Автор: Власенко Марина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 4
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Коллективное музицирование как средство формирования и развития мотивации к обучению в классе домры"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Мурманска
Детская школа искусств № 4
Методический доклад
на тему:
«
Коллективное музицирование как средство формирования и развития
мотивации к обучению в классе домры»
Подготовила:
преподаватель класса домры
Власенко М.Ю.
2022 г.
Коллективное музицирование как средство формирования и развития
мотивации к обучению в классе домры
В существующей музыкальной системе комплексного обучения в детской
школе искусств, повышается роль предметов, формирующих и развивающих
личность ребенка, прежде всего, за счет развития мотивации к обучению и к
самостоятельной деятельности в данной области. Возрастает потребность в
поиске
таких
форм
и
методов
музыкального
образования,
которые
способствуют развитию музыкальной культуры учащихся, расширению их
кругозора, формированию устойчивого интереса к обучению на инструменте,
реализации творческих способностей. Одной из таких форм музыкального
образования является коллективное музицирование.
Обучение на народных инструментах нельзя себе представить без
использования
данной
формы
работы
с
учащимися.
Ансамблевое
музицирование является эффективным и важнейшеим условием формирования
мотивации в обучении в классе народных инструментов, а также становления
профессионализма юного домриста-исполнителя в процессе его подготовки к
исполнительской деятельности.
Известный музыкант-педагог Адольф Готлиб однажды справедливо
заметил: «Ансамблевое музицирование, конечно, не единственное, но очень
действенное средство развития творческой инициативы и музыкального
кругозора исполнителей».
Коллективное музицирование как вид музыкального творчества является
одним из важнейших факторов развития мотивации в обучении на домре.
С самого раннего возраста, дети привыкают к музыке, естественно и
легко воспринимают ее, и стараются понять с таким же любопытством, как и
другие явления окружающего мира. Поэтому вначале занятий музыкой ребенка
необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность.
Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель-ученик.
Совместное музицирование с учителем, несомненно, будет формировать
интерес к занятиям на инструменте.
Начинать занятия надо с доступных детям
произведений,
в
игре
которых
технические
трудности
преодолеваются
сравнительно легко. Для маленьких домристов используются пьески, в которых
партия учащегося исполняется только на открытых струнах, или изложена с
минимальным количеством нот и с простейшим ритмическим рисунком. На
начальном
этапе
ансамблевого
музицирования
ребенок
принимает
непосредственное участие в творческом процессе, чувствует ответственность за
свою партию, получает удовольствие от игры на инструменте. Наряду с
ансамблем «Учитель – ученик» в классе создаются ансамбли из состава
учащихся (трио, квартеты, квинтеты и др.)
Роль коллективной формы обучения юных домристов достаточно велика.
В музыкальном коллективе у детей быстрее развивается мышление и
воображение, формируется находчивость и сообразительность. Более слабый
2
ученик подтягивается, более сильный - облагораживает игру ансамбля. Здесь
же совершенствуются навыки, полученные на уроках специальности. Игра в
ансамбле помогает детям преодолеть неуверенность в своих силах, приобрести
сценическую выдержку. К тому же, этот вид деятельности позволяет ученикам
знакомиться с лучшими образцами классической, народной, современной
музыки, что расширяет их музыкальный кругозор.
Обмен опытом, знаниями, навыками и умениями намного обогащае
участников ансамбля. Менее продвинутые учащиеся неизбежно равняются по
более сильному исполнителю, что побуждает к домашним занятиям, с целью
преодоления недостатков в исполнении. Игра в ансамбле чрезвычайно
дисциплинирует
его
участников
в
ритмическом
отношении,
активно
совершенствует
их
метроритмические
навыки,
мелодический,
ладогармонический
и
тембровый
слух.
Кроме
того,
коллективное
исполнительство развивает в каждом из исполнителей чувство уверенности в
своих силах, позволяет укрепить творческие позиции.
