Автор: Плотникова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: п. Ибреси
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие". Познавательно-исследовательская деятельность..
Тема: "Мыльные чудеса"
Раздел: дошкольное образование
Цель: развитие творческого мышления, через исследовательскую, опытно – экспериментальную
деятельность
Задачи:
Образовательные:
-познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (хозяйственное, туалетное, жидкое, твердое
и мягкое, аромат и пенообразование, скользкое при намокании);
-уточнить знания о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
-расширять представления детей об изобразительных
техниках, познакомить с нетрадиционной техникой рисования – мыльными
пузырям, с её выразительными возможностями;
-учить работать в коллективе и самостоятельно во время опытов;
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами мыла
- развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
- активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь;
«хозяйственное мыло», «жидкое мыло», «эксперимент»
-Развивать художественный
вкус, эстетическое восприятие, творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать:
-Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
- любознательность;
- аккуратность в работе с водой и мылом, соблюдение правил техники безопасности;
- чувство радости и удовлетворения от творческой работы.
Материал: мыло разного цвета и разных форм, чашки с водой и кусочки мыла на каждого ребенка,
салфетки для рук на каждого ребенка, натертое мыло на каждого ребенка, стаканчики с водой в них кусочки
мыла на каждого ребенка; палочки для размешивания; одноразовые ложечки, трубочки для мыльных
пузырей, белые фартуки, шапочки,
альбомные листы, 3-4 листа формата альбомного листа, коктейльные трубочки, влажные салфетки,
баночки с цветным мыльным раствором (3 цвета на стол); музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель Ребята, сегодня к нам принесли письмо, давайте его прочитаем (открывают письмо оно пустое)
Воспитатель Что бы прочитать письмо нам нужно пройти в Но сначала все сотрудники должны соблюдать
ряд правил
1.
На столах ничего не трогать без разрешения
2.
Пробовать на вкус запрещено
3.
Бережно обращаться с оборудованием
4.
Соблюдать тишину. Не мешать работать другим.
А сейчас в лаборатории с помощью жидкости мы проявим письмо
После проявления на бумаге появляется рисунок сундука
Воспитатель Ребята, в лаборатории нужно найти сундук
(дети ищут и находят сундук , но он закрыт замком)
Воспитатель: Чтобы открыть замок надо отгадать загадку.
Загадка:
У каждого в ванной
Есть хитрая штука:
Отмоет от грязи
И тело, и руки.
Смотри, чтобы в глаз
Оно не попало.
Защиплет, тогда
Не покажется мало!
В сундуке находятся кусочки мыла (по количеству детей) разного цвета и запаха.
Воспитатель: Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть Действительно, ребята, здесь
мыло.
А сейчас я вам покажу разновидности мыла. Давайте встанем вокруг стола, чтоб всем было видно. Дети, а
для чего нужно мыло?
Воспитатель: Давайте-ка внимательно его рассмотрим.
А исследовать мыло мы будем сегодня используя органы чувств.
Посмотрите , (достает три карточки, на одной из них
изображен нос, на второй глаз, а на третьей рука )
Сначала мы начнем исследовать мыло с помощью глаз,(показ карточки) как вы думаете, что мы можем
сказать
- Какое мыло бывает по форме? (овальное, прямоугольное, квадратное, круглое, в виде животных, в форме
цветов и т.д.)
- Какое мыло бывает по цвету? (всех цветов радуги…)
- Какое мыло бывает по размеру? (маленькое, большое)
А что мы можем сказать про мыло, когда мы его нюхаем (показ карточки –нос)
- Давайте понюхаем мыло, на запах оно одинаковое? (нет; ароматное, пахучее, в него добавляют эфирное
масло - роза, апельсин и т.д.)
Воспитатель(показывает): - А как называется это мыло? (Мыло туалетное – для всех,
Воспитатель - А как называется это мыло (мыло детское – для детей)
- А для чего нужно туалетное мыло? (мыть руки, лицо)
-А вот хозяйственное мыло, для стирки и обработки поверхностей. Понюхайте его, не очень приятно пахнет,
да? Им очень хорошо стирать вещи, потому что в его состав входит щелочь, а оно уничтожает бактерии и
убирает грязь.
