Автор: Татьяна Витальевна Крыловская
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Литвиненковская СШ" Белогорского района Республики Крым
Населённый пункт: село Литвиненково, Белогорский район, Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: Интерактивные формы и методы на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИТВИНЕНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
улица Житомирская, дом 1, с. Литвиненково, Белогорский район, Республика Крым, 297632
тел.(06559) 2-53-19, e-mail: litvinenkovoschool
@
.
ru
, ОГРН 1149102170744, ИНН 9109007561
Статья на тему:
«Интерактивные формы и методы на уроках русского языка и
литературы»
Работу выполнила:
Крыловская Татьяна Витальевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Литвиненковская СШ»,
297630 РФ, Республика Крым,
Белогорский район, п. Зуя, ул. Полевая, 5
+79787432995
2023
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я помню.
На современном этапе развития образования в России доминирующей в
организации учебно-воспитательного процесса
должна быть стратегия
обучения
и
воспитания
на
одаренность,
способности
и
интересы
обучающихся. Поэтому первоочередной проблемой сейчас является развитие
личности школьников методами различных наук по таким направлениям,
как:
- гуманизацию, которая реализуется через содержание предметов;
-
демократизацию,
как
переориентацию
обучения
на
формирование
личности, соблюдение принципов «равных возможностей», сотрудничества,
открытости;
- учет уровневой о профильной дифференциации обучения;
- интеграции знаний.
Решение этих направлений предлагает разработку научно обоснованной
комплексной программы взаимодействия учителя и ученика в учебном
процессе, выдвигает новые требования к организации учебно-познавательной
деятельности обучающихся. За последние годы поиск новых методов
обучения, повышения их результативности привели к появлению нового
термина – интерактивное обучение,
который означает определенный
порядок информационного взаимодействия между субъектами учебного
процесса и учебной средой. Интерактивное обучение – это обучение в
общении, диалоговое обучение. Его классификационные параметры таковы:
- по уровню применения – общепедагогические;
- по философским основам – диалектическое;
- по концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторное;
- по ориентации на личность – информационные + операционные;
- по характеру содержания – общеобразовательная;
- по типу управления – «репетитор» + система малых групп;
- по организационным формам – альтернативное классно-урочному;
- по подходу к ребенку – сотрудничество;
- по преобладающему методу – диалоговое, пояснительно-иллюстративное;
- по направлению модернизации – альтернативное;
- по категории обучающих – массовое.
Назначение интерактивного обучения состоит в том, чтобы передать
знания и осознать ценность других людей. Имеет оно и свои задачи:
- решение учебно-поведенческих заданий;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- установление эмоционального контакта между обучающимися;
- обучение работе в команде;
- снятие нервной нагрузки школьников.
Таким образом, интерактивное обучение – это специфическая форма
организации учебной деятельности. Одна из целей которой – обеспечение
комфортных условий, при которых каждый обучающийся чувствовал бы
свои успехи, интеллектуальные способности, продуктивность обучения,
исключение доминирования одной мысли перед другой. Особенно оно
эффективным является в тех областях, при решении таких задач, где не
существует готовых способов деятельности. Пути интеграции интерактивных
методов в учебном процессе практически не ограничены.
Характеристика интерактивного обучения
В последнее время в методической литературе проводится описание
достаточно большого количества методов интерактивного обучения. Но все
эти методы можно разделить на 4 основные группы:
1.
Кооперативная учебная деятельность – организация в малые
группы, объединенные общей учебной целью.
- работа в парках («лицом к лицу» - один – вдвоем – все вместе)
- сменные тройки;
- экспертные группы;
- перекрестные группы;
- карусель;
- аквариум;
- проектная работа.
2. Фронтальная работа – работа всего класса
- круг знаний;
- микрофон (интервьюирование);
- мозговой штурм;
- обучая – учусь;
- кейс-метод;
- дерево решений.
3. Дискуссионное обучение – публичное обсуждение какого-либо
спорного вопроса.
- пирамида;
- самоанский круг;
- шумовая группа;
- дискуссия в форме ток-шоу;
- дебаты;
- бесконечная цепочка.
4. Игровое обучение – вовлечение учеников в игру.
- ролевая игра;
- упрощенное судебное заседание;
- игра – путешествие;
- ролевые игры (драматизация, сценки);
- имитация.
Интерактивные методы обучения, используемые на уроках
русского языка и литературы
Экспертные группы – обучающиеся в группе рассчитываются : 1,2,3,4
и т.д. Каждому члену группы дается часть задания. Обучающиеся, имеющие
одинаковый номер по группам объединяется для выполнения задания, для
обмена
мыслями,
достижения
результатов
совместной
работы.
