Автор: Жеребцова Татьяна Александровна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МКОУ "Вихоревская СОШ № 2" Населённый пункт: город Вихоревка, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Иммунитет" Раздел: среднее образование
Средства обучения: учебник, технологические поурочные карты (мыслительные листы),
мультимедийные ресурсы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Самоопределение к учебной деятельности
1. Вступительное слово учителя
Отрывок из произведения А. С. Пушкина “Пир во время чумы”:
Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста;
И селенье, как жилище Погорелое, стоит, -
Тихо все. Одно кладбище
Не пустеет, не молчит.
Поминутно мертвых носят,
И стенания живых
Боязливо Бога просят
Успокоить души их!
Поминутно места надо,
И могилы меж собой.
Как испуганное стадо,
Жмутся тесной чередой.
О чем идет речь?
Чума известна с глубокой древности. В VI веке в Византийской империи чума продолжалась 50
лет и унесла 100 млн человек.
В летописях средних веков описаны страшные картины свирепствования чумы: “Города и селения
опустошались. Всюду был запах трупов, жизнь замирала, на площадях и улицах можно было
увидеть только могильщиков”.
В VI веке от чумы в Европе погибла 1/4 часть населения - 10 млн человек.
Чуму называли черной смертью.
Не менее опасна была оспа. В XVIII веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало 400 тыс.
человек. Ею заболевало 2/3 родившихся и из 8 человек трое умирало. Особой приметой того
времени считалось “Знаков оспы не имеет”.
В начале XIX века с развитием мировой торговли стала распространяться холера.
Зарегистрировано шесть эпидемий холеры. Последняя мировая эпидемия длилась с 1902 по 1926
год.
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении
микробами
человек
заболевает,
а
если
и
заболевает,
то
болезнь
протекает
не
у
всех
одинаково?
- Почему же даже самые страшные болезни и продолжительные эпидемии были опасны для
одних людей и проходили без особых последствий для других?
В нашем организме есть особые механизмы, препятствующие проникновению в него микробов и
развитию инфекции. Во-первых это слизистая оболочка и кожа ( и чем чище кожа, тем больше
микробов погибает при соприкосновении с ней). Ослабленные микробы становятся добычей
клеток-фагоцитов. Но решающую роль в борьбе с инфекцией выполняет иммунитет.
Озвучивается тема урока.
Давайте подберем ассоциации к слову иммунитет
( защита, невосприимчивость)
В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему городу: денежные взносы,
постройка храмов, а также несение воинской службы. Некоторых граждан по той или иной
причине освобождали от такой повинности, которая носила название "мунис". В этом случае
человек получал именную грамоту с приставкой "им" (не), а его самого называли "иммунисом" -
освобождённым от какой - либо подати или повинности.
Определение иммунитета
Тема определена, что бы вы хотели сегодня узнать?
Ориентиры:
- что такое иммунитет?
- виды иммунитета
- как возникает иммунитет?
- как повысить свой иммунитет?
3. Актуализация знаний учащихся.
Заражение и заболевание - разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем
самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых
болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно
часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией,
задерживает ее развитие, и человек не заболевает.
Заражение переходит в заболевание в том случае, если организм ослаблен (снижен иммунитет от
недоедания, переутомления, нервного потрясения и т. д.)
Развитию простудных инфекций (гриппа, ангины, воспаления легких) способствует охлаждение
тела. Пагубное влияние на течение заболеваний оказывает алкоголь - он угнетает иммунитет.
Для того, чтобы ответить на вопрос как возникает иммунитет, нам необходимо вспомнить –
каково строение и функции клеток крови.
Работа по группам (минута мысли) зеленые подсказки
Составление синквейна
1. существительное
2. 2 прилагательных
3. 3 глагола
4. фраза
5. слово-резюме
Примерные синквейны:
Эритроциты
Красные, безъядерные, двояковогнутые
Транспортируют, переносят, насыщают
Кислород в крови должен быть!
