Автор: Богданов Илья Сергеевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 10;
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Методическая разработка урока в системно - деятельностном подходе
Тема: Народные движения 18 века от Булавина до Пугачева
Раздел: полное образование
Конспект урока
Народные движения 18 века от Булавина до Пугачева
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с народными движениями XVIII века;
обобщить и углубить знания учащихся о восстании Е. Пугачева;
дать характеристику личности Е. Пугачева.
Развивающие: продолжить работу по формированию у учащихся навыков
работы с документами, учебником;
развивать умение – давать характеристику исторической
личности, сравнивать исторические события.
Воспитательные: воспитывать чувства уважительного отношения к истории
своей страны, своего края.
Основные понятия: восстание, работные люди, «пугачевщина».
Оборудование: карта «Российское государство XVIII века», портрет Е.
Пугачева, картина, повесть А. С. Пушкина
«Капитанская дочка», отрывки из документов, посвященные
восстанию, схемы.
ЭПИГРАФ: Не приведи бог видеть русский бунт,
Бессмысленный и беспощадный! А.С. Пушкин. ( Можно
прикрепить на доске + П-т Пугачева)
Ход урока.
1.
Организационный момент
2.
Проверка Д.З
1.Обьяснить значение терминов: Великое посольство, Сенат, протекционизм,
мануфактура, Табель о рангах, Синод, эпоха дворцовых переворотов, Верховный
тайный совет, просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия.
2.Тестовые задания.
1.Знаменитая Полтавская битва произошла: 1705г, 1707г, 1709г, 1708г.
2.Северная война приходится на период: 1700-1721гг, 1709-1721гг, 1701-1721гг.
3.В результате Северной войны Россия:
a.
завоевала выход в Балтийское море.
b.
лишилась части своей северной территории.
c.
укрепила своё международное положение.
d.
потеряла свою независимость.
4.Ношение бород разрешалось:
a.
крестьянам и ремесленникам
b.
священнослужителям и дворянам.
c.
Священнослужителям и крестьянам.
d.
рекрутам горожанам.
5.Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как:
a.
правление временщиков.
b.
бироновщина.
c.
правление верховников.
d.
орловщина.
3.Соотнести явления с именем монарха.
1.Бироновщина Пётр третий.
2.Учреждение коллегий. Анна Иоанновна.
3.Семилетняя война. Пётр первый.
4.Кондиции. Екатерина вторая.
5.Просвещённый абсолютизм.
6.Учреждение империи. Елизавета Петровна.
7.Жалованная грамота дворянству.
4.Почему время правления Екатерины второй называют «Золотым веком
дворянство»?
5. Назовите реформы Екатерины?
(реформы управления, экономические
реформы, сословные реформы).
6.Какие ограничения были приняты для крестьян Екатериной.
a.
ссылка в Сибирь за неповиновение.
b.
крестьяне должны были оплачивать расходы и содержать войска,
посланные для усмирения волнений
c.
запрет жаловаться на помещиков
3.
Переход к изучению новой темы
- Сегодня будем более подробно знакомиться с событиями 18 века названными
Народным
движением.
Самостоятельно
сделаем
некоторые
выводы
и
проанализируем ситуации в истории 18 века.Мы знаем, что народные пословицы
и поговорки очень четко формируют представление о тех или иных событиях,
метко подмечают недостатки и достоинства. Как вы думаете, какой смысл народ
вкладывал в эти поговорки?
Очень часто русскому мужику приходилось решать свои проблемы при
помощи «кола». Приведите примеры?
(далее объявляется тема урока – запись на доске.)
4.
Новая тема
Восстания XVIII века – это продолжение социальных движений «бунташного»
столетия. Но есть и существенные отличия:
- очаг выступлений находится на востоке;
- почти нет восстаний в городах;
- выступления работных людей.
Задание: работая с текстом учебника заполнить таблицу, 1 гр. –Астраханское
восстание, 2 гр. – восстание К. Булавина.
Восстания причина повод состав итоги
Астраханско
е
Восстание
1705г.
Тяжелое
положение
жителей
(высокие
налоги,
взятки)
Указ,
запрещающий
ношение
бороды и трад.
костюма.
Солдаты и
Стрельцы.
Приостановлени
е
взимания
недоимок,
отмена указа о
бороде.
Восстание
под рук. К.
Булавина
1707 - 1708.
Действия
сыскной
комиссии по
возвращению
беглых
крестьян.
Казаки
Донского и
Запорожск
ого войска.
Правительство
понимает,
что
нужно укрепить
аппарат власти в
связи
с
соц.
противоречиями
..
Движение
работных
людей 1737,
1755
1.Снижение
расценок;
2Возвращени
е
предприятия
в казну.
Работные
люди
1.
указ
об
уточнении
оплаты
труда.
2.восстановлени
е
казенного
управления.
Восстание
Е.
И.
Пугачева.
1773 - 1775
Ухудшение
положения
казачества,
т.к.
было
введена
гос.
монополия
на
ловлю
рыбы
и
добычу соли
–передача
каз.
старшине
Комиссия,
прибывшая
расследовать
жалобы
на
откупщиков.
Казаки,
крестьяне,
работные
люди,
башкиры.
Введение
на
Дону
Войскового
гражданского
правления.
Совместно заполняется строка о работных людях (в ходе рассказа учителя).
Четвертая строка заполняется в конце урока (восстание Е. Пугачева).
- проверка заполнения.
Восстание под руководством Е. И. Пугачева – наиболее крупное выступление
XVIII века, последняя крестьянская война. 1773 – 1775гг.
Вопрос к учащимся: что для вас означает понятие – крестьянская война?
Кластер
Крестьянская война
Война
– вооруженная борьба между общественными классами, за осуществление
определенных целей.
Инициаторами восстания выступили яицкие казаки. Правительство в 60-е годы
ввело монополию на ловлю рыбы и добычу соли на Яике. Казацкие старшины
брали промыслы на откуп и допускали злоупотребления. Это вызывало
недовольство казаков, и они жаловались в Петербург. Приезжала комиссия, но
становилась на сторону богатых казаков.
В 1771 г. пребывает комиссия во главе с генерал-майором Траубенбергом,
начались допросы и аресты. Поднялось восстание, убили генерала и других.
Выслали войско во главе с генералом Фрейманом. 85 казаков наказали и
сослали в Сибирь. Казаки притихли, но не смерились. В следующем году они
поднимаются на борьбу под знаменем «императора Петра III»
Вопрос: почему казаки выступили именно под знаменем Петра III?
Таинственная смерть вызвало появление под его именем многих самозванцев,
самый знаменитый Емельян Иванович Пугачев.
Далее следует показ портрета ( учащиеся характеризуют, как он выглядел)
А.С.Пушкин, собирал материалы по пугачевскому восстанию. Его незаконченное
произведение называется «История Пугачева». В последующем была написана
Капитанская дочка. Далее обратимся к документам и посмотрим совпадает ли
описание данное в источниках с портретом.
«История Пугачева»
Глава 2.
«Незнакомец был росту среднего, широкоплеч и худощав. Черная борода его
начинала седеть».
Глава 4.
«Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел
темно- русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был
вышиблен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое
пятно, а на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни, называемой
черной немочью».
А. С. Пушкин.
Материалы Военной коллегии
По объявлению жены его Софьи Дмитриевны:
«.. .от роду будет лет сорока, лицом сухощав, во рту верхнего спереди зуба
нет, который он выбил саласками еще в малолетстве в игре, а от того
времени и доныне не вырастает. На левом виску от болезни круглый белый
признак... величиною с двухкопеечник. На лице имеет желтые конопатины;
сам собою смугловат, волосы на голове темно - русые по - казацки
подстригал, росту среднего, борода была клином черная, небольшая».
Далее, учащиеся делают вывод о физических характеристиках Пугачева.
Ход восстания
: работа с картой. Парралельно заполняют таблицу
1773г. – появление Пугачева у Бударинского форпоста. Начало восстания.
1773г.- неудачная осада повстанцами Оренбурга.
- создание Военной коллегии - высший орган власти и управления
всеми военными и гражданскими делами.
- пугачевские манифесты.
В результате к восставшим приходило большое количество сторонников.
На Урале восстали 60 заводов, их работные люди присылали Пугачеву Пушки.
- работа по картине.
Соратники Пугачева: атаманы А.А. Овчинников, И.Н. Зарубин – Чика, Салават
Юлаев, Ф.И. Дербетев, И. Арапов.
Восстание охватывает большую территорию страны: Южный и Средний Урал,
Западную Сибирь, Башкирию, Поволжье, Дон.
1774 г.- март – поражение восставших под Татищевой крепостью.
Вопрос: почему после каждого поражения Пугачеву удавалось сформировать
новые отряды?
- в результате популистских обещаний народу.
Это особенность восстания, вторая особенность – небывалый размах.
1774 г. июль – поражение Пугачева при взятии Казани.
1774 г. июль – манифест Е. Пугачева об освобождении крестьян от крепостной
неволи и податей.
Давайте остановимся на данном документе подробнее.
УКАЗ ОТ 31 июля 1774г.
Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием
всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть
верноподданными рабами в собственной нашей короне и награждаем
древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободой
и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих
денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и
рыбными ловлями.
Сделайте , пожалуйста, вывод о характере документа.
Чтение содержания отрывка параграфа. (Страницы 91-92)
Ответы на вопросы.
- Почему повстанцы потерпели поражение?
(-Восставшие опирались на непостоянные силы; мелкие отряды то вливались в
ряды повстанцев, то уходили снова; любое крупное поражение вело к
рассеиванию войска; сложно было противостоять хорошо обученной регулярной
армии;) .
1775 г. казнь Е. Пугачева и его сподвижников.
(звучит музыка, демонстрируются картины последних минут Е. Пугачева,
зачитывается документ о казни).
5.
Итог урока.
Учащиеся самостоятельно делают вывод и записывают в
тетрадь. Анализ таблицы.
6.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Объяснить смысл эпиграфа.
7. Домашнее задание.
- Параграф 52 читать;
- Вопросы 2,4,6