Напоминание

"Логопедические сказки"


Автор: Смирнова Екатерина Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №62
Населённый пункт: г. Шахты
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Логопедические сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Администрация города Шахты

Департамент образования

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Шахты Ростовской области «Детский сад № 62»

346506, Россия, г. Шахты Ростовской области, ул. Островского 14, тел. (8636)23-13-66

Проект

«В стране гласных звуков и букв»

Подготовила:

Учитель-логопед Смирнова Е.В.

Проект «В волшебной стране гласных звуков и букв».

Актуальность темы:

Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в

нужной степени словарным запасом и грамматикой, задерживает развитие

связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке

детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического

слуха у дошкольников.

Дети с речевыми нарушениями, испытывают существенные трудности

в усвоении грамоты. В логопедическую группу поступают дети с 5 лет с

недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики,

грамматики.

Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова,

подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики

фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в

занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

В связи с данной проблемой определены объект, предмет и

гипотеза исследования.

Объект изучения: развитие фонематического слуха у детей с ОНР при

подготовке к изучению грамоты.

Предмет изучения: дидактические игры и упражнения для изучения

гласных звуков и букв.

Гипотеза: использование игровой деятельности, облегчающей процесс

усвоения грамоты, делающей его интересным и занимательным.

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным,

интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные

настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают

образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Тип проекта: Информационно - творческий

Срок реализации: краткосрочный (6 недель).

Участники проекта:

1.

Учитель –логопед

2.

Воспитатели коррекционной группы.

3.

Воспитанники группы с общим недоразвитием речи.

4.

Родители

Цель: развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ОНР к

изучению гласных звуков родного языка.

Задачи:

1.

Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и

воспитателя при изучении грамоты детьми.

2.

Развивать познавательный интерес детей к изучению гласных звуков.

3.

Развивать фонематический слух детей логопедической группы с

использованием игровых технологий.

4.

Закреплять знания о гласных звуках, особенностью их артикуляции,

формировать понятие гласный звук, умение правильно их произносить.

5.

Закрепить зрительные образы гласных букв.

6.

В ходе коррекционного обучения проверить целесообразность и

эффективность применения выбранных приемов и технологий при

изучении гласных звуков детьми с ОНР (III уровень).

7.

Подготовить информационно - консультативный блок для педагогов.

8.

Подготовить консультационный блок для родителей.

Ожидаемый результат:

1.

Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их

артикуляции, сформированное понятие о символе звука.

2.

Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического

строя и связной речи у детей.

3.

Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление

навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

4.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.

5.

Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

6.

Повышение заинтересованности, активности, творческого участия

родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и

семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

7.

Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к

школьному обучению.

8.

Совершенствуется профессиональное мастерство учителя-логопеда и

педагогов ДОУ.

Перспективный план реализации проекта:

1.

Этап: Подготовительный (1 неделя).

Задачи.

Мероприятия.

1. Осознание проблемной

ситуации. Определение

цели, задач проекта.

2. Подбор и изучение

методической литературы по

теме проекта; Анализ

приёмов и технологий

работы по изучению

гласных звуков и букв у

детей.

3. Составление плана

основного этапа

1. Проведение диагностического

обследование по теме проекта.

2. Консультация для педагогов

«Особенности развития фонематического

слуха у детей нашей группы (по

результатам диагностики)».

3. Консультация для педагогов «Развитие

фонематического слуха при изучении

гласных звуков и букв у дошкольников с

ОНР».

2.

Этап: Практический (4 недели)

Задачи.

Мероприятия.

1. Работа с родителями:

Пополнить

педагогические знания

родителей при

выполнении домашних

рекомендаций

логопеда.

2. Работа с педагогами

и детьми. Разработать

1. Подбор, изготовление наглядного и

раздаточного материала для изучения гласных

звуков и букв.

2. Консультация в родительском уголке

«Гласные звуки и буквы». «Писать буквы

весело», буклет для родителей «Играем-

фонематический слух развиваем»

3. Внедрить метод приёма «Составление

систему коррекционной

работы взаимосвязи

логопеда и воспитателя

при обучении детей

грамоте.

