Автор: Дииев Рамзан Магомедович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Чеченский аграрно-технический колледж"
Населённый пункт: Грозный
Наименование материала: Статья
Тема: НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТОП-50 В ПОО НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ "ГГКЭИТ"
Раздел: среднее профессиональное
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ И
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ТОП-50 В ПОО НА ПРИМЕРЕ ГБПОУ «ГГКЭИТ»
Дииев Рамзан Магамедович, преподаватель ГБПОУ «Грозненский государственный
колледж экономики и информационных технологий»
В
российской
образовательной
политике
начала
XXI
века
закончился
период
преимущественного
антикризисного
приспособления
организаций
профессионального
образования к новым социально-экономическим реалиям и наступил этап достаточно
продуманного управления изменениями.
Базовое
условие
развития
экономики
–
это
высокоподготовленный
и
квалифицированный рабочий класс. Но именно система подготовки рабочих кадров и
специалистов среднего звена претерпела в новейшей истории России наиболее кардинальные
изменения. К ним следует отнести законодательное закрепление отказа от уровня «начального
профессионального
образования»,
введение
понятий
«профессиональное
обучение
и
подготовка», передачу учреждений СПО на региональный уровень и их оптимизацию,
серьезные меры, направленные на переориентацию данного уровня образования на запросы
работодателей, формирование новой инфраструктуры и т.д.
Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания
Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821)
распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден комплекс мер по созданию
условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным
профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и
передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных
организаций.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 2
ноября 2015 г. утвержден список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и
перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50).
Приказ продолжает реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование
системы среднего профессионального образования. Одним из целевых показателей стала
подготовка кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям в
соответствии лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в
половине профессиональных образовательных организаций страны.
В настоящее время утверждены новые ФГОС СПО по профессиям и специальностям
ФГОС СПО по ТОП-50.
1
Согласно комплексу мер, направленных на совершенствование системы среднего
профессионального образования с 1 сентября 2019 года Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Грозненский государственный колледж
экономики и информационных технологий» начал подготовку по новым ФГОС СПО ТОП 50 по
3
специальностям,
одна
из
которых
представлена
в
настоящей
статье
–
09.02.07
Информационные системы и программирование.
Направления колледжа по внедрению программы СПО по новому ФГОС ТОП-50
укрупненной группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника:
- обеспечить подготовку квалифицированных кадров в соответствии с комплексом мер,
направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на
2019- 2024 годы;
- провести обновление содержания программы среднего профессионального образования
по специальности в соответствии с требованиями профессиональных сообществ/субъектов
социально-трудовой сферы;
- внедрить в колледже реализацию ФГОС СПО по ТОП- 50, инновационные
оборудование, программное обеспечение и производственные технологии, соответствующие
среднесрочным перспективам развития предприятий региона, а также современные формы,
методы и педагогические технологии.
- повысить степень удовлетворенности работодателей и потребителей образовательных
услуг доступностью и качеством среднего профессионального образования в соответствии со
Стратегией социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года.
ФГОС ТОП-50 – это новые стандарты, которые приведены в соответствие с
международными требованиями и профессиональными стандартами,
в них повышена
академическая свобода образовательных организаций в части формирования структуры и
содержания образования,
введены дополнительные требования к опыту практической
деятельности педагогических работников, введен демонстрационный экзамен как часть
государственной итоговой аттестации, введено новое понятие и состав компетенций, структура
ФГОС приведена в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в РФ», появились
ФГОС по укрупненной группе специальностей, увеличен срок обучения, введены обязательные
дисциплины «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности» и
другие особенности.
В ГБПОУ «Грозненский государственный колледж экономики и информационных
технологий»
разработана
Программа
стратегического
развития
(модернизации)
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Грозненский
государственный колледж экономики и информационных технологий» на 2019-2024 годы
2
(далее - Программа). Цель разработанной Программы: Внедрение ФГОС СПО по наиболее
востребованным
и
перспективным
профессиям
и
специальностям
в
соответствии
с
международными стандартами и передовыми технологиями (далее - ФГОС СПО по ТОП-50) в
профессиональной образовательной организации ГБПОУ «Грозненский государственный
колледж экономики и информационных технологий».
Задачи программы:
-
создание условий для реализации образовательных программ в соответствии с
требованиями ФГОС СПО по ТОП-50;
- апробация реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС ТОП-50;
- мониторинг внедрения и оценка качества подготовки кадров по ФГОС СПО по ТОП-
50;
- осуществление финансового обеспечения реализации ОПОП в соответствии с ФГОС
ТОП 50.
3
Модель реализации Программы «Внедрение ФГОС СПО по наиболее востребованным и перспективным
профессиям и специальностям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями в
ГБПОУ «Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий»
Практическая значимость:
Реализация данного проекта позволит:
˗
реализовать запрос на подготовку специалистов в соответствии с потребностями регионального рынка
труда;
˗
повысить рейтинг профессиональных образовательных организаций;
˗
повысить качество подготовки кадров в полном соответствии международным стандартам и передовым
технологиям.
Полученные данные позволили сделать вывод о том, что сильные стороны и возможности колледжа превалируют над
слабыми сторонами и угрозами, которые можно минимизировать на первой стадии проекта.
При внедрении ФГОС СПО ТОП 50 наряду нами выделены наиболее актуальные проблемы, с которыми нам
4
Реализация Программы позволит:
˗
реализовать
запрос
на
подготовку
специалистов
в
соответствии
с
потребностями регионального рынка труда;
˗
повысить рейтинг Грозненского государственного колледжа экономики и
информационных технологий;
˗
повысить
качество
подготовки
кадров
в
полном
соответствии
международным стандартам и передовым технологиям.
