Автор: Степанова Анастасия Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: г. Канаш Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Трудовое воспитание дошкольников с ДЦП"
Раздел: дошкольное образование
Трудовое воспитание дошкольников с ДЦП.
Концепция
интегрированного
образования,
заложенная
в
качестве
приоритета
в
«Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (ООН, 1993),
предусматривает,
что
ребенок-инвалид
по
возможности
должен
оставаться
в
общеобразовательном процессе, поскольку именно в период обучения формируется
ментальная и социальная позиция человека. Одним из условий гармоничного развития
личности рассматривается включенность в ту систему, в которой ей предстоит
существовать всю жизнь.
Понятие ДЦП объединяет двигательные расстройства, обусловленные нарушением
контроля со стороны центральной нервной системы за функциями мышц. Это сложная
патология рефлекторной сферы. Хотя термин «Детский церебральный паралич»,
предложенный З. Фрейдом в 1893 году, не отражает сущности имеющихся при этом
заболевании нарушений, однако его до сих пор широко используют в мировой литературе
и другого названия, всесторонне характеризующего подобные состояния, пока нет.
Актуальность
объясняется
тем,
что
организация
трудовой
деятельности
дошкольников с ДЦП специфична. Связано это в основном с двигательной патологией,
поскольку любая деятельность предполагает выполнение активных внешних действий и
операций, формирование навыков и умений, в том числе и двигательных.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это заболевание центральной нервной
системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного
мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и
мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и
психики.
У многих детей с церебральным параличом нарушены движения рук, поэтому развитие
общих и более тонких ручных навыков требует специальных занятий. Развитие ручных
навыков необходимо проводить как в игровой деятельности, так и в повседневной жизни
при воспитании навыков самообслуживания. Овладение движениями рук делает ребенка
по возможности более независимым в домашней, школьной и общественной среде, дает
возможность подготовить его к овладению профессией.
Развитие ручных навыков надо вести постепенно, поэтапно. Формирование
целенаправленных
движений рук можно
начать
с обучения простейшим
играм
«Ладушки»,
«Сорока-белобока»,
«Колечки»,
«Щелчки».
Эти
игры
предполагают
выполнение определенных действий: погрозить пальцем, указать пальцем предмет,
направление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой («до свидания»), погладить рукой
по голове ребенка, куклу («хороший», «хорошая»), постучать в дверь одним пальцем,
несколькими полусогнутыми пальцами, постучать по столу одним пальцем (привлечь
внимание к себе), по очереди несколькими пальцами («игра на пианино», «дождь идет» и
т.д.). Можно использовать, имитационные движения («петушок машет крыльями», «у
мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова», «плотник стучит молотком»).
На первом этапе важно научить ребенка произвольно брать и опускать предметы,
перекладывать их из руки в руку, укладывать их в определенное место, выбирать
предметы в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя свои двигательные усилия.
Важно сформировать различные способы удержания предметов (в соответствии с
их размером, формой, качеством). Необходимо помнить, что недифференцированный
захват и изменения в положении большого и указательного пальцев особенно резко
мешают предметной деятельности и письму; поэтому родители должны прививать детям
правильные способы захвата, начиная с игрушек и двигательных действий с ними.
Например, совком можно взять и пересыпать песок, помешивать его, приглаживать.
Много целесообразных движений в игре с кубиками: перекладывать с одного места на
другое, переворачивать, передвигать, устанавливать один на другом, строить, снимать по
одному кубику с построенной башни или домика
Необходимо обучать детей выделять элементарные движения в плечевом,
локтевом, лучезапястном суставах и по возможности более правильно, свободно их
выполнять.
Наиболее трудно бывает развивать координацию одновременно выполняемых
движений в разных суставах, что необходимо в предметной деятельности и особенно при
письме. Для выработки этих движений можно использовать упражнения со спортивным
инвентарем (мячами, гантелями, гимнастическими палками, булавами, ракетками) и с
игрушками (пирамидками, кубиками, кольцами). Им можно предлагать перекладывание
предметов с одного места на другое, с руки на руку, прокатывать, подбрасывать и ловить.
Не менее значимыми для развития движений и интересными могут быть задания с
использованием бумаги. Нужно учить детей складывать и разворачивать, скатывать,
скручивать, перелистывать, разрывать, мять и разглаживать простую газетную бумагу.
Для развития движений рук целесообразно учить перематывать из клубка в клубок
веревочку, шнур, нитки.
Очень важно включать в занятия упражнения по развитию мышечно-суставного
чувства. Например, ребенок показывает, как он правильно держит карандаш, а затем
воспитатель просит его без зрительного контроля придать пальцам положение,
соответствующее удержанию карандаша. На этом этапе обучения важная роль отводится
3
использованию приема пассивных движений воспитатель вкладывает в руку
ребенка карандаш (можно фломастер) и «рисует» его рукой.
Отрабатываются движения пальцев при захвате карандаша с препятствием со
стороны взрослого. Например, если ребенок слабо удерживает карандаш указательным
пальцем, необходимо поддерживать ему правую руку и просить его поднять и опустить
указательный палец. При этом палец взрослого препятствует движению пальца ребенка
вверх и вниз, а ребенок должен преодолеть сопротивление.
Овладение
доступными
навыками
трудовой
деятельности
младшими
дошкольниками с ДЦП начинается с формирования культурно-гигиенических навыков и
навыков
самообслуживания.
