Автор: Конова Лариса Мухамедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №35 "Росинка"
Населённый пункт: г.Черкесск
Наименование материала: Конспект развлечения
Тема: " По страницам истории"
Раздел: дошкольное образование
Конспект развлечения
Тема: «Путешествие в лес».
Программное содержание: выявление уровня сформированности
экологических знаний и представлений детей старшей группы.
Материал и оборудование: письмо, стрелки - указатели, картинки диких
животных, игрушки ежа и муравья, картинки с изображением
лекарственных растений, макеты деревьев, животных, загадки,
презентация «Насекомые», аудиозаписи «Звуки леса», плачь, журчание
ручья, видеозапись «Голоса птиц», мусор и большой мусорный пакет
для игры, аудиописьма от Мудрой Совы, записка, кинетический песок,
веточки, рюкзак, пазлы, медали.
Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы, чтение
художественных произведений о животных, птицах, насекомых,
отгадывание загадок., просмотр мультфильмов из серии «Шишкин лес»,
просмотр презентаций «Животные наших
лесов», «Насекомые», «Лесная аптека», «Зимующие и перелетные
птицы», «Птицы Пермского края», «Деревья и
кустарники» составление рассказов о птицах и животных, д/и: «Кого не
стало», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?», «Кто что
ест?», «Чей хвост», «Узнай по силуэту», «Животные и
их детеныши», «Зимующие и перелетные птицы», «С какого дерева
листок», «Назови лекарственную травку» и др.
Прогнозируемые результаты:
Знать правила поведения на природе.
Иметь представление о родной природе.
Уметь бережно относиться к природе.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принёс мне письмо. Вы хотите
узнать, от кого оно и что в нем написано?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда слушайте. «Дорогие ребята! Пишет вам Мудрая
Сова. Мы, лесные жители слышали, что вы любите природу и много о
ней знаете. Мы хотим проверить, так ли это, и приглашаем вас
в путешествие по лесу. Мы приготовили для вас подарок, но чтобы
получить его, вам надо выполнить много трудных заданий. За каждое
выполненное задание вы получите подсказку-пазл. Если вы найдёте все
подсказки и правильно их соедините, то сможете узнать, где находится
подарок. А чтобы вы не заблудились в лесу, мы оставили для вас
стрелки - указатели.
Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по лесу? Вы
согласны выполнить задания лесных жителей и хотите получить
подарок?
А как вы думаете, на чём можно отправиться в лес? (ответы детей)
Я предлагаю отправиться в лес пешком. Но прежде чем отправляться в
лес, давайте вспомним правила поведения в лесу:
- Нельзя ломать деревья!
- Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и
птенцы не появятся.
- Нельзя разрушать муравейники.
- Нельзя разжигать костёр. Надо его потушить!
- Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.
- Нельзя рвать большие букеты цветов.
- Нельзя шуметь! (В лесу своя музыка и посторонний шум сильно
напугает птиц и животных.)
- Нельзя мусорить в лесу.
- Можно фотографировать природу.
- Нужно смотреть под ноги, чтобы не наступит на ящерицу, жука, змею.
- Молодцы ребята, вы знаете, как себя вести в лесу. Отправляемся в
путь.
Друг за дружкою вставайте и за мною все шагайте.
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки.
(звук леса)
Воспитатель: Вот мы и добрались до первой полянки. Послушайте, как
поют птицы. Но что-то здесь не видно никого.
Голос Мудрой Совы «Ребята недавно на полянку налетела буря и всех
животных распугала, спрятались они кто куда, найдите животных и
расскажите, что вы о них знаете».
Воспитатель: Ну что, поищем животных, ну ка посмотрите внимательно,
куда же они спрятались?
Посмотрите внимательно, а чья это тень. (Если дети затрудняются
угадать животное по силуэту предлагает отгадать загадки:
За горами, за полями, за дремучими лесами
Хищник-ворище ночами рыщет,
Добычу ищет, зубами — щелк.
Кто это? (волк)
Правильно волк. Как называется дом у волка – логово. Чем питается
волк? (Мелкими животными).
Ребята вы слышите, за пеньком пыхтит кто- то. (Звук ежа) (Воспитатель
заглядывает).
Хотите узнать, кто здесь, отгадайте загадку:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (ёж)
Где дом ежа? Чем питается? (Живет ежик под корягами и пнями. Он
питается червяками, жуками. Ловит ящериц, ядовитых змей, мышей,
лягушек.)
А здесь кто спрятался, чей это пушистый рыжий хвостик выглядывает?
Лиса, молодцы. Чем питается? Как называется дом лисы? (Лиса
охотится на зайцев и мышей, живет в норе).
Интересно, а чьи это длинные ушки выглядывают из- за кустика? Кто там
прячется. Правильно заяц. Чем питается заяц, где его дом? (Питается
травой, корой деревьев. Живет в норе под кустом.)
