Автор: Хахонина Людмила Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Новоаннинская СШ №1
Населённый пункт: город Новоаннинский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование электронных форм учебников на уроках во 2 классе по системе "Перспективная начальная школа""
Раздел: начальное образование
Использование электронных форм учебников на уроках во 2 классе
по системе «Перспективная начальная школа»
Современное
образование
немыслимо
без
современных
средств
обучения.
В
настоящее
время
особое
место
среди
них
отводится
электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным
пособиям. Формы организации учебной деятельности младших школьников с
использованием таких
пособий
разнообразные –
это
фронтальная и
групповая работа, работа в парах, индивидуальное выполнение учебных
заданий.
Опишу фрагменты фронтальной работы по электронным пособиям.
Для организации фронтальной работы на уроках по всем предметам
электронную форму учебника применяю в режиме демонстрации (через
проектор). Вариант использования выбираем в зависимости от цели урока, от
цели этапа урока, от индивидуальных особенностей обучающихся.
Приведу примеры применения электронной формы учебника в ходе
учебного процесса.
РУССКИЙ ЯЗЫК
На уроках русского языка, при работе со словарями, использую
электронную форму учебника как ориентир для обучающихся, которые
испытывают трудности поиска нужного слова в словаре.
(Стр. 6) При
помощи кнопки перехода к интерактивному ресурсу открываю страницу
словаря, дети, рассмотрев её, находят такую же страницу в своих печатных
пособиях.
В целях экономии времени на уроке, иногда прошу детей прочитать
слово по электронному пособию.
При
работе
со
словарём
«Произноси
правильно»
обучающиеся
прослушивают аудиоприложение к Орфоэпическому словарю. (Стр. 9)
В электронном пособии «Русский язык» имеются средства контроля
(автоматически
проверяемое
тестирование),
которые
использую
на
различных этапах урока.
С целью развития орфографической зоркости и проверки изученных
орфограмм использую задание «Вставь пропущенные буквы». (Стр. 184)
Работая фронтально, обучающиеся называют пропущенные буквы, которые
появляются в словах на месте их пропуска. Автоматически провожу
проверку. По цветовой маркировке рамок дети видят свои ошибки. Далее
провожу
работу,
направленную
на
устранение
пробелов
в
знаниях
обучающихся.
На уроке по теме: «Слова-названия предметов, у которых нет
окончаний» (Стр. 181),
на этапе закрепления изученного материала,
обучающиеся фронтально выполняют тестовое задание. Из списка слов дети
называют слова, у которых нет окончаний. Данные слова на экране
выделяются серым цветом. Провожу автоматически проверку выполненного
задания и работу над ошибками.
РУССКИЙ ЯЗЫК (развитие речи)
На уроках развития речи обучающихся, рассматривая репродукции
картин, использую электронную лупу. Данная работа направлена на
детальное исследование фрагментов картины. (Стр. 22)
При работе над устным или письменным изложением использую
аудиозапись с целью первичного знакомства с текстом. (Стр. 26)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
На этапе проверки домашнего задания по литературному чтению,
которое обучающиеся выполняли в тетрадях для самостоятельной работы,
использую ресурсы электронной формы учебника «Литературное чтение»:
средства контроля (автоматически проверяемое тестирование). (Стр. 177)
Дети во фронтальной беседе проговаривают поэтапно выполненное задание,
которое
фиксируется
в
электронном
пособии
определённым
цветом.
Проверка осуществляется автоматически.
При знакомстве с отрывком из произведения С. Козлова «Ёжик в
тумане», после первичного восприятия текста, использую видеоприложение
– фрагмент мультфильма.
(Стр. 98)
Данная форма работы помогает
обучающимся зрительно ощутить атмосферу, передающую красоту и
таинственность ночного леса, погружённого в туман. На этом же уроке дети
прослушивают аудиозапись полного произведения, чтобы узнать, какие ещё
впечатления и приключения выпали на долю Ёжика этой необыкновенной
туманной ночью.(Стр. 98)
На уроках литературного чтения дети с удовольствием «посещают»
«Музейный
Дом».
При
помощи
интерактивных
кнопок
перехода
изображений находим необходимую репродукцию картины и проводим
соответствующую работу. (Стр. 99)
Практически на каждом уроке литературного чтения проходит работа с
различными видами словарей. (Стр. 138)
МАТЕМАТИКА
На
уроках
математики,
при
фронтальной
работе
по
развитию
вычислительных навыков (решение числовых выражений), использую
интерактивные средства контроля. (Стр. 37) Так, при выполнении задания на
сложение и вычитание только «круглых» десятков я фиксирую ответы детей
и автоматически провожу проверку. Выявленные ошибки совместно с
обучающимися анализируем.
Решение задач, как правило, у детей вызывает затруднение. Чтобы
правильно решить задачу, необходимо её детально проанализировать. (Стр.
160) Анализ данной задачи проводится с использованием краткой записи в
виде круговой схемы. Обучающиеся выбирают необходимый цвет для
каждой области данных задачи. После проверки переходим к решению. (Стр.
161) Решение задачи также проверяется автоматически.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Электронная
форма
учебника
по
окружающему
миру
содержит
видеоматериалы, которые использую на различных видах и этапах урока.
Так, при изучении темы «Как связаны неживая и живая природа»
обучающиеся высказывают свои предположения относительно отличий
неживой и живой природы Земли. Для подтверждения или опровержения
мнений детей, предлагаю им посмотреть видеоролик. (Стр. 35)
Представленные в пособии видеосюжеты, при объяснении нового
материала, являются наглядной демонстрацией опытов, явлений природы,
законов Вселенной и т.д. (Стр. 34)
На уроках обобщения полученных знаний по разделам и на этапе
закрепления пройденного материала предлагаю обучающимся тестовые
задания. (Стр. 131) После проведения фронтальной работы, автоматически
осуществляю проверку.
Иногда на уроках появляется необходимость вернуться на страницы уже
изученных тем или к содержанию учебника.
(Стр. 41)
Интерактивные
возможности пособия позволяют быстро осуществить эту задачу.
Ресурсы электронной формы учебника «Окружающий мир» позволяют
расширить кругозор обучающихся посредством обращения к различным
видам словарей: Толковому, Иллюстрированному, Энциклопедическому.
МУЗЫКА
Интересно проходят уроки музыки. Электронная форма учебника
«Музыка»
насыщена
мультимедийными
элементами
(видеороликами,
аудиофрагментами) и интерактивными элементами (словарями, средствами
контроля).
Так, на уроке по теме «Главный кит – песня» предлагаю обучающимся
сначала прослушать аудиозапись песни, которая понравилась Маше и Мише,
героям УМК. (Стр. 8) Затем дети просматривают видеоролик выступления
хора.
(Стр.
8)
Слуховое
и
зрительное
восприятие
музыкального
произведения помогли детям лучше понять характер исполнения, уловить
моменты
музыкальной
выразительности.
Такие
задания
развивают
у
обучающихся эстетические чувства.
В учебнике много музыкальных терминов. Многие из них детям не
знакомы. Интерактивный режим помогает перейти к музыкальному словарю
и узнать значение новых слов. (Стр. 13)
Уроки музыки способствуют и развитию речи обучающихся. Чтобы
описать
характер
мелодии,
использую
аудиозапись
в
сочетании
с
материалами интерактивного приложения «Как может звучать музыка».
(Стр. 11) Эту же аудиозапись мелодии применяю для разучивания песни.
На уроках музыки провожу инсценировки музыкальных произведений.
(Стр.
13)
После
прослушивания
аудиозаписи
«В
сказочном
лесу»
(музыкальные картинки, «Учитель») дети анализируют темп, характер
музыкального
произведения.
Затем
обучающиеся
дают
музыкальную
характеристику волку-учителю (как звучит песня, в каком темпе, каков её
характер)
и
сравнивают
его
со
стихотворной
характеристикой.
Из
стихотворного произведения дети выбирают слова и выражения, которые
характерны волку-учителю. (Стр. 12) Далее разучиваются и исполняются
музыкальные темы.
После
знакомства
с
различными
видами
маршей,
провожу
с
обучающимися
фронтальные
тестовые
задания.
(Стр.
189)
Проверку
осуществляю автоматически. Выявленные ошибки обязательно анализирую.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
На уроках изобразительного искусства, в качестве дополнительного
материала, расширяющего и углубляющего знания обучающихся, предлагаю
детям «посетить» галерею изображений.
(Стр. 13) При помощи кнопок
перехода они просматривают репродукции картин, фотографии.
Инструмент
интерактивного
элемента
позволяет
рассматривать
репродукции картин в увеличенном изображении. (Стр. 14)
Постигать удивительный мир художественных образов обучающимся
помогают и музыкальные произведения. (Стр. 59)
ТЕХНОЛОГИЯ
Уроки
технологии
провожу
с
использованием
дополнительного
материала, представленного в электронной форме учебника.
Так, при работе с природным материалом, при фронтальной беседе об
использовании объектов живой природы, обучающиеся имеют возможность
познакомиться с различными видами изделий. (Стр. 6)
На уроках технологии использую электронные средства контроля.
При организации рабочего места провожу электронный тест. (Стр. 9) Из
предложенных вариантов обучающиеся выбирают тот, который подходит к
уроку. Итоговый тест по этому же направлению позволяет детям сопоставить
своё рабочее место с целью работы на уроке. (Стр. 110)
Задание «Проверь себя!» направлено на составление детьми плана своих
действий при изготовлении изделия. (Стр. 17)
В электронном пособии по технологии имеется интерактивный словарь
терминов, который способствует пополнению словарного запаса и развитию
кругозора обучающихся. (Стр. 6)
Рассматривать образцы изделий детям помогает инструмент увеличения
изображения. (Стр. 13)
Применяя электронную форму учебника в образовательном процессе, я
убедилась: данное пособие создаёт обучающую среду с ярким наглядным
представлением
информации,
что
особенно
привлекает
школьников,
активизирует
их
познавательную
деятельность,
облегчает
понимание
изучаемого материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память,
освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути
предмета. В результате у обучающихся повышается мотивация.
Хочется отметить, что электронная форма учебника и учителю
оказывает большую помощь при подготовке к урокам.