Напоминание

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТОП-50 В ПОО НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ "ГГКЭИТ"


Автор: Дииев Рамзан Магомедович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Чеченский аграрно-технический колледж"
Населённый пункт: Грозный
Наименование материала: Статья
Тема: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТОП-50 В ПОО НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ "ГГКЭИТ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ И

РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТОП-50 В ПОО НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ «ГГКЭИТ»

Дииев Рамзан Магамедович, преподаватель ГБПОУ «Грозненский государственный

колледж экономики и информационных технологий»

В

российской

образовательной

политике

начала

XXI

века

закончился

период

преимущественного

антикризисного

приспособления

организаций

профессионального

образования к новым социально-экономическим реалиям и наступил этап достаточно

продуманного управления изменениями.

Базовое

условие

развития

экономики

это

высокоподготовленный

и

квалифицированный рабочий класс. Но именно система подготовки рабочих кадров и

специалистов среднего звена претерпела в новейшей истории России наиболее кардинальные

изменения. К ним следует отнести законодательное закрепление отказа от уровня «начального

профессионального

образования»,

введение

понятий

«профессиональное

обучение

и

подготовка», передачу учреждений СПО на региональный уровень и их оптимизацию,

серьезные меры, направленные на переориентацию данного уровня образования на запросы

работодателей, формирование новой инфраструктуры и т.д.

Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания

Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821)

распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден комплекс мер по созданию

условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным

профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и

передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных

организаций.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 2

ноября 2015 г. утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и

перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50).

Приказ продолжает реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование

системы среднего профессионального образования. Одним из целевых показателей стала

подготовка кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям в

соответствии лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в

половине профессиональных образовательных организаций страны.

В настоящее время утверждены новые ФГОС СПО по профессиям и специальностям

ФГОС СПО по ТОП-50.

1

Согласно комплексу мер, направленных на совершенствование системы среднего

профессионального образования с 1 сентября 2019 года Государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение «Грозненский государственный колледж

экономики и информационных технологий» начал подготовку по новым ФГОС СПО ТОП 50 по

3

специальностям,

одна

из

которых

представлена

в

настоящей

статье

09.02.07

Информационные системы и программирование.

Направления колледжа по внедрению программы СПО по новому ФГОС ТОП-50

укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника:

- обеспечить подготовку квалифицированных кадров в соответствии с комплексом мер,

направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на

2019- 2024 годы;

- провести обновление содержания программы среднего профессионального образования

по специальности в соответствии с требованиями профессиональных сообществ/субъектов

социально-трудовой сферы;

- внедрить в колледже реализацию ФГОС СПО по ТОП- 50, инновационные

оборудование, программное обеспечение и производственные технологии, соответствующие

среднесрочным перспективам развития предприятий региона, а также современные формы,

методы и педагогические технологии.

- повысить степень удовлетворенности работодателей и потребителей образовательных

услуг доступностью и качеством среднего профессионального образования в соответствии со

Стратегией социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года.

ФГОС ТОП-50 – это новые стандарты, которые приведены в соответствие с

международными требованиями и профессиональными стандартами,

в них повышена

академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и

содержания образования,

введены дополнительные требования к опыту практической

деятельности педагогических работников, введен демонстрационный экзамен как часть

государственной итоговой аттестации, введено новое понятие и состав компетенций, структура

ФГОС приведена в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в РФ», появились

ФГОС по укрупненной группе специальностей, увеличен срок обучения, введены обязательные

дисциплины «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности» и

другие особенности.

В ГБПОУ «Грозненский государственный колледж экономики и информационных

технологий»

разработана

Программа

стратегического

развития

(модернизации)

государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Грозненский

государственный колледж экономики и информационных технологий» на 2019-2024 годы

2

(далее - Программа). Цель разработанной Программы: Внедрение ФГОС СПО по наиболее

востребованным

и

перспективным

профессиям

и

специальностям

в

соответствии

с

международными стандартами и передовыми технологиями (далее - ФГОС СПО по ТОП-50) в

профессиональной образовательной организации ГБПОУ «Грозненский государственный

колледж экономики и информационных технологий».

Задачи программы:

-

создание условий для реализации образовательных программ в соответствии с

требованиями ФГОС СПО по ТОП-50;

- апробация реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС ТОП-50;

- мониторинг внедрения и оценка качества подготовки кадров по ФГОС СПО по ТОП-

50;

- осуществление финансового обеспечения реализации ОПОП в соответствии с ФГОС

ТОП 50.

3

Модель реализации Программы «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным

профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в

ГБПОУ «Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий»

Практическая значимость:

Реализация данного проекта позволит:

˗

реализовать запрос на подготовку специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка

труда;

˗

повысить рейтинг профессиональных образовательных организаций;

˗

повысить качество подготовки кадров в полном соответствии международным стандартам и передовым

технологиям.

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что сильные стороны и возможности колледжа превалируют над

слабыми сторонами и угрозами, которые можно минимизировать на первой стадии проекта.

При внедрении ФГОС СПО ТОП 50 наряду нами выделены наиболее актуальные проблемы, с которыми нам

4

Реализация Программы позволит:

˗

реализовать

запрос

на

подготовку

специалистов

в

соответствии

с

потребностями регионального рынка труда;

˗

повысить рейтинг Грозненского государственного колледжа экономики и

информационных технологий;

˗

повысить

качество

подготовки

кадров

в

полном

соответствии

международным стандартам и передовым технологиям.