Гемоглобин
Лейкоциты
Белые, бесформенные
Защищают, пожирают, уничтожают
Стражи нашего здоровья!
Фагоцитоз
Тромбоциты
Маленькие, безъядерные
Закрывают, утрамбовывают, сворачивают
Потеря крови – это потеря потерь!
Свертываемость
4. Изучение нового материала
Что такое лейкоциты? Виды лейкоцитов
Каков же механизм образования иммунитета?
Клетки-фагоциты уничтожают большую часть микробов. Процесс фагоцитоза впервые
описал в своей научной работе "О целебных силах организма" И.И. Мечников в 1883 году и он
же один из первых русских учёных получил Нобелевскую премию в 1908 году.
Но оставшиеся микробы могут нанести серьезный вред организму. И здесь в борьбу
вступают
антитела.
Это
особые
белковые
соединения
(иммуноглобулины),
образующиеся
в
организме при попадании в него чужеродных веществ. Антитела выделяют главным образом
лимфоциты.
Антитела
обезвреживают,
нейтрализуют
продукты
жизнедеятельности
болезнетворных бактерий и вирусов.
Фагоцитоз
Таким образом:
Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм, названный иммунитетом
Виды иммунитета (работа по группам) красные подсказки
Впервые английский врач Эдвард Дженнер, разработал первую вакцину — против оспы. Дженнер
придумал вводить в организм человека неопасный вирус коровьей оспы. Дженнеру приходилось
наблюдать
смерть
от
оспы
многих
пациентов,
но
против
этой
страшной
болезни
он
был
совершенно беспомощен, как и многие другие врачи. Однако его внимание привлекло популярное
среди населения мнение о том, что люди, переболевшие оспой коров, не заболевают натуральной
оспой. Дженнер привил коровью оспу восьмилетнему мальчику Джеймсу Фипсу, взяв для этого
жидкость из пустулы на руке доярки, болевшей коровьей оспой. У мальчика появилось легкое
недомогание, которое прошло через несколько дней. Когда через некоторое время Дженнер привил
мальчику натуральную оспу, ребенок не заболел. (сообщение учащегося)
5. Осмысление и расширение знаний
Какими инфекционными болезнями болели вы?
Ко всем ли инфекционным болезням вырабатывается иммунитет?
Учитель дает справку, что состояние иммунитета от образа жизни зависит на 50%, от условий
среды на 20%, от наследственных факторов на 20%, 10% от медицины.
Учитель: “Каждая группа должна составить рецепт “
КАК ПОДДЕРЖАТЬ СВОЙ ИММУНИТЕТ”.
Лучшие рецепты отбираются и записываются в тетрадь.
Режим дня.
Рациональное питание.
Двигательная активность на свежем воздухе.
Соблюдение личной гигиены.
Хорошее настроение.
Отказ от вредных привычек.
Своевременные прививки.
Какое современное заболевание разрушает иммунную систему человека?
В настоящее время достаточно распространенным неизлечимым заболеванием является СПИД
(синдром
приобретенного
иммунодефицита).
Возбудитель
этого
заболевания
-
вирус
иммунодефицита человека (ВИЧ) делает иммунную систему неработоспособной, и люди умирают
от тех микробов, бактерий, грибков, которые здоровому, то есть со здоровой иммунной системой,
человеку абсолютно безопасны.
Домашнее задание: Пути передачи СПИДа
Учитель: “Прислушайтесь к своему организму и ведите здоровый образ жизни, укрепляйте свою
иммунную систему.
6. Рефлексия.
Давайте вернемся к нашим ориентирам. Можем ли мы ответить на поставленные вопросы? Что
мы делали для достижения нашей цели?
Синквейн «иммунитет» (дополнительно)
3 прилагательных
3 глагола
1 обобщающее высказывание
Оценивание
Рефлексия