Напоминание

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Варгасова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Красногуляевская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область Сенгилеевский район п.Краный Гуляй
Наименование материала: Статья
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мир

природы с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный

источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Жизнь человека тесно связана с природой, которая всегда была для нее

источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество

столкнулось

с

множеством

проблем,

вызванных

потребительским

отношением человека к природе и связанных с низким образовательным

уровнем населения.

Научные оценки глобальной современной экологической ситуации не

оптимистичны. Они заставляют задумываться каждого умного человека,

который болеет за будущее своих детей, внуков, всей планеты. Именно

поэтому так важно осуществлять экологическое воспитание, формировать

личность, умеет жить в гармонии с природой, чувствовать себя ее частью,

для которой нормой жизни является бережное отношение к ней. И начинать

это следует с раннего детства. Исходя из актуальности обозначенной

проблемы, со всей остротой встает вопрос об улучшении экологического

воспитания подрастающего поколения.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка

основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное

физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные

способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств

личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование

самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и

примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и

уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна

Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил

русский писатель М. М. Пришвин. Красоты родной природы рождает

патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.

Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ

правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном

детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное

отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни

ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его

мир,

формировать

определенное

мнение

и

отношение

к

людям.

В

дошкольном

возрасте

формируются

экологические

позиции,

которые

помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе,

сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства

экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как

губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится

правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а

что – нельзя.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое

значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в

природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать

им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,

т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

закладываются начальные элементы экологической культуры.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. В переводе с греческого

термин «экология» означает «наука о доме» (oikos – дом, родина; logos -

наука, учение, понятие). Мы обязаны научить детей любить и уважать

природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её.

Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Еще никогда

так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с

пугающей

стремительностью

исчезают

различные

виды

уникальных

животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая

среда. Одна из главнейших задач человечества - рационально использовать

природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического

сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на

практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их

в совместную работу. Детский сад является первым звеном системы

непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами

встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Задачи экологического воспитания

1. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко

всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

2.Формирование

эмоционально

положительного

отношения

к

окружающему миру.

Цель экологического воспитания детей - получение детьми достоверных

знаний,

представлении,

приобретение

навыков

ответственного,

доброжелательного, бережного отношения к природе.

Подавая

детям

информацию

об

окружающей

среде,

применяется

объяснительно

иллюстративный

метод

(рассказ,

объяснение,

беседа).

Рассказы

содержат

учебные

элементы,

используется

интересный

естественный материал. Многие занятий строятся в форме эвристической

беседы с проблемными вопросами, задачами, которые решаются во время

беседы с детьми. Это дает детям возможность учиться сравнивать,

анализировать, использовать имеющиеся знания, развивать логическое

мышление.

В работе с детьми необходимо практиковать наглядность - это разнообразные

иллюстрации,

гербарии,

альбомы

(таблицы,

схемы,

карты,

макеты,

фотографии, натуральные природные объекты).

Хорошие

результаты

дает

использование

индуктивного

метода

познавательной деятельности. Сначала дети получают информацию во время

наблюдений, экспериментов и только после этого проводятся итоговые

занятия, на которых устанавливают причинно-следственные связи, дети

приходят к определенным выводам. Экологические занятия принесут больше

пользы, если ребенок самостоятельно делает маленькие открытия и находки.

Существует немало форм работы с детьми, которые помогают привить им

любовь к природе.

Экологические знания ребенку целесообразнее получать в познавательной

деятельности. Ее основными видами являются экологические экскурсии,

наблюдения, прогулки.

Наблюдение - основной метод ознакомления детей с природой. Это активная

форма познания окружающего мира, имеет целью накопления факторов,

начальных представлений об объектах и явлениях природы, в результате чего

оно может рассматриваться как познавательная деятельность и как метод

обучения. Прогулки - повседневная форма работы, где дети, наблюдая,

знакомятся с теми признаками объектов природы, явлениями, которые

происходят в течение длительного времени.

Экологические экскурсии определяются в педагогике как форма и метод

учебновоспитательной работы, позволяющие организовать наблюдение и

изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Во время

экскурсии

дети

знакомятся

с

явлениями

природы

в

их

природных

взаимосвязях,

с растениями и животными в среде их обитания, с

разрушительным воздействием человека на природу. Содержанием таких

экскурсий

могут

стать:

обследование

местности

для

формирования

представлений об окружающих природных условиях, рельеф местности,

наличие растений и животных. Во время экскурсий дети собирают

природный материал для коллекций, игр, занятий с флористики, труда,

рисования. На экскурсиях ребенок обогащает свои экологические знания,

раскрывает свое сердце красоте окружающей среды, приучается к культуре

поведения [1, c. 93].

Исходя из того, что основная задача воспитательной работы - создание

оптимальных условий для развития активности дошкольников, побуждать их

к творчеству и самостоятельности и для этого актуально использование

проблемных ситуаций. Проблемные ситуации позволяют стимулировать

любознательность дошкольников, ставить их в условия практического поиска

решения задачи. Проблемные ситуации развивают самостоятельность мысли,

направляют на поиски ответа, понимание связей и зависимостей временного,

последовательного и причинно-следственной содержания. В то же время,

проблемные

ситуации

учат

детей

обосновывать

свои

суждения,

предполагать, подводят их к самостоятельным выводам.

Применяя метод проблемных ситуаций, целесообразно использовать такие

приемы, как подача детям вариативности признаков одних и тех же объектов,

явлений; сравнение новых характеристик с уже известными, сочетание

художественного описания объектов и явлений природы, учитывая их

реальные черты через непосредственное восприятие. Проблемные вопросы -

одна из самых распространенных и доступных для детей форм, побуждает

малыша к познанию. Они развивают у детей продуктивное мышление через

решение задач, поставленных проблем и дают новый познавательный

результат.

Основная форма деятельности дошкольника - игра, которая одновременно

является для него главным способом познания внешнего мира, основным

элементом детского развития, в том числе и экологического воспитания.

Игра - это творческая и эмоциональная деятельность детей, полна радости,

поэтому введение ее в образовательный процесс способствует созданию

эмоционального настроения и мотивации экологической деятельности.

Для решения образовательных необходимо использовать дидактические игры

экологического содержания, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами –

сюжетно - подвижные, подвижные, настольно-печатные, а также упражнения

экологического содержания, которые развивают самостоятельность детей,

способствуют приобретению знаний об окружающей действительности.

Очень

помогает

в

закреплении

полученных

знаний,

создании

заинтересованности

к

окружающей

среде

использования

различных

викторин,

конкурсов,

КВН.

Проведение

воспитательных

мероприятий

экологического содержания помогает воспитателю расширить эстетическое,

познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни

человека. В экологических праздниках используем фольклорный.

материал, сказки, поэзии о природе. К проведению праздников привлекаются

все дети и их родители, и каждый отдельный человек может проявить себя

как индивидуальность.

Организация экологических выставок детских рисунков, иллюстраций к

каждой поры года, поделок из природного материала, фотовыставок

способствует проявлению активности, творчества детей и родителей,

формированию

устойчивого

интереса

к

объектам

природы,

видению

прекрасного в обычном.

Важным элементом развивающей среды является «экологическая тропа».

Экологические

тропинки

выполняют

познавательную,

развивающую,

эстетическую

и

оздоровительную

функции.

Её

используют

их

для

проведения учебных экскурсий, целевых прогулок, массовых мероприятий

экологической

направленности,

пропагандистской

работы

по

охране

природы.

Для

формирования

осознанного

отношения

к

природе

посредством

наблюдения

имеет

значение

деятельность

моделирования

-

ведение

календарей природы, отражение в них результатов наблюдений. Календарь

природы помогает закрепить полученные знания в системе, а именно:

-

Формировать у детей представление о закономерности сезонных

изменений, характерные признаки каждого месяца, последовательность и

причины изменений в природе: состояние погоды,

жизни растений,

животных, трудовая деятельность детей и взрослых;

-

Закрепить знания о последовательности дней недели;

-

Развивать творческое воображение, логику мышления через умение

обобщать, систематизировать, делать выводы и отображать их в рисунках и

графическом изображении.

Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять страницы календаря,

ориентироваться в его параметрах, правильно пользоваться соответствующей

символикой. Большое значение имеет то, что эта совместная деятельность

длительно протекает во времени, осуществляется периодически - постоянно в

течение всего учебного года.

В работе по ознакомлению детей с природой, воспитания любви к ней,

воспитателю

трудно

обходиться

без

художественной

литературы,

способствует обогащению языка, формированию умения образно мыслить,

воспроизводить свои впечатления, развивает интерес к природе. Через

художественную литературу дети учатся любить природу, видеть в ней

прекрасное. Систематическое обучение на занятиях - важное средство

образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В

экологическом

воспитании

детей

занятия

выполняют

совершенно

определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей,

получаемые

повседневно,

могут

быть

качественно

преобразованы,

расширенные, углубленные, объединены, систематизированы. Занятия по

экологическому воспитанию интегрируются с другими сферами знаний:

искусство, развитие речи, формирование математических представлений,

физическая культура, музыка. Таким образом, различные методы и формы

работы помогают педагогам воспитывать у ребенка гуманное отношение к

природе, помогают им понять, что человек и природа тесно связаны между

собой.

В заключение можно сказать, содержание экологического воспитания и

возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями

жизни

детей

и

методами

их

воспитания.

Контакт

с

природой,

непосредственно и постоянно окружающая ребенка, разнообразие приемов в

работе

воспитателя

продуманная

организация

систематических

наблюдений, труда, игры, обучения — это ключ к правильной постановке

работы и получению нужного результата

Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами

его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него

возникнуть не может.



В раздел образования