Автор: Тимашова Наталья Владиславовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОКОУ "Пенская школа-интернат"
Населённый пункт: рп. им. К. Либкнехта, Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дети на дороге"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка
коррекционно-развивающего
занятия
ДЕТИ НА ДОРОГЕ
Подготовили и провели:
учитель-дефектолог Буровникова Н.А.
учитель-логопед Тимашова Н.В.
2021 г.
Цель: формирование у обучающихся знаний о правилах дорожного
движения.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- коррекция знаний учеников правил дорожного движения, изученных
ранее;
- формирование представления младших школьников о безопасности
дорожного движения при передвижении на улице и по дорогам.
Коррекционно-образовательные:
-
повысить
осведомленность
учеников
в
вопросах
выполнения
основных правил поведения на улице и дороге.
Здоровьесберегающие:
-
закрепление
знаний
правил
дорожного
движения
с
целью
предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
Социальные:
- повышение ответственности за собственное здоровье и здоровье
окружающих.
Формы организации учебной деятельности:
групповая, парная,
индивидуальная с применением игровой деятельности и коррекционно-
развивающих заданий.
Методы:
Словесный. Выступление ведущих.
Наглядный. Презентация, использование фотографий, рисунков на
данную тему.
Практический. Игровые задания, эстафеты, загадки, чистоговорки,
работа с раздаточным материалом, метод сотрудничества.
Тип: внеклассное мероприятие.
Форма мероприятия: внеклассное мероприятие.
Класс: 2-4
Место
проведение:
кабинеты
учителя-дефектолога
и
учителя-
логопеда.
Материально-техническое обеспечение мероприятия: персональный
компьютер, магнитная доска, презентация, музыка, колонки, печатный
материал к занятию, реквизит для конкурсов, игр.
Описание
материала:
конспект
предназначен
для
организации
внеклассного мероприятия по ППД в 2-4 классах, которое проходит в форме
игровой программы.
I. Организационный момент.
Дефектолог:
- Добрый день, ребята! Я всех вас очень рада видеть! Я передам тепло
своих рук и души вам, а вы передадите всем присутствующим в нашем
классе.
- Кирилл, слушай внимательно!
- Давид, не перебивай!
- Саша, говори чётко!
- Коля, будь внимателен!
- Миша, старайся!
- Сергей, дотронься левой рукой до правого глаза!
- Скажите, какое сейчас время года? (весна)
- Какое время года было перед весной? (зима)
- Какое время года будет после весны? (лето)
-Какой сейчас месяц? (апрель)
-Кто назовёт весенние месяцы?
- Молодцы.
II. Ход занятия.
1.
Графический диктант.
- Работаем на листочках от красной точки.
-
Проведите
вверху
прямые
линии
так,
чтобы
получились
геометрические фигуры.
- Какие геометрические фигуры у вас получились?
- Возьмите карандаш красного цвета и раскрасьте фигуру, которая
находится первая справа.
- Возьмите карандаш зелёного цвета и раскрасьте фигуру, которая
находится первая слева.
- Возьмите карандаш жёлтого цвета и раскрасьте фигуру, которая
находится между зелёной и красной.
- Ребята, где мы можем встретить эти три цвета. (На светофоре)
2.
Игра «Потопаем—похлопаем».
- Правильно. Сейчас поиграем с вами в игру «Потопаем—похлопаем».
Если я показываю круг красного цвета, то вы стоите тихо, если круг
жёлтого цвета, то вы хлопаете в ладоши, если я показываю круг зелёного
цвета, тот вы топаете ногами.
Логопед
3. Игра «Регулировщик».
- Ребята, если нет светофора или он не работает, кто регулирует
движение на дороге? (регулировщик)
Давайте рассмотрим основные действия регулировщика. Когда и как
можно переходить дорогу, если вы встретите регулировщика.
- Если регулировщик поднял руку с жезлом вверх – значит движение
всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
- Если регулировщик вытянул руку вперед – значит переходить дорогу
можно только за спиной регулировщика.
- Если регулировщик вытянул руки в стороны – значит переходить
дорогу можно и спереди и сзади от регулировщика.
-
А
теперь
давайте
поиграем
немного.
Вы
будете
в
роли
регулировщика. Я назову действие, а вы покажете, что должен сделать
регулировщик.
4.
Чистоговорки.
- Ребята, легко ли произносить слово регулировщик?
- Давайте потренируем наш речевой аппарат, чтобы было легче
говорить трудные слова.
ФЕР – ФЕР – ФЕР - за рулем шофер
ДЕТ – ДЕТ – ДЕТ - машину он ведет
ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ - вот автомобиль
УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ - у машины руль
ОБУС – ОБУС – ОБУС - новенький автобус
ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - троллейбус едет по дороге
АЙ – АЙ – АЙ - на остановке стоит трамвай
ОР – ОР – ОР - людям нужен светофор
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно на дороге
ОГУ – ОГУ – ОГУ - осторожно переходят дорогу
АТЬ – АТЬ – АТЬ - надо правила соблюдать
Дефектолог
5. Загадки
- А сейчас отгадайте загадки.
