Автор: Петрашова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучение отдельных предметов"
Населённый пункт: республика Хакасия, город Черногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Пути преодоления трудностей адаптации к школьному обучению"
Раздел: начальное образование
«Пути преодоления трудностей адаптации к школьному обучению»
Петрашова Елена Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №19 с УИОП»
г. Черногорск
Памятка для родителей первоклассников
Как водится, в конце каждого лета наступает школьная пора. Для некоторых ребят это целое событие, потому что
они в первый раз в своей жизни пойдут в школу, потому что кардинально меняется их статус – теперь они
школьники, ученики, первоклассники. Теперь незаметно начинает меняться отношение к ним взрослых, их ожидания.
Меняется привычный уклад жизни, появляются новые обязанности и требования, и, хочешь, не хочешь, ребенку
приходится меняться самому и соответствовать новой роли.
Первые дни и недели школьной жизни, несомненно, будут для ребенка захватывающими и интересными, ведь
столько всего нового и необычного происходит в его жизни: знакомство со школой, с учителями, одноклассниками,
активное общение и взаимодействие, новые виды деятельности, новые атрибуты ученика и много других
приятностей. Но, тем не менее, они также будут и достаточно трудным опытом. От того, как пройдет этот период
«вхождения» в школьную жизнь зависит то, насколько легко ему будет даваться в дальнейшем обучение, как
сложатся отношения с учителями и одноклассниками, каких успехов он сможет добиться, насколько сумеет проявить
и реализовать свои способности и, самое главное, научится ли он получать удовольствие от процесса познания.
Во всем этом не последнюю, а может и самую важную роль играют их родители. В помощь им часто учителя
предлагают памятки, тесты, проводят собрания на тему адаптации. Одну из таких памяток я представляю на ваш суд.
Не оставьте без внимания!
- Самочувствие ребенка в течение дня, не жалуется ли
на
усталость или головные боли.
— Спокойный ли и полноценный сон ребенка.
— Нет ли проблем с питанием и пищеварительной системой.
— Не стал ли ребенок тревожным, капризным, замкнутым, не
появились
ли
у
него
соматические
особенности
(тики,
навязчивые движения, повторение слов, легкое заикание и др.)
—
Охотно ли рассказывает о школе, о своих успехах и
неудачах.
— Сумел ли ребенок наладить взаимоотношения с учителем и
одноклассниками. Появились ли у него друзья.
—
Появилось ли у ребенка желание учиться и выполнять
задания.
—
Получается ли у
ребенка овладевать элементарными
новыми умениями и знаниями.
— Понимает ли ребенок суть заданий, формируется ли у него
стремление к успешному выполнению обязанностей ученика.
—
Развивается
ли
у
ребенка
желание
и
способность
воспринимать,
запоминать,
анализировать
информацию,
получаемую в процессе обучения.
—
Учится
ли
ребенок
планировать,
контролировать
и
Признаки успешной адаптации у ребенка
- у ребенка удовлетворительное состояние здоровья;
- у ребенка часто хорошее настроение, он с удовольствием идет в
школу;
- он установил конструктивные взаимоотношения со сверстниками,
наладил положительный контакт с учителем;
- ребенок без особых трудностей усваивает учебный материал,
достаточно успешно справляется с заданиями.
-
первоклассник
овладел
навыками
учебной
деятельности,
проявляет самостоятельность;
- у ребенка адекватное поведение в стенах школы.
Поддерживающие послания ребенку
Ты можешь изучать самого себя и открывать, кто есть другие люди.
Ты можешь быть сильным и в то же время просить помощи.
Ты можешь попробовать себя в различных ролях и способах стать
сильным.
Ты можешь познакомиться с результатами своего поведения.
Я считаю нормальными все твои чувства.
Ты можешь понять, что притворное, а что настоящее.
Я люблю тебя таким, какой ты есть.
Ты можешь подумать, прежде чем сказать “да” или “нет”, и можешь
учиться на своих ошибках.
оценивать свою собственную деятельность.
Признаки затрудненной адаптации ребенка
- сниженное настроение, подавленное эмоциональное состояние;
- плохой аппетит, проблемы с пищеварительной системой;
- частые простуды или другие заболевания;
- частые беспричинные перепады настроения, плаксивость,
капризность;
- беспокойный сон, частые пробуждения ночью, энурез и т.п.
Причины затрудненной адаптации ребенка
- Психологическая дезадаптация в детском саду.
-
стиль
семейного
воспитания
и
особенности
семейной
микросреды.
- отрицательный стиль отношения педагога к детям.
- социофобия
- низкий уровень мотивации к обучению в школе.
-
несформированность
элементов
и
навыков
учебной
деятельности.
- неспособность произвольной регуляции поведения, внимания,
учебной деятельности.
- неспособность приспособиться к темпу школьной жизни.
Адаптация ребенка будет затруднена, если родители
1) сравнивают успехи своего ребенка с успехами других детей;
2) осуществляется жесткий контроль;
3) редко хвалят детей за их достижения;
4) реагируют на неудачи ребенка раздражением и упреками;
5) не связывают успехи ребенка с его способностями.
Ты можешь доверять своей интуиции, и это поможет тебе решить,
что делать.
Ты можешь найти свой способ делать многое, подходящий именно
для тебя
Ты можешь усвоить правила, которые помогут тебе жить среди
других людей.
Ты можешь научиться, когда и как возражать.
Ты можешь думать о себе и получать помощь вместо того, чтобы
быть несчастным.
Я люблю тебя даже когда мы разные, мне нравится расти вместе с
тобой.
Помочь в успешной адаптации ребенку можно если
- создавать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном
месте;
- установить рациональный режим дня;
- создать условия для достаточной подвижности ребенка;
- создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя
покушать;
- систематически развивать внимание детей;
- бороться с умственной ленью;
-развивать веру в свои силы;
- регламентировать просмотр телепередач;
- не требовать с ребенка больше его возможностей;
- не перегружать ученика письменными заданиями;
- поощрять положительный взгляд на учебу;
- стараться поддерживать хорошие взаимоотношения ребенка с
родителями и другими членами семьи;
- учить экономить и ценить время.
Мы
вас
ждали
!
Мы
вам
рады
!
Мы готовы
вам
помочь
!
Удачи
вам
и
вашим
детям
!