Напоминание

"Воспитание кадет, как подготовка несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, формирование у учащихся общей культуры, личностных качеств мужчины"


Автор: Кашаев Андрей Юрьевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ТОГБОУ "Многопрофильный кадетский корпус имени Л.С. Дёмина"
Населённый пункт: гор. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание кадет, как подготовка несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, формирование у учащихся общей культуры, личностных качеств мужчины"
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание кадет, как подготовка несовершеннолетних граждан к

профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном

поприще, формирование у учащихся общей культуры, личностных

качеств мужчины

А.Ю. Кашаев, воспитатель ТОГБОУ

"Многопрофильный кадетский

корпус имени Л.С. Дёмина"

Знание воспитателями кадетской школы педагогической сущности,

содержания и особенностей организации процесса обучения и воспитания

помогает им вдумчиво и творчески решать задачи, систематизировать и

упорядочить свою деятельность, осуществлять свою работу педагогически

обоснованно и уверено достигать поставленных целей.

Главная цель современного российского образования – формирование

разносторонне

развитой

личности,

способной

реализовать

творческий

потенциал в динамических социально-экономических условиях, как в

собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Принципы воспитания кадет

Анализ теории и практики воспитательной деятельности в педагогике,

педагогической психологии и военной педагогике позволяет определить

систему принципов воспитания кадет в условиях кадетской школы.

Принципы охватывают все стороны учебно-воспитательного процесса и

придают ему целенаправленное, логически последовательное начало.

В процессе обучения у кадет формируются взгляды, чувства, ценности,

качества

личности,

черты

характера,

привычки

поведения.

Единство

обучения и воспитания в классе должно достигаться усилиями всех его

участников: обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитуемых.

В условиях кадетской школы можно использовать систему принципов

современной

отечественной

педагогики

в

учебно-воспитательной

деятельности кадет:

Единство обучения и воспитания. Воспитатели должны соблюдать

следующие основные требования:

сочетать

практическую

деятельность

кадет

с

воспитательным

воздействием на них;

добиваться сознательного отношения кадет к выполнению своих

обязанностей;

пропагандировать положительные примеры в учебе и кадетского долга;

разумно организовывать деятельность кадет;

своевременно

устранять

недостатки

в

учебно-воспитательной

деятельности и жизни кадет.

Воспитание в коллективе и через коллектив. В условиях кадетской

школы коллектив класса выступает и как воспитатель кадета, что должен

умело использовать в своей деятельности воспитатель. Это достигается

путем

создания

атмосферы

взаимопонимания,

дружбы,

кадетского

товарищества, социальной справедливости, высокой ответственности и

высокой культуры взаимоотношений.

Сочетание

комплексного,

дифференцированного

и

индивидуального подходов

в

воспитательной

деятельности. Данный

принцип

предполагает

комплексный

учет

воспитателем

в

своей

деятельности, как многообразия индивидуальных черт своих подчиненных,

так и то общее, что их объединяет.

Опора

на

положительное

в

личности

кадета

и

кадетском

коллективе. Названный подход к воспитанию личности кадета заключается

в изучении всех его особенностей – отрицательных и положительных,

сосредоточение основного внимания на положительном, его укреплении и

развитии, с тем, чтобы изжить отрицательное, развить у кадета веру в свои

силы, активность и самостоятельность.

Принцип сочетания требовательности к воспитуемым с уважением

их личного достоинства и заботой о них. Этот принцип требует: проявлять

требовательность к себе и подчиненным; не допускать в воспитательной

работе с кадетами элементов формализма, попустительства, угодничества,

придирок, предвзятости и грубости, оскорбляющих достоинство кадета;

проявлять бережное отношение к личности кадета, уважать его достоинство

и личные права, заботиться об удовлетворении всех потребностей и норм

довольствия в соответствии с правами и обязанностями.

Принцип

единства,

согласованности

и

преемственности

воспитательных

воздействий. Единство

воздействий

обеспечивается

общим

целеустремленным

подходом

всех

категорий

воспитателей

к

решению воспитательных задач.

Система принципов обучения и воспитания находится в постоянном

развитии и совершенствовании.

Рис. 1. Основные принципы воспитания

Психологические механизмы воздействия на кадет

Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга,

предполагает, что происходит изменение механизмов регуляции поведения и

деятельности человека.

Существует четыре основных механизма воздействия на человека:

убеждение, внушение, заражение и подражание.

Рис. 2. Механизмы воздействия в воспитании

Убеждение

логически

аргументированное

воздействие

на

рациональную сферу сознания учеников. Создание, усиление или изменение

взглядов, оценок, установок. Убеждение апеллирует к логике, разуму

человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического

мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню

развития личности, его мышления.