В соответствии с разработанной «дорожной картой» идет реализация Программы с
01 сентября 2018 года.
Колледж реализует 8 программ подготовки квалифицированных специалистов
среднего звена (из них 3 – специальности ТОП-50).
На организационном этапе наряду с обеспечением выполнения общесистемных
требований ФГОС ТОП 50 приведена в соответствие с учетом требований международных
стандартов материально-техническая база колледжа, обеспечены требования к кадровым
ресурсам, создана современная учебно-методическая база для подготовки кадров,
обеспечены требования к финансовым условиям реализации образовательной программы
и
непрерывно
обновляются
и
корректируются
образовательные
программы
по
реализуемым специальностям.
На втором этапе осуществлён приём абитуриентов, в учебный процесс внедряются:
современные модели обучения (сетевая, дуальная, дистанционная (электронная)), система
мониторинга оценки качества подготовки специалистов.
Эффективность программы будет
определяться на основании целевых показателей.
Будет проведена профессионально-
общественная аккредитация образовательной программы и осуществлена независимая
сертификация
квалификации
выпускников
объединениями
работодателей
и
общественными
организациями
с
выдачей
соответствующих
сертификатов.
При
реализации
Программы
будет
осуществлено
эффективное
взаимодействие
всех
участников проекта, позволяющее осуществить подготовку кадров в соответствии с
потребностями региона и обеспечить гарантированное трудоустройство выпускников.
На заключительном этапе будет проведен анализ выполнения требований ФГОС
СПО по ТОП-50 и трудоустройства выпускников, а также планирование мероприятий по
совершенствованию подготовки кадров.
Список использованных источников:
1.
Конституция Российской Федерации;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Закон Чеченской Республики от 30.10.2014 № 37-РЗ «Об образовании в
Чеченской Республике» (принят Парламентом ЧР 10.10.2014);
4.
Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
5.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015;
6.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018;
7.
Перечни поручений Президента РФ по итогам встречи с национальной
сборной «Ворлдскиллс» 29.12.2016 (Пр-2582, п.2) и 2.11.2017 (Пр-2225, п.2);
8.
Перечень поручений Президента РФ от 22.02.2018 № 321ГС, п. 5 «б»;
9.
Перечень поручений Президента РФ по итогам рабочей поездки в
Свердловскую
область,
состоявшейся
06.03.2018
(тезисы
«Развитие
среднего
профессионального образования» в рамках совещания по вопросу развития среднего
профессионального образования);
10.
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года», утверждённая Распоряжением Правительства РФ от
17.11.2008 № 1662-р;
11.
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г.;
12.
«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2024 года» (разработан Минэкономразвития России): раздел «Образование»;
13.
«Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на
период до 2036 года» (разработан Минэкономразвития России): раздел «Развитие
образования»;
14.
Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего
профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденный Распоряжением
Правительства РФ от 3 марта 2015 г. № 349-р;
15.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»
(2018-2025), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от
26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.01.2019) по направлениям (подпрограммам):
направление
(подпрограмма)
«Реализация
образовательных
программ
профессионального образования»;
направление (подпрограмма) «Развитие дополнительного образования детей и
реализация мероприятий молодежной политики»;
направление
(подпрограмма)
«Совершенствование
управления
системой
образования»;
направление (подпрограмма) «Развитие и распространение русского языка как
основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога»;
16.
Национальный
проект
«Образование»
по
направлению
«Подготовка
высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных
стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»)
(утвержден
президиумом
Совета
при
Президенте
Российской
Федерации
по
стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. № 9)
на 2017-2020 годы;
17.
Национальный проект «Образование» (01.01.2019 – 31.12.2024) в части
реализации следующих федеральных проектов:
федеральный
проект
«Молодые
профессионалы
(Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)»;
федеральный проект «Цифровая образовательная среда»;
федеральный проект «Социальная активность»;
18.
«Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования
прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года» (одобрено
Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.06.2013 № ПК-5вн);
19.
«Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской
Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года», утв. Правительством РФ
от 1 ноября 2013 г. № 2036-р;
20.
Федеральный
закон РФ
«О независимой оценке квалификаций» от
29.06.2016;
21.
Программа модернизации образовательных организаций, реализующих
программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита
квалифицированных рабочих кадров в субъектах Российской Федерации (одобрена
Координационным советом по среднему профессиональному образованию Министерства
образования науки Российской Федерации 25.04.2018);
22.
Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста
(проект АСИ);
23.
Государственная программа Чеченской Республики «Развитие образования
Чеченской Республики на 2014-2020 годы» по направлению подпрограммы № 4 «Развитие
системы среднего профессионального образования Чеченской Республики» (утверждена
постановлением Правительства Чеченской Республики от 09.10.2017 № 243);
24.
«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов на 2015-2020 годы в Чеченской Республике»;
25.
Распоряжение Правительства ЧР от 03.12.2015 № 275-р «Об утверждении
Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и
развития молодых талантов на 2015-2020 годы в Чеченской Республике»;
26.
Национальный проект «Цифровая экономика РФ» (программа проекта
утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р);
27.
«Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской
Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р);
28.
«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов на 2015-2020 годы в Чеченской Республике» (утверждено распоряжением
Правительства Чеченской Республики 3.11.2015 № Пр-827);
29.
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным программам среднего профессионального образования»;
30.
Устав ГБПОУ «ГГКЭИТ»;