Напоминание

Здравствуй, Зимушка-Зима


Автор: Андреева Алевтина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ибресинская СОШ №2"
Населённый пункт: Ибреси
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Здравствуй, Зимушка-Зима
Раздел: начальное образование





Назад




Внеклассное мероприятие

Учитель начальных классов

Андреева А.Н.

п. Ибреси

Тема: «Здравствуй, Зимушка-зима!»

Цель:

Расширить знания детей о зиме и зимних месяцах; народном творчестве;

эстетическое и нравственное развитие детей.

Задачи:

- обобщить знания детей о зиме; рассказать о зиме в занимательной форме;

- развивать творческие способности учащихся;

- воспитывать чувства товарищества, уважения друг к другу;

- воспитывать любовь животным и бережное отношение к родной природе;

Оборудование: мультимедийный

проектор,

компьютер,

презентация

«Здравствуй,

Зимушка-зима», напечатанные пословицы, детали из цветных бумаг для аппликации

«Снеговик», плакат с кроссвордом, кормушку с кормом для птиц, небольшую

искусственную елку с игрушками.

Ход мероприятия:

Вводная беседа.

Звучит одна из зимних пьес П.И.Чайковского цикла “Времена года”.

(Под музыку дети входят в класс и садятся на свои места).

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами

собрались…(стук в дверь). Простите, наверное, кто-то опоздал?

(Входит почтальон Печкин с письмом для ребят)

Почтальон Печкин: Здравствуйте, я почтальон Печкин. Тут вам письмо пришло. Только

я не знаю, отдавать ли его вам. На нём не написан обратный адрес. А написан какой-то

стишок (читает).

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Почтальон Печкин: Видите, ничего не понятно!

Воспитатель: А, по-моему, всё понятно. Послушайте подсказку (читает стихотворение

С.Я. Маршака).

Сыплет, сыплет снег охапками

На поля зима.

До бровей накрылись шапками

Во дворе дома.

Ночью вьюга куролесила,

Снег стучал в стекло,

А сейчас – гляди, как весело

И белым – бело!

Дети: (хором) Это же Зима!

Почтальон Печкин: Ааа, теперь мне все понятно. Ну, я пошёл, ато мне ещё письма

раздавать нужно.

Воспитатель: Да, выпал снег, и пришла зима. Зиму любят все, поэтому и называют её

ласково зимушкой. И мы назвали свой праздник «Здравствуй, Зимушка-зима» (слайд

№1)

Воспитатель: Скажите, а вы любите зиму? (Слайд №2) А за что? (ответы детей) (Слайд

№3) Верно, зиму мы любим от того, что на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и

снежную бабу слепить…

Воспитатель: А кто - нибудь знает стихи о зимних месяцах? (Дети читают

стихотворения, но ответ спрашивают у остальных ребят).

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем новый год. (декабрь) (Слайд №4)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (январь) (Слайд №5)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что за месяц это? (февраль) (Слайд №6)

Воспитатель: Зимушка-зима тоже приготовила для вас пословицы. Да только зимний

ветер дунул, и разлетелись пословицы на отдельные слова. Давайте попробуем их

собрать (на доске собраны слова, из них нужно составить пословицы)

(Пословицы: Декабрь – год кончает, зиму начинает. Январь – всему году запевала. У

февраля два друга: мороз да вьюга. Мороз не велик, да стоять не велит.)

Воспитатель: Кроме пословиц и поговорок, существует ещё множество народных

примет.

Люди наблюдали за природой и замечали, что если:

*Зима снежная – хороший рост трав летом.

*Зима без снега – лето без хлеба.

* Если снег идёт большими хлопьями – к ненастью.

*Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.

Воспитатель: (Слайд №7) Ребята, а вы знаете зимние приметы? (Дети читают приметы

со слайда)

(Слайд №8)

Если ночь морозная, тихая и звёздная,

Дым из труб идёт столбом,

Значит, ясно будет днём

(Слайд №9) ***

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели, ветер с юга –

Жди метели.

***

(Слайд №10)

Если рыба зимним днём

Ходит прямо подо льдом,

И о лёд стучит хвостом –

Значит, без сомнения ждите потепления.

Воспитатель: Вы раннее сказали, что любят зиму за то, что можно играть в снежки,

кататься на санках. А ещё любят зиму за то, что можно строить снежные крепости, и

лепить из снега разные фигурки. А теперь отгадайте загадку:

Меня не растили. Из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – угольки, ручки – сучки.

Холодный, большой, кто я такой? (Снеговик)

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем лепить снеговика, т.е. смастерим

аппликацию «Снеговик». Для этого у каждого на парте лежат отдельные детали. Из них

нужно вам собрать веселого снеговика, но прежде мы посмотрим на слайд. (Слайд №11)

(Во время работы можно включить мелодии, н-р: «Новогодние игрушки» и т.д.)

Воспитатель: Ребята, зима для нас приготовила «Зимний кроссворд». (Слайд №12) На

доске находиться плакат с кроссвордом. Если все слова отгадать правильно, то можно

узнать какое платье больше всего любит Зима. (Воспитатель читает загадки, а ребёнок

отгадавшее слово выходит к доске и пишет на плакате. Правильный ответ все хором

повторяют)

*Большая куча снега, оставшаяся после метели. Что это? (сугроб) (Слайд №13)

Отгадайте следующее слово:

*Не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней) (Слайд №14)

Отгадайте следующее слово:

*Морковка бела всю зиму росла.

