Автор: Минеева Дарья Сергеевна
Должность: воспитатль
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР 15"
Населённый пункт: город Александров, Владимирская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Моделирование как средство ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по Ф.Ц.К.М.
Моделирование в процессе ознакомления дошкольников правилам дорожного
движения ( средний возраст).
Цель:
закрепление умений и навыков, необходимых в выработке положительных, устойчивых
привычек безопасного поведения на улице.
Образовательные задачи:
- формировать умение различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход,
полоса движения, остановка общественного транспорта;
-знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить
пешеходам, как переходить проезжую часть;
- закрепить знания детей о транспорте, о видах транспорта.
Развивающие задачи:
- развивать у детей азы дорожной грамоты;
- развивать умение выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый
одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро
загорится красный);
- развивать освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного
движения.
Воспитательные задачи:
- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
- формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Активизация словаря:
- закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
- закрепить в речи названия дорожных знаков.
Форма проведения: руководство деятельностью детей в режимные моменты.
Материал: макет улицы (настольный и напольный); игрушки (машины, светофор); дидактические
игры «Собери дорожный знак», «Моя дорожная грамота», «Светофор»; карточки «Моя дорожная
грамота».
Предварительная работа: чтение художественной литературы о правилах дорожного движения
(Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп машина!»,
С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков
«Светофор»), дидактические игры на знакомство с дорожными знаками ( «Светофор»,
«Водители», «Это наша улица» ), рассматривание иллюстраций различного автотранспорта,
беседы о правилах безопасного поведения на улице,
Совместная работа детей и родителей: изготовление дорожных знаков.
Методы и приемы: игровой, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение,
рассматривание, закрепление, поощрение, групповой, индивидуально – подгрупповой.
Планируемые результаты:
Образовательный: овладение базовыми правилами поведения на дороге, Формирование у детей
самостоятельности и ответственности в действиях на дороге.
Воспитательный: формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой; привитие
устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный: формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам; развитие
отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Ход деятельности:
Утро:
1.Моделирование транспорта из геометрических фигур (индивидуально - подгрупповой метод).
Шуршат по дорогам веселые шины,
Спешат по дорогам машины, машины.
А в кузове — важные, срочные грузы:
Цемент и железо, изюм и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна!
Воспитатель:
- Ребята, о чем это стихотворение? (о машинах).
- Я предлагаю вам создать свою модель машины из предложенных геометрических фигур.
В результате деятельности обсуждаем машины, которые получились у детей и их предназначение.
2. Моделирование дорожных знаков из картона (индивидуально - подгрупповой метод).
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Я.Пишумова «Азбука города».
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву
Сравнить с букварем.
Вот она, азбука,—
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Воспитатель:
- Сегодня мы поиграем в игру «Собери дорожный знак». Ребята, приглашаю вас присесть за
столы, открыть конверты с элементами знаков, собрать дорожный знак по предлагаемому образцу
и назвать его.
Полученные знаки мы обыгрываем в стихотворной форме:
Знак «Въезд запрещен»:
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
Знак «Пешеходный переход»:
Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
Знак «Движение пешеходов запрещено»:
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»
Знак «Стоянка запрещена»:
Тормозить здесь можно смело,
Но нельзя стоять без дела.
Пассажиров ты сажай
И скорее уезжай!
Знак «Дети»:
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
После завтрака:
3. Моделирование улицы из больших напольных домов и знаков( групповой метод).
Воспитатель читает стихотворение С.Михалкова «Шагая осторожно...»
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи —
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там ее переходи!
Воситатель:
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Желтый свет — предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
ООД:
4.Моделирование ситуаций с помощью игры «Правильно – неправильно» (разрезные картинки).
Групповой метод.
Воспитатель читает стихотворение Ю.Яковлева:
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
Правила движения,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
Воспитатель:
- Ребята, я уверена, что вы хорошо знаете правила дорожного движения и умеете не только
правильно переходить через дорогу, но и показывать пример поведения в общественном
транспорте. Я буду называть ситуации, а вы их составлять из карточек и узнавать можно так себя
вести или нет.
Воспитатель называет ситуацию, дети выстраивают ее на магнитной доске из карточек и
проговаривают можно так делать или нет.
В конце игры воспитатель читает стихотворение В.Семернина «Запрещается – разрешается».
Вечер:
5. Моделирование улиц города из настольного конструктора (индивидуально - подгрупповой
метод).
Воспитатель:
- Ребята, давайте вместе из строителя создадим город, в котором будут дома, дороги и тротуары,
светофор, дорожные знаки, а также пешеходы и машины.
Вместе с детьми из настольного конструктора «Азбука города» строим
настольный макет города. Во время строительства воспитатель читает стихотворение В.Веревка:
Чтоб аварий избегать.
Надо строго соблюдать
Правила движения
И нормы поведения.
Вы запомните, друзья.
На дороге нам нельзя
Бегать, прыгать и скакать
И с мячом в футбол играть.
И не думайте напрасно.
Что здесь вовсе не опасно.
Изучайте понемногу, как переходить дорогу.
Дети обыгрывают макет, стараясь выполнять правила движения.
Литература:
1.Ивнев П. Азбука улицы. – «Мозаика – синтез», 2015.
2. Манакова М.Н. Учимся переходить дорогу.- Проф – пресс, 2008.
3.Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения.-«Мозаика –
синтез»,2014.