Автор: Воронова Татьяна Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №96"
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
Тема: "Юный исследователь"
Раздел: дополнительное образование
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №96"
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
Директор МБОУ «СОШ № 96»
МБОУ «СОШ № 96»
Т.А.Тишелович
протокол от «_1__» 27.08.2022 №
приказ«__»_________2022___№
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Точки роста «Юный исследователь»
Начального общего образования
для общеобразовательного 3класса
2022-2023учебный год
Разработчик:
Воронова Т.Ю.
Учитель доп.образования
Барнаул
2022-2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа деятельности «Юный исследователь» естественно-научного направления
Программа «Юный исследователь» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей
Родины, своего края. Интеграция природоведческих и социальных знаний формируют целостный взгляд на природу,
общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее
экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Программа рассчитана для детей 9-11 лет.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная
тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-
регионального компонента школьного образования.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них
готовности жить и трудиться в своем селе, городе крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и
культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты
истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному
краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной
край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой
страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом
заключается основной смысл кружка «Юный исследователь».
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной
деятельности, а также призвана помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы,
истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной
деятельности, развить свои способности – в этом и заключается смысл кружка «Юный краевед». Программа кружка
предполагает большую исследовательскую, проектную деятельность, организацию выставок, изготовление наглядных
пособий, посещение библиотеки, работу с различными источниками.
На курс деятельности «Юный исследователь» отводится 2 часа в неделю (68 часов в год) для детей 9-11 лет.
Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению,
возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и исследовательской работы.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
- ознакомление с историей малой родины;
- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
- развитие их творческих способностей;
- приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям населения нашего края, привитие чувства
любви к родному краю;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к
краеведению.
- развитие в детях наблюдательности, самостоятельности и инициативы;
- воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма;
- привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных
условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая
запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основные методы и формы познавательной деятельности учащихся:
словесные методы: рассказ, беседа, дискуссии, сообщения, проведение виртуальных экскурсий - эти методы
способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные
методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют
развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, буклетов. летописей, очерков о событиях по
истории края, города, отдельных памятников; практические и исследоватедьские
работы. Практические методы
позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
участие в конференциях, викторинах, олимпиадах и конкурсах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой
сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких
познавательных интересов и творчества.
Дети должны:
- знать народный фольклор, народные игры;
- знать историю своего народа;
- знать традиции и обычаи своего народа.
- у детей появится интерес к изучению родного края;
- они научатся элементам исследовательской деятельности;
- учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности;
- у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания,
познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых
способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития
обучающихся.
Планируемые результаты освоения
Личностные результаты
– готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно – смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие и личностные, социальные
компетентности, личностные качества;
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во
внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД:
- умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из
текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные
УУД:
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
-задавать вопросы; - допускать возможность
существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Предметные результаты
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Содержание курса
№
раздела
Название раздела
Кол-во часов
1.
Введение
1 ч.
2.
«Край на карте»
7ч.
3.
«Природа нашего края»
16ч.
4.
«Что дает наш край стране»
15ч.
5.
«Моя малая Родина»
10ч.
6.
«Край
в
годы
Великой
Отечественной войны»
8ч.
7.
«Алтай
–
перекресток
культур»
7ч.
8.
Индивидуальная
проектная
деятельность.
4ч.
ИТОГО: 68ч.
Календарно-тематическое планирование
Дата
№
п/п
Тематическое планирование
Общее кол-во
часов
Часы
теоритических
занятий
Часы
практических
занятий
Введение.
1
Вводное занятие. Инструкция по ТБ
Что
изучает
краеведение.
Понятия
«краевед», край, область, регион
1
«Край на карте»
7
2
Территория и географическое положение
Алтайского края
1
3
Символика Алтайского края
1
4
Открытие Алтая: как всё начиналось.
Легенды и предания нашей земли
2
5
Барнаул- столица Алтайского края
1
6
Путешествие по городам и районам Алтая
2
Природа нашего края»
16
7
Поверхность и полезные ископаемые
2
8
Особенности климата края
1
9
Внутренние воды Алтая
2
10
Растительный мир Алтая
2
11
Животный мир Алтая
2
12
Уникальные уголки края
3
13
Заповедники,
заказники,
охраняемые
территории
2
14
Экологические проблемы и их решение
2
Что дает наш край стране
15
15
Знакомство
с
промышленностью,
предприятиями, их история
2
16
Сельское хозяйство – основа развития края
1
17
Народные промыслы, их художественная и
культурная ценность.
3
18
Алтай туристический
4
19
Достопримечательности и музеи
3
20
Знаменитые люди Алтая
2
Моя малая Родина
10
21
Любимый
город
Барнаул.
История,
достопримечательности,
почетные
жители
города.
3
22
Их именами названы улицы города
4
23
История и традиции нашей школы
1
24
Проект «Барнаул: вчера, сегодня, завтра…»
2
Край в годы Великой Отечественной
войны
8
25
Исторические события в крае в период ВОВ
3
26
Герои-земляки.
3
27
Как сохранить историю семьи.
2
Алтай – перекресток культур
7
28
Великие имена и памятники
3
29
Волшебные краски Алтая
2
30
Поэты и писатели об Алтае
2
31
Итоговое занятие
2
32
Индивидуальная
проектная
деятельность.
Оформление выставки
2
Итого
68
Список литературы
Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей.---М.: Просвещение, 1982.—223с.
Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие
по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005
г.» /М.:АРКТИ, 2004.-208 с.
Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост.
И.А.Пашкевич.- Волгоград: Учитель, 2008.-169с.