Солнышко пригрело, всю морковку съело. (сосулька) (Слайд №15)

Отгадайте следующее слово:

*Он вошёл – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез.

А на окнах вырос лес. (мороз) (Слайд №16)

Отгадайте следующее слово:

*Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег) (Слайд №17)

Воспитатель: И какого же цвета любимое платье Зимы? (Дети хором отвечают - белое).

Вы хорошо справились со всеми загадками Зимы. Какой же красивый наряд одела

матушка-природа. И у нас во дворе красиво, как в сказке, правда ребята? Интересно, а вы

знаете зимние сказки? Назовите их.

(Ответы детей: Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Мороз Иванович, Зимовье

зверей, 12 месяцев, Два мороза, Госпожа Метелица и т.д.)

Воспитатель: Ребята, но с приходом зимы не всем весело живётся. Как вы думаете, кому

трудно зимой? Почему вы так думаете? Можем ли мы, люди, как-то помочь «братьям

нашим меньшим»? (Ответы детей и чтение стихотворения) (Слайд № 18)

Покормите птиц зимой,

Чтоб со всех концов

К вам слетались, как домой

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами покормим птиц. (Дети берут заранее

приготовленный корм для птиц (крупа, семечки, сушенный белый хлеб) и кладут по

горсточке в кормушку).

Воспитатель: А сейчас угадайте, какие птицы прилетели к кормушке?

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошки собирает

( Воробей.) (Слайд №19)

Зимой на ветке яблоки

Скорей их собери

И вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это ...

(Снегири.) (Слайд №20)

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

( Сова. ) (Слайд №21)

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(Дятел.) (Слайд №22)

Окраска - сероватая,

Повадка вороватая.

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это...

( Ворона.) (Слайд №23)

Воспитатель: Вот сколько птиц прилетело к нашей кормушке. Ребята, как вы думаете,

все ли звери зимой впадают в спячку? (Ответы детей). А вот кого еще можно встретить

зимой на лесной полянке мы узнаем, отгадав загадки «Лесные жители»

*Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка) (Слайд №24)

*Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее… (Лиса) (Слайд №25)

*Горбоносый, длинноногий,

Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелось

Встретить, знайте, это -…(Лось) (Слайд №26)

*Сбросил серенькую шубку,

Белую к зиме надел.

Прыг – и позади лужайка,

Спрятался от волка…(Зайка) (Слайд №27)

*Кто в лесу разбойник серый?

Кто зубами щелк да щелк?

Вы, конечно, догадались:

Это злющий, страшный…(Волк) (Слайд №28)

*Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь) (Слайд №29)

Физкультминутка. (Слайд №30)

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладоши,

Ногами мы потопаем

И себя похлопаем. (повторяем 3-4 раза)

Воспитатель: Как мы уже говорили, дети, и взрослые очень любят зиму. Ещё они любят

зиму за то, что зимою мы отмечаем много весёлых и радостных праздников. А какие

зимние праздники вы знаете? (Ответы детей: Новый год, Рождество, Святки, Коляда.)

Воспитатель: А что такое Новый год? (Слайд №31) А кто-нибудь знает стихи с Новым

Годом? (Дети читают стихи)

Воспитатель: Скажите, а самый главный на празднике кто? (Воспитатель показывает

искусственную, маленькую ёлочку) Смотрите ёлка есть, а игрушек на ёлке нет. Давайте

украсим нашу красавицу. (Украшают ёлку игрушками)

Воспитатель: а теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Что мы делаем зимой?”

Что мы делаем зимой,

Дай, дружок, ты мне ответ.

Слушайте внимательно,

Отвечая “да” иль “нет”.

В снежки играем мы с друзьями?

Грибы по лесу собираем сами?

С горки на санках катаемся?

В деревне на речке купаемся?

По лесу на лыжах бродим?

А много цветов находим?

Землянику в зимнем лесу собирали?

Ёлку игрушками украсили?

Бабушкам, мамам и папам поздравительные открытки написали?

А сосульки на уши повесили?

В снежки с друзьями играли?

И с Дедом Морозом мы пляшем?

Ну, что ж, молодцы, друзья!

Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали? Что вам

понравилось больше всего?

(В это время кто-то постучал в дверь. Еле-еле дыша забегает почтальон Печкин с

мешком.)

Почтальон Печкин: Извините меня, ребятушки! Тут вам зимушка передала мешок с

подарками. А я, почтальон Печкин, совсем старый стал, забыл оставить мешок. Ой, пора

мне на пенсию!

Воспитатель: Ну, что простим почтальона Печкина? Дети (хором): простим!

Почтальон Печкин: Как я рад, что вы не обижаетесь на меня. Ну ладно, я пойду, мне ещё

газеты раздавать нужно!

Воспитатель раздает подарки (Слайд №32) и говорит добрые пожелания: А я хочу

желаю вам, чтоб в новом году вы как можно меньше болели и как можно больше

получали пятёрки по предметам. Не забывайте, что только труд поможет вам стать

именно тем, кем вы себя видите в будущем. Пусть все ваших жизнях складывается

хорошо. С наступающими праздниками вас!!! На этом наше мероприятие подошло к

концу. Спасибо за активную работу! (Слайд №33)



В раздел образования