Напоминание

Использование современных технологий учителем-словесником.


Автор: Афанасьева Оксана Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Устино-Копьёвская СОШ"
Населённый пункт: cело Устинкино, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных технологий учителем-словесником.
Раздел: среднее образование





Назад




Использование современных технологий учителем-словесником.

Современное общество требует от человека умения находить

нестандартные решения возникающим вопросам.

ФГОС требует от современного педагога сформировать эти умения у

обучающихся, поэтому учителю нужно уметь применять современные

педагогические

технологии,

способствующие

повышению

качества

образования.

На помощь пдагогу приходят технологии личностно-ориентированного

развивающего обучения. Сегодня каждый педагог должен научить детей

учиться.

При этом очень важно, чтобы ребята умели анализировать,

критически относиться к информации разного рода, подходить к любому

делу творчески.

Педагогу важно сформировать у обучающихся умение составлять алгоритм

применения правил, которые помогут ребятам приобрести навыки для

облегчения усвоение орфограмм. Удивление от открытия нового знания

должно

присутствовать на уроке, потому что это приучает ребенка

самостоятельно работать, решать поставленные на уроке задачи, находить

нестандартные ответы.

Этому

помогают

разнообразные

проблемные

ситуации

на

уроке.

Технология

проблемного

обучения

придает

обучению

поисковый

и

исследовательский характер. Благодаря этому формируются регулятивные,

познавательные,

коммуникативные

действия.

Обучающиеся

легко

фиксируют затруднения в своей деятельности, умеют найти причины

затруднений, определяют цель работы, выбирая для этого средства и способы

для достижения поставленной цели, легко находят нужную информацию.

Эта технология эффективна при объяснении новой темы. Опытные

педагоги знают, что проблемное название урока устраняет однообразие,

повышает интерес обучающихся. Изучая комедию А. Грибоедова «Горе от

ума»,

определяем

тему:

«Чацкий

победитель

или

побежденный?»

Результатом такой работы является формирование информационной и

учебно-познавательной компетентности.

Системно-деятельностный подход помогает развивать личность,

способствует формированию гражданской идентичности.

В своей работе учителю-словеснику важно использовать такие технологии,

как технологию проектов, мастерские, технологии по здоровьесбережению.

Проектная деятельность - это совместная самостоятельная работа учеников

с применением современных ИКТ и личностно-ориентированного обучения.

Этот метод эффективен при проверке домашнего задания, при изучении

новой темы в форме защиты реферата, выполнения творческой работы в

форме презентации, сочинения, создания сборников.

Педагогическая мастерская – это технология проведения нестандартной

формы урока. Здесь мастер в атмосфере доброжелательности, открытости,

сотворчества заставляет ученика проявить

эмоции, чувства, проявить

личную заинтересованность ребенка в изучении темы.

Особенностью мастерской является то, что ребенок начинает сравнивать

свои имеющиеся знания по какому-то вопросу с новым знанием, которое он

приобрел самостоятельно, он верит в свои возможности, раскрывается.

Предметы гуманитарного цикла - это сложные предметы. Здесь ребятам

приходится очень много работать, а значит учитель должен уделять особое

внимание сбережению здоровья ученика. Следовательно, педагог обязан

применять здоровьесберегающие технологии на своих уроках.

Необходимо строить урок так, чтобы

избежать усталости учащихся.

Важно правильно чередовать виды работ: работа с учебником, работа у

доски, самостоятельная работа, работа в группе, динамические паузы. Все

это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно

отдыху.

Различные задания на перегруппировку,

на распознавание и поиск

ошибок, задания с выбором ответа (тесты) позволяют избежать усталости.

Чтобы уменьшить нагрузку, словесник должен строго соблюдать объём всех

видов работ: диктантов, изложений, а контрольные работы проводить строго

по календарно-тематическому плану. На каждом уроке нужно использовать

зрительную гимнастику и эмоциональную разгрузку.

При изучении дисциплин гуманитарного цикла в современном образовании

важным является использование информационных технологий. Ребята все

чаще используют Интернет-ресурсы, которые дают больше возможностей

для изучения литературного произведения, служат средством, позволяющим

осуществить

литературное

развитие

современного

школьника.

Образовательная медиатека позволяет представить самый разнообразный

материал,

выбрать

нужную информацию,

использовать

извлеченный

материал и применить его в самостоятельных работах учащихся, озвучить

любой текст.

Информационные технологии применимы на всех типах уроков. На уроках

русского языка и литературы можно использовать такой инструмент

исследования, как презентации, тесты с использованием мультимедийного

проектора.

Компьютер, мультимедиа аппаратура позволяют привлечь и удерживать

внимание детей дольше, так как воздействуют более чем на один орган

чувств. Ребенок сам выбирает вид деятельности (обучение, тренировка,

контроль),

темп

работы.

Созданные

детьми

презентации

можно

использовать на этапе постановки цели, формулирования темы урока, при

организации словарной работы, при изучении нового материала, при

закреплении, на этапе рефлексии.

Очень эффективной технологией обучения русскому языку и литературе

являются интегрированные уроки. Ученику на таких уроках дается широкое

и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о

существовании многообразного мира материальной и художественной

культуры. Уроки литературы чаще всего интегрируются с предметами

гуманитарной направленности, такими как история, обществознание, музыка,

изобразительное искусство. Например, когда в 10 классе изучается поэма

«Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, необходимо говорить о

положение различных сословий до и после крестьянской реформы, дать

характеристику пореформенной России 19 в., рассмотреть понятие свободы

на примере поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Так

проводится интеграция литературы и истории. При изучении произведений,

посвященных морали, нравственности, общекультурным нормам (А.С.

Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», М. Горький «На дне»),

возможно проведение уроков в форме нравственных проповедей: «Береги

честь смолоду», «Совесть - мерило ценности человека». Урок жизни,

доброты, душевной щедрости по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

интегрируется с темами по экономике «Товар и деньги». Способствуют

социализации личности ученика, обогащают эмоциональный мир растущего

человека, углубляют знания о материальных и духовных ценностях,

формируют его гражданские чувства интегрированные уроки литературы и

обществознания.

Наиболее приемлемым на уроках литературы считается такой прием, как

дискуссия - одна из сложных форм речи, для овладения которой необходима

предварительная

подготовка.

Поэтому

при

проведении

такого

урока

необходимо познакомить ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми

штампами, помогающими выражать свои мысли. Данный прием особенно

эффективен при обсуждении и анализе художественного произведения на

уроках литературы. Групповая дискуссия может использоваться как на

стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Прием «вопросы Блума» будет особенно эффективным. Данный прием

хорош при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (ЕГЭ,

ОГЭ по русскому языку), так как эта работа предполагает не только анализ

текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», что хочет «сказать»

читателю.

Повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом,

развить критическое мышление помогают и нетрадиционные уроки.

Творчество на таких уроках не развлекает, а помогает подобрать такие

задания, такой дидактический материал, который своей необычностью

подачи (путешествие, заседание, конкурс, викторина и т.д.) вызывает

удивление, активизирует внимание

ученика. Нетрадиционные уроки

русского языка и литературы развивают языковую наблюдательность,

обеспечивают системный анализ лингвистических сведений.

Учителя-словесники хотят видеть свой урок интересным, эмоционально

общаться с учащимися, умеющими ощущать и воспринимать современный

мир, гордящимися

могучей силой

русского языка. Использование

эффективных

современных

технологий

на

уроках

русского

языка

и

литературы помогает учителю выпустить в свет воспитанных, образованных,

нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются

мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Используя современные технологии на уроках гуманитарного цикла,

учителю необходимо всегда помнить

о чувстве меры. Главное, не

перегрузить,

не

навредить

обучающегося

огромным

количеством

современных технологий. Эти слова в работе учителя-словесника должны

стать лейтмотивом.



В раздел образования