Напоминание

"Коллективное музицирование как средство формирования и развития мотивации к обучению в классе домры"


Автор: Власенко Марина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 4
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Коллективное музицирование как средство формирования и развития мотивации к обучению в классе домры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Мурманска

Детская школа искусств № 4

Методический доклад

на тему:

«

Коллективное музицирование как средство формирования и развития

мотивации к обучению в классе домры»

Подготовила:

преподаватель класса домры

Власенко М.Ю.

2022 г.

Коллективное музицирование как средство формирования и развития

мотивации к обучению в классе домры

В существующей музыкальной системе комплексного обучения в детской

школе искусств, повышается роль предметов, формирующих и развивающих

личность ребенка, прежде всего, за счет развития мотивации к обучению и к

самостоятельной деятельности в данной области. Возрастает потребность в

поиске

таких

форм

и

методов

музыкального

образования,

которые

способствуют развитию музыкальной культуры учащихся, расширению их

кругозора, формированию устойчивого интереса к обучению на инструменте,

реализации творческих способностей. Одной из таких форм музыкального

образования является коллективное музицирование.

Обучение на народных инструментах нельзя себе представить без

использования

данной

формы

работы

с

учащимися.

Ансамблевое

музицирование является эффективным и важнейшеим условием формирования

мотивации в обучении в классе народных инструментов, а также становления

профессионализма юного домриста-исполнителя в процессе его подготовки к

исполнительской деятельности.

Известный музыкант-педагог Адольф Готлиб однажды справедливо

заметил: «Ансамблевое музицирование, конечно, не единственное, но очень

действенное средство развития творческой инициативы и музыкального

кругозора исполнителей».

Коллективное музицирование как вид музыкального творчества является

одним из важнейших факторов развития мотивации в обучении на домре.

С самого раннего возраста, дети привыкают к музыке, естественно и

легко воспринимают ее, и стараются понять с таким же любопытством, как и

другие явления окружающего мира. Поэтому вначале занятий музыкой ребенка

необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность.

Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель-ученик.

Совместное музицирование с учителем, несомненно, будет формировать

интерес к занятиям на инструменте.

Начинать занятия надо с доступных детям

произведений,

в

игре

которых

технические

трудности

преодолеваются

сравнительно легко. Для маленьких домристов используются пьески, в которых

партия учащегося исполняется только на открытых струнах, или изложена с

минимальным количеством нот и с простейшим ритмическим рисунком. На

начальном

этапе

ансамблевого

музицирования

ребенок

принимает

непосредственное участие в творческом процессе, чувствует ответственность за

свою партию, получает удовольствие от игры на инструменте. Наряду с

ансамблем «Учитель – ученик» в классе создаются ансамбли из состава

учащихся (трио, квартеты, квинтеты и др.)

Роль коллективной формы обучения юных домристов достаточно велика.

В музыкальном коллективе у детей быстрее развивается мышление и

воображение, формируется находчивость и сообразительность. Более слабый

2

ученик подтягивается, более сильный - облагораживает игру ансамбля. Здесь

же совершенствуются навыки, полученные на уроках специальности. Игра в

ансамбле помогает детям преодолеть неуверенность в своих силах, приобрести

сценическую выдержку. К тому же, этот вид деятельности позволяет ученикам

знакомиться с лучшими образцами классической, народной, современной

музыки, что расширяет их музыкальный кругозор.

Обмен опытом, знаниями, навыками и умениями намного обогащае

участников ансамбля. Менее продвинутые учащиеся неизбежно равняются по

более сильному исполнителю, что побуждает к домашним занятиям, с целью

преодоления недостатков в исполнении. Игра в ансамбле чрезвычайно

дисциплинирует

его

участников

в

ритмическом

отношении,

активно

совершенствует

их

метроритмические

навыки,

мелодический,

ладогармонический

и

тембровый

слух.

Кроме

того,

коллективное

исполнительство развивает в каждом из исполнителей чувство уверенности в

своих силах, позволяет укрепить творческие позиции.