Что мы можем узнать про мыло с помощью рук?(показ карточки –рука)
Мыло твердое, гладкое, тяжелое, легкое
Молодцы
Воспитатель (Показывает жидкое мыло)
-А это тоже мыло? (да)
-А почему оно в ёмкости? (потому что жидкое).
Разве нельзя помыть руки обычной водой? (Вода грязь смоет, а микробов нет! Ей поможет мыло!)На руках
находятся естественные частицы жира, микробы, а мыло помогает смыть лишний слой жира и микробов!)
Вывод: Ребята, мыло бывает по свойствам бывает Оказывается, мыло бывает не только туалетным.
Мыло: туалетное, хозяйственное,, жидкое, подарочное.
Воспитатель: Давайте проведем с ним опыты.
А сейчас я предлагаю пройти к столу.
Опыт1.
- Потрогайте воду. Какая она? (прозрачная, теплая)
- Ребята, как вы думаете, что станет с мылом, если поместить его в воду. Давайте проверим это.
- Опустите мыло в воду, потрогайте его руками. Какое оно стало? (скользкое).
Молодцы!
Вывод: В воде мыло становится скользким
А давайте проведем наш следующий опыт
Опыт 2.
1.В прозрачные стаканчики налита тёплая вода:
- Какая вода? (тёплая), А какого цвета? (без цвета - чистая и прозрачная)
2. (Натираю мыло на тёрке)
- Как вы думаете, почему я смогла натереть мыло на тёрке? Не смотря на то, что мыло твёрдое, но оно
достаточно мягкое, чтобы натереть его на тёрке.
3. У вас на столах есть натёртое мыло, давайте насыпем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и
понаблюдаем, что происходит с мылом?
Вывод :(Мыльные стружки быстрее растворяются в воде)
-Какая стала вода, после растворения в ней мыла? (мутная)
4. Теперь давайте посильнее размешаем палочками мыло? Что происходит? (Появилась пена).
Вывод: Значит, в жидком состоянии мыло пенится
Опыт 3.
Что вы видите на этом столе?
Дети: Это жидкое мыло, его можно налить.
Воспитатель: Правильно, это тоже мыло, но оно жидкое. А теперь давайте проведем опыт: растворим
жидкое мыло в воде. А сейчас что произошло с водой? А с мылом?
Дети: Оно растворилось быстро и , вода стала белая
Вывод: Жидкое мыло быстро растворяется в воде
Воспитатель: Как вы думаете можно ли рисовать мылом . Давайте мы попробуем?
– А что вот это? (демонстрация маленького кусочка мыла).
Дети: Мыло
– Да это маленький кусочек мыла, в народе еще говорят «обмылок».
– Попробуйте им начертить на ткани линию (Дети рисуют на ткани мылом )
Вывод: По ткани можно рисовать мылом.
Ребята, есть люди, в работе которых нужно это свойство мыла.- это закройщик, которые выкраивают детали
одежды
Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Полезные и вредные привычки».
Игра «Полезные и вредные привычки» если полезная хлопаем в ладоши если вредная топаем
- чистить зубы
- грызть ногти
- ходить в грязной одежде
- стирать белье
- мыть пол
- убираться
-пачкаться в грязи
- умываться
- есть грязными руками
- мыть руки
-делать зарядку
Молодцы
Мы так много узнали о мыле. А сегодня вы узнаете еще одно свойство мыла Рисование мыльными
пузырями
Показ воспитателя нетрадиционной техники рисования мыльными пузырями
Воспитатель: у вас на столах стоят стаканы с краской, в которых добавлен мыльный раствор, с помощью
коктейльной трубочки вы аккуратно раздуваете пузыри в стаканчике, так чтобы поверх стаканчика
получилась пенная «шапка» из мыльных пузырей. Затем, на стаканчик с
пенной «шапкой» аккуратно накладываю лист бумаги, пузыри лопаются и получаются замечательные
картины.
( Дети выполняют работу)
А теперь рассмотрите свои рисунки, возможно, вы увидите каких-то необычных животных, явления природы
Воспитатель:
- Ребята, где вы побывали сегодня?
- Что делали? Вам понравилось?
Скажите, что вам понравилось больше всего?
Ну, что же ребята, вы сегодня побыли в лаборатории. Узнали много нового и интересного о мыле.
Провели много экспериментов, научились рисовать необычным способом- мыльными пузырями.
И за вашу работу и за активное участие в эксперименте хочу подарить вам эти медали.