Автор: Семенова Елена Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №24
Населённый пункт: станица Суворовская, Предгорный муниципальный округ, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Внеклассное мероприятие по русскому языку как один из способов развития языковой компетенции у учащихся 5-9 классов
Раздел: среднее образование
УДК 372.8
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК
ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Семенова Е.А.,
студент,
Филиал СГПИ в г. Ессентуки, Россия
Аннотация:
в данной статье рассматривается важность развития
языковой компетенции, её роль и место в системе внеклассной работы по
русскому языку в средней школе, а также приводятся приёмы работы по
проведению внеклассных мероприятий.
Ключевые слова: языковая компетенция, метод проектов, игровой
подход,
внеклассные
мероприятия,
среднее
образование,
творческая
деятельность.
Целью
современного
школьного
образования
предусматривается
обучение и воспитание грамотной личности в лице учащихся. И, конечно,
немаловажным компонентом в становлении личности является его языковое
развитие, так как оно в свою очередь проявляется не только в использовании
языковых средств, в повседневном общении, но и в сознательных речевых
действиях. Это дает понять, что формирование языковых навыков является
важным компонентом развития полноценной личности [7, С.7].
Цель
формирования
развитой
языковой
личности
остаётся
неизменной, меняются лишь пути её достижения. Следует отметить, что
отечественная
система
школьного
образования
на
каждой
ступени
развивается не по устаревшей образовательной парадигме, а следует новому
поколению компетентностной модели, что предусматривает развитие у
школьников ряда предметных компетенций. Но именно в русском языке
стоит обращать пристальное внимание на пополнение словарного запаса и
правильную постановку речи школьников. Именно за вышесказанные
способности отвечает формирование языковой компетенции.
Н. Хомский определяет языковую компетенцию как систему правил,
формирующуюся еще в дошкольном возрасте за счет общения и повторения
предложений за взрослыми. Американский ученый Д. Хаймс рассматривает
данную компетенцию с другой стороны и выдвигает свою точку зрения. Он
считал, что языковая компетенция есть способность правильно употреблять
те или иные грамматические правила, учитывая специфику лингвистической
ситуации [7, С.238].
Формирование языковой компетенции должно предусматривать также
анализ круга интересов и деятельности учащихся, учитывающий возможные
речевые контакты. Кроме того, важно определить характер языковой
компетенции, которая в близкородственной языковой среде обусловливается
внешнелингвистическими факторами, структурно-типологической близостью
языков, особенностями контактирования близкородственных языков [8,
С.145].
Реализация языковой компетенции – письменной или устной –
содержит определенные количественные и качественные характеристики. А.
К. Григорьева считает, что качественные характеристики реализации
языковой
компетенции
–
выявленные
в
текстах
типы
ошибок,
соответствующие различным уровням языковой системы, а количественными
– их соотношение. При формировании языковой компетенции одновременно
с усвоением норм языка происходит и овладение стилистической системой
языка, то есть формируется «индивидуальный стиль речи языковой
личности» [7, С.237].
Язык является не только средством общения, но и изучения, и
исследования. На уроках и в процессе самостоятельной работы у учащихся
развивается интерес к истории изучаемого языка, его связи с другими
языками и родным языком, к лингвистическим загадкам, языковым играм и
другой познавательной деятельности [5, С.84].
Формирование системы лингвистических знаний происходит за счет
освоения детьми системы научных понятий в непрерывном курсе русского
языка. Становление понятия в сознании ребенка – сложный многофазовый
процесс [4, С.7]. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся и
необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные
условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для
привития речевых умений и навыков создаёт многосторонняя внеклассная
работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки
учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки – учатся
самостоятельно
подбирать
и
анализировать
материал,
пользоваться
справочной литературой, общаться на русском языке [1, С.637].
Духовно- нравственная и общеинтеллектуальная направленность курса
внеурочной деятельности способствует развитию кругозора и широкому
выбору тем коммуникации. В отличие от уроков занятия по внеурочной
деятельности радикально отличаются по своему содержанию и в основном
представляют
собой
игровую
деятельность.
