Автор: Лысенко Виктор Васильевич Должность: учитель обж Учебное заведение: МАОУ СОШ №4 с УИОП АГО Населённый пункт: город Асбест, Свердловская область Наименование материала: Разработка урока Тема: "Безопасное поведение на водоемах" Раздел: среднее образование
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
Асбестовского городского округ
Разработка урока
по теме: «Безопасное поведение на водоемах в
различных условиях»
Учебный предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Раздел курса: «Обеспечение личной безопасности в повседневной
жизни»
Класс: 8
Разработчик: Лысенко Виктор Васильевич,
учитель ОБЖ,
высшая квалификационная категория
г. Асбест
2016 год
Тема : «Безопасное поведение на водоемах в различных условиях»
Цель урока :
- Вооружить знаниями по правилам безопасного поведения на водоемах в
в различных условиях;
- Развивать информационную и коммуникативную компетентности;
- Формировать представление о жизни как самой большой ценности;
Задачи:
1. Расширение знаний об опасных ситуациях на воде и особенностях воды в различные
сезоны года. (П);
2. Развивать умение выражать личностное отношение к поведению людей на воде с точки
зрения сохранения жизни и здоровья. (Л)
3. Продолжить отрабатывать опыт совместного поиска, анализа и отбора информации из
предложенного кейса. (МП)
4. Умение устанавливать причинно-следственные связи между поведением человека и
возможными последствиями. (МП)
5. Определить возможности применения разработок в повседневной жизни. ( Выход на
взаимодействие с инспекцией по маломерным судам для совместного рейда по берегу реки
Рефт. )
Планируемый результат :
- Оформить и представить листовки с десятью «НЕ» при нахождении на водоеме в
различные сезоны года и плакаты, предупреждающие людей об опасности льда
Технология : Кейс-стади.
Конструкт урока :
№
Этап урока
Содержание,
действия
учителя
Характер
действий
учащихся
Виды УУД
Оценка
Результат
Время
1
Организационн
ый момент
Приветствие,
проверка
готовности к
уроку
Демонстрирую
т готовность к
уроку
Самоорганизаци
я
Оценка
готовности
(учитель)
Общий настрой на
работу
2 мин
2
Подготовитель
ный
(мотивационны
й)
Целеполагание
Задают
вопросы
РУД. Постановка
учебной задачи
на основе того,
что уже известно
и того, что еще
неизвестно
Оценка
учителя и
самооценка
учеников
Сформулировано
название урока.
Мотивация.
15
мин.
Распределение
по группам
Учащиеся
поочередно
приглашаются
для работы в
группе по
принципу
выбора
КД. Умение
интегрироваться
в группу
Объединение в группы
Введение в
ситуацию.
Предлагает
учащимся
поставить
перед собой
цель урока.
Знакомятся с
состоянием
водоемов в
различные
сезоны года.
Постановка
самоцели
ПУД. Извлечение
информации из
прослушанного
Понимание
сложившейся опасной
ситуации на водоемах.
Получение
информации.
3
Основной
1 раунд:
Знакомство с
заданием.
Поиск путей
решения.
Составление
текста
листовки с
десятью «НЕ»
чего нельзя
делать на воде
в различные
сезоны года.
2 раунд:
Представление
листовок и
дополнение их
содержания
участниками
других групп.
Смысловое
чтение.
Выделяют из
текста
проблему.
Моделируют
ситуацию и
составляют
памятку.
ПУД. Поиск и
выделение
информации.
Построение
логической цепи
рассуждений.
КУД.
Планирование
сотрудничества и
умение
выражать свои
мысли.
Наблюдени
е за работой
в группах.
Листовка из десяти
«НЕ».Синквейн.
23
мин.
3 раунд:
Составление
синквейна .
Заключительны
й
Оценка
Отвечают на
вопросы.
Самооценка
РУД. Выделение
и осознание
учащимися того,
что усвоено и что
еще нужно
узнать.
Предложения
того где и как
применить
полученные
знания и
разработанную
памятку.
Выход на внеурочную
деятельность.
-распространить
листовки среди
отдыхающих на пляже;
-организовать рейд по
берегу с целью
поверки наличия
предупреждающих
знаков;
-изготовить и
установить таблички
предупреждающие
отдыхающих о
возможной опасности.
5 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент -2 мин.
- приветствие
- вопросы: «С каким настроением пришли на урок?»
«Как ваше самочувствие?» и т.д.
- проверка готовности к уроку (дневник, учебник, тетрадь, принадлежности)
2. Подготовительный этап (мотивационный) – 15 мин.
- демонстрация фрагмента учебного фильма «Правила поведения на воде» (3 мин.)
- целеполагание
Вопросы: Какие вы знаете состояния воды? (Жидкое, твердое, парообразное)
Какое состояние наиболее опасное?
В каком состоянии вы используете воду в повседневной жизни?
Возникали ли опасности с вами или с близкими вам людьми при обращении
с водой?
Как вы думаете, почему возникают такие опасности?
Всегда ли мы выполняем правила поведения на воде?
Как вы думаете, мы вольны делать все, что нам угодно на воде?
Формулируется название урока: «Чего мы НЕ можем делать на воде»
- распределение по группам
Учитель предлагает выйти к доске четырем желающим, которые в свою
очередь предлагают выйти еще по одному человеку в каждую группу, вышедшие приглашают по
одному человеку и т.д. - формируется группа.