В соответствии с разработанной «дорожной картой» идет реализация Программы с

01 сентября 2018 года.

Колледж реализует 8 программ подготовки квалифицированных специалистов

среднего звена (из них 3 – специальности ТОП-50).

На организационном этапе наряду с обеспечением выполнения общесистемных

требований ФГОС ТОП 50 приведена в соответствие с учетом требований международных

стандартов материально-техническая база колледжа, обеспечены требования к кадровым

ресурсам, создана современная учебно-методическая база для подготовки кадров,

обеспечены требования к финансовым условиям реализации образовательной программы

и

непрерывно

обновляются

и

корректируются

образовательные

программы

по

реализуемым специальностям.

На втором этапе осуществлён приём абитуриентов, в учебный процесс внедряются:

современные модели обучения (сетевая, дуальная, дистанционная (электронная)), система

мониторинга оценки качества подготовки специалистов.

Эффективность программы будет

определяться на основании целевых показателей.

Будет проведена профессионально-

общественная аккредитация образовательной программы и осуществлена независимая

сертификация

квалификации

выпускников

объединениями

работодателей

и

общественными

организациями

с

выдачей

соответствующих

сертификатов.

При

реализации

Программы

будет

осуществлено

эффективное

взаимодействие

всех

участников проекта, позволяющее осуществить подготовку кадров в соответствии с

потребностями региона и обеспечить гарантированное трудоустройство выпускников.

На заключительном этапе будет проведен анализ выполнения требований ФГОС

СПО по ТОП-50 и трудоустройства выпускников, а также планирование мероприятий по

совершенствованию подготовки кадров.

Список использованных источников:

1.

Конституция Российской Федерации;

2.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

3.

Закон Чеченской Республики от 30.10.2014 № 37-РЗ «Об образовании в

Чеченской Республике» (принят Парламентом ЧР 10.10.2014);

4.

Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

5.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015;

6.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018;

7.

Перечни поручений Президента РФ по итогам встречи с национальной

сборной «Ворлдскиллс» 29.12.2016 (Пр-2582, п.2) и 2.11.2017 (Пр-2225, п.2);

8.

Перечень поручений Президента РФ от 22.02.2018 № 321ГС, п. 5 «б»;

9.

Перечень поручений Президента РФ по итогам рабочей поездки в

Свердловскую

область,

состоявшейся

06.03.2018

(тезисы

«Развитие

среднего

профессионального образования» в рамках совещания по вопросу развития среднего

профессионального образования);

10.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 года», утверждённая Распоряжением Правительства РФ от

17.11.2008 № 1662-р;

11.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства

Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г.;

12.

«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на

период до 2024 года» (разработан Минэкономразвития России): раздел «Образование»;

13.

«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на

период до 2036 года» (разработан Минэкономразвития России): раздел «Развитие

образования»;

14.

Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего

профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденный Распоряжением

Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р;

15.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»

(2018-2025), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от

26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.01.2019) по направлениям (подпрограммам):

направление

(подпрограмма)

«Реализация

образовательных

программ

профессионального образования»;

направление (подпрограмма) «Развитие дополнительного образования детей и

реализация мероприятий молодежной политики»;

направление

(подпрограмма)

«Совершенствование

управления

системой

образования»;

направление (подпрограмма) «Развитие и распространение русского языка как

основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога»;

16.

Национальный

проект

«Образование»

по

направлению

«Подготовка

высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных

стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»)

(утвержден

президиумом

Совета

при

Президенте

Российской

Федерации

по

стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. № 9)

на 2017-2020 годы;

17.

Национальный проект «Образование» (01.01.2019 – 31.12.2024) в части

реализации следующих федеральных проектов:

федеральный

проект

«Молодые

профессионалы

(Повышение

конкурентоспособности профессионального образования)»;

федеральный проект «Цифровая образовательная среда»;

федеральный проект «Социальная активность»;

18.

«Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования

прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» (одобрено

Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.06.2013 № ПК-5вн);

19.

«Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской

Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года», утв. Правительством РФ

от 1 ноября 2013 г. № 2036-р;

20.

Федеральный

закон РФ

«О независимой оценке квалификаций» от

29.06.2016;

21.

Программа модернизации образовательных организаций, реализующих

программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита

квалифицированных рабочих кадров в субъектах Российской Федерации (одобрена

Координационным советом по среднему профессиональному образованию Министерства

образования науки Российской Федерации 25.04.2018);

22.

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста

(проект АСИ);

23.

Государственная программа Чеченской Республики «Развитие образования

Чеченской Республики на 2014-2020 годы» по направлению подпрограммы № 4 «Развитие

системы среднего профессионального образования Чеченской Республики» (утверждена

постановлением Правительства Чеченской Республики от 09.10.2017 № 243);

24.

«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых

талантов на 2015-2020 годы в Чеченской Республике»;

25.

Распоряжение Правительства ЧР от 03.12.2015 № 275-р «Об утверждении

Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и

развития молодых талантов на 2015-2020 годы в Чеченской Республике»;

26.

Национальный проект «Цифровая экономика РФ» (программа проекта

утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р);

27.

«Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской

Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» (утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р);

28.

«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых

талантов на 2015-2020 годы в Чеченской Республике» (утверждено распоряжением

Правительства Чеченской Республики 3.11.2015 № Пр-827);

29.

Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

образовательным программам среднего профессионального образования»;

30.

Устав ГБПОУ «ГГКЭИТ»;



В раздел образования