Напоминание

Внеклассное мероприятие по русскому языку как один из способов развития языковой компетенции у учащихся 5-9 классов


Автор: Семенова Елена Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №24
Населённый пункт: станица Суворовская, Предгорный муниципальный округ, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Внеклассное мероприятие по русскому языку как один из способов развития языковой компетенции у учащихся 5-9 классов
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 372.8

ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК

ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ

Семенова Е.А.,

студент,

Филиал СГПИ в г. Ессентуки, Россия

Аннотация:

в данной статье рассматривается важность развития

языковой компетенции, её роль и место в системе внеклассной работы по

русскому языку в средней школе, а также приводятся приёмы работы по

проведению внеклассных мероприятий.

Ключевые слова: языковая компетенция, метод проектов, игровой

подход,

внеклассные

мероприятия,

среднее

образование,

творческая

деятельность.

Целью

современного

школьного

образования

предусматривается

обучение и воспитание грамотной личности в лице учащихся. И, конечно,

немаловажным компонентом в становлении личности является его языковое

развитие, так как оно в свою очередь проявляется не только в использовании

языковых средств, в повседневном общении, но и в сознательных речевых

действиях. Это дает понять, что формирование языковых навыков является

важным компонентом развития полноценной личности [7, С.7].

Цель

формирования

развитой

языковой

личности

остаётся

неизменной, меняются лишь пути её достижения. Следует отметить, что

отечественная

система

школьного

образования

на

каждой

ступени

развивается не по устаревшей образовательной парадигме, а следует новому

поколению компетентностной модели, что предусматривает развитие у

школьников ряда предметных компетенций. Но именно в русском языке

стоит обращать пристальное внимание на пополнение словарного запаса и

правильную постановку речи школьников. Именно за вышесказанные

способности отвечает формирование языковой компетенции.

Н. Хомский определяет языковую компетенцию как систему правил,

формирующуюся еще в дошкольном возрасте за счет общения и повторения

предложений за взрослыми. Американский ученый Д. Хаймс рассматривает

данную компетенцию с другой стороны и выдвигает свою точку зрения. Он

считал, что языковая компетенция есть способность правильно употреблять

те или иные грамматические правила, учитывая специфику лингвистической

ситуации [7, С.238].

Формирование языковой компетенции должно предусматривать также

анализ круга интересов и деятельности учащихся, учитывающий возможные

речевые контакты. Кроме того, важно определить характер языковой

компетенции, которая в близкородственной языковой среде обусловливается

внешнелингвистическими факторами, структурно-типологической близостью

языков, особенностями контактирования близкородственных языков [8,

С.145].

Реализация языковой компетенции – письменной или устной –

содержит определенные количественные и качественные характеристики. А.

К. Григорьева считает, что качественные характеристики реализации

языковой

компетенции

выявленные

в

текстах

типы

ошибок,

соответствующие различным уровням языковой системы, а количественными

– их соотношение. При формировании языковой компетенции одновременно

с усвоением норм языка происходит и овладение стилистической системой

языка, то есть формируется «индивидуальный стиль речи языковой

личности» [7, С.237].

Язык является не только средством общения, но и изучения, и

исследования. На уроках и в процессе самостоятельной работы у учащихся

развивается интерес к истории изучаемого языка, его связи с другими

языками и родным языком, к лингвистическим загадкам, языковым играм и

другой познавательной деятельности [5, С.84].

Формирование системы лингвистических знаний происходит за счет

освоения детьми системы научных понятий в непрерывном курсе русского

языка. Становление понятия в сознании ребенка – сложный многофазовый

процесс [4, С.7]. Урок не может вместить все то, что интересует учащихся и

необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные

условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для

привития речевых умений и навыков создаёт многосторонняя внеклассная

работа. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки

учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки – учатся

самостоятельно

подбирать

и

анализировать

материал,

пользоваться

справочной литературой, общаться на русском языке [1, С.637].

Духовно- нравственная и общеинтеллектуальная направленность курса

внеурочной деятельности способствует развитию кругозора и широкому

выбору тем коммуникации. В отличие от уроков занятия по внеурочной

деятельности радикально отличаются по своему содержанию и в основном

представляют

собой

игровую

деятельность.

Главным

преимуществом

внеклассной работы по сравнению с уроком является то, что направление

образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на

основе собственных интересов и потребностей. Дополнительные занятия

позволяют помочь не только в изучении ими родного языка, но и позволяют

создать

уникальную

лингвистическую

ситуацию,

и способствовать

мотивации всех обучающихся.

Во внеклассной работе по русскому языку преобладают устные формы,

что объясняется в первую очередь спецификой устной речи. К письменным

формам внеклассной работы по русскому языку относятся стенная газета,

листки русского языка, стенды, а в связи с внедрением компьютерных

технологий,

большую

популярность

получают

письменно-виртуальные

формы работы: презентации, электронные журналы, газеты, лингвистические

сайты [5, С.86].

Во внеклассной работе основным видом деятельности является

творческая. Она позволяет детям проявить свои способности, а также

помогает найти в себе новые таланты, которые раннее были не изведаны.

Творчество помогает отвлечься от привычной урочной системы, открыть

некоторые

границы

[9,

С.47].

Примером

такой

деятельности

может

послужить конкурс «Юные филологи». Данное мероприятие направлено на

умение работать в коллективе, ощущение ответственности и поддержку –

необходимые навыки для современного человека, которые приобретут

обучающиеся в результате ряда данного вида мероприятий. Школьникам

предстоит не только воспроизводить готовые тексты, но и проводить анализ

и отбор материалов, которые будут необходимы при анализе выбранных

произведений.

Ученики

смогут

не

только

подготавливать

спектакли,

произведения, но и воспроизводить эпизоды в других жанрах искусства, что

будет развивать всестороннюю личность ученика средней школы [9, С.48].

Наряду с использованием на уроках русского языка игровой технологии,

не стоит включать ее и в сценарии внеклассных мероприятий. Значение

игровой технологии во внеурочной деятельности при решении задач ФГОС

состоит в том, что она может быть использована в качестве способа, приема,

метода,

средства

обучающего

диалога

при

решении

социальных,

нравственных задач. По словам великого педагога В.А. Сухомлинского:

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем

мире.

Игра

это

искра,

зажигающая

огонёк

пытливости

и

любознательности». Сочетание удовольствия и умственного является той

самой искрой, благодаря которой дети действительно будут заинтересованы

в изучении русского языка [8, С.454].

Например, каждое занятие может включать в себя написание текста в

жанре репортажа о каком-либо произведении отечественных или зарубежных

писателей.

Например,

создание

репортажа

по

стихотворению

М.Ю.

Лермонтова «Листок». Обучающиеся подбирают соответствующее название

своему

репортажу,

описывают

историю

от

первого

лица,

которая

разворачивается в данном произведении. Занятие предполагает обогащение

знаний в области написания текстов публицистического стиля, а также дает

навыки подбирать подходящую лексику к разным жанрам и стилям текстов

[6, С.8].

Не стоит забывать, что изучение русского язык должно включать не

только игру. Для учащихся 7-9 классов стоит подбирать формы проведения

внеклассных

мероприятий,

носящие

исследовательский,

частично-

поисковый, проблемный, проектный подходы. Данный вид деятельности

предполагает

погружение

в

творческий

процесс;

осуществлять

самостоятельные открытия и погрузиться в определенную творческую среду.

Проекты могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Такой

вид деятельности помогает активизировать познавательный процесс, умение

анализировать, искать решение практической задачи во время исследования

материала. Завершается эта работа публичным выступлением, что тренирует

ораторские и коммуникативные умения обучающихся [9, С.46].

Внеклассная деятельность в рамках изучения русского языка позволяет

учащимся взглянуть на родной язык по-новому, углубить ранее полученные

знания, дополнить и укрепить их, а также воспитать интерес к изучению

предмета,

способствуя

формированию

языковой

компетенции.

Такие

мероприятия дают хорошую базу для написания текстов разной стилевой

направленности, подготовки школьников к научным конференциям и

олимпиадам по русскому языку. Поэтому, языковая компетенция является

неотъемлемой частью становления зрелой личности, так как умение

ориентироваться в разных лингвистических ситуациях

пригодится в

будущем [3,С.63].



В раздел образования