При
необходимости группам дается дополнительная литература. Выполнив
задание, обучающиеся возвращаются в свои группы, чтобы поделиться
результатами своей работы, то, чему они обучались в группах.
Пила (информационный пропуск) – создается ситуация общения, когда
обучающийся пользуется разной информацией. Для этого текст делится на
части (по количеству обучающихся в группе) или используется несколько
текстов и раздается каждому обучающемуся в группе. Потом они общаются
друг с другом, чтобы знать смысл каждой части или разные точки зрения на
одну тему.
Мозговая атака. Обучающиеся предлагают проблему и они решают
без вмешательства учителя.
Шумовая группа – группы проводят короткие обсуждения для
процедуры поиска ответа на специфические вопросы.
Изучение случаев (кейс-метод). Обучающимся предлагается описание
реальной
ситуации.
Изучая
предложенный
случай,
обучающиеся
анализируют причины успеха или неудачи описанных действий.
Проектная работа – разработка соответственной модели, процедуры,
схемы и т.д. во время выполнения, которого обучающиеся приобретают
полезные исследовательские навыки. Проекты могут быть долговременными,
на выполнение, которого отводится несколько уроков, и кратковременные,
которые можно разработать на протяжении одного или части. Подготовка,
выполнение
и
презентация
проекта
занимает
больше
времени,
чем
выполнение традиционных заданий. Но проектную работу можно выполнить
на уроке или дома, особенно если в группе четко распределены задания
между участниками.
Пирамида (снежный шар). Класс делится на пары, которые
выполняют
определенное
задание
.
Через
некоторое
время
пары
объединяются и продолжают обсуждение. Этот процесс продолжается до тех
пор, пока не образуется одна группа.
Самоанский круг. Объявляется тема для обсуждения и 3-4 точки зрения
к ней. Посредине класса 3-4 стула в зависимости от определенного точки
зрения. Обучающиеся становятся за стульями по кругу. 3-4 обучающихся
садятся на стулья, высказывают свои точки зрения и возвращаются обратно.
Обсуждение происходит до тех пор, пока все желающие не выскажутся.
Интервьюирование. В группе предлагают подготовить 1-2 вопроса
для
проведения
устного
опроса
по
определенной
теме.
Вопросы
записываются на доске, на рейтинговой основе, определяют наиболее
удачные. По одному представителю из каждой группы выходит за пределы
класса для проведения опроса работников, посетителей, на улице за
определенный промежуток времени. После возвращения обучающегося
сообщают группе или целому классу о результатах своей группы. Другой
вариант – каждый обучающийся проводит опрос как домашние задание,
потом использует в учете процесса на уроке.
Ролевая игра. Для выполнения задания обучающиеся получают
соответственные роли и должны вести себя соответственно своей роли в
определенной ситуации.
Круг знаний. Обучающиеся в группе, по очереди выполняют свои
задания за определенное время. Потом результаты зачитывают вслух,
обмениваясь своими записями с другой группой, обсуждают их.
Правила
При применении методов обучения следует придерживаться
следующих правил:
1.
В работу должны быть вовлечены все обучающиеся.
2.
Забота
о
психологической
подготовке
участников.
Полезно:
постоянное и различное поощрение обучающихся за активное участие
в
работе;
предоставление
возможности
для
самоорганизации
обучающихся.
3.
Продуктивная работа в малых группах. Каждый должен быть
услышан.
4.
Подготовить помещение к работе:
- обучающиеся должны легко пересаживаться;
- заранее готовить материал для творческой работы.
5. Соблюдение на уроке процедуры и регламента, проявление терпимости
к любой точки зрения; уважать право каждого на свободу слова, уважать
его достоинства.
6. Внимательно относиться к обучающимся при формировании групп.
7. На одном уроке можно применить 1-2 интерактивных приемов работы.
8. При подготовке вопросов продумывать тщательно варианты ответов и
вырабатывать
различные
критерии
оценки
ответов
и
оценки
эффективности
всего
урока.
Интерактивная
учебная
деятельность
способствует развитию у обучающихся:
- умения работать в коллективе;
- инициативности, независимости, самодисциплины;
- умения анализировать результаты своей деятельности;
- умения учиться;
- создает положительные эмоции в работе.
И немного изменив слова великого китайского философа Конфуция, можно
сформулировать кредо интерактивного обучения:
То, что я слышу, я забываю,
То, что я вижу и слышу, я немного помню,
То, что я слышу, вижу, обсуждаю –
Я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю –
Я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим,
Я становлюсь мастером.