Если исполнитель-солист, работая над новым произведением, долгое
время остается единственным слушателем и ценителем игры, то как участник
ансамбля, он не только чувствует постоянную помощь со стороны партнеров и
преподавателя , но и осознает, что его игра может быть раскритикована,
опровергнута. Так как это касается в равной степени всех участников ансамбля,
то
критика
со
стороны
руководителя
воспринимается
ребенком
более
адекватно. Бывают случаи, когда учащиеся, не достигшие высоких результатов
в
индивидуальном
исполнительстве,
чувствуют
себя
успешным
среди
участников ансамбля, исполняя, например, технически несложную партию. Их
успешность в такой роли крайне важна. Скромные по своим художественным
данным учащиеся «выигрывают» при совместном творчестве. Практика
показывает, что игра в ансамбле позволяет им наиболее полно выразить свой
творческий потенциал, активизировать свою творческую деятельность. Иногда
только таким способом можно поддерживать интерес к обучению у наиболее
слабых учащихся.
Коллективное исполнительство способно играть также существенную
дисциплинирующую, организационную роль, поскольку участник ансамбля
чувствует ответственность перед коллективом.
Важно отметить, что коллективная исполнительская деятельности, по
сравнению с сольным исполнительством, создает наиболее благоприятные
условия для реализации творческого потенциала учащихся. Это объясняется
рядом причин. Во-первых, игра в ансамбле не требует от исполнителей такого
уровня
виртуозности,
который
необходим
солисту,
что
способствует
концентрации внимания не на технике игры, а на характере исполняемого
произведения.
Во-вторых,
совместное
творчество
создает
атмосферу
непринужденности,
благоприятный
психологический
климат.
В-третьих,
появляется возможность коллективной импровизации, в которой проявляется
индивидуальность исполнительских навыков каждого музыканта. Кроме того,
коллективная ответственность за качество исполнения предполагает достаточно
3
высокую активность каждого участника, вовлеченность его в совместную
творческую
деятельность,
являющуюся
средством
развития
творческих
способностей учащихся.
Необходимо отметить, что реализация творческого потенциала учащихся
невозможна без учета основных принципов ансамблевого музицирования,
благодаря которым достигается технически грамотное исполнение. В своих
исследованиях А.Д. Готлиб выделяет три основополагающие принципа
ансамблевой игры:
1. единство темпа и ритма партнеров;
2. единство динамики;
3. единство приемов и фразировки
Рассматривая коллективное музицирование в качестве одного из видов
исполнительской
деятельности
можно
утверждать,
что
данная
форма
исполнительства является одним из средств формирования личности музыканта
и развития его творческого потенциала. Кроме того, в процессе ансамблевой
игры
формируются
новообразования
личности,
соответствующие
ее
творческому потенциалу.
Игра в ансамбле способствует развитию произвольного внимания,
памяти, творческой фантазии. Особое значение в этом процессе приобретает
ансамблевый
слух,
благодаря
которому
развивается
восприятие
и
аналитическое мышление.
Для того, чтобы маленький домрист получил удовлетворение от работы в
коллективе,
необходимо
создать
ему
условия
для
творческой
самостоятельности, дать возможность раскрыть свои инициативы, поверить в
свои силы. Все усилия педагога должны быть направлены на раскрепощение
учащегося. Нужно легко и незаметно помочь ему преодолеть трудности в
обучении, воспитать стремление к лучшим результатам.
Нельзя допускать, чтобы учащиеся на уроках бездумно выполняли те или
иные указания. Необходимо искать пути и средства развития творческой
инициативы,
мотивировать
учащихся
к
успеху,
развивать
адекватную
самооценку.
В воспитании творческой, гармоничной личности огромную роль играет
личность самого преподавателя. От личных качеств руководителя коллектива,
хоть и маленького, зависит многое. Преподаватель должен обладать такими
качествами
как
нравственная
принципиальность,
доброжелательность,
терпимость, интеллигентность, духовность. Несомненно он должен быть
творческой личностью. Самодовольство, зазнайство, высокомерие – качества,
несовместимые с положением руководителя коллектива. В силу специфики
своей профессии, преподаватель как руководитель ансамбля, формирует
взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы учащихся. Он должен быть не
просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами
воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении
этого слова.
4
Для того чтобы сформировать интерес к обучению на музыкальном
инструменте,
интерес
к
коллективному
творчеству,
необходимо
доброжелательное отношение к каждому ребенку со стороны преподавателя.