Если исполнитель-солист, работая над новым произведением, долгое

время остается единственным слушателем и ценителем игры, то как участник

ансамбля, он не только чувствует постоянную помощь со стороны партнеров и

преподавателя , но и осознает, что его игра может быть раскритикована,

опровергнута. Так как это касается в равной степени всех участников ансамбля,

то

критика

со

стороны

руководителя

воспринимается

ребенком

более

адекватно. Бывают случаи, когда учащиеся, не достигшие высоких результатов

в

индивидуальном

исполнительстве,

чувствуют

себя

успешным

среди

участников ансамбля, исполняя, например, технически несложную партию. Их

успешность в такой роли крайне важна. Скромные по своим художественным

данным учащиеся «выигрывают» при совместном творчестве. Практика

показывает, что игра в ансамбле позволяет им наиболее полно выразить свой

творческий потенциал, активизировать свою творческую деятельность. Иногда

только таким способом можно поддерживать интерес к обучению у наиболее

слабых учащихся.

Коллективное исполнительство способно играть также существенную

дисциплинирующую, организационную роль, поскольку участник ансамбля

чувствует ответственность перед коллективом.

Важно отметить, что коллективная исполнительская деятельности, по

сравнению с сольным исполнительством, создает наиболее благоприятные

условия для реализации творческого потенциала учащихся. Это объясняется

рядом причин. Во-первых, игра в ансамбле не требует от исполнителей такого

уровня

виртуозности,

который

необходим

солисту,

что

способствует

концентрации внимания не на технике игры, а на характере исполняемого

произведения.

Во-вторых,

совместное

творчество

создает

атмосферу

непринужденности,

благоприятный

психологический

климат.

В-третьих,

появляется возможность коллективной импровизации, в которой проявляется

индивидуальность исполнительских навыков каждого музыканта. Кроме того,

коллективная ответственность за качество исполнения предполагает достаточно

3

высокую активность каждого участника, вовлеченность его в совместную

творческую

деятельность,

являющуюся

средством

развития

творческих

способностей учащихся.

Необходимо отметить, что реализация творческого потенциала учащихся

невозможна без учета основных принципов ансамблевого музицирования,

благодаря которым достигается технически грамотное исполнение. В своих

исследованиях А.Д. Готлиб выделяет три основополагающие принципа

ансамблевой игры:

1. единство темпа и ритма партнеров;

2. единство динамики;

3. единство приемов и фразировки

Рассматривая коллективное музицирование в качестве одного из видов

исполнительской

деятельности

можно

утверждать,

что

данная

форма

исполнительства является одним из средств формирования личности музыканта

и развития его творческого потенциала. Кроме того, в процессе ансамблевой

игры

формируются

новообразования

личности,

соответствующие

ее

творческому потенциалу.

Игра в ансамбле способствует развитию произвольного внимания,

памяти, творческой фантазии. Особое значение в этом процессе приобретает

ансамблевый

слух,

благодаря

которому

развивается

восприятие

и

аналитическое мышление.

Для того, чтобы маленький домрист получил удовлетворение от работы в

коллективе,

необходимо

создать

ему

условия

для

творческой

самостоятельности, дать возможность раскрыть свои инициативы, поверить в

свои силы. Все усилия педагога должны быть направлены на раскрепощение

учащегося. Нужно легко и незаметно помочь ему преодолеть трудности в

обучении, воспитать стремление к лучшим результатам.

Нельзя допускать, чтобы учащиеся на уроках бездумно выполняли те или

иные указания. Необходимо искать пути и средства развития творческой

инициативы,

мотивировать

учащихся

к

успеху,

развивать

адекватную

самооценку.

В воспитании творческой, гармоничной личности огромную роль играет

личность самого преподавателя. От личных качеств руководителя коллектива,

хоть и маленького, зависит многое. Преподаватель должен обладать такими

качествами

как

нравственная

принципиальность,

доброжелательность,

терпимость, интеллигентность, духовность. Несомненно он должен быть

творческой личностью. Самодовольство, зазнайство, высокомерие – качества,

несовместимые с положением руководителя коллектива. В силу специфики

своей профессии, преподаватель как руководитель ансамбля, формирует

взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы учащихся. Он должен быть не

просто широко образованным человеком, хорошо владеющим проблемами

воспитательной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении

этого слова.

4

Для того чтобы сформировать интерес к обучению на музыкальном

инструменте,

интерес

к

коллективному

творчеству,

необходимо

доброжелательное отношение к каждому ребенку со стороны преподавателя.