Регулярно
педагогами
образовательной
организации
проводятся специальные занятия по формированию вышеупомянутых навыков.
Для того чтобы придать этим занятиям большую эмоциональность, создать у
малышей заинтересованность в выполнении действий, необходимо привлекать игровые,
художественные образы. Так, например, на занятие, посвященное обучению детей
умыванию, приглашают мишку, обезьянку, куклу - пусть они вместе с детьми поучатся
тому, как нужно правильно мыть лицо и руки, пользоваться мылом, полотенцем. От
имени этих игрушек может быть дана оценка каждому ребенку.
Если ребенок недостаточно четко выполняет задание, не совсем правильно или не
может вообще его выполнить, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, надо
повторить несколько раз данное движение, ободрения при неудачах, поощрения за
малейший успех. Неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться
настоящего успеха
Для того чтобы детям не надоели занятия, они должны проводиться разнообразно,
с привнесением большего числа игровых моментов: то большая кукла пройдет и
посмотрит, как каждый из детей вымыл руки, то зайка проверит, правильно ли они
пользуются полотенцем, то мишка захнычет и попросит тоже вымыть ему лапы.
Воспитатель не должен формально относиться к таким занятиям, поскольку они
формируют у детей отношение к повседневному труду, привычку к аккуратности.
Кроме
того,
необходимо
всячески
поощрять
все
попытки
ребенка
к
самостоятельности, даже такие, которые кончаются неудачно.
При формировании элементарных навыков хозяйственно-бытового труда для
поддержания интереса детей огромную роль играет совместная деятельность с взрослым.
Дети с ДЦП в процессе такой деятельности (совместная уборка игрушек, пособий и
т.д.) окажутся в атмосфере общего труда, ощутят удовлетворение от своего вклада в
общее дело. Таким образом, общий труд сближает ребенка и взрослого. Причастность к
4
взрослому, его «большим» делам важна для всякого ребенка, так как дает ему ощущение
своей нужности, значимости. Эмоциональная реакция воспитателя, его восхищение
чистотой, порядком обязательно передаются детям.
Интерес к элементам труда в природе связан у детей, прежде всего, с желанием
помочь растениям и животным.
Например, дети с удовольствием ухаживают за цветами на клумбе, чтобы в
дальнейшем увидеть, как они цветут, или дети собирают ягоды рябины для подкормки
птиц.
Ручной труд интересен детям возможностью сделать что-то для себя, для своей
игры. А при коллективной работе (каждый ребенок выполняет свой участок работы,
доступный ему) получает похвалу, вне зависимости от качества выполнения своей работы
и участвует в создании общего
Выделяют следующе методы и приемы трудового воспитания детей с ДЦП.
1. Наглядные методы
При трудовом воспитании очень широко используются наглядные методы,
особенно на первых годах обучения. Дети наблюдают как взрослые убираются, кушают,
моют руки,
убирают
игрушки
и т.д.
Применяются
специально
организованные
наблюдения за действиями взрослых. Так же для детей организуются экскурсии на кухню,
в прачечную, в медицинский кабинет, в сад, в лес и т.д. Детям так же могут показываться
картинки, на которых люди трудятся. Выйдя на улицу детям показывают, как растут
растения, как за ними ухаживать и т.д.
2. Словесные методы
Словесные методы очень важны в трудовом воспитании. Педагог объясняет, как
действовать с тем или иным предметом, рассказывает о пользе труда. Для младших детей
можно
использовать
потешки,
стишки
или
отрывки
из
подходящих
ситуации
произведений («Мойдодыр»). Педагог разговаривает с детьми по ходу работы. Так же
можно проводить различные беседы по увиденному или выполненному. В процессе
занятия дети разговаривают, обращаются друг к другу и воспитателю. Эмоциональная
реакция воспитателя, его восхищение чистотой, порядком обязательно передаются детям.
3. Практические методы
Без практических методов невозможно трудовое воспитание, ведь после того, как у
ребенка появился интерес к деятельности, он должен попробовать выполнить действие
сам.
Один из приемов, используемый на начальных этапах обучения трудовому
воспитанию - совместный труд со взрослым. Дети вместе со взрослыми убирают
5
помещение групповой комнаты, участок для прогулок, помогают в уборке игрушек и
пособий. Дальше дети могут работать в коллективе (коллективный труд) или помогать
младшим в выполнении хозяйственно-бытовых действий, культурно-гигиенических или в
ручном труде.
Очень важно включение игровых моментов. Например, когда кукла или мишка
приходят в гости к ребятам и смотрят, как они умеют мыть ручки или кушать, проверяют
хорошо ли вымыли ручки, все ли съели и т.д. Педагог так же может давать детям
трудовые поручения: поставить в шкаф забытую обувь, помочь воспитателю вынести на
прогулку ведерки с совками, собрать игрушки после прогулки, полить цветы, раздать
детям листы бумаги. Учитывая индивидуальные особенности детей и решая конкретные
задачи коррекции их поведения, воспитатель может подобрать каждому ребенку такое
поручение, которое, во-первых, будет ему посильно, а во-вторых, будет и полезно, и
интересно. Так же педагог вводит занятия с использованием предметов орудий. На них
дети учатся манипулировать различными предметами труда. На занятиях по ручному
труду дети делают различные подделки. В старшем возрасте дети могут участвовать в
общем руде на огороде, цветнике, помогать содержать живой уголок в чистоте.
6