Автор: Корнева Ксения Сергеевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 44"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Окружающая среда - образоваельная среда"
Раздел: дополнительное образование
ОКРУЖАЮЩАЯ
СРЕДА - СРЕДА
ОБУЧАЮЩАЯ
Учитель биологии и химии
МАОУ «СОШ № 44» г. Перми
Корнева К.С
.
ДАВАЙ ДРУЖИТЬ
Немного теории
Нейропсихологи утверждают, что от развития
межполушарных связей во многом зависит
успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни
в целом. Слабое взаимодействие левого и правого
полушария – одна из главных причин трудностей в
освоении письма и чтения в школе, наряду с
дисграфией, дислалией и двигательной
расторможенностью.
Современные методики воспитания и обучения сильно
шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг,
формировать межполушарные связи, в результате
чего дети показывают прекрасные результаты в
освоении школьных программ любой сложности.
Работать по старинке уже неоправданно. К
сожалению, многие родители и некоторые педагоги не
понимают этого.
РЕСУРСЫ...
В связи с загруженностью учебными
программами, планами педагогам трудно найти
время для этого направления и
проанализировав рабочий день школьника —
можно сделать вывод — что он сам может
помочь себе в развитии межполушарных связей
— а значит помочь себе быть успешным в учебе
сам того не подозревая. Можно использовать
время перемены и в игровой деятельности
увлечь ребенка упражнениями для развития
межполушарных связей. При этом задания
можно разграничить по возрасту вплоть до 16
лет.
Если полушария взаимодействуют друг
с другом слабо, ведущее берет
основную нагрузку на себя, а другое
блокируется. В результате у ребенка
возникают проблемы с ориентацией в
пространстве, координацией пишущей
руки со слуховым и зрительным
восприятием, адекватным
эмоциональным реагированием. Он
становится мнительным и с трудом
учится чему-то новому.
Признаки слабого взаимодействия между
полушариями ГМ
•
ребенку сложно писать под диктовку и переписывать
текст;
•
он с трудом описывает ситуацию по картинке;
•
не может адекватно оценивать эмоции других людей;
•
пишет буквы в зеркальном отражении;
•
часто говорит сбивчиво и нечетко, нарушения речи
возникают произвольно;
•
испытывает сложности в общении со сверстниками,
больше общается с младшими детьми или взрослыми;
•
затрудняется в понимании пословиц, поговорок,
юмора;
•
у ребенка может меняться ведущая рука.
Какие упражнения доступны для школьников
младшего школьного возраста?
•
Пальчиковая гимнастика;
•
логоритмика;
•
дидактические игры и задания;
•
кинезиологические упражнения;
•
арикуляционная и дыхательная
гимнастика;
•
творческие занятия под классическую
музыку (Моцарта и других композиторов,
например, на уроках музыки).
Для школы (начальное звено)
предлагаю следующие
упражнения
1. Материалы распечатываются на ватмане
форматов А3 и А2;
2. Схема ламинируется (что сохраняет ее
целостность и продлевает срок службы, а
так же тактильно не раздражает при
прикосновении);
3. Схемы размещаются на стенах в коридоре
детской рекреации (яркий дизайн
привлекает внимание детей)
4. Схемы обновляются по мере возможностей
Кулак-ребро-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола,
последовательно сменяют друг друга.
Выполняется сначала правой рукой, потом —
левой, затем — двумя руками вместе.
Количество повторений — по 8—10 раз. При
затруднениях в выполнении помогайте себе
командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося
их вслух или про себя.
Упражнения развития межполушарного взаимодействия
у младших школьников
Включение нейропсихологических
упражнений в общеобразовательный
процесс у младших школьников
приводит к повышению усвоения
изучаемого школьного материала.
Нейропсихологические упражнения
развивают произвольное и
непроизвольное внимание,
переключаемость и концентрацию,
разные виды мышления, улучшают
сенсомоторный контроль.
Развитие межполушарных связей
построено на упражнениях и играх, в
ходе которых задействуются оба
полушария мозга. Например, рисование
обеими руками одновременно,
выполнение зеркальных движений,
упражнения на координацию, ловкость
движений и ориентацию в пространстве.
Кинезиология – наука о развитии
умственных способностей и физического
здоровья через определенные
двигательные упражнения.
Предлагаемые упражнения улучшают
мыслительную деятельность ребенка,
синхронизируют работу полушарий,
способствуют улучшению запоминания,
повышают устойчивость внимания,
облегчают процесс письма.
Так же эти упражнения помогут взрослому человеку:
Восстанавливать работоспособность и продуктивность;
Реализовать свой внутренний потенциал;
Повышать точность выполнения действий при работе на
компьютере,
во время управления автомобилем и другими сложными
устройствами,
Формировать уверенность при публичных выступлениях,
собеседованиях, переговорах, экзаменах;
Развивать творческие способности, спортивные навыки;
Уметь найти путь к радостному, легкому и творческому
учению;
Развивать более ясное и позитивное мышление.
Для развития мозга
Синхронное
рисование
Синхронное рисование
Важное примечание: схемы одного размера,
усложняем меняя направление
РЕШИ ГОЛОВОЛОМКУ!
Найди самый короткий путь из верхнего левого угла до нижнего
правого. Поворачивать можно только на серых точках.
Судоку
Сколько и каких ты видишь
животных?
Тренируем избирательное внимание
Физкультминутка в
формате ФГОС
Вопрос о сохранении здоровья детей при всё увеличивающихся
школьных нагрузках волнует педагогическое сообщество не одно
десятилетие. Волнует потому, что здоровье детей ухудшается с
каждым следующим поколением, и немаловажную роль в этом
играет школа, в которой современный ребенок проводит от 50 до
70 процентов своего времени.
Согласно современным требованиям физкультминутка на уроке
должна проводиться каждые 15 минут.
Упражнения
по
нейропсихологии
прекрасно
выполняют
эти
функции
(физическая
активность
в
малом
пространстве,
переключение внимания и развития ЦНС)
Зрительная память — это запоминание
информации, воспринимаемой органами
зрения. Другие названия:
фотографическая, визуальная.
Сокращённое — ЗП. При воспроизведении
нужного образа в их сознании всплывают
прочитанные страницы и строчки.
Согласно научным данным, 80% людей
являются именно визуалами, т. е.
запоминают и воспроизводят информацию
с помощью глаз.
Ученикам нужно запоминать огромные пласты
информации. Большую её часть они получают
именно через глаза: читают и учат конспекты,
учебники, материал на сайтах. 80% всего
дидактического материала в детских садах, школах
и вузах — визуальный: карточки, картинки, схемы,
таблицы, диаграммы. Если у ребёнка изначально
имеются серьёзные проблемы со зрительным
восприятием, ему будет трудно выучить
элементарное стихотворение. В таких случаях
придётся делать упор на ведущий тип памяти или
всё-таки стараться развивать фотографическую.
Максимально используем
пространство в школе
Работа с родителями.
При проведении просветительской работы
среди родителей так же достигается
понимание родителями взаимосвязи
функционального состояния ребенка и его
поведения. Происходит коррекция
взаимоотношений родителей и ребенка.
В процессе работы родители получают навык
«формирующего, развивающего» общения с
ребенком, что является необходимым,
поскольку детский возраст тесно связан с
овладением ребенком учебными навыками и
школьными знаниями.
ВЫВОД
От развитости межполушарных
связей у детей зависит обучаемость,
скорость и легкость овладения
новыми навыками. Чем более они
развиты, тем легче ребенку
осваивать чтение, письмо, достигать
успехов в спорте и даже строить
межличностные отношения.