звуковых историй», на логопедических

занятиях.

4. Включение воспитателем заданий логопеда

по обучению грамоте в режимные моменты дня.

5. Проведение логопятиминуток.

6. Проведение специальных игровых и

тренировочных упражнений по развитию у

детей графо - моторных навыков.

7. Проведение воспитателем занятий по

продуктивной деятельности «Гласные буквы

своими руками».

8. Конкурс «Сделай букву сам», с активным

участием родителей.

9. Художественное творчество: «Рисуем

гласные звуки и буквы».

3.

Этап: Заключительный (1 неделя)

Задачи.

Мероприятия.

1. Подведение итогов,

совместный анализ

выполнения проекта,

соотношение целей и

результатов проекта

Презентация проекта

1. Итоговое занятие «В стране гласных

звуков»

2. Создание логопедом методических

пособий «Весёлые гласные звуки и

буквы» для родителей и воспитателей.

3. Выпуск книжки-самоделки «В стране

гласных звуков и букв», с активным

участием детей и родителей.

4. Оформление выставки " Буквы гласные

мы знаем без труда их различаем"

Практическая значимость проекта:

1.Обогащение предметно-развивающей среды:

- иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения

гласных звуков»

- обновленными зрительные символы гласных звуков;

- дидактическими играми:

«Интересные гласные» (Цель: выделение гласных звуков и букв в

середине слов);

«Подбери домик» (Цель: определение позиции гласного звука);

«Узнай что звучит» (Цель: различение неречевых звуков);

«Певцы» (Цель: развитие речевого дыхания и голоса);

«Кораблики» (Цель: закрепить умение делить слова на слоги);

«Магазин» (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять

гласные звуки),

«Следы» (Цель: Формирование фонематического восприятия у детей с

ОВЗ),

Игры

с мячом для закрепления произношения гласных звуков и

развития плавного, сильного выдохов:

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»,

Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук».

2. Подготовлены рекомендации для родителей по закреплению

пройденного материала.

3. Для решения задачи знакомства с гласными звуками и умения

подбирать слова, начинающиеся на гласные звуки, введён такой игровой

приём, как составление звуковых историй. Используя картинки, названия

которых начинаются на изучаемый звук, составляли звуковые истории про

гласных девочек. При составлении звуковых историй дети значительно

быстрее и легче запоминают слова, начинающиеся на гласные звуки. Детям

нравится знакомиться с гласными девочками, они активно включаются в

работу. При этом истории могут быть разнообразные, творческие.

Результаты:

Работа в данном направлении позволила достигнуть положительных

результатов. Проведенная диагностика в конце изучения блока гласных

звуков и букв (январь), показала, что 84% детей группы хорошо усвоили

изучаемые понятия, а также выявлена положительная динамика в речевом

развитии детей

Заключение:

Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей,

логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует

устранению у детей логопедических групп, имеющихся трудностей при

усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала,

использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво,

опосредованно развивать фонематический слух дошкольников.

Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте,

закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома

при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить

основы грамоты в детском саду.

Литература

1.

Алтухова Н. Г. Звуковая мозаика –СПБ: Детство-Пресс, 2000

2.

Бондаренко В. И. Дидактические игры в детском саду, М:

Просвещение, 1991

3.

Бугрименко Е. И., Цукерман Г. А. Уимся читать и писать, М: Знание,

1994

4.

Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для

дошкольников-М: Школа-Пресс, 1999

5.

Выгодская И.Г. Берковская Н. В., Звукоград, Буквоград, Златоустия М:

Линка-Пресс, 1999

6.

Медникова Л. С., К проблеме развития ритмической способности

дошкольников с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология-

2001г.№6

7.

Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте»/ Журова Л.Е.,

Варенцова Н. С. и др. Под редакцией Дуровой Н. В. –М: А.П.О., 1994

8.

Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга

для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под редакцией

Гербовой В. В-2-е издание испр.- М: Просвещение, 1998

9.