Готовность замечать и поддерживать все лучшие личностные качества ребенка,
умение услышать и отметить привлекательные черты в его исполнении, как бы
скромны они не были – все это способствует возникновению доверительных
отношений между руководителем и
участником ансамбля. Когда ребенок
видит, что преподаватель проявляет к его личности неподдельный интерес, он
всегда будет готов учиться, так как именно внимания со стороны взрослых не
хватает ребенку независимо от возраста. Ощущение успеха в обучении является
центральным фактором формирования мотивации у учащихся. Если участник
ансамбля чувствует заинтересованность руководителя в его успехе, если он
ощущает свою ценность в коллективе – то такой ученик вряд ли оставит
обучение на инструменте.
Огромную роль в педагогическом общении имеет авторитет
преподавателя.
Организация
педагогического
процесса
в
области
коллективного
музицирования
невозможна
без
авторитета
человеческой
притягательности,
без
доброжелательности
и
взаимной
симпатии
преподавателя и учащихся. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть
самая
благоприятная
и
эффективная
атмосфера
педагогического
взаимодействия.
Эффект
человеческой
притягательности
возникает
в
руководителе
не
только
благодаря
его
эрудиции
и
интеллектуальной
развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса,
любви к детям.
Это талант уважения личности ребенка, сочувствие к его
проблемам
и
переживаниям,
требовательной
помощи
ему
в
развитии
духовности, достоинства и самоуважения. Только любящий педагог, истинный
воспитатель
отдает
все
силы
тому,
чтобы
организовать
творческую
коллективную жизнь детей, научить их целеустремленности, требовательности
к себе, доброте и толерантности. Он испытывает радость и нравственно-
эстетическое удовлетворение от общения с детьми, видя успехи своих
воспитанников.
Заключение
Преподаватель класса домры, как и преподаватель любого другого
музыкального инструмента должен иметь элементарные знания психологии,
уметь прогнозировать и планировать свою работу с учеником, уделять особое
внимание мотивационной стороне обучения, используя при этом необходимый
педагогический инструмент – коллективную деятельность учащихся, без
которой невозможно полноценное развитие детей в обучении на музыкальном
инструменте. Ансамблевая игра – это тот элемент, который помогает развивать
интерес к обучению, формирует необходимые личные качества ученика и
исполнительские навыки.
5
Список литературы
1.
Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А.
Баренбойм. – М.: Музыка, 1974. – 335 с.
2.
Гончарова, Н.А. Работа над ансамблями как одна из форм развития
интереса в обучении музыке детей со средними природными данными. –
«Феникс». Р-н-Д., 2002. – 112 с.
3.
Готлиб, А.Д. Основы ансамблевой техники / А.Д. Готлиб. – М., 1971. –
92 с.
4.
Дедук, Л.Л. Ансамблевое исполнительство - основа всестороннего
развития музыканта / Л.Л.Дедук // Камерный ансамбль в системе музыкального
образования. – Минск., 2002. – С. 3 – 8.
5.
Драгайцева, Д.Г. Ансамблевое музицирование подростков в классе
общего
фортепиано
как
фактор
развивающего
обучения:
в
детской
музыкальной школе: дис. … канд. пед наук: 13.00.02 / Д.Г. Драгайцева. –
Москва, 2005. – 153 с.
6.
Лукашевич, Т.Н. Педагогические традиции коллективного народного
инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии: дис. …
канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Лукашевич. – Чебоксары, 2005. – 217 с.: ил.
7.
Пархоменко, В.П. творческая личность как цель воспитания / В.П.
Пархоменко. – Минск: НИО, 1994. – 160 с.
8.
Ризоль, Н.И. Очерки о работе в ансамбле баянистов (на основе опыта
квартета баянистов Киевской филармонии) / Н.И. Ризоль. – М., 1986. – 224 с.:
ил.
9.
Финберг, М.Я. Вопросы ансамблевого исполнительства / М. Я.
Финберг. – Минск: Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка., 1997. – 36 с.
10.
Чумакова,
С.П.
Развитие
творческих
способностей
младших
школьников: методические рекомендации. / С.П.Чумакова. – Могилев. 2005. –
32с.
6