Автор: Гариф Любовь Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Духовно – нравственное воспитание в начальной
школе
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли
она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного
человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного
воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед
каждым родителем, обществом и государством в целом.
В
Концепции
духовно-нравственного
воспитания
российских
школьников
приведена
система
базовых
национальных
ценностей.
Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были
выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области
общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые
позволяет
человеку
противостоять
разрушительным
влияниям.
Традиционными источниками нравственности являются:
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России;
Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение
Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная;
Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.
3.
Гражданственность
—
Правовое
государство;
Гражданское
общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и
правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание
родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и
настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое
сознание.
7. Традиционные российские религии: включает представления о Вере,
Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине
мира.
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония;
Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое
развитие.
9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета
Земля.
10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и
народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Духовно-нравственное
воспитание
школьников
включает
в
себя
развитие в сфере личностных, общественных и государственных отношений.
В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма
актуальным является формирование гуманных отношений между детьми,
воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных
мероприятий:
беседы
на
этические
темы,
чтение
художественной
литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
Однако,
чтобы
вся
эта
система
воспитательных
мероприятий
была
эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу
формирующего.
Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная
область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль
учительства может и должна стать помощью для развития и роста души
ребёнка.
Темы внеклассных занятий данного направления “красной нитью”
проходят через большинство предметов школьного курса и если нет
возможности изыскать время на внеурочные занятия, то это позволяет
“вплести” их в сами уроки.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка
становится организация совместной деятельности детей, способствующая
развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе
которых ребенок получает представления о другом человеке и о самом себе,
о своих возможностях и способностях.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.
Классные часы, праздники посвященные не только государственным
символам России, но и Дню Победы, Дню Защитников Отечества стали
традиционными. Они предполагают встречи с интересными людьми,
ветеранами, поездки в музей.
Начиная с азов в начальной школе учителя пытаются пользоваться
опытом
и
поддержкой
родителей
учащихся.
На
этом
этапе
они
рассматривают
ученика с различных сторон его развития и пытаются
уделить внимание тем пробелам, которые проявляются через воспитание в
семье.
И здесь работа учителей с родителями разнообразна и может
проявляться в различных формах деятельности: классные часы, экскурсии на
предприятия, проведение семейных праздников в классе, конкурсов с
привлечением родителей, выезд за город, а также просветительская
деятельность со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания. И, как
признаются некоторые родители, им это необходимо.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного
образования определяется не только преемственностью ее с другими
звеньями
образования,
но
и неповторимой ценностью этой ступени
становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что
именно
младший
школьный
возраст
характеризуется
повышенной
восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет
своевременно
заложить
нравственный
фундамент
развитию
личности.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в
младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического
отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную
отзывчивость.
Педагогический
смысл
работы
по
нравственному
становлению
личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему
продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,
где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных
качеств
школьника
зависит
от
грамотности
педагога,
разнообразии
применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.