Напоминание

"Юный исследователь"


Автор: Воронова Татьяна Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №96"
Населённый пункт: г. Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности
Тема: "Юный исследователь"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №96"

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом

Директор МБОУ «СОШ № 96»

МБОУ «СОШ № 96»

Т.А.Тишелович

протокол от «_1__» 27.08.2022 №

приказ«__»_________2022___№

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Точки роста «Юный исследователь»

Начального общего образования

для общеобразовательного 3класса

2022-2023учебный год

Разработчик:

Воронова Т.Ю.

Учитель доп.образования

Барнаул

2022-2023г.

Пояснительная записка

Рабочая программа деятельности «Юный исследователь» естественно-научного направления

Программа «Юный исследователь» является актуальной т.к. занимается воспитанием юных патриотов своей

Родины, своего края. Интеграция природоведческих и социальных знаний формируют целостный взгляд на природу,

общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее

экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Программа рассчитана для детей 9-11 лет.

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная

тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-

регионального компонента школьного образования.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них

готовности жить и трудиться в своем селе, городе крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и

культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты

истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному

краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной

край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой

страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом

заключается основной смысл кружка «Юный исследователь».

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной

деятельности, а также призвана помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы,

истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, принять участие в созидательной

деятельности, развить свои способности – в этом и заключается смысл кружка «Юный краевед». Программа кружка

предполагает большую исследовательскую, проектную деятельность, организацию выставок, изготовление наглядных

пособий, посещение библиотеки, работу с различными источниками.

На курс деятельности «Юный исследователь» отводится 2 часа в неделю (68 часов в год) для детей 9-11 лет.

Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению,

возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и исследовательской работы.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:

- знакомство с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

- ознакомление с историей малой родины;

- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;

- развитие их творческих способностей;

- приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям населения нашего края, привитие чувства

любви к родному краю;

- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к

краеведению.

- развитие в детях наблюдательности, самостоятельности и инициативы;

- воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма;

- привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края.

Основные принципы, положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных

условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая

запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основные методы и формы познавательной деятельности учащихся:

словесные методы: рассказ, беседа, дискуссии, сообщения, проведение виртуальных экскурсий - эти методы

способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные

методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют

развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, буклетов. летописей, очерков о событиях по

истории края, города, отдельных памятников; практические и исследоватедьские

работы. Практические методы

позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

участие в конференциях, викторинах, олимпиадах и конкурсах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой

сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких

познавательных интересов и творчества.

Дети должны:

- знать народный фольклор, народные игры;

- знать историю своего народа;

- знать традиции и обычаи своего народа.

- у детей появится интерес к изучению родного края;

- они научатся элементам исследовательской деятельности;

- учащиеся приобретут опыт природоохранной деятельности;

- у детей разовьётся умение работать в коллективе, чувство ответственности.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания,

познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых

способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития

обучающихся.

Планируемые результаты освоения

Личностные результаты

– готовность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

ценностно – смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие и личностные, социальные

компетентности, личностные качества;

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,

ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во

внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД:

- умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной

литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из

текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные

УУД:

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других.

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации

столкновения интересов;

-задавать вопросы; - допускать возможность

существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на

позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Предметные результаты

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Содержание курса

раздела

Название раздела

Кол-во часов

1.

Введение

1 ч.

2.

«Край на карте»

7ч.

3.

«Природа нашего края»

16ч.

4.

«Что дает наш край стране»

15ч.

5.

«Моя малая Родина»

10ч.

6.

«Край

в

годы

Великой

Отечественной войны»

8ч.

7.

«Алтай

перекресток

культур»

7ч.

8.

Индивидуальная

проектная

деятельность.

4ч.

ИТОГО: 68ч.

Календарно-тематическое планирование

Дата

п/п

Тематическое планирование

Общее кол-во

часов

Часы

теоритических

занятий

Часы

практических

занятий

Введение.

1

Вводное занятие. Инструкция по ТБ

Что

изучает

краеведение.

Понятия

«краевед», край, область, регион

1

«Край на карте»

7

2

Территория и географическое положение

Алтайского края

1

3

Символика Алтайского края

1

4

Открытие Алтая: как всё начиналось.

Легенды и предания нашей земли

2

5

Барнаул- столица Алтайского края

1

6

Путешествие по городам и районам Алтая

2

Природа нашего края»

16

7

Поверхность и полезные ископаемые

2

8

Особенности климата края

1

9

Внутренние воды Алтая

2

10

Растительный мир Алтая

2

11

Животный мир Алтая

2

12

Уникальные уголки края

3

13

Заповедники,

заказники,

охраняемые

территории

2

14

Экологические проблемы и их решение

2

Что дает наш край стране

15

15

Знакомство

с

промышленностью,

предприятиями, их история

2

16

Сельское хозяйство – основа развития края

1

17

Народные промыслы, их художественная и

культурная ценность.

3

18

Алтай туристический

4

19

Достопримечательности и музеи

3

20

Знаменитые люди Алтая

2

Моя малая Родина

10

21

Любимый

город

Барнаул.

История,

достопримечательности,

почетные

жители

города.

3

22

Их именами названы улицы города

4

23

История и традиции нашей школы

1

24

Проект «Барнаул: вчера, сегодня, завтра…»

2

Край в годы Великой Отечественной

войны

8

25

Исторические события в крае в период ВОВ

3

26

Герои-земляки.

3

27

Как сохранить историю семьи.

2

Алтай – перекресток культур

7

28

Великие имена и памятники

3

29

Волшебные краски Алтая

2

30

Поэты и писатели об Алтае

2

31

Итоговое занятие

2

32

Индивидуальная

проектная

деятельность.

Оформление выставки

2

Итого

68

Список литературы

Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей.---М.: Просвещение, 1982.—223с.

Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие

по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005

г.» /М.:АРКТИ, 2004.-208 с.

Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост.

И.А.Пашкевич.- Волгоград: Учитель, 2008.-169с.



В раздел образования