Напоминание

"Духовно – нравственное воспитание в начальной школе"


Автор: Гариф Любовь Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно – нравственное воспитание в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно – нравственное воспитание в начальной

школе

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли

она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного

человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного

воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед

каждым родителем, обществом и государством в целом.

В

Концепции

духовно-нравственного

воспитания

российских

школьников

приведена

система

базовых

национальных

ценностей.

Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были

выбраны источники нравственности и человечности, т.е. те области

общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые

позволяет

человеку

противостоять

разрушительным

влияниям.

Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России;

Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение

Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная;

Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3.

Гражданственность

Правовое

государство;

Гражданское

общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и

правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание

родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и

настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое

сознание.

7. Традиционные российские религии: включает представления о Вере,

Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине

мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония;

Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое

развитие.

9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета

Земля.

10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и

народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Духовно-нравственное

воспитание

школьников

включает

в

себя

развитие в сфере личностных, общественных и государственных отношений.

В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма

актуальным является формирование гуманных отношений между детьми,

воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных

мероприятий:

беседы

на

этические

темы,

чтение

художественной

литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Однако,

чтобы

вся

эта

система

воспитательных

мероприятий

была

эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу

формирующего.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная

область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль

учительства может и должна стать помощью для развития и роста души

ребёнка.

Темы внеклассных занятий данного направления “красной нитью”

проходят через большинство предметов школьного курса и если нет

возможности изыскать время на внеурочные занятия, то это позволяет

“вплести” их в сами уроки.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка

становится организация совместной деятельности детей, способствующая

развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе

которых ребенок получает представления о другом человеке и о самом себе,

о своих возможностях и способностях.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания.

Классные часы, праздники посвященные не только государственным

символам России, но и Дню Победы, Дню Защитников Отечества стали

традиционными. Они предполагают встречи с интересными людьми,

ветеранами, поездки в музей.

Начиная с азов в начальной школе учителя пытаются пользоваться

опытом

и

поддержкой

родителей

учащихся.

На

этом

этапе

они

рассматривают

ученика с различных сторон его развития и пытаются

уделить внимание тем пробелам, которые проявляются через воспитание в

семье.

И здесь работа учителей с родителями разнообразна и может

проявляться в различных формах деятельности: классные часы, экскурсии на

предприятия, проведение семейных праздников в классе, конкурсов с

привлечением родителей, выезд за город, а также просветительская

деятельность со стороны учителя в некоторых вопросах воспитания. И, как

признаются некоторые родители, им это необходимо.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного

образования определяется не только преемственностью ее с другими

звеньями

образования,

но

и неповторимой ценностью этой ступени

становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что

именно

младший

школьный

возраст

характеризуется

повышенной

восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет

своевременно

заложить

нравственный

фундамент

развитию

личности.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в

младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического

отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную

отзывчивость.

Педагогический

смысл

работы

по

нравственному

становлению

личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему

продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,

где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных

качеств

школьника

зависит

от

грамотности

педагога,

разнообразии

применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.



В раздел образования