1.
Дом по улице идёт, на работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках (Автобус)
2.
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш красавец… (вертолёт)
3.
Что за птица белая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От неё осталась. (Самолёт)
4.
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
5.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса. (Велосипед)
6.
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Везёт всех за собой. (Поезд)
7.
Без рук, без ног,
На брюхе плывёт,
Спереди носок,
Сзади рулёк,
По бокам ручищи,
А внутри людище. (Лодка)
8.
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро)
- Ребята, как можно назвать одним словом отгадки. (Транспорт)
6. Игра «4-й лишний».
- Посмотрите на картинку и скажите какой транспорт здесь лишний?
7. Задание «Найдите названия видов транспорта и закрасьте»
-Возьмите в руку карандаш зелёного цвета и закрасьте виды
транспорта, которые изображены ниже.
-Какой вид транспорта ездит по земле? (Наземный)
-Какой вид транспорта ездит по воде? (Водный)
-Какой вид транспорта летает по воздуху? (Воздушный)
-Какой вид транспорта ездит под землёй? (Подземный)
-Молодцы!
- Как называют человека, который управляет поездом? (Машинист)
- Как называют человека, который управляет самолётом? (Пилот)
- как называют человека, который управляет кораблём? (Капитан)
-Ребята, как называют человека, который управляет автомобилем?
(Водитель)
-Как называется дом для автомобилей? (Гараж)
-Молодцы!
Логопед
8.
Игра «Гараж».
- Ребята, а вы знаете, как называется домик, где ночует транспорт?
Правильно, гараж. Давайте сейчас поможем каждому транспорту подобрать
подходящий гараж.
- На каждом гараже написаны цифры – 6, 7, 9. Необходимо
распределить транспорт (машина, автобус, велосипед) по количеству букв в
названии транспорта.
9.
Игра «Можно-нельзя».
- Есть два светофора. Один для машин, а другой для пешеходов. он
имеет только два цвета – красный и зеленый. Возьмите в руки такие
светофоры. Я буду говорить утверждения, а вы, если они верны, покажете
зеленый цвет, если нет – красный.
Утверждения
1. Правила дорожного движения предназначены только для водителей.
2. Зелёный свет светофора мигает, когда приглашает не робеть и
поскорее переходить дорогу.
3. На светофоре горит красный. Красный свет – дороги нет.
4. Дорогу нужно переходить как можно быстрее, лучше бегом.
5. Возле дороги играть опасно.
6. При переходе дороги не стоит читать книжку или играть в телефон.
7. Если ты в автобусе захотел кушать, то можно это сделать, пока
едешь до нужного тебе места.
8. Нельзя отвлекать водителя во время движения транспорта.
Дефектолог
10.
Игра «Дорожные знаки».
- Ребята, что помогает водителям и пешеходам соблюдать правила
дорожного движения? (Дорожные знаки)
- Посмотрите на доску. На плакате изображены дорожные знаки.
Давайте прочитаем.
- Кирилл, прочитай!
- Молодцы!
Загадка
Что за лошадь, вся в полоску,
На дороге загорает?
Люди едут и идут,
А она – не убегает. (Зебра)
Игра «Кто быстрей пройдёт по зебре»
Логопед
11. Игра «Машинки».
- Ребята, сейчас мы с вами побудем водителями. Я буду говорить
направление движения, а вы возьмите машинки и выполняйте инструкцию.
Поставьте машинку перед школой.
А сейчас вам нужно объехать вокруг школы.
Заехать за магазин.
Подъехать к парку аттракционов.
Заехать на АЗС.
Выехать из АЗС.
Остановиться справа от завода.
Подъехать к синему домику.
- Ребята, у красных машинок спустили колеса. Нужно их накачать.
Дефектолог
- Кирилл и Давид исправят эту ситуацию и накачают колёса. Вместо
колёс у нас шары. (Надувают шары 2 обучающихся 4 класса).
12. Игра «Надуть шары»
III. Рефлексия
Продолжи фразу:
-Сегодня на занятии я узнал….
- Сегодня на занятии я научился…
- Сегодня на занятии я познакомился…
- Мне в жизни пригодится…
- Ребята, вы сегодня активно принимали участие на нашем занятии и
получаете медали юного инспектора ДПС. А чтобы на дороге вас было
хорошо видно, мы вручаем вам светоотражающие наклейки, которые будут у
вас на рюкзаках.
- А сейчас возьмите шар того цвета, который вам нравится.
-На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание!