Напоминание

Что такое аутизм


Авторы: Бирюков Ринат Мянсурович, Бирюкова Галия Рашитовна
Должность: учитель физической культуры, педагог по спорту
Учебное заведение: МБОУ Большечирклейская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область, Николаевский райлн
Наименование материала: "Особенности организациисвободного времени детей с РАС"
Тема: Что такое аутизм
Раздел: полное образование





Назад




Особенности организациисвободного времени детей с РАС

Что такое аутизм

Расстройство аутистического спектра или аутизм — это нарушение развития,

которое подразумевает повторяющееся или негибкое поведение, трудности в

социальной коммуникации и взаимодействии, обработке сенсорной

информации.

Пооценкам Всемирной организации здравоохранения приблизительно один

ребенок из 160 имеет диагноз РАС, что отличается от

американскойстатистики, где сказано, что с аутизмом рождается каждый 44-

ый ребенок.

Аутизмом нельзя заразиться, но от него нельзя и выздороветь. Нарушение

по-разному влияет на детей, хотя в повседневной жизни они сталкиваются с

похожими трудностями:

проблемы с обучением и усвоением информации;

психические нарушения — ЗПР, эпилепсия;

сопутствующие состояния — неуклюжесть, нарушения речи и слуха.

Но детям с РАС можно помочь жить более полноценной жизнью при

должном уровне поддержки и понимании их проблем.

Почему детям с РАС сложно организовать досуг

1.

Трудности в общении.

Может казаться, что дети с аутизмом предпочитают проводить время в

одиночестве, поэтому не участвуют в общих играх. Но дело в том, что они не

знают, как познакомиться или завести разговор. Их социальные

и коммуникативные сложности часто не позволяютим даже обратиться

за помощью.

При этом некоторые ребята могут подробно и красочно рассказывать о том,

что им интересно, но совершенно не интересоваться мнением собеседника.

Они просто не понимают, что разговор — это взаимный процесс.

Бывает, что дети с РАС не используют для коммуникации непосредственно

речь и общаются с помощью жестов, изображений или приложений на

девайсах, что делает их странными в глазах сверстников.

2.

Особенности восприятия и эмоциональной сферы.

Дети с РАС сталкиваются с трудностями в обработке сенсорной

информации. Их зрительная, слуховая, тактильная гипер- или

гипочувствительность делают невыносимыми виды досуга, от которых

другие дети в восторге, — походы в кино или парк аттракционов.

Так, громкая музыка из динамика воспринимается ими как «тревожный

набат», а гудение или мигание ламп дневного света кажется изощренной

пыткой. Они совершенно не получают удовольствия от пребывания

в людных местах, таких как торговые и развлекательные центры, парки

аттракционов.

3.

Ограниченные паттерны поведения.

Например:

неконтролируемые движения или жесты, такие как раскачивание,

щелканье пальцами;

повторение фраз из мультфильмов или рекламных роликов;

жесткое следование различным правилам, например, одному и тому

же маршруту прогулки;

чрезмерное увлечение определенной темой — космосом или жизнью

насекомых.

Сосредоточившись на определенном поведении или теме, дети с РАС не

могут переключаться и уделять внимания происходящему вокруг, а их

стремление к постоянству и безопасности мешает им пробовать новое.

4.

Реакция общества.

К сожалению, далеко не все люди готовы к настоящей инклюзии. Чаще

всего, детей с какими-либо особенностями другие родители не хотят видеть

рядом и пускать к своим чадам.

Тем не менее, существуют виды полезного и интересного досуга, которые

подойдут детям с аутизмом и даже могут им понравиться.

Какие виды досуга подходят детям с РАС? Это – творчество, поездка за

город, зоопарк, музеи, скалодром.

Педагоги нашего Детско-юношеского центра занимаются с такими детьми

творчеством и имеют успехи.

Плюсы занятий творчеством:

помогают раскрыться, развивают воображение и способности;

учат делать выбор, справляться с трудностями, взаимодействовать;

дают возможность получать совместное удовольствие и радоваться.

Чтобы процесс изготовления поделки или рисунка был понятен ребенку с

РАС, можно разбить его на несколько мелких шагов. Это поможет

сориентироваться по времени.

Важно получить результат от деятельности, поэтому если занятие рассчитано

на несколько встреч, это нужно обговаривать, обозначить финал каждого

этапа визуально.

На что обратить внимание родителям

Выбор ребенка должен быть принят со стороны близких людей.

Кому-то интересно играть в футбол, а кто-то любит рисовать или играть на

скрипке, но все дети имеют право на предпочитаемый вид досуга. Важно

понять, что нравится конкретному ребенку, и помочь ему принять в этом

участие.

Важна поддержка и позитив, особенно, в отношении нового опыта.

В освоении нового вида деятельности могут быть и неудачи. Важно

поддержать ребенка на первом этапе и получать удовольствие вместе с ним,

показывая своим примером, как прекрасно само по себе участие.

Отдых и досуг должен быть «ожидаемыми».

Можно заранее обговорить с ребенком, что будет происходить в выходные,

делать записи в календаре: когда запланированы секции и кружки, а когда —

поездка в лес на пикник.

Делать выбор можно только на основании опыта.

Чтобы понять, насколько близка и интересна ребенку деятельность, сначала

нужно попробовать.

Двери Прохоровского Детско-юношеского центра открыты для таких детей.

Занятия проводят педагоги, прошедшие специальное обучение на курсах

повышения квалификации по работе с детьми с РАС.



В раздел образования