К источнику и содержанию убеждающего воздействия предъявляются

следующие требования:

1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных

особенностей слушателей;

2)

речь

должна

быть

последовательной,

логичной,

максимально

доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и

конкретные примеры;

3) необходимо анализировать факты, известные слушателям;

4) убеждающий сам должен быть глубоко убежден в том, что он

доказывает.

Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить

эффект убеждения. Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки

источника информации. Слушатель сравнивает получаемую информацию с

имеющейся у него информацией, и в результате создается представление о

том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает. Если

человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает

ошибки,

то

доверие

к

нему

резко

падает.

Далее

создается

общее

представление об авторитетности убеждающего, сравниваются установки

оратора и слушателя (если расстояние между ними очень велико, то

убеждение может быть неэффективным).

Убеждение

апеллирует к логике,

разуму

человека,

предполагает

достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей,

которые

малоразвиты,

порой

невозможно

логически

воздействовать.

Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития

личности, его мышления.

Внушение – воздействие на сознание ученика. Внушение – социально-

психический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную,

бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко

помимо (а иногда и против) их воли, механизм, которого базируется на

снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому

содержанию. Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к

эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем

оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а должен быть в

рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано

главным

образом

на

авторитетности

источника

информации.

Нося

вербальный характер, внушение отличается усиленным экспрессивным

компонентом. Очень велика здесь роль интонации голоса, которая выражает

убедительность, авторитетность, значительность слов.

Внушаемость

степень

податливости

слушателя

внушению,

способность его к некритическому восприятию поступающей информации.

Внушаемость различна у разных людей. Выше она у лиц со слабой нервной

системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания. Люди со слабо

сбалансированными установками (например, дети) и люди с преобладанием

первой сигнальной системы более внушаемы.

Выделяют три основные формы внушения:

1) гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);

2) внушение в состоянии релаксации - мышечной и психической

расслабленности;

3) внушение при активном состоянии бодрствования человека.

Приемы внушения направлены на снижение критичности человека при

приеме информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием

переноса предполагает, что при передаче сообщения новый факт связывают с

хорошо знакомыми фактами, явлениями, людьми, к которым человек

эмоционально положительно относится, для того чтобы произошел перенос

этого эмоционального состояния на новую информацию. Возможен перенос

и отрицательного отношения, в этом случае поступающая информация

отторгается.

При внушении используются некоторые приемы, увеличивающие

эффективность внушения. Среди них – прием свидетельств (цитирование

известного лица, ученого, мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство

людей считает, что...»). Данные приемы снижают критичность и повышают

податливость человека к получаемой информации.

Заражение

– бессознательное подчинение группы воспитанников

эмоциональному воздействию воспитателя. Заражение осуществляется через

передачу психологического настроя. Заражение представляет собой передачу

определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к

другому, основанную на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере

человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.). Эффект зависит

от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего

человека (оратора) и количества слушателей. Чем выше эмоциональный

настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно

большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием

эмоционального транса оратора.

Подражание

способ

усвоения

традиций

общества,

механизм

сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта

учителя, в частности его движений, манер, действий и т.д. Подражание

направлено на воспроизведение воспитанниками определенных внешних

черт

и

образцов

поведения

воспитателя.

Важным

социально-

психологическим

феноменом

является

подражание

-

воспроизведение

деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется

походить.

Условиями подражания являются:

1) наличие положительного эмоционального отношения к человеку -

объекту подражания;

2) меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в

каком-то отношении;

3) ясность, выразительность, привлекательность образца;

4) доступность образца, хотя бы в некоторых качествах;

5) сознательная направленность желаний и воли человека на объект

подражания (хочется быть таким же).

Подражание – важнейший фактор в развитии личности ребенка, но

присуще оно и взрослым. Молодежь подражает, прежде всего, тому, что

социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам

социально значимым, но и образцам внешне динамичным, ярким (образцам

кино, моды), хотя даже социально негативным по своей сути.

На определенной стадии развития личности человек начинает понимать

цели своего собственного воспитания. С возникновением этого нового

фактора человек сам становится сам себе воспитателем.

Самовоспитание

– систематическая и сознательная деятельность

человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры

личности.

К

методам

самовоспитания

относятся:

самопознание,

самообладание,

самостимулирование,

самокоррекция,

самоубеждение,

самоконтроль. Этого можно добиться такими приемами, как самоприказ,

самоодобрение,

самовнушение,

самоободрение,

самопоощрение,

самонаказание.

Нужно помнить, что слабость воспитания в том, что оно осуществляется

на сознании человека и требует усилий с его стороны. Наследственность и

среда

действуют

бессознательно

и

подсознательно.

Влияние

наследственности и среды корректируется воспитанием.

Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить

человека нельзя.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

К

основным

методам

воспитания

можно

отнести

убеждение,

упражнение, пример, соревнование, поощрение, принуждение.

Рис. 3. Основные методы воспитания

Убеждение – это один из способов влияния на личность, воздействия на

сознание, волю и чувства воспитанника с целью развития сознательного

отношения к окружающей действительности. Метод убеждения формирует

взгляды воспитанника, мотивы его поведения и действий. Убеждение как

метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в

частности сегодня используются отрывки из различных литературных

произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Рядом

ученых

создаются

хрестоматии,

в

которых

собран

материал

для

нравственного просвещения учащихся. Метод убеждения используется также

при проведении разнообразных дискуссий.

При убеждении важно:

Четко и уверенно сформулировать основную мысль, сказать о том, что

вас действительно связывает с ней, а вывод кадеты сделают сами.

Обозначить одно-два ключевых положения, к которым по ходу беседы

стоит возвращаться. Повтор - хорошее средство донести до кадет свою

основную мысль.

Приводить

убедительные,

непротиворечивые

доводы.

Сильнее

убеждает конкретика, чем рассуждения общего характера.

Быть уверенным в себе, выражать надежду и осторожный оптимизм.

Все это кадеты воспринимают благожелательно.

Открыто и четко высказывать свои мысли и этим расположить к себе

аудиторию. Все любят открытых и честных людей.

Ровное и заинтересованное отношение к кадетам. Подсознательно

кадета волнует вопрос, как воспитатель к нему относится, что он о нем

думает. Если кадет заподозрит равнодушное или пренебрежительное

отношение к себе, он постарается не обращаться к этому воспитателю,

избегать его. Важно прямо или косвенно показать или проговорить свое

доброжелательное отношение к каждому кадету. Быть действительно

заинтересованным, чтобы убедить его. Слова «для меня важно ваше мнение»

или «мне интересно беседовать с вами» т.п. никогда не будут лишними.

Слова типа «мы», «вы и я», «мы знаем, что …» и т.п. создают у кадет

ощущение общности с вами.

Рис. 4. Характеристика метода убеждений в воспитании

Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное

повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных

и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения.

Упражнение – это «приучение», организация регулярного выполнения

учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы

поведения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль

принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как

пишут другие; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте,

демонстрируя виртуозное исполнение.

Эффективность упражнения зависит от следующих важных условий:

системы упражнений;

их содержания;

доступности и посильности упражнений;

объема;

частоты повторений;

контроля и коррекции;

личностных особенностей воспитанников;

места и времени выполнения упражнений;

сочетания

индивидуальных,

групповых

и

коллективных

форм

упражнений;

мотивации и стимулирования упражнений;

адекватности.

Рис. 5. Характеристика метода упражнений в воспитании

Пример – метод воспитания кадет, заключающийся в целеустремленном

и систематическом воздействии воспитателей на личность и коллектив силой

личного

поведения

как

образца

для

подражания,

стимула

к

самосовершенствованию и основы для формирования высокого идеала

поведения и жизни.

Психологической основой примера выступает склонность людей к

подражанию, изучению и заимствованию опыта других. Подражание может

быть

сознательным

или

приобретать

форму

слепого,

механического

копирования. Особенно большое воспитательное значение имеет личный

пример непосредственных и прямых начальников. Важным условием для

подражания надо признать отношение военнослужащих к тому лицу, которое

ставится в пример. Чувство симпатии и уважения увеличивает стремление к

подражанию. Для успешной реализации возможностей воспитания на

положительном примере необходимы определенные условия.

Во-первых, пример приобретает силу воспитательного влияния в том

случае, если органически связан с ценными положительными качествами

личности офицера-воспитателя и проявляется постоянно.

Во-вторых, чем глубже кадеты осознают его общественную ценность,

чем он ближе и доступнее кадетам, чем больше сходства между ними и

примером, тем сильнее влияние положительного примера.

В-третьих, воспитатель должен быть примером для кадет решительно во

всем, от самого элементарного - внешнего вида, манер - и до моральных

ценностей.

Рис. 6. Характеристика метода примера в воспитании

Соревнование

является

модификацией

метода

воспитывающих

ситуаций и способствует формированию качеств конкурентоспособной

личности. Этот метод опирается на естественные потребности кадета к

лидерству,

соперничеству.

В

процессе

соревнования

кадет

достигает

определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый

социальный

статус.

Соревнование

позволяет

активизировать

кадет,

сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов.

Рис. 7. Характеристика метода соревнований в воспитании

Поощрение выступает способом выражения положительной оценки

успешно

производимых

действий

и

поступков

человека

и

их

стимулирование. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки.

Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет

уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах:

одобрение,

похвала,

благодарность,

предоставление

почетных

прав,

награждение.

Несмотря на кажущуюся простоту,

поощрение требует

тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот

метод

может

принести

вред

воспитанию.

Поощрение

должно

быть

естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления

получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло

учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и,

как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании

поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.

Рис. 8. Характеристика метода соревнований в воспитании

Принуждение

– метод воспитания, представляющий собой систему

дисциплинарных педагогических воздействий на кадет, недобросовестно

относящихся к выполнению своих обязанностей, нарушающих дисциплину и

общественный порядок, с целью побудить их исправить свое поведение.

Принуждение

может

выражаться

в

форме

приказа,

категорического

требования,

предупреждения

о

привлечении

к

дисциплинарной

ответственности, осуждения на собрании личного состава.

Назначение

взыскания

состоит

в

том,

чтобы

побудить

кадета,

нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину, пережить

угрызение совести и вызвать у него стремление исправиться. Наложение

взыскания на одного кадета должно предупреждать проступки со стороны

других. Применять на практике метод принуждения – это не просто

объявлять взыскания. Здесь требуется большое педагогическое искусство.

При правильном применении принуждение:

развивает

у

военнослужащих

чувство

долга,

усиливает

их

ответственность за свои поступки и действия, за состояние дисциплины

подразделения;

приучает к самоконтролю, преодолению соблазнов, закаляет волю;

порождает потребность устранить недостатки;

подвигает к улучшению самодисциплины, формирует уважение к

воинскому порядку;

укрепляет авторитет командира и воинского коллектива.

Основные средства принуждения: осуждающий взгляд командира,

замечание;

упрек,

напоминание

об

обязанностях;

запрещение,

категорическое требование; приказ и приказание (если они противоречат

внутренней позиции кадета); низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках;

осуждение командиром проступков нарушителя перед строем, на служебном

совещании; критика нарушителей на собраниях личного состава; отстранение

от ответственного дела; предупреждение о наказании в дисциплинарном

порядке; наложение дисциплинарного взыскания и др.

Требовательность и меры дисциплинарного воздействия командира

должны поддерживаться коллективом подразделения. Также должна быть

правильная

постановка

дисциплинарной

практики.

Во

избежание

ее

искажений

каждому

командиру

важно

знать

и

руководствоваться

следующими правилами:

не

надо

спешить

подвергать

подчиненных

дисциплинарным

взысканиям, пока не исчерпаны другие меры принуждения;

всякое взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести

совершенного

проступка,

объявляться

с

учетом

прежнего

поведения

провинившегося, времени нахождения его в кадетском училище;

частые взыскания становятся привычными для кадет;

наложенное взыскание следует обязательно приводить в исполнение;

к подчиненным, получившим взыскания, надо относиться особенно

внимательно, замечать и поддерживать их стремление к исправлению.

Рис. 9. Характеристика метода принуждений в воспитании

Заключение

Сегодня мировая педагогика рассматривает ребенка от природы

деятельным, внутренне активным существом, обеспеченного необходимыми

задатками и стимулами для саморазвития.

Воспитателю необходимо организовать и систематизировать детские

потребности, инстинкты, влечения, желания, способности, стремления и

направить в нужное русло.

Таким образом, воспитание кадет в условиях кадетской школы

реализуется в практической деятельности и представляет собой комплекс

информационно-пропагандистских, психологических, правовых, социально-

экономических,

морально-этических,

культурно-досуговых,

спортивно-

массовых

и

иных

мероприятий,

осуществляемых

воспитателями

и

направленных

на

формирование

у

кадет

необходимых

качеств.

Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий

всех субъектов обучения и воспитания.

Необходимость

совершенствования

системы

воспитания

кадет

продиктована из анализа военно-политической обстановки в мире.

Использованная литература

1.

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Методические основы, Москва, 1982.

2.

Бабанский Ю.К. Педагогика. Под редакцией Ю. К. Бабанского. -

2-е изд., доп. и перераб.- М., Просвещение, 1988. - 479 с.

3.

Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д:

«Феникс», 2000. - 416 с.

4.

Ефремов О.Ю. Военная педагогика. 2-ое издание переработанное

и дополненное. - СПб.: Питер, 2019 . - 640 с.: ил.

5.

Ефремов О.Ю. Педагогика /Учебное пособие. - СПб.: Питер,

2010. - 352 с.: ил.

6.

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблица. - Мн.:

Харвест. М.: АСТ, 2000. - 384 с. - (Библиотека практической психологии).



В раздел образования