- введение в ситуацию ( получение новых знаний)
Учитель рассказывает о:
- состоянии температурного режима воды в водоемах;
- качественном состоянии льда в зимний и весенне-осенний периоды;
- причинах получения травм и гибели на водоемах;
- последствиях опасных ситуаций на воде;
- несчастных случаях на воде.
Учитель: Увидев сюжет поведения людей на воде и прослушав информацию предлагаю вам
сформулировать каждому для себя цель урока к которой мы вернемся в конце урока.
3. Основной этап (работа групп с кейсами) – 23 мин.
Кейсы:
1. Прочитайте текст. Дайте оценку действиям юношей. Оцените ситуацию,
увиденную ими на берегу (предположите что происходит, каковы причины) В соответствии с этим
определите проблему, над которой вам предложено поработать. Дополните памятку с точки
зрения чего нельзя делать на водоеме и предложите варианты использования того, что вами будет
разработано.
Текст: Закончился учебный год для Сергея и Михаила успешно. Теперь они, награжденные
бесплатной путевкой за отличную учебу, загорали на берегу Черного моря. Ведя неспешную
беседу, услышали крики о помощи.
- Серега, чего будем делать? – спросил Мишка.
- Мишка, смотри, здесь спасательная служба работает на уровне, уже спешит на помощь.
- Слушай, Серега, а почему это могло случиться с девушкой?
- Да элементарно просто – она не соблюдала правила поведения на воде, помнишь, нас
учили этому на ОБЖ
- Серега, я эти правила видел на берегу, на стенде. Пойдем, прочитаем.
Так, обсуждая увиденное, они подошли к стенду. Внимательно прочитали.
- Мишка, здесь написано только как себя нужно вести, а про то, чего нельзя ничего -
заметил Серега.
- Ну, давай допишем…
2. Прочитайте текст. Дайте оценку действиям юношей. Оцените ситуацию,
увиденную на берегу (предположите что происходит, каковы причины) В соответствии с этим
определите проблему над которой вам предложено поработать. Наглядно в виде плаката
предупредите людей об опасности на водоемах в весенний период (укажите признаки опасного
льда) и предложите варианты использования того, что вами будет разработано.
Текст: Весна в этом году наступила неожиданно рано. Стояла замечательная погода:
журчали ручьи, деревья готовы были распахнуться во всей своей красе. Вот в это время, время
подъема настроения и общего воодушевления, наши друзья (Саня, Тимофей и Игорь) решили
отдохнуть на лоне природы. К месту отдыха продвигались не спеша, болтали, шутили и так
незаметно подошли к речке. Река выглядела тоже приветливо. Белесый лед, местами весенние
проталины – следы рыболовецких лунок, на берегу шуршал прошлогодний камыш, а до льда
рукой подать.
- Ну, кто первый? - спросил Игорь.
- Конечно - же Саня – ответил Тимофей.
Саня,,воодушевленный поддержкой друга, смело шагнул на лед. Через минуту но
оказался по - пояс в холодной речной воде. Друзья помогли ему, но задумались над тем, почему
он попал в такую ситуацию и поняли, что нужно как-то предупредить посетителей водоемов о
признаках весеннего льда.
Прослушав тексты кейсов сформулируйте, пожалуйста, цель работы в группах.
После обсуждения в группах проводится общее обсуждение с дополнением от групп и
оценкой работы групп. Составление
синквейна со словом вода. Особое внимание обращается на состояние воды с точки зрения ее
опасности, выдерживание логичности.
Синквейн:
ВОДА
Мутная Холодная Недоброжелательная
Течет Бурлит Затягивает
Вода может причинить вред
Опасность
4. Заключительный – 5 мин.
Ответы на вопросы:
-Что нового вы узнали на уроке?
-Удовлетворены ли вы работой в группах и почему?
-Уверены ли в том, что правильно поняли и решили проблему?
-Где можно применить полученные сегодня знания и разработанную
листовку?
Кейс №1
Прочитайте текст. Дайте оценку действиям юношей. Оцените ситуацию, увиденную
ими на берегу (предположите что происходит, каковы причины) В соответствии с этим определите
проблему, над которой вам предложено поработать. Дополните памятку с точки зрения чего
нельзя делать на водоеме и предложите варианты использования того, что вами будет
разработано.
Текст: Закончился учебный год для Сергея и Михаила успешно. Теперь они, награжденные
бесплатной путевкой за отличную учебу, загорали на берегу Черного моря. Ведя неспешную
беседу, услышали крики о помощи.
- Серега, чего будем делать? – спросил Мишка.
- Мишка, смотри, здесь спасательная служба работает на уровне, уже спешит на помощь.
- Слушай, Серега, а почему это могло случиться с девушкой?
- Да элементарно просто – она не соблюдала правила поведения на воде, помнишь, нас
учили этому на ОБЖ
- Серега, я эти правила видел на берегу, на стенде. Пойдем, прочитаем.
Так, обсуждая увиденное, они подошли к стенду. Внимательно прочитали.
- Мишка, здесь написано только как себя нужно вести, а про то, чего нельзя ничего -
заметил Серега.
- Ну, давай допишем…