Главным
преимуществом
внеклассной работы по сравнению с уроком является то, что направление
образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на
основе собственных интересов и потребностей. Дополнительные занятия
позволяют помочь не только в изучении ими родного языка, но и позволяют
создать
уникальную
лингвистическую
ситуацию,
и способствовать
мотивации всех обучающихся.
Во внеклассной работе по русскому языку преобладают устные формы,
что объясняется в первую очередь спецификой устной речи. К письменным
формам внеклассной работы по русскому языку относятся стенная газета,
листки русского языка, стенды, а в связи с внедрением компьютерных
технологий,
большую
популярность
получают
письменно-виртуальные
формы работы: презентации, электронные журналы, газеты, лингвистические
сайты [5, С.86].
Во внеклассной работе основным видом деятельности является
творческая. Она позволяет детям проявить свои способности, а также
помогает найти в себе новые таланты, которые раннее были не изведаны.
Творчество помогает отвлечься от привычной урочной системы, открыть
некоторые
границы
[9,
С.47].
Примером
такой
деятельности
может
послужить конкурс «Юные филологи». Данное мероприятие направлено на
умение работать в коллективе, ощущение ответственности и поддержку –
необходимые навыки для современного человека, которые приобретут
обучающиеся в результате ряда данного вида мероприятий. Школьникам
предстоит не только воспроизводить готовые тексты, но и проводить анализ
и отбор материалов, которые будут необходимы при анализе выбранных
произведений.
Ученики
смогут
не
только
подготавливать
спектакли,
произведения, но и воспроизводить эпизоды в других жанрах искусства, что
будет развивать всестороннюю личность ученика средней школы [9, С.48].
Наряду с использованием на уроках русского языка игровой технологии,
не стоит включать ее и в сценарии внеклассных мероприятий. Значение
игровой технологии во внеурочной деятельности при решении задач ФГОС
состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приема,
метода,
средства
обучающего
диалога
при
решении
социальных,
нравственных задач. По словам великого педагога В.А. Сухомлинского:
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем
мире.
Игра
–
это
искра,
зажигающая
огонёк
пытливости
и
любознательности». Сочетание удовольствия и умственного является той
самой искрой, благодаря которой дети действительно будут заинтересованы
в изучении русского языка [8, С.454].
Например, каждое занятие может включать в себя написание текста в
жанре репортажа о каком-либо произведении отечественных или зарубежных
писателей.
Например,
создание
репортажа
по
стихотворению
М.Ю.
Лермонтова «Листок». Обучающиеся подбирают соответствующее название
своему
репортажу,
описывают
историю
от
первого
лица,
которая
разворачивается в данном произведении. Занятие предполагает обогащение
знаний в области написания текстов публицистического стиля, а также дает
навыки подбирать подходящую лексику к разным жанрам и стилям текстов
[6, С.8].
Не стоит забывать, что изучение русского язык должно включать не
только игру. Для учащихся 7-9 классов стоит подбирать формы проведения
внеклассных
мероприятий,
носящие
исследовательский,
частично-
поисковый, проблемный, проектный подходы. Данный вид деятельности
предполагает
погружение
в
творческий
процесс;
осуществлять
самостоятельные открытия и погрузиться в определенную творческую среду.
Проекты могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Такой
вид деятельности помогает активизировать познавательный процесс, умение
анализировать, искать решение практической задачи во время исследования
материала. Завершается эта работа публичным выступлением, что тренирует
ораторские и коммуникативные умения обучающихся [9, С.46].
Внеклассная деятельность в рамках изучения русского языка позволяет
учащимся взглянуть на родной язык по-новому, углубить ранее полученные
знания, дополнить и укрепить их, а также воспитать интерес к изучению
предмета,
способствуя
формированию
языковой
компетенции.
Такие
мероприятия дают хорошую базу для написания текстов разной стилевой
направленности, подготовки школьников к научным конференциям и
олимпиадам по русскому языку. Поэтому, языковая компетенция является
неотъемлемой частью становления зрелой личности, так как умение
ориентироваться в разных лингвистических ситуациях
пригодится в
будущем [3,С.63].