Смотрите, под деревом скорлупа от орехов лежит, кто же здесь прячется
– белка. Где дом белки? (в дупле). Чем питается? (шишками, орехами,
желудями, грибами, ягодами) Правильно.
Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игу «Кто, кем был в детстве».
- Ловкая белка – была в детстве …. бельчонком.
- Ёж – колючий, был в детстве … ежонком.
- А хищный волк – маленьким … волчонком.
- А хитрющая лиса - рыженьким … лисёнком.
- Длинноухий быстрый заяц в детстве был… зайчонком.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. А где же пазл
подсказка, смотрите за кустиком сумка, что же в ней лежит? Правильно в
ней первый пазл. Заберем её с собой. Пойдем дальше? Куда нам
стрелка показывает? Не отставайте, давайте вспомним игру «В лес
отправимся гулять». Я начинаю, а вы продолжайте:
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”).
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдём. (Присели)
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)
И на каблучках пойдём,
Через лужи перейдём. (Ходьба на пятках).
Воспитатель: Ребята! Смотрите нам на встречу Ёжик бежит. Здравствуй,
Ёжик, ты куда спешишь?
Ёжик: Беда в лесу приключилась, Айболит в Африку улетел зверей
лечить, а мне друзья – лесные жители позвонили, сказали, что заболели,
просили помочь. А я не знаю, чем зверей в лесу лечить можно. Может вы
мне подскажите?
Воспитатель: Как вы думаете, чем можно вылечить зверей в лесу (можно
собрать лекарственные травы.) А вы в травах разбираетесь, знаете
какой травкой какую болезнь лечить можно? Поможем Ёжику травы в
корзинку собрать? Ёжик, ты нам скажи, что болит у твоих друзей?
Ёжик: У лисы ангина и высокая температура (надо заварить чай из
ромашки).
Воспитатель: Правильно, где у нас картинка с изображением ромашки.
Кладите её в корзинку.
Ёжик: А медведь бочонок с медом поднял, спина теперь болит, чем
полечить? (дети предлагают приложить лист лопуха и крапиву).
Воспитатель: Правильно, ищите картинку крапивы и лопуха, кладите в
корзинку.
Ёжик: А маленький зайка бежал, споткнулся через шишку и разбил себе
колено, чем помочь? (надо приложить подорожник)
Воспитатель: Молодцы, ищите картинку с изображением подорожника,
Подорожник это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу,
боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь,
убьёт микробов, и ранка быстро заживёт.
Ёжик: Вот спасибо вам ребята, помогли мне травку собрать, теперь я
смогу своим друзьям помочь. Я слышал, вы подарок ищите, вот вам пазл
подсказка. До свидания.
Воспитатель: Ребята, нам пора идти дальше. Куда стрелочки
показывают?
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Воспитатель: Ну вот ребята мы пришли в берёзовую рощу. (На экране
березовая роща, звук леса, пение птиц). Послушайте как здесь поют
птицы (фонограмма пение птиц.) Какое же задание нам приготовили
лесные жители?
Голос Мудрой Совы: Ребята, в берёзовой роще живут птицы. Они
приготовили для вас небольшой концерт. Посмотрите на экран и
назовите исполнителей.
Воспитатель: Ну что ребята, выполним задание лесных жителей,
присаживайтесь рядышком со мной, внимательно смотрите на экран и
отгадывайте, какая птица для вас поёт. (Видео пение птиц (дятел,
ворона, сорока, кукушка).
Воспитатель: Молодцы ребята вы были внимательны и всех птиц
отгадали. А какие птицы еще живут в лесу? Расскажите, какую пользу
приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых: червяков, гусениц,
которые поедают листики на деревьях). Молодцы.
Воспитатель: Ребята, я что-то устала, а вы? Давайте приляжем на
полянке, отдохнём, послушаем пение птиц, расслабимся.
Релаксационное упражнение «Расслабление» (Голос)
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая,
Замедляется движенье, исчезает напряженье…
И становится понятно – расслабление приятно!
Воспитатель: Ну что, отдохнули, вставайте, пора идти дальше, с
заданием вы справились, а где же пазл (высоко на дереве, достают
пазл, кладут в сумку).
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Воспитатель: Смотрите впереди ручеек (звук ручья), аккуратно по кочкам
через ручеёк переходите, чтобы ноги не промочить.
Ребята, смотрите какая красивая полянка впереди, как много на ней
цветов. (Звук насекомых) Как вы думаете кто здесь живет? (дети
высказывают свои предположения) Бабочки, пчёлы, кузнечики. Ребята,
а как всех этих жителей цветочной полянки можно назвать одним
словом? Правильно, насекомые. Ребята, а что вы знаете о
насекомых? (Они бывают полезными и вредными.) Каких полезных
насекомых вы знаете? (Это пчёлы, муравьи, божьи коровки.) А
вредных? (Это мухи, комары, гусеницы.).
Воспитатель: Ребята, смотрите здесь записка лежит, это, наверное
лесные жители оставили для нас задание. Прочтём? «Ребята отгадайте
загадки и узнайте, какие насекомые живут на цветочной полянке, если
отгадаете правильно, то на экране появиться насекомое».
