по-другому планировать свой урок – включать в него информационную
(теоретическую)
и
деятельностную
(практическую)
части
обучения.
Практическую
лучше
проводить
лично
с
учителем,
который
может
сосредоточить основные усилия на обсуждении трудных вопросов и уделить
время
ответам
на
вопросы
учащихся.
В сложившихся сейчас условиях появилась необходимость
реструктурировать формы образовательной деятельности: увеличить объем
самостоятельной
индивидуальной
и
групповой
работы
обучающихся,
практических и творческих работ исследовательского характера, таких как
проектное
обучение.
На разных этапах урока меняются способы учебной деятельности. Во
вступительной части урока имеет смысл представить перечень вопросов по
изучаемой теме. Это можно сделать с помощью слайдов. На этапе
объяснения нового материала стоит задача сформировать заинтересованность
ученика в восприятии новой информации, показать необходимость ее
изучения, рассмотреть, какие проблемы могут быть решены с помощью этого
материала.
Усвоению
новых
знаний
может
помочь
демонстрация
видеоролика, материала в виде графиков, диаграмм, чертежей. Учитель в
этом случае поясняет увиденное на экране, отвечает на вопросы учащихся. С
целью систематизации и закрепления изученного материала учителю
целесообразно сделать обзор основных положений и их взаимосвязь.
Обеспечить помощь в практическом усвоении материала могут помочь
учебные тренажеры, интерактивные атласы, слайды, таблицы. Проверка
усвоения нового материала может быть осуществлена с помощью тестов,
самостоятельных,
контрольных
и
других
проверочных
работ.
Дети, родившиеся в эпоху интернета, проводят очень много времени
перед экранами, поэтому у них могут возникать трудности в общении с
живыми людьми. Электронные ресурсы не могут заменить человеческого
общения, не может быть диалога с компьютером. Обучение не станет
полноценным
без
живого
общения
с
учителем.
По
этой
причине
использовать мобильные устройства в учебном процессе надо рационально и
дозированно, иначе это может негативно отразиться на жизни, здоровье и
обучении
детей.
При традиционной системе обучения может иметь место недостаточное
разнообразие форм подачи учебного материала, отсутствие индивидуальной
работы, усредненный подход, слабая обратная связь. Умелое сочетание и
интеграция традиционного и цифрового образования даст возможность
применять
различные
методические
приемы
и
разнообразить
виды
деятельности на уроке и повышать качество образования.
Безусловно, использование компьютерных технологий на уроке имеет
смысл только в тех случаях, когда оно является средством облегчения
учительского
и
ученического
труда.
Оно
не
должно
сводиться
к
неоправданному длительному сидению учащихся и учителей у компьютера.
Использование компьютера должно быть не самоцелью, а эффективным
дополнением
к
учебному
процессу.
В любом случае, пока дети еще ходят в школу, учитель должен быть главным
на уроке и определять его структуру и содержание. От учителя зависит
заинтересованность обучающихся в получении новых знаний и развитие
познавательной деятельности. Если суметь грамотно соединить образование
и современные технологии, можно будет воспитать и вырастить развитое и
образованное
поколение
людей.
И конечно, необходимо дать необходимые знания педагогам в области
компьютерной грамотности, квалифицированно ознакомить их со структурой
и
интерфейсом
используемых
в
работе
приложений
и
приёмами
практической деятельности, применяемыми в on-line обучении.
Начальная школа – это первые шаги ребёнка по дорогам наук и
открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет
строить своё дальнейшее образование.
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный
ребёнок живет в мире электронной культуры. Сегодня в традиционную схему
“учитель-ученик-учебник” прочно вошло новое звено – компьютер, а в
школьное сознание – компьютерное обучение.
При обучении детей младшего школьного возраста надо учитывать, что
ребёнок,
переступающий
порог
школы,
уже
на
практике
знаком
с
современными технологиями передачи и обработки информации.
Уже в начальных классах ученик должен составить выступление,
суметь подобрать себе графический материал, видеофрагменты, каким-то
образом это соединить и выступить.
Реализовать это можно как
на уроках, так и во
и внеурочной
деятельности
(исследовательские проекты, интернет-конкурсы, ведение портфолио, работа
с электронными тренажерами для закрепления ЗУН ).
Роль учителя, равно как и технологии представления текстов,
существенно изменяется. Из носителя готовых знаний он превращается в
организатора
познавательной
деятельности
своих
учеников.
Учитель
становится
соучастником
исследовательского,
творческого
процесса,
наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности
учащихся.
В общем, это комплексная система модернизации процесса обучения,
так или иначе затрагивающая все ключевые аспекты образовательного
процесса.
Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая
цифровая среда. Цифровое образование не отменяет классических методов и
средств обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает
учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для
благополучного
усвоения
знаний
и
всё
это
благодаря
интеграции
традиционного и цифрового обучения.
Спасибо за внимание!