Авторы: Сухарева Оксана Владимировна, Оксана Владимировна Сухарева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №30
Населённый пункт: город Вологда
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательный потенциал урока в начальных классах"
Раздел: начальное образование
«Воспитательный потенциал урока в начальной школе»
СЛАЙД 1
За свою школьную жизнь ребенок посещает более 13.000 уроков. Много, не правда
ли? А для чего проводим эти уроки мы, учителя?
— Чтобы дать детям необходимые знания?
— Чтобы сформировать умение самостоятельно учиться.
— Чтобы подготовить к успешной сдаче экзаменов.
Мы стремимся научить детей грамотно читать, писать, считать…
СЛАЙД 2.
Но задумываемся ли мы о том, о чем когда-то говорил замечательный педагог
Станислав Теофилович Шацкий — о том, что совсем недостаточно просто научить
ребенка считать, надо его еще научить… не обсчитывать.
Другими словами,
задумываемся ли мы о воспитании на уроке?
Воспитание
является
одной
из важнейших
составляющих
образовательного
процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат
единой цели: целостному развитию личности школьника.
СЛАЙД 3.
В процессе обучения постоянно нужно привлекать учащихся к активной
познавательной деятельности, предлагать им самостоятельно решать проблемы, учить
настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создавать в классе
творческую обстановку, такое обучение, конечно же, является не только развивающим,
но и воспитывающим.
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств
личности
учащихся.
Воспитывающий
аспект
урока
должен
предусматривать
использование содержание учебного материала, методов обучения, форм организации
познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и
развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств
личности школьника.
Реализация
воспитательного
потенциала
содержания
учебных
программ
достигается при условии:
— решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами
обучения и развития личности школьника;
— целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего
ученикам образцы подлинной нравственности;
— использования современных образовательных технологий;
— организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности
учащихся на уроке.
На одном уроке у детей невозможно воспитать честность, мужество, вежливость
или другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо.
Рассмотрим воспитательные возможности урока математики.
СЛАЙД 4.
Задача 1. Рабочий делает за смену 8 деталей, а его ученик в 2 раза меньше. Сколько
деталей сделают они вдвоем за смену?
— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем рабочий?
Да, в каждом деле необходимо умение.
А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше
ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.
Задача 2. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых
отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а
масса всего кусочка 50 г?
Беседа: Погублена целая булка хлеба! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы
выбрасываем. Это неуважение к труду многих людей, к хлебу, потому что хлеб в жизни
человека всему голова, как вы понимаете эту народную мудрость?
Уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство,
умение соглашаться с мнением других, доводить дело до конца, ответственность. На
этих уроках формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в
важности математических знаний в практической жизни ребенка, признание радости его
творческого труда как одной из основных человеческих ценностей.
Уроки
литературного
чтения
являются
источником
нравственного
воспитания.
СЛАЙД 5.
Главная задача обучение искусству не только слушать, но и слышать.
Это умение позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься
о нравственных категориях.
В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества, бесстрашия,
стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных целей.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро всегда
побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину,
держат данное слово, всегда приходят на помощь, красивы душевно и физически.
Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу
о её интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших
школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении
к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим
народам.
В одних произведениях (стихи, очерки, зарисовки о природе) больше внимания
уделяется экологическому и эстетическому воспитанию детей. В других (рассказы
Зощенко, Драгунского) дети получают этическое воспитание.
В былинах находят отражение мужества, бесстрашия, стойкости, проявляемых ради
достижения высоких нравственных целей.
Добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои
любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся,
красивы душевно и физически.
Часто детей младшего школьного возраста интересуют рассказы о своих сверстниках.
Ребенок пытается проецировать на себя поступки и действия героев книги, пытается
сопоставлять свои возможности и желания, оценивать недостатки и искать пути их
исправления. Детям легче поставить себя на место таких героев и сделать определенные
нравственные выводы.
Всё это происходит на уроках литературного чтения.
Одна из важнейших задач уроков русского языка воспитание любви к языку,
к природе, Родине.
СЛАЙД 6.
