Напоминание

"Совершенствование профессиональной компетентности субъектов педагогической деятельности колледжа в контексте реализации в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения"


Автор: Байсарова Хеда Руслановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Чеченский аграрно-технический колледж"
Населённый пункт: Грозный
Наименование материала: Статья
Тема: "Совершенствование профессиональной компетентности субъектов педагогической деятельности колледжа в контексте реализации в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

«Чеченский аграрно-технический колледж»

Методическая разработка

на тему:

«Совершенствование профессиональной компетентности субъектов

педагогической деятельности колледжа в контексте реализации в

образовательном процессе федеральных государственных образовательных

стандартов нового поколения»

Разработала: Байсарова Х.Р.,

Преподаватель социальных

дисциплин.

Грозный 2022г.

Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами.

Али Апшерон

Меняется время, меняются люди. И вот уже сегодня каждое образовательное

учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует

современное общество, которому необходимы высокообразованные,

целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и

физически здоровые личности, способные занять достойное место в

обществе. Этого требуют современные задачи образования.

Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно измениться в

профессионально-личностной готовности педагога в связи с введением

ФГОС, следует определить, возможно, ли, не меняя требования к педагогу,

реализовать стандарт?

Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС предъявляет

несколько иные требования к условиям образования. Реализовать в полной

мере заявляемый системно-деятельностный, тем более - компетентностный

подход, не меняя сложившуюся систему, просто невозможно. Так же, как,

невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая

только в классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно

очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется

возможным.

А это значит, что решение современных задач потребует не

только осуществления ряда мероприятий, таких как:

- разработку и утверждение основной образовательной программы;

- приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно-

квалификационными характеристиками должностных инструкций

работников образовательного учреждения;

- определение оптимальной модели организации образовательного процесса,

обеспечивающей организацию урочной и внеурочной деятельности

обучающихся;

- определение списка учебников и учебных пособий, используемых в

образовательном процессе в соответствии с ФГОС;

- обеспечение финансовых, материально-технических и иных условий

реализации основной образовательной программы школы в соответствии с

требованиями ФГОС, но и, самое главное, серьезной профессиональной

подготовки педагога.

В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли

преподавателя, но и в роли:

- инструктора (человека, который систематически ведут со студентами

индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода

и результатов выполнения учебной работы);

- наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не

избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);

- консультанта (специалиста, способного обсудить учебную задачу, дать

консультацию по различным вопросам);

- занимает позицию куратора (участника образовательного процесса, главной

целью которого является создание условий для приобретения детьми

жизненного опыта (обобщения, выбора, ответственного поведения) и

жизненных ценностей);

- управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями,

как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели,

планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты);

- помощника.

В соответствии с ФГОС, он (преподаватель), является мудрым воспитателем,

союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет

командной, совместной, коллективной и парной формой работы.

Ученик же становится активным участником образовательного процесса,

который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если

необходимо и доказывать свое мнение.

Таким образом, с введением ФГОС ответственность преподавателя, которая

во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.

Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос

«как обучать?». Другими словами, преподаватель должен знать конкретный и

понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой

мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в

новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику

стать успешным в современном мире.

Какие же изменения в образовании потребуют от преподавателя новых

компетенций и чем отличаются Федеральные государственные

образовательные стандарты нового поколения от тех стандартов, которые

регулировали работу колледжа в прошлом?

Прежде всего - это новые требования к результатам образования. Достаточно

вспомнить, что раньше задачей колледжа было достижение среднего уровня

обязательного минимума содержания образования.

По новым образовательным стандартам, выпускник школы должен быть:

o

Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий

свою сопричастность к судьбе России.

o

Уважающий ценности иных культур, конфессий и

мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою

роль в их решении.

o

Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и

самообучению на протяжении всей жизни.

o

Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни.

o

Уважающий других людей, готовый сотрудничать

с ними для достижения совместного результата.

o

Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные

решения и нести за них ответственность.

В новом стандарте впервые зафиксированы требования к результатам

освоения основной образовательной программы нескольких уровней и трех

типов – это, во-первых, предметные результаты, или знания в предметных

областях: русского языка, математики, естествознания, литературного

чтения; и так далее.

