Автор: Кашаев Андрей Юрьевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ТОГБОУ "Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина"
Населённый пункт: гор. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание кадет, как подготовка несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, формирование у учащихся общей культуры, личностных качеств мужчины"
Раздел: среднее образование
Воспитание кадет, как подготовка несовершеннолетних граждан к
профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном
поприще, формирование у учащихся общей культуры, личностных
качеств мужчины
А.Ю. Кашаев, воспитатель ТОГБОУ
"Многопрофильный кадетский
корпус имени Л.С. Дёмина"
Знание воспитателями кадетской школы педагогической сущности,
содержания и особенностей организации процесса обучения и воспитания
помогает им вдумчиво и творчески решать задачи, систематизировать и
упорядочить свою деятельность, осуществлять свою работу педагогически
обоснованно и уверено достигать поставленных целей.
Главная цель современного российского образования – формирование
разносторонне
развитой
личности,
способной
реализовать
творческий
потенциал в динамических социально-экономических условиях, как в
собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Принципы воспитания кадет
Анализ теории и практики воспитательной деятельности в педагогике,
педагогической психологии и военной педагогике позволяет определить
систему принципов воспитания кадет в условиях кадетской школы.
Принципы охватывают все стороны учебно-воспитательного процесса и
придают ему целенаправленное, логически последовательное начало.
В процессе обучения у кадет формируются взгляды, чувства, ценности,
качества
личности,
черты
характера,
привычки
поведения.
Единство
обучения и воспитания в классе должно достигаться усилиями всех его
участников: обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитуемых.
В условиях кадетской школы можно использовать систему принципов
современной
отечественной
педагогики
в
учебно-воспитательной
деятельности кадет:
Единство обучения и воспитания. Воспитатели должны соблюдать
следующие основные требования:
сочетать
практическую
деятельность
кадет
с
воспитательным
воздействием на них;
добиваться сознательного отношения кадет к выполнению своих
обязанностей;
пропагандировать положительные примеры в учебе и кадетского долга;
разумно организовывать деятельность кадет;
своевременно
устранять
недостатки
в
учебно-воспитательной
деятельности и жизни кадет.
Воспитание в коллективе и через коллектив. В условиях кадетской
школы коллектив класса выступает и как воспитатель кадета, что должен
умело использовать в своей деятельности воспитатель. Это достигается
путем
создания
атмосферы
взаимопонимания,
дружбы,
кадетского
товарищества, социальной справедливости, высокой ответственности и
высокой культуры взаимоотношений.
Сочетание
комплексного,
дифференцированного
и
индивидуального подходов
в
воспитательной
деятельности. Данный
принцип
предполагает
комплексный
учет
воспитателем
в
своей
деятельности, как многообразия индивидуальных черт своих подчиненных,
так и то общее, что их объединяет.
Опора
на
положительное
в
личности
кадета
и
кадетском
коллективе. Названный подход к воспитанию личности кадета заключается
в изучении всех его особенностей – отрицательных и положительных,
сосредоточение основного внимания на положительном, его укреплении и
развитии, с тем, чтобы изжить отрицательное, развить у кадета веру в свои
силы, активность и самостоятельность.
Принцип сочетания требовательности к воспитуемым с уважением
их личного достоинства и заботой о них. Этот принцип требует: проявлять
требовательность к себе и подчиненным; не допускать в воспитательной
работе с кадетами элементов формализма, попустительства, угодничества,
придирок, предвзятости и грубости, оскорбляющих достоинство кадета;
проявлять бережное отношение к личности кадета, уважать его достоинство
и личные права, заботиться об удовлетворении всех потребностей и норм
довольствия в соответствии с правами и обязанностями.
Принцип
единства,
согласованности
и
преемственности
воспитательных
воздействий. Единство
воздействий
обеспечивается
общим
целеустремленным
подходом
всех
категорий
воспитателей
к
решению воспитательных задач.
Система принципов обучения и воспитания находится в постоянном
развитии и совершенствовании.
Рис. 1. Основные принципы воспитания
Психологические механизмы воздействия на кадет
Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга,
предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и
деятельности человека.
Существует четыре основных механизма воздействия на человека:
убеждение, внушение, заражение и подражание.
Рис. 2. Механизмы воздействия в воспитании
Убеждение
–
логически
аргументированное
воздействие
на
рациональную сферу сознания учеников. Создание, усиление или изменение
взглядов, оценок, установок. Убеждение апеллирует к логике, разуму
человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического
мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню
развития личности, его мышления.