Готовность замечать и поддерживать все лучшие личностные качества ребенка,

умение услышать и отметить привлекательные черты в его исполнении, как бы

скромны они не были – все это способствует возникновению доверительных

отношений между руководителем и

участником ансамбля. Когда ребенок

видит, что преподаватель проявляет к его личности неподдельный интерес, он

всегда будет готов учиться, так как именно внимания со стороны взрослых не

хватает ребенку независимо от возраста. Ощущение успеха в обучении является

центральным фактором формирования мотивации у учащихся. Если участник

ансамбля чувствует заинтересованность руководителя в его успехе, если он

ощущает свою ценность в коллективе – то такой ученик вряд ли оставит

обучение на инструменте.

Огромную роль в педагогическом общении имеет авторитет

преподавателя.

Организация

педагогического

процесса

в

области

коллективного

музицирования

невозможна

без

авторитета

человеческой

притягательности,

без

доброжелательности

и

взаимной

симпатии

преподавателя и учащихся. Нравственно-эстетическое взаимопритяжение есть

самая

благоприятная

и

эффективная

атмосфера

педагогического

взаимодействия.

Эффект

человеческой

притягательности

возникает

в

руководителе

не

только

благодаря

его

эрудиции

и

интеллектуальной

развитости. Он образуется как следствие таланта человеческого интереса,

любви к детям.

Это талант уважения личности ребенка, сочувствие к его

проблемам

и

переживаниям,

требовательной

помощи

ему

в

развитии

духовности, достоинства и самоуважения. Только любящий педагог, истинный

воспитатель

отдает

все

силы

тому,

чтобы

организовать

творческую

коллективную жизнь детей, научить их целеустремленности, требовательности

к себе, доброте и толерантности. Он испытывает радость и нравственно-

эстетическое удовлетворение от общения с детьми, видя успехи своих

воспитанников.

Заключение

Преподаватель класса домры, как и преподаватель любого другого

музыкального инструмента должен иметь элементарные знания психологии,

уметь прогнозировать и планировать свою работу с учеником, уделять особое

внимание мотивационной стороне обучения, используя при этом необходимый

педагогический инструмент – коллективную деятельность учащихся, без

которой невозможно полноценное развитие детей в обучении на музыкальном

инструменте. Ансамблевая игра – это тот элемент, который помогает развивать

интерес к обучению, формирует необходимые личные качества ученика и

исполнительские навыки.

5

Список литературы

1.

Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А.

Баренбойм. – М.: Музыка, 1974. – 335 с.

2.

Гончарова, Н.А. Работа над ансамблями как одна из форм развития

интереса в обучении музыке детей со средними природными данными. –

«Феникс». Р-н-Д., 2002. – 112 с.

3.

Готлиб, А.Д. Основы ансамблевой техники / А.Д. Готлиб. – М., 1971. –

92 с.

4.

Дедук, Л.Л. Ансамблевое исполнительство - основа всестороннего

развития музыканта / Л.Л.Дедук // Камерный ансамбль в системе музыкального

образования. – Минск., 2002. – С. 3 – 8.

5.

Драгайцева, Д.Г. Ансамблевое музицирование подростков в классе

общего

фортепиано

как

фактор

развивающего

обучения:

в

детской

музыкальной школе: дис. … канд. пед наук: 13.00.02 / Д.Г. Драгайцева. –

Москва, 2005. – 153 с.

6.

Лукашевич, Т.Н. Педагогические традиции коллективного народного

инструментального музицирования в учебных заведениях Чувашии: дис. …

канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Лукашевич. – Чебоксары, 2005. – 217 с.: ил.

7.

Пархоменко, В.П. творческая личность как цель воспитания / В.П.

Пархоменко. – Минск: НИО, 1994. – 160 с.

8.

Ризоль, Н.И. Очерки о работе в ансамбле баянистов (на основе опыта

квартета баянистов Киевской филармонии) / Н.И. Ризоль. – М., 1986. – 224 с.:

ил.

9.

Финберг, М.Я. Вопросы ансамблевого исполнительства / М. Я.

Финберг. – Минск: Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка., 1997. – 36 с.

10.

Чумакова,

С.П.

Развитие

творческих

способностей

младших

школьников: методические рекомендации. / С.П.Чумакова. – Могилев. 2005. –

32с.

6



В раздел образования