Но кроме предметных результатов в ФГОС предъявлены требования также

к метапредметным и личностным результатам.

Если обобщить требования к метапредметным умениям, то можно выделить

следующие их группы.

Во-первых, это умение планировать собственную деятельность. То есть

ребенок сам должен сопоставлять задачу с теми условиями, в которых задача

предъявлена, уметь соотносить содержание этой задачи с собственными

умениями, оценивать свои собственные действия и вносить, если это

необходимо, коррективы.

Во-вторых, это метапредметный результат – универсальные учебные

действия, связанные с работой в группе, способностью школьника

соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные

функции в группе. Групповая работа (по ФГОС) - это не просто случайное

собрание детей или их совместное времяпрепровождение, - это особая

учебная ситуация, в которой происходит коллективно-распределенная

деятельность.

Идея организации групповой работы заключается в том, что любое действие,

любое умение, во-первых, сначала существует в процессе взаимодействия

между людьми, а в процессе обучения — это умение становится достоянием

каждого ребенка.

Еще одна группа универсальных учебных действий связана с овладением

компьютерной грамотностью, способностью школьников использовать

данные из сети интернет для решения задач.

Вот почему в рамках нового образовательного стандарта предъявляются

достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и в

том числе к наличию свободного доступа к сети Интернет. Теперь становится

необходимым применение и использование компьютерных средств и средств

и ресурсов сети интернет не только при подготовке к занятиям, но и на самих

занятиях.

Что же, собственно говоря, нового должен уметь учитель для того, чтобы

сформировать у детей универсальные учебные действия? (слайд 8)

Прежде всего, учитель должен владеть технологией, которая способствует

развитию детской рефлексии – способности планировать и оценивать свои

собственные действия.

Содержание этой компетенции учителя определяется такими

характеристиками, как

1.

Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком

основной образовательной программы.

2.

Уметь ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося.

3.

Уметь ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.

4.

Уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику

интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.

5.

Уметь правильно определять причины недостаточно эффективного

продвижения ребенком в освоении образовательной программы. (Умеет

правильно (адекватно) выделить трудности в освоении учебных предметов,

возникающие у каждого ученика.)

6.

Уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД).

7.

Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным

основаниям (целям, используемым средствам и др.).

8.

Уметь выбирать и применять современные образовательные технологии и

технологии оценки, адекватные поставленным целям.

Еще один момент, о котором нельзя не сказать – это деятельностный

характер обучения. Деятельностный подход, составляющий основу

современного образования предполагает, что ученик научится планировать

(задавать сам себе вопрос: "Чему мне нужно научиться?") и проектировать

("Как мне этому научиться?"). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует

не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы

ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в

рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных

ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен

быть активным пользователем информационных технологий, свободно

общаться в информационном пространстве.

Несомненно, каждый понимает, что за короткий срок не натаскаешь, не

доведёшь до автоматизма универсальные учебные действия и навыки детей в

решении учебных задач. Это большой, систематический труд. Чтобы всему

этому научить детей, выработать в них особые учебные умения, навыки,

нужно учителю самому обладать компетентностями.

Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый

должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило,

прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать

как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли,

главными показателями качества профессиональной подготовки педагога

сегодня являются такие личностные характеристики, как (слайд 9):

готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.

мотивация на работу с учащимися;

способность и готовность учителя применять полученные знания

в профессиональной деятельности;

знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков,

оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период

возрастных кризисов;

владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;

знание содержания предмета и владение современной методикой его

преподавания;

(слайд 10) Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного

воспитания. Базисный образовательный план включает в себя программу

воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную,

внеурочную, внешкольную деятельность образовательного учреждения.

Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как

процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих

основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития

личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других

ценностей.

Первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания,

обучающихся имеет не только умение воспитывать детей, но и

нравственность самого учителя, моральные нормы, которыми он

руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его

отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. И хотя

это требование не является чем-то новым, особенным, однако, выступает оно

как составляющая характеристика современного педагога, как требование к

его личностным качествам. Никакие воспитательные программы и действия

не будут эффективны, если педагог не являет собой пример нравственного и

гражданского личностного поведения. К тому же в современном мире

взрослые, в том числе и родители, не хотят воспитывать ребенка на

традициях семьи и народа, а порой и сами не владеют важнейшими

жизненными ценностями.

Однако, следует признать, что обеспечить полноценное духовно-

нравственное развитие и воспитание учащихся педагогу безсоциально-

педагогического партнерства, скорее всего, просто невозможно. Для решения

этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные

партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей,

общественными организациями, учреждениями дополнительного

образования, культуры, спорта, СМИ.

Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться

путем согласования социально-воспитательных программ социализации на

основе национального воспитательного идеала и базовых национальных

ценностей, прописанных в Концепции духовно-нравственного воспитания и

развития личности гражданина России. Это возможно при условии, что

субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и

реализации таких программ.

В этих условиях самостоятельность, а вместе с тем и ответственность

педагога заключается в:

разработке для своего класса программы развития и воспитания

внедрении новой формы накопительной оценки (портфолио)

умении выбирать подходящие, конкретно к данному классу, УМК,разработке

(корректировке) рабочих программ по учебным предметам

отборе способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ

учебников, отбор системы заданий)

разработке (отборе) контрольных материалов, обработке результатов

диагностических и комплексных работ.

Очевидно, что не сразу, и, возможно, не все педагоги смогут перестроиться в

меняющихся условиях. А потому, на мой взгляд, главной задачей для

каждого учителя, ОУ в целом, является, сегодня:

- принятие основных идей ФГОС,

- адаптация (максимальная, продуктивная) к меняющимся условиям

деятельности;

- определение способов наиболее конструктивного профессионального и

личностного развития,

- осмысление различных аспектов своей деятельности (в плане

представлений о себе, своей миссии, своей позиции между ребёнком и

обществом).

Известно, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый»

педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного –

только современный.

Приложение 1

Современная модель профессионального роста преподавателя

В условиях быстрой смены различных технологий предполагает

осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта;

способность увидеть свой профессиональный труд в целом;

быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с

новыми ценностными ориентациями – овладевать новыми технологиями.

Содержание педагогической компетентности:

Компоненты

Информационный (теоретический);

Операционный (практический);

Мотивационный (личностный).

Информационный компонент

Профессионально-педагогическая эрудиция

Широкий кругозор, общая культура;

Психолого-педагогические знания;

Безупречное знание предмета;

Знание методики преподавания.

Операционный компонент

Владение

профессиональной культурой речи, общения и педагогическим тактом;

разными технологиями и методами обучения;

методами диагностики и мониторинга педагогической деятельности;

владение аудиторией;

профессиональная наблюдательность.

Мотивационный компонент

Любовь к детям;

Требовательность к себе и детям;

Доброжелательность и общительность;

Увлеченность работой, способность привить интерес к своему предмету;

Постоянное совершенствование педагогического мастерства;

Критерии профессиональной компетентности:

Профессионализм, творчество, мастерство, эффективность, оптимальность,

индивидуальный почерк.

Уровень профессиональной компетентности преподавателя:

владение основами профессии,

применение известных в науке и практике приемов;

повседневные решения нестандартных задач (открытия для себя);

положительная результативность и эффективность;

преимущественная ориентация на знания

Компетентность учителя в сфере педагогического общения:

постановка задач общения;

владение приемами организации взаимодействия, общения с учениками.

Профессиональная зрелость личности преподавателя:

Четкая позиция и действенная гражданская последовательность;

Проявление педагогических способностей;

перцептивные управленческие

Управление своим эмоциональным состоянием;

Определение способностей своего стиля и использование природных

данных;

Осуществление творческого поиска, переход от уровня мастерства к

собственно новаторскому уровню;

Диагностика уровня педагогической компетентности:

Экспертная качественная оценка уроков;

Качественная самооценка уроков;

Наличие собственных методических разработок;

Выполнение заданий, моделирующих профессиональную деятельность;

Анализ учебных достижений учащихся;

Работа на семинарах;

Самоанализ, востребованность профессионального роста.

Диагностика уровня профессиональной компетентности

Обобщение и представление своего опыта работы

Умение определять приоритетные направления своей профессиональной

деятельности по методам, по форме, по содержанию;

Постоянная работа в методических объединениях, творческих группах:

o

выступления, мастер-классы, семинары, конференции

Публикации;



В раздел образования