К источнику и содержанию убеждающего воздействия предъявляются
следующие требования:
1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных
особенностей слушателей;
2)
речь
должна
быть
последовательной,
логичной,
максимально
доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и
конкретные примеры;
3) необходимо анализировать факты, известные слушателям;
4) убеждающий сам должен быть глубоко убежден в том, что он
доказывает.
Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить
эффект убеждения. Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки
источника информации. Слушатель сравнивает получаемую информацию с
имеющейся у него информацией, и в результате создается представление о
том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает. Если
человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает
ошибки,
то
доверие
к
нему
резко
падает.
Далее
создается
общее
представление об авторитетности убеждающего, сравниваются установки
оратора и слушателя (если расстояние между ними очень велико, то
убеждение может быть неэффективным).
Убеждение
апеллирует к логике,
разуму
человека,
предполагает
достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей,
которые
малоразвиты,
порой
невозможно
логически
воздействовать.
Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития
личности, его мышления.
Внушение – воздействие на сознание ученика. Внушение – социально-
психический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную,
бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко
помимо (а иногда и против) их воли, механизм, которого базируется на
снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому
содержанию. Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к
эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем
оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в
рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано
главным
образом
на
авторитетности
источника
информации.
Нося
вербальный характер, внушение отличается усиленным экспрессивным
компонентом. Очень велика здесь роль интонации голоса, которая выражает
убедительность, авторитетность, значительность слов.
Внушаемость
–
степень
податливости
слушателя
внушению,
способность его к некритическому восприятию поступающей информации.
Внушаемость различна у разных людей. Выше она у лиц со слабой нервной
системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди со слабо
сбалансированными установками (например, дети) и люди с преобладанием
первой сигнальной системы более внушаемы.
Выделяют три основные формы внушения:
1) гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);
2) внушение в состоянии релаксации - мышечной и психической
расслабленности;
3) внушение при активном состоянии бодрствования человека.
Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при
приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием
переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с
хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек
эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос
этого эмоционального состояния на новую информацию. Возможен перенос
и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация
отторгается.
При внушении используются некоторые приемы, увеличивающие
эффективность внушения. Среди них – прием свидетельств (цитирование
известного лица, ученого, мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство
людей считает, что...»). Данные приемы снижают критичность и повышают
податливость человека к получаемой информации.
Заражение
– бессознательное подчинение группы воспитанников
эмоциональному воздействию воспитателя. Заражение осуществляется через
передачу психологического настроя. Заражение представляет собой передачу
определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к
другому, основанную на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере
человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.). Эффект зависит
от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего
человека (оратора) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный
настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно
большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием
эмоционального транса оратора.
Подражание
–
способ
усвоения
традиций
общества,
механизм
сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта
учителя, в частности его движений, манер, действий и т.д. Подражание
направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних
черт
и
образцов
поведения
воспитателя.
Важным
социально-
психологическим
феноменом
является
подражание
-
воспроизведение
деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется
походить.
Условиями подражания являются:
1) наличие положительного эмоционального отношения к человеку -
объекту подражания;
2) меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в
каком-то отношении;
3) ясность, выразительность, привлекательность образца;
4) доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;
5) сознательная направленность желаний и воли человека на объект
подражания (хочется быть таким же).
Подражание – важнейший фактор в развитии личности ребенка, но
присуще оно и взрослым. Молодежь подражает, прежде всего, тому, что
социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам
социально значимым, но и образцам внешне динамичным, ярким (образцам
кино, моды), хотя даже социально негативным по своей сути.
На определенной стадии развития личности человек начинает понимать
цели своего собственного воспитания. С возникновением этого нового
фактора человек сам становится сам себе воспитателем.
Самовоспитание
– систематическая и сознательная деятельность
человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры
личности.
К
методам
самовоспитания
относятся:
самопознание,
самообладание,
самостимулирование,
самокоррекция,
самоубеждение,
самоконтроль. Этого можно добиться такими приемами, как самоприказ,
самоодобрение,
самовнушение,
самоободрение,
самопоощрение,
самонаказание.
Нужно помнить, что слабость воспитания в том, что оно осуществляется
на сознании человека и требует усилий с его стороны. Наследственность и
среда
действуют
бессознательно
и
подсознательно.
Влияние
наследственности и среды корректируется воспитанием.
Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить
человека нельзя.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
К
основным
методам
воспитания
можно
отнести
убеждение,
упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.
Рис. 3. Основные методы воспитания
Убеждение – это один из способов влияния на личность, воздействия на
сознание, волю и чувства воспитанника с целью развития сознательного
отношения к окружающей действительности. Метод убеждения формирует
взгляды воспитанника, мотивы его поведения и действий. Убеждение как
метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в
частности сегодня используются отрывки из различных литературных
произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом
ученых
создаются
хрестоматии,
в
которых
собран
материал
для
нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также
при проведении разнообразных дискуссий.
При убеждении важно:
Четко и уверенно сформулировать основную мысль, сказать о том, что
вас действительно связывает с ней, а вывод кадеты сделают сами.
Обозначить одно-два ключевых положения, к которым по ходу беседы
стоит возвращаться. Повтор - хорошее средство донести до кадет свою
основную мысль.
Приводить
убедительные,
непротиворечивые
доводы.
Сильнее
убеждает конкретика, чем рассуждения общего характера.
Быть уверенным в себе, выражать надежду и осторожный оптимизм.
Все это кадеты воспринимают благожелательно.
Открыто и четко высказывать свои мысли и этим расположить к себе
аудиторию. Все любят открытых и честных людей.
Ровное и заинтересованное отношение к кадетам. Подсознательно
кадета волнует вопрос, как воспитатель к нему относится, что он о нем
думает. Если кадет заподозрит равнодушное или пренебрежительное
отношение к себе, он постарается не обращаться к этому воспитателю,
избегать его. Важно прямо или косвенно показать или проговорить свое
доброжелательное отношение к каждому кадету. Быть действительно
заинтересованным, чтобы убедить его. Слова «для меня важно ваше мнение»
или «мне интересно беседовать с вами» т.п. никогда не будут лишними.
Слова типа «мы», «вы и я», «мы знаем, что …» и т.п. создают у кадет
ощущение общности с вами.
Рис. 4. Характеристика метода убеждений в воспитании
Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное
повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных
и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения.
Упражнение – это «приучение», организация регулярного выполнения
учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы
поведения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль
принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как
пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте,
демонстрируя виртуозное исполнение.
Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:
системы упражнений;
их содержания;
доступности и посильности упражнений;
объема;
частоты повторений;
контроля и коррекции;
личностных особенностей воспитанников;
места и времени выполнения упражнений;
сочетания
индивидуальных,
групповых
и
коллективных
форм
упражнений;
мотивации и стимулирования упражнений;
адекватности.
Рис. 5. Характеристика метода упражнений в воспитании
Пример – метод воспитания кадет, заключающийся в целеустремленном
и систематическом воздействии воспитателей на личность и коллектив силой
личного
поведения
как
образца
для
подражания,
стимула
к
самосовершенствованию и основы для формирования высокого идеала
поведения и жизни.
Психологической основой примера выступает склонность людей к
подражанию, изучению и заимствованию опыта других. Подражание может
быть
сознательным
или
приобретать
форму
слепого,
механического
копирования. Особенно большое воспитательное значение имеет личный
пример непосредственных и прямых начальников. Важным условием для
подражания надо признать отношение военнослужащих к тому лицу, которое
ставится в пример. Чувство симпатии и уважения увеличивает стремление к
подражанию. Для успешной реализации возможностей воспитания на
положительном примере необходимы определенные условия.
Во-первых, пример приобретает силу воспитательного влияния в том
случае, если органически связан с ценными положительными качествами
личности офицера-воспитателя и проявляется постоянно.
Во-вторых, чем глубже кадеты осознают его общественную ценность,
чем он ближе и доступнее кадетам, чем больше сходства между ними и
примером, тем сильнее влияние положительного примера.
В-третьих, воспитатель должен быть примером для кадет решительно во
всем, от самого элементарного - внешнего вида, манер - и до моральных
ценностей.
Рис. 6. Характеристика метода примера в воспитании
Соревнование
является
модификацией
метода
воспитывающих
ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной
личности. Этот метод опирается на естественные потребности кадета к
лидерству,
соперничеству.
В
процессе
соревнования
кадет
достигает
определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый
социальный
статус.
Соревнование
позволяет
активизировать
кадет,
сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов.
Рис. 7. Характеристика метода соревнований в воспитании
Поощрение выступает способом выражения положительной оценки
успешно
производимых
действий
и
поступков
человека
и
их
стимулирование. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки.
Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет
уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах:
одобрение,
похвала,
благодарность,
предоставление
почетных
прав,
награждение.
Несмотря на кажущуюся простоту,
поощрение требует
тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот
метод
может
принести
вред
воспитанию.
Поощрение
должно
быть
естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления
получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло
учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и,
как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании
поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Рис. 8. Характеристика метода соревнований в воспитании
Принуждение
– метод воспитания, представляющий собой систему
дисциплинарных педагогических воздействий на кадет, недобросовестно
относящихся к выполнению своих обязанностей, нарушающих дисциплину и
общественный порядок, с целью побудить их исправить свое поведение.
Принуждение
может
выражаться
в
форме
приказа,
категорического
требования,
предупреждения
о
привлечении
к
дисциплинарной
ответственности, осуждения на собрании личного состава.
Назначение
взыскания
состоит
в
том,
чтобы
побудить
кадета,
нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину, пережить
угрызение совести и вызвать у него стремление исправиться. Наложение
взыскания на одного кадета должно предупреждать проступки со стороны
других. Применять на практике метод принуждения – это не просто
объявлять взыскания. Здесь требуется большое педагогическое искусство.
При правильном применении принуждение:
развивает
у
военнослужащих
чувство
долга,
усиливает
их
ответственность за свои поступки и действия, за состояние дисциплины
подразделения;
приучает к самоконтролю, преодолению соблазнов, закаляет волю;
порождает потребность устранить недостатки;
подвигает к улучшению самодисциплины, формирует уважение к
воинскому порядку;
укрепляет авторитет командира и воинского коллектива.
Основные средства принуждения: осуждающий взгляд командира,
замечание;
упрек,
напоминание
об
обязанностях;
запрещение,
категорическое требование; приказ и приказание (если они противоречат
внутренней позиции кадета); низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках;
осуждение командиром проступков нарушителя перед строем, на служебном
совещании; критика нарушителей на собраниях личного состава; отстранение
от ответственного дела; предупреждение о наказании в дисциплинарном
порядке; наложение дисциплинарного взыскания и др.
Требовательность и меры дисциплинарного воздействия командира
должны поддерживаться коллективом подразделения. Также должна быть
правильная
постановка
дисциплинарной
практики.
Во
избежание
ее
искажений
каждому
командиру
важно
знать
и
руководствоваться
следующими правилами:
не
надо
спешить
подвергать
подчиненных
дисциплинарным
взысканиям, пока не исчерпаны другие меры принуждения;
всякое взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести
совершенного
проступка,
объявляться
с
учетом
прежнего
поведения
провинившегося, времени нахождения его в кадетском училище;
частые взыскания становятся привычными для кадет;
наложенное взыскание следует обязательно приводить в исполнение;
к подчиненным, получившим взыскания, надо относиться особенно
внимательно, замечать и поддерживать их стремление к исправлению.
Рис. 9. Характеристика метода принуждений в воспитании
Заключение
Сегодня мировая педагогика рассматривает ребенка от природы
деятельным, внутренне активным существом, обеспеченного необходимыми
задатками и стимулами для саморазвития.
Воспитателю необходимо организовать и систематизировать детские
потребности, инстинкты, влечения, желания, способности, стремления и
направить в нужное русло.
Таким образом, воспитание кадет в условиях кадетской школы
реализуется в практической деятельности и представляет собой комплекс
информационно-пропагандистских, психологических, правовых, социально-
экономических,
морально-этических,
культурно-досуговых,
спортивно-
массовых
и
иных
мероприятий,
осуществляемых
воспитателями
и
направленных
на
формирование
у
кадет
необходимых
качеств.
Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий
всех субъектов обучения и воспитания.
Необходимость
совершенствования
системы
воспитания
кадет
продиктована из анализа военно-политической обстановки в мире.
Использованная литература
1.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Методические основы, Москва, 1982.
2.
Бабанский Ю.К. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. -
2-е изд., доп. и перераб.- М., Просвещение, 1988. - 479 с.
3.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д:
«Феникс», 2000. - 416 с.
4.
Ефремов О.Ю. Военная педагогика. 2-ое издание переработанное
и дополненное. - СПб.: Питер, 2019 . - 640 с.: ил.
5.
Ефремов О.Ю. Педагогика /Учебное пособие. - СПб.: Питер,
2010. - 352 с.: ил.
6.
Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблица. - Мн.:
Харвест. М.: АСТ, 2000. - 384 с. - (Библиотека практической психологии).