Тексты
в учебнике
позволяют
учителю
развивать
чувство
патриотизма,
уважительное отношение к великому национальному достоянию российского народа –
русскому языку, уважение к культурному наследию России, любовь к родной природе.
В учебнике есть достаточное количество текстов и заданий к ним, которые воспитывают
у учащихся чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, личной
ответственности за свои поступки.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Каждая форма работы на уроке предполагает развитие определенных качеств
обучающихся. На уроке я часто использую парную и групповую работу. Каждая группа
получает свое задание, при этом я создаю условия для формирования необходимых
учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно. Это
способствует сплочению коллектива учащихся, т.к. они объединены общей задачей.
Ребята работают все вместе, выслушивают мнение каждого, формируется самооценка и
взаимооценка.
Одна из важнейших воспитательных задач на уроках русского языка – воспитание любви
к родному языку, к Родине. Для этого я использую метод проектов. Проектная
деятельность предусматривает организацию самостоятельных детских исследований,
направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как
исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека.
Темы проектов были такими:
Говорить
правильно
–
красиво,
престижно!
Грамотным быть - модно!
Знак ударения – наш волшебный помощник.
Мой помощник – словарь.
Для чего нужны правила?
Пишем письмо Деду Морозу.
Большим воспитательным потенциалом на уроках окружающего мира
обладает творческая работа учащихся.
СЛАЙД 7.
Прежде всего, это связано с тематикой творческих работ таких как:
Как произошла моя фамилия.
Календарь - хранитель времени народов.
Что рассказал мне дедушка Этикет.
Макулатура - мусор полезный.
Сохраним пчелу - сохраним природу.
которые могут включать актуальные сюжеты с точки зрения формирования гражданских
и нравственных качеств личности; развития эстетических потребностей, экологической
культуры; формирования представления о ценности семьи и семейной жизни;
воспитания уважения к старшему поколению своей семьи, родителям, бабушкам и
дедушкам, своим землякам - героям труда, защитникам России.
СЛАЙД 8.
Тема для творческой работы должна отвечать интересам ученика, быть ему
понятной и близкой. Это темы, посвященные культуре и повседневной жизни своего
края в различные времена, истории конкретных памятников культуры, семейной
истории, выдающимся людям своего Отечества или края.
В каждый урок включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам
вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою
версию, пытаться предлагать способ ее проверки.
Например:
Учитель спрашивает: “У кого есть собака? Какой она породы?”
Учёные подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак.
А сколько было пород собак у древних людей? (ВОЗНИКЛА ПРОБЛЕМНАЯ
СИТУАЦИЯ).
Дети отвечают, что одна.
Была одна порода, а стало много. Возникает вопрос.
ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ СТОЛЬКО ПОРОД СОБАК?
ИЛИ
У Лены с Мишей зимние каникулы. Они отправляются в путешествие. Миша летит
в Австралию, а Лена едет в Санкт-Петербург. Детям предлагается собрать в сумки
необходимые вещи. Идёт работа в группах. Группы выступают. Набор вещей для Лены у
всех получился одинаковый, а для Миши разный. ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМНАЯ
СИТУАЦИЯ. Задание было одно, набор вещей предлагался детям в задании одинаковый,
но выполнили задание по-разному.
+ Почему так получилось?
+ Мы не знаем, какая сейчас погода в Австралии.
По мере использования в работе технологии проблемного обучения видно, что
происходит развитие:
1) умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют
учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2)
самостоятельности
(самостоятельное
видение
проблемы,
формулировка
проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3)
креативного
мышления
(самостоятельное
применение
знаний,
способов
действий, поиск нестандартных решений).
Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование
готовности
к
творческой
деятельности;
способствует
развитию
познавательной
активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность
учащихся более привлекательной.
Воспитание на уроке – это сопоставление «хорошего» и «плохого», которые
должны усвоить ученики из содержания данного предмета. При одном и том же
содержании учебного материала в зависимости от методов и приемов, урок может иметь
разный воспитательный эффект.
Воспитательный успех урока зависит от:
-содержания учебников;
-методов и приёмов обучения;
-эмоционального уровня общения;
-структуры урока;
-технологии.
Как известно,
«Учить и воспитывать, как молния на куртке: обе стороны
затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой
мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке».