Напоминание

Методические рекомендации


Автор: Болдырева Татьяна Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.К.НЕХАЕВА"
Населённый пункт: Московская область г. Сергиев Посад
Наименование материала: Методические рекомендации по разработки индивидуального образовательного маршрута
Тема: Методические рекомендации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО – ПОСДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

имени Героя Советского Союза М.К. Нехаева»

141300,г. Сергиев Посад, ул. Л. Булавина, д.6

Тел. 8(496)542-93-09

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

РЕБЕНКА С ОВЗ

(методическая разработка)

Разработала:

Болдырева Т.А.

Учитель дефектолог

2

Введение

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста

и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых

образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осу-

ществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на

средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в

полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ре-

бенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ста-

вит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию

оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого

воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и

реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде

всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает об-

разовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каж-

дого воспитанника исходя из его особенностей.

Государственный Стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г.

подчеркивает важность и необходимость индивидуального подхода

к

каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из

основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе

могут

осуществляться

полноценное

развитие

личности

дошкольника,

раскрываться его особенности, уникальные способности.

ИОМ разрабатывается на детей с проблемами в развитии и на детей, с

опережающим развитием и представляет собой характеристику осваиваемых

ребенком

единиц

образования

в

соответствии

с

индивидуальными

способностями своего развития и способностями к учению.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ):

создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации

3

дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно

связано

с

общими

процессами

интеллектуального,

эмоционального,

эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор со-

держания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм

и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе

усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и

нуждаются в коррекционной помощи специалистов;

для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;

для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние

нормативные образовательные стандарты.

4

Индивидуальный образовательный маршрут по реализации АООП

для воспитанницы группы компенсирующей направленности

для детей с нарушением зрения

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

Задачи:

- выявить особые образовательные потребности ребенка;

- осуществить индивидуальную педагогическую и психологическую помощь ребенку;

- способствовать усвоению адаптированной образовательной программы дошкольного образования;

- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.

Принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются:

- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

- непрерывность;

- вариативность;

- соблюдение интересов воспитанника;

- принцип создание ситуации успеха;

- принцип гуманности и реалистичности;

- содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Перед разработкой индивидуального образовательного маршрута проводится диагностика индивидуальных пара-

метров развития ребенка совместно с воспитателями и специалистами ДОУ, реализующими этот образова-

тельный маршрут. Данные по итогам диагностики, опроса педагогов и родителей заносятся в психолого - педа-

гогическую характеристику ребенка по направлениям: здоровье, навыки самообслуживания, социальные

5

навыки, образовательная деятельность, речевое развитие, игровая деятельность, социально-личностные реакции,

эмоциональное развитие, личностное развитие.

I. Общие сведения

Ф.И.О. ребенка: ХХХ

Дата рождения: 5-6 лет

Домашний адрес: ХХХ

Группа: старшая компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Дата поступления ребёнка в ДОУ: август 2016г.

Ф.И.О. родителей (законных представителей): ХХХ

Выписка из заключения ТПМПК: Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе до-

школьного образования для детей с нарушением зрения с сентября 2016 года. Занятия с логопедом (на 3 учеб-

ных года с 01.09.2016г.), дефектологом (с 01.09.2016г.) в условиях центра психолого-педагогической, меди-

цинской и социальной помощи. Наблюдение педиатра, окулиста, невролога.

Направления коррекционно – развивающей работы и психолого-педагогической помощи: осуществляется по

направлениям:

развитие зрительного восприятия;

развитие осязания и мелкой моторики;

ориентировка в пространстве;

социально-бытовая ориентировка;

6

развитие познавательных процессов;

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы

Режим пребывания ребенка в ДОУ: режим полного дня - 5 дней в неделю.

Основная цель на текущий период в

направлении развития и социализации ребенка:

Освоение ребенком

адаптированной образовательной программы ДОУ для детей с нарушением зрения (старшей группы), составленной

на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с

нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работав детском саду (под. редакцией Л. И.

Плаксиной.) и основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ре-

дакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Общие задачи на период реализации ИОМ:

Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и

воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.

7

II. Условия реализации программы

Сопровождение ребенка осуществляют

Старший воспитатель: ХХХ

Воспитатель: ХХХ

Воспитатель: ХХХ

Учитель-дефектолог (тифлопедагог): ХХХ

Педагог-психолог: ХХХ

Музыкальный руководитель: ХХХ

Инструктор по физической культуре: ХХХ

Медицинский работник: ХХХ

Врач-офтальмолог: ХХХ

Медсестра-ортоптистка: ХХХ

Семья: ХХХ

Взаимодействие

специалистов ОУ

- Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного

учреждения на интегративной основе.

- Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое кор-

рекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Состояние здоровья

Группа здоровья - III

Группа физических занятий - специальная

Рекомендации

офтальмолога

- Постоянное ношение очков.

- Соблюдение режима зрительных нагрузок

- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления.

- Посадка на занятиях: 1 парта (ближе к демонстрируемому материалу)

- Рабочая поверхность горизонтальная

Противопоказания

- Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью

- Нельзя работать на слишком близком расстоянии

- Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом

положении с наклоном головы вниз, резкие повороты/наклоны головы, туловища

- Бег на скорость, соревновательный бег, ускорения.

8

Психолого-педагогическая

диагностика уровня развития ребенка:

-сентябрь

(определение исходного уровня

развития ребенка);

- январь

(промежуточная

диагностики,

отслеживание динамики развития,

эффективности

проводимой работы);

- май

(итоговая диагностика, мониторинг

динамики развития,

эффективности работы за учебный

год)

Воспитатели

:

Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет) до-

школьной образовательной организации», Н.В. Верещагина;

Педагог

-

психолог

:

Л.Г. Руденко, Н.Н. Павлова " Экспресс диагностика в детском саду"

(старшая группа);

- Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова,

А.Н. Орлова, Н.Д.Шматко "Психолого-педагогическая

диагностика развития

детей

раннего и дошкольного возраста";

- наблюдение, анкетирование педагогов и родителей, беседы с ребенком и родителями.

Музыкальный

руководитель

:

Диагностика педагогического процесса в стар-

шей группе (с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации»,

Н.В. Верещагина;

Инструктор

по

физической

культуре

:

Диагностика педагогического процесса в стар-

шей группе (с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации», Н.В. Вере-

щагина;

Учитель-дефектолог (тифлопедагог):

Тифлопедагогическое обследование детей с на-

рушением зрения (амблиопия и косоглазие), Е.Н. Подколзина

Психолого-

педагогическая характеристика

на основании проведенного диа-

гностического обследования, бесед

с родителями, педагогами и наблюде-

ний за ребенком

Характеристики деятельности: мотивация хорошая. Самоконтроль отсутствует. Работо-

способность средняя Темп деятельности замедленный.

Культурно-гигиенические навыки

:

сформированы в соответствии с возрастом;

Общее

развитие

:

ниже возрастной нормы;

Общие

движения

:

развиты недостаточно;

Мелкая

моторика

:

развита слабо

Особенности и уровень развития познавательной сферы

:

владеет понятиями восприятия

формы, цвета, величины («Коробка форм», «Матрешка», «Разложи на группы»).

Владеет понятиями времена года (иногда путает весну с осенью), называет приметы («Време-

на года»). Достаточный уровень развития произвольного внимания («Найди такую же кар-

тинку»). Запоминает с трудом («10 предметов»). Недостаточный запас знаний и уровень

общей осведомленности («Покажи и назови»). Способна выделить объект из мно -

жества предложенных (парные картинки). Возникает трудность в складывании картинок раз-

9

резанных на три - четыре части. Из двух собирает быстро. («Разрезные картинки»). Низкий

уровень развития целостного восприятия.

С трудом находит обобщающие слова, выполняет анализ, выполняет классификацию с помо-

щью взрослого («Найди семью», «Рыбка»). Низкий уровень развития наглядно-образного

мышления. Устанавливает сходство и различие между предметами («Найди такую же картин-

ку»). Низкий уровень развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправ-

ленности восприятия. Слабо развита мелкая моторика («Рисунок человека»). Недостаточно

развито воображение («На что похоже?»)

Игровая

деятельность

:

Играет с детьми младшего возраста, хорошо контактирует. Может

поддержать игру. Увлекается настольными играми по настроению. Сюжетно-ролевые игры

бедны по использованию игровых атрибутов и сюжету. Игровая деятельность не соответ-

ствует возрасту;

Эмоционально

-

волевая

сфера:

эмоциональные вспышки проявляются редко. Бывает смена

настроения (говорит, что не выспалась). Наблюдается скованность в движениях.

Коммуникативное развитие: не соответствует возрасту. Речь внятная, но ответы однослож-

ны.

Социальное

развитие

:

не соответствует возрасту

(коммуникативные навыки сформированы недостаточно);

Когнитивное

развитие

:

- восприятие: ниже возрастной нормы;

- память: ниже возрастной нормы.

- внимание: рассеянное, низкий уровень концентрации, переключения.

- мышление: ниже возрастной нормы;

- развитие речи: речь внятная, но ответы односложны.

Предметно-пространственная

развивающая среда

В группе компенсирующей направленности, где непосредственно находиться ребенок, и в ка-

бинетах специалистов создана с учетом ФГОС ДО, возрастных и индивидуальных психофи-

зических особенностей ребенка.

Предметно-пространственная

развивающая среда обеспечивает

Игровую и познавательную активность ребенка, экспериментирование с доступными матери-

алами (в том числе с песком в кабинете педагога-психолога).

Двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляци-

онной моторики. Возможность самовыражения воспитанника.

10

III

. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы группы компенсирующей

направленности для детей с нарушением зрения Ф.И.О. ребёнка

Направления работы

Кол-во

занятий

Форма

проведения

Ф.И.О.

специалиста

Педагогическая помощь

5 дней

в неделю

Разнообразные

Воспитатели

Ф.И.О.

Тифлопедагогическое сопровождение по оказанию

комплексной помощи по подготовке ребенка к школе, адап-

тации в обществе (развитие познавательной и коммуникативной сфе-

ры)

5 дней

в неделю

подгрупповые,

индивидуальные

Учитель-дефектолог

Ф.И.О.

Психологическая помощь по формированию высших психи-

ческих функций, повышению речевой компетенции ребенка с

проблемами в развитии, подготовка руки к письму, совершенствуя

мелкую моторику средствами дидактических игр и упражнений, кор-

рекция недостатков эмоционально - волевой сферы.

1раз в неделю

Подгрупповые

2 раза в неделю

по 25 минут;

индивидуальные

1 раз в неделю

среда 10.25- 10.55

Педагог-психолог

Ф.И.О.

Музыкальные занятия

2 раза

в неделю

Групповые

Музыкальный

руководитель

Ф.И.О.

Физкультурные занятия

3 раза

в неделю

Групповые

Воспитатели Ф.И.О.,

инструктор

по

физической

культуре Ф.И.О.

Осмотр врача - офтальмолога

Начало-конец

года (по мере

необходимости)

Индивидуально

(осмотр)

Врач-офтальмолог

Ф.И.О.

Занятия на ортоптических приборах по назначению врача-

офтальмолога

Ежедневно

Индивидуально

Медсестра

ортоптистка

Ф.И.О.

11

IV. Создание «безбарьерной» среды

Построение

комфортной среды

Ресурсы для решения

Освещенность

- Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естествен-

ного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах.

Сигнальные опоры,

обеспечивающие

ор-ку в пространстве

и направляю-

щие движение

Разметки

- в спортивном зале

- на спортивной площадке на улице

Маркеры указатели

- на дверях

- на ручках дверей

- не ступенях лестницы

«Метка на стекле»

- упражнение для улучше-

ния аккомодации (тренировка

внутренних мышц глаз).

Специальное ти-

флотехническое обо-

рудование

- Ортоптические аппараты для лечения и профилактики зрения.

Оптические средства

инд-ой коррекции

Очки для постоянного ношения.

Компьютер и

программное

обеспечение

Специальные компьютерные программы.

Мультимедийный проектор

Создание сенсорно-

обогащенной среды.

Сигнальные опоры

Зрительные

Звуковые

Обонятельные

Тактильные

- Натуральные предметы,

игрушки-модели для

формирования

представлений об

окружающем мире

- Контурные и силуэтные

изображения для развития

зрительного восприятия

- Звукоориентиры (колоколь-

чики, бубен, погремушка и

др.) для развития ориенти-

ровки в большом и малом

пространствах

- Звуковые игрушки, сигна-

лы, наборы пластинок с шу-

мами для развития слухового

восприятия, зрительно-слу-

ховой памяти.

-Аудиозаписи со звуками

окружающего мира

- Бытовые запахи,

запахи улицы для

развития обоняния и

обогащение

чувственного опыта.

- Различные виды по-

верхностей, тканей, ма-

териалов на узна-

вание свойств и призна-

ков предметов окружа-

ющего мира, природ-

ный материал для раз-

вития осяза-

тельно-двигательного

восприятия, обо-

гащения чувственного

опыта.

Объекты с

- Контрастность и цветонасыщенность раздаточного материала

12

усиленными

признаками

- Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-жёлтых и зелёных тонах.

- Тетрадь в крупную клетку.

- Мягкий простой карандаш

Специально

структурированная

информация

- Планы, схемы для составления рассказов

- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию

- Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра….

- Таблицы по лексическим темам

Игровые пособия по

развитию зритель-

ных функций и зри-

тельно-моторной

координации

- Кольцебросы, серсо, бадминтон, калейдоскопы, приборы и игрушки для развития глубины пространства и др.

игры

- Трафареты (тематические, геометрические, линейные);

- Раскраски по лексическим темам;

- Лабиринты для развития глазодвигательных функций;

-Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.);

- Предметы для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др.)

13

V.

Специальные условия организации педагогического процесса

Направления

деятельности

Потребности ребенка

Построение образо-

вательного процесса

- Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.

- Соблюдение режима зрительных нагрузок

- Дозировка работы со зрительной нагрузкой в течение 10-15 минут

- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и, динамические паузы

для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…)

- В начале занятия по ИЗО- деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев

и кистей рук.

Специальная органи-

зация рабочего поля

и рабочего места ре-

бенка

- 1 парта.

- Посадка ближе к демонстрируемому материалу.

- Рабочая поверхность горизонтальная

- Размер мебели № 2 в соответствии с ростом

Спец.орг-ция

раб.

позы ребенк

- Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища

- Постоянный контроль за осанкой

Индивидуальные

ритм и темп

деятельности

- Не переутомлять глаза при рассматривании

- Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия.

Зрительная гимнастика.

1.Упражнения для снятия зрительного напряжения.

(накрывание глаз ладонями; покачивание; моргание).

2. Упражнения для моторного аппарата глаза (на расстоянии 0,5 м от глаз ребенка держим игрушку на высоте

глаз, затем игрушку передвигают справа налево и слева направо, предлагая ребенку делать максимальные дви-

жения глазами при неподвижной голове 2-3 мин).

3. Метка на стекле

Правила взаимо-

действия с отдель-

ными объектами

- Пособия и материалы мелкого размера, но не меньше 2см.

- Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т.е. в хорошо освещенном

месте, на уровне глаз ребенка, на контрастном фоне, на достаточном для его восприятия расстоянии.

- Загруженность перцептивного поля 5- 7объектов;

- Для обследования наглядности предоставлять разное время.

- Больше работать на коленях, на столе, на полу – на горизонтальной поверхности

Формы работы

с родителями

Привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций.

Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных празд-

14

ников, оформление информационных папок. Советы и рекомендации в виде наглядной документации, на сайте

МБДОУ.

Формы работы с ре-

бенком

Групповые, подгрупповые, индивидуальные

Методы и прием

работы с ре-

бенком

Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: глазные, дыхательные,

пальчиковые, артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д.

VI. Психолого-педагогическое сопровождение

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него

индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые

задачи

-

Организация

комплексного

психолого-педагогического

изучения ребёнка в целом

- Мониторинг эффективности ре-

ализации индивидуальной кор-

рекционно-развивающей про-

граммы

- Обследования ребенка всеми специа-

листами на психолого-педагогическом

консилиуме ОУ

- Коллегиальное определение трудно-

стей ребенка в каждом конкретном виде

деятельности

- Разработка рекомендаций для состав-

ления

индивидуального

маршрута

ребёнка

- Динамическое наблюдение за динами-

кой развития ребенка в ходе коррекци-

онно-воспитательного процесса

Специалисты ПМПк

Специалисты ПМПк

Председатель ПМПк

-Воспитатели. специалисты, участву-

ющие в сопровождении ребенка (пе-

дагог-психолог, учитель-дефектолог)

в течение всего учебного периода

Воспитательные

задачи

- Решение вопросов социализа-

ции, повышения самостоятельно-

сти ребёнка

-

Становления

нравственных

ориентиров в деятельности и по-

ведении

- Совместная работа специалистов в

этом направлении

- Оказание консультативной помощи се-

мьям

для

решения

возникающих

проблем

- Помощь воспитателям в разработке и

Воспитатели

Специалисты, участвующие в со-

провождении ребенка

15

-

Воспитание

положительных

личностных качеств

организации мероприятий

направленных

на

решение

задач

социально-коммуникативного развития

Коррекционно-

развивающие за-

дачи

- Развитие компенсаторных ме-

ханизмов

становления психики и де-

ятельности ребёнка

- Преодоление и предупреждение

у него вторичных отклонений в

развитии познавательной сферы,

поведения

и

личностных

ориентиров

- Тесное сотрудничество всех специали-

стов учреждения, участвующих в сопро-

вождении ребенка, в решении коррекци-

онно-развивающих задач

- Обучение родителей и воспитателей

отдельным

психолого-педагогическим

приёмам, повышающим эффективность

взаимодействия с ребёнком, стимулиру-

ющим его активность в повседневной

жизни, укрепляющим его веру в соб-

ственные возможности.

Специалисты, участвующие в со-

провождении ребенка

Образовательные

задачи

-

Развитие

познавательной

активности ребенка

- Формирование у него всех ви-

дов детской деятельности, харак-

терных для данного возрастного

периода.

- Продуманная система коррекции всего

учебно-воспитательного процесса, всей

жизни и деятельности ребенка в ОУ

- Создание творческого союза педаго-

гов, объединенных общими целями

- Разработка интегрированного коррек-

ционно-развивающего календарно-тема-

тического плана работы, построенного

на основе комплексной диагностики

- Организация коррекционно-образова-

тельной среды, стимулирующей разви-

тие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом

специализированного

дошкольного

учреждения в тесной взаимосвязи

всех сотрудников.

VII. Освоение образовательной программы: «От рождения до школы». Примерная основная общеобразова-

тельная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (отра-

жаем ту образовательную область, в которой у ребенка имеются трудности)

16

Направления ра-

боты

Задачи по каждому направлению

Игры и упражнения

Итоговые показатели

1.Познавательное развитие

- сенсорное

воспитание

формирование

сенсорно-перцептивной

способности: учить воспринимать отдельные

предметы, выделяя их из общего фона;

развитие

зрительного,

слухового

и

тактильно-кинестетического восприятия и

сосредоточения;

развитие системы зрительно-слухо-двига-

тельной связи;

обучение ребенка сравнению и различе-

нию предметов по форме, величине, цвету;

формирование поисковых способов ориен-

тировки – пробы, практическое примери-

вание, зрительное соотнесение при реше-

нии практических или игровых задач;

формирование

системы

обследователь-

ских действий;

обогащение сенсомоторного опыта;

- на выделение предметов из

фона:

«Посмотри

и

назови»,

«Одинаковые игрушки», «Найди

такой же», «Предметы и картин-

ки».

- на идентификацию предметов

и движений: «У кого такая кар-

тинка?», «Найди пару», «Какой

сюда подходит?», «Кто что дела-

ет?», «Веселые человечки», «Что

звучит?» и др.

- на развитие представлений о

форме предметов: «Что катится,

что не катится?», «Чудесный ме-

шочек», «Узнай, что нарисова-

но», «Почтовый ящик» и др.

- на развитие восприятия отно-

шений

по

величине:

«Розовая

башня», «Цветные цилиндры»,

«Гаражи и машины», «Закрой

коробочки», «Матрешки», «Пи-

рамидки», и др.

воспринимает

отдельные

предметы из общего фона,

выделяя их по просьбе взрос-

лого;

различает разнообразные зву-

ки и шумы, подражать им.

различает свойства и качества

предметов (величина, форма,

цвет).

- ознакомление с

окружающим

миром

формирование

целостного

восприятия

представлений об окружающем мире.

знакомить ребенка с предметами и объек-

тами ближайшего окружения, их назначе-

нием и функциями, расширять представле-

ния о ближайшем окружении.

«Угадай, что в мешочке?», Что

из чего сделано?» «Живое – не-

живое», «Назови три предмета»,

«Летает – не летает», «Четвер-

тый лишний», «Угадай по описа-

нию»

имеет представления о богат-

стве и многообразии предмет-

ного мира (предметы и объек-

ты ближайшего окружения,

их назначение и функции);

17

формировать первоначальные представле-

ния о макросоциальном окружении (де-

ятельность людей, транспорт).

формировать

интерес

к

объектам

и

явлениям природы.

обращать внимание на трудовые действия

взрослых, подчеркивать необходимость и

значение труда взрослых.

Лото

«Транспорт»,

«Профес-

сии», «Что кому нужно для рабо-

ты», «Угадай по описанию» и

др.

«Какое время года?», «Когда это

бывает?», «Что происходит в

природе?», «Что лишнее?» «Хо-

рошо – плохо», «Что это за пти-

ца?», «Кто где живёт?», «Кто как

поет?», «Узнай по описанию кто

это», «У кого какой домик»,

«Детки с какой ветки?» и др.

умеет

ориентироваться

в

групповом помещении и ка-

бинетах специалистов;

имеет представления о трудо-

вых действиях взрослых.

умеет наблюдать за объекта-

ми и явлениями окружающего

мира, проявлять интерес к

ним.

- развитие вре-

менных, про-

странственных и

элементарных

математических

представлений

обучение ориентировке в пространстве,

основных направлениях от себя; ориенти-

роваться на листе бумаги

упражнять в запоминании и различении

цифр, определять их соответствие числу.

Упражнять в нахождении места цифр в чи-

словом ряду, последующего и предыдуще-

го числа.

формирование умения ориентироваться в

частях суток (утро, день, вечер, ночь), раз-

личать и называть их.

«Куда спряталась мышка», «Три

шага», «Побежали пальчики» и

др.

«Бегите к цифре», «Найди себе

место», «Живые цифры»

«Когда это бывает?», «Что рань-

ше, что потом?» и др.

ориентируется в пространстве,

ориентируется на листе бумаги

различает и называет цифры,

определять

их

соответствие

числу.

Считает в пределах 10.

ориентироваться

и

различать

части суток (утро, день, вечер,

ночь).

2. Речевое развитие

18

Грамматика

Упражнять в составлении распространен-

ных предложений.

Упражнять в составлении предложений по

структурной схеме.

Развивать речевую активность, быстроту

мышления.

Учить передавать правильную временную

и логическую последовательность рассказа

с помощью серийных картинок.

«Дополни

предложение»,

«Придумай

предложение»

«Живые

слова»

«Найди

картинке

место»

«Размытое письмо» и др.

высокая речевая активность,

умение

составлять

распро-

странённые предложения, со-

ставлять

предложения

по

структурной схеме.

Развитие раз-

говорной речи и

речевого об-

щения:

воспитывать потребность в речевом обще-

нии;

формировать умение заканчивать фразу,

учить договаривать за взрослым слова и сло-

восочетания в потешках, упражнениях, сти-

хотворениях;

формировать умение отвечать на вопросы

по прослушанным сказкам.

учить отвечать на вопросы по предметной,

сюжетной картинкам, по демонстрации дей-

ствий;

развивать умение передавать содержание

знакомой сказки по серии картинок с помо-

щью воспитателя;

заучивать небольшие песенки, потешки,

стихотворения с опорой на картинки;

развивать

эмоционально-выразительные

жесты и мимику.

«Скажи правильно», «Покупатель

– продавец», «Поиграем в сказку»,

«Кто больше заметит небылиц?»,

«Перескажи сказку по иллюстра-

циям» и др.

Высказывает свои потребности

в активной фразовой речи.

Активно участвует в разговоре

со сверстниками и взрослыми.

Пересказывает содержание зна-

комой сказки близко к тексту.

заучивает небольшие песенки,

потешки, стихотворения с опорой

на картинки;

эмоционально откликается на

произведения художественной

литературы

19

VIII.

Коррекционно-развивающая

работа.

Адаптированная

программа.

Программы

специальных

(коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского

сада. Коррекционная работа в дет

ском саду / Под. Ред. Плаксиной Л.И.

Специалист

Направления

коррекционно-развиваю-

щей работы

Формы организации УД

(Фронтальные, подгруппо-

вые, индивид. занятия и

т.д.)

Ожидаемые результаты

Формы оценки

результатов ра-

боты

+ сформировано

+- в стадии фор-

мирования

- не сформирован

Педагог-пси-

холог

Формирование и совер-

шенствование мелко мото-

рики пальцев рук, двига-

тельных умений и навыков

Индивидуально

«Волшебные палочки», «Вол-

шебные шнурки», «Золушка»,

«Мягкие палочки», «Обведи

по трафарету» и др.

Развитая мелкая моторика

+-

Формирование навыков

учебной деятельности:

умение слушать, понимать

и выполнять словесные

установки педагога, уме-

ние действовать, повторяя

показанный образец и пра-

вило

Подгрупповые и индивиду-

альные занятия.

«Делай, как я», «Слушай и

выполняй», «Сложи узор»,

«Выполни по образцу» и др.

Понимает и воспринимает

словесную инструкцию, выполняет

задание по образцу

+

Развитие мышления, па-

мяти, внимания, во-

ображения, зрительного и

слухового восприятия

Индивидуально через дид.

Игры: «Назови чего не ста-

ло»,

«Продолжи ряд», «Угадай кто

поёт», «Что у меня в мешоч-

ке?» и др.

Устойчивость внимания, сосредо-

точенность, развивается логическое

мышление, зрительное и слуховое

восприятие

+-

Тифлопедагог

Развитие

восприятия, внимания,

Индивидуально через дид.у-

пражнения: "Найди от-

личия"

«Что изменилось»

«Запомни и поставь также

-Увеличение объёма внимания.

-Сосредоточенность на задании.

+-

20

точки»

Индивид., подгрупп.,

"Переплетённые линии"

«Кольца»

«Корректурная проба»

Развитие зрительной

памяти

Индивидуально через дид.

упр. «Запомни картинки»,

«Запомни предметы»

Игры типа: найти предъявлен-

ные фигуры, предметы в чис-

ле других.

Подгрупп., фронт.

Выкладывание узора из моза-

ики по памяти.

- увеличение объема памяти. За-

поминает 10 картинок.

+

Развитие

произвольной

сферы

Индивид., подгрупп «Живое –

неживое»

«Запрещенное движение»

Умение соблюдать правила во вре-

мя игры (не перебивает, не выкри-

кивает, ждет своей очереди).

+

Заключение

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала

ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Он в полной мере позволяет реализовать принцип

индивидуализации, который состоит в том, что дошкольник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то,

что именно для него является приоритетным, опираясь на его сильные стороны, природные склонности и способности.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы

обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности.

21

Используемая литература

1.

Абазян Е., Полякова А., Хмелевская И. «Как составить индивидуальный

образовательный

маршрут

для

ребёнка».

//

Журнал

«Справочник

педагога-психолога». 2018. - №2. – с. 22 – 31.

2.

Власенко, Ю.И., Игумнова В.В., Железнова Е.Р., Кирюшкина А.Н. «Ин-

дивидуальный образовательный маршрут ребёнка с особыми об-

разовательными потребностями» // Журнал «Дошкольная педагогика». –

2017.-№4.- с. 49-57.

3.

Горчакова А.З., Дергунская В.А.,

Казакова О.Ю., Тельнова С.А.

«Сопровождение и поддержка детей при реализации индивидуальных об-

разовательных маршрутов» //Журнал «Воспитатель дошкольного об-

разовательного учреждения». – 2018. - №1. – с. 98-111.



В раздел образования