Воспитатель: Справимся, отгадаем загадки? Слушайте внимательно и
смотрите на экран:
1. Прыгает пружинка - зелененькая спинка
Сверху на серединку, с травинки на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик) (изображение на экране)
2. Спал цветок и вдруг проснулся — больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. (Бабочка)
3. Надевает эта крошка платье красное в горошек.
И летать умеет ловко это… (Божья коровка)
4. Домовитая хозяйка летает над лужайкой,
Похлопочет над цветком - он поделится медком.
(Пчела)
Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг, друг за другом и вспомним
упражнение про пчелу.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела. (Дети бегут по кругу на носочках и машут
воображаемыми крылышками.)
А за нею шмель-шмелёк и весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза, как фонарики глаза. (Встают, загибают по одному
пальчику на обеих руках на каждое название насекомых. Делают кружки
из пальчиков и подносят их к глазам.)
Пожужжали, полетали, (Дети бегут по кругу на носочках и машут
воображаемыми крылышками.)
От усталости упали. (Вновь бегут по кругу. Медленно опускаются на
ковёр.)
Воспитатель: (Звук плачь) Ребята, вы слышите, кто то
плачет (воспитатель заглядывает за кустик).
Это муравей. Что случилось, муравей, почему ты плачешь?
Муравей: Беда у меня приключилась. На мой домик кто-то наступил и его
разворошил.
Воспитатель: Не плачь, муравей мы с ребятами поможем тебе построить
новый домик. Правда, ребята? Ребята, а вы знаете как называется дом
муравьёв (муравейник, на экране появляется муравейник).Да
муравейник, посмотрите на экран. Муравьи очень дружные и
трудолюбивые. Чтобы построить муравейник, они очень долго и много
трудятся.
Вы знаете из чего строят муравьи свой дом? (песок, веточки деревьев,
листики, цветочки.) Смотрите, под кустиком песок, веточки, листочки
лежат, давайте быстро, дружно построим дом для муравья. (Дети
складывают муравейник).
Муравей: Спасибо вам ребята, вы очень дружные и трудолюбивые,
очень быстро построили мне муравейник. Я слышал вы подарок ищите,
вот вам пазл - подсказка. До свидания, счастливого пути.
Воспитатель: Молодцы, как я рада за вас, ребята вы и загадки отгадали
и муравью помогли. Пойдем дальше? Под ноги смотрите, не отставайте.
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Вот мы и к следующей полянке вышли. Посмотрите. На этой полянке
никто не живёт, ничего не растёт, птицы не поют (на поляне мусор,
пластиковые стаканы, бутылки, бумажки от конфет) Что здесь
интересно случилось? (дети высказывают свои предположения)
Голос Мудрой Совы: Ребята, на этой полянке побывали дети – неряхи.
Они кричали, шумели, всех птиц и зверей распугали, мусор разбросали,
помогите нашей полянке, уберите мусор и получите последний пазл –
подсказку.
Воспитатель: Ребята, поможем полянке? Давайте вместе соберём весь
мусор на полянке в большой пакет, а когда вернёмся в детский сад,
выбросим его в мусорный бак. (Дети вместе с воспитателем
собирают мусор и находят пазл) (звук пение птиц) Ребята послушайте,
как запели птицы, это они вас благодарят за то, что вы помогли полянке.
Воспитатель: Ребята, мы выполнили последнее задание лесных
жителей. Вы помните Мудрая Сова в письме писала, что для того чтобы
узнать, где находится подарок, нужно собрать все пазлы в картинку, на
ней и будет изображено то место, где лежит подарок от лесных жителей.
Давайте скорее соберем все пазлы и узнаем, где лесные жители прячут
для вас подарок (дети собирают пазлы, появляется картинка –
подарок под большой ёлкой.) А где здесь самая большая ёлка
растет? (Дети ищут, находят коробку).
Голос Мудрой Совы: Молодцы ребята! Вы настоящие знатоки леса, вы
выполнили все задания лесных жителей, а ещё мы узнали, что вы
дружные, трудолюбивые и готовы всегда прийти на помощь.
Воспитатель: Ребята, вам интересно, что лежит в коробке? Давайте её
откроем (Открывают – там медали «Знатоки природы») Посмотрите,
какие медали приготовили для вас лесные жители (дети
рассматривают медали) Воспитатель предлагает детям помочь друг
другу надеть медали.
Ребята, а в коробке ещё что-то есть, смотрите здесь яблоки. Яблоки я
предлагаю съесть, когда вернемся в детский сад. Как вы думаете
почему (потому что надо помыть фрукты и яблоки)
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад.
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Давайте вспомним, где мы с вами
были? Кого встретили? Какие задания лесных жителей мы выполнили?
Кому мы помогли? Что было вам интересно? Что было вам трудно? Вам
понравилось наше путешествие?