Яшина В. И. Изучение уровня речевой готовности детей к обучению в

школе/ Спецкурс: Диагностика готовности детей к обучению в школе.

М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1994

"В стране веселых гласных звуков".

Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста, посещающих

логопедическую группу .

Цели занятия:

1. Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о],

[ы], [э].

2. Учить определять гласный звук в начале и середине слова.

3. Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и

передавать их в мимике, речи и движениях.

4. Развивать зрительное, слуховое восприятие.

5. Развивать межполушарное взаимодействие.

6. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: схемы маски настроения, красные ленты, коляска с

куколкой, кукла Оля, паровоз, жеребенок, кукла мальчик Эдик, медведь.

Предметные картинки в конвертах и аналогичные картинки, спрятанные под

лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками (по количеству детей);

символы гласных звуков, картинки с изображением эмоционального

состояния; “звуковые дорожки” — индивидуальные карточки с

изображением чередующихся символов гласных звуков; письмо;

предметные картинки по количеству детей лоб, нос, дом, дым, кит, сок, бак,

сыр.

Организационный момент. (Используем маски настроения)

Логопед: Дети, давайте повяжем красные ленты, посмотрим друг на друга и

удивимся.

Мы умеем удивляться! Дети удивленно поднимают брови.

Наверное, нас ждет что-то интересное. Давайте покажем, как мы этому рады.

Дети улыбаются.

К сожалению, наше хорошее настроение омрачает тоскливая и пасмурная

погода.

Давайте посмотрим в окно и нахмуримся.

Дети нахмуривают брови. А теперь повторим еще раз:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем хмуриться!

Сообщение темы

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в Страну гласных звуков. Мы

подготовились к путешествию и повязали друг другу красные ленты. А

почему мы выбрали именно красный цвет?

Дети: Потому что мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки

обозначаем красным цветом.

Логопед: Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь! Соотнесение гласных

звуков с конкретным образом .

(Появляется коляска, а в ней кукла).

Логопед: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то куколка. Давайте вспомним,

какую песенку ей нужно спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный

звук нам поможет?

Дети: Гласный звук [а]. Логопед предлагает успокоить куклу нескольким

детям, пропев звук [а].

Логопед: Ребята, в коляске девочка Оля. (Достанем куколку из коляски) А

плачет она потому, что у неё болят зубки. Какой звук она произнесет,

держась за щечку?

Деи: Звук [о].

Логопед: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем своим зубкам

песенку [о], чтобы наши зубки никогда не болели.

Дети: Тянут ниточку [оооооо].

Логопед: Ну, вот и у Оли зубки перестали болеть, они даже улыбаться

начала.

Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Давайте вспомним, как он гудит.

Дети: [у]

Логопед: Давайте погудим громко, а потом тихо.

А вот кто приехал к нам на паровозе - жеребенок Искорка. Давайте

вспомним, как Искорка зовет маму-лошадь.

Дети: [иии]. Логопед вызывает ребенка, который двигает жеребенка, а

остальные дети длительно тянут ниточку [ииии].

Логопед: Еще на паровозе к нам приехал мальчик, а зовут его Эдик он, и

поможет Искорке найти его маму. Давайте произнесем имя мальчика и

послушаем, какой первый звук в его имени. (Дети произносят имя мальчика

и выделяют первый звук в его имени.)

Логопед: Конечно, это еще один гласный звук [э]. Потянем ниточку [ээээ],

поставим точки [э][э][э]. Эдик с Искоркой отправились разыскивать маму-

лошадь, а мы с вами продолжаем наше путешествие в Стране гласных

звуков. И вот нам на пути встретился медведь.

Медведь у пчел отведал мёд.

Мишка жалобно ревет

Ы-ы-ы –

Покусали меня пчелы!

Логопед: Какой звук нужен медведю, чтобы реветь?

Дети: Гласный звук [ы].

Логопед: Давайте покажем, как медведь ходит по тропинке и ревет. Дети

изображают медведя.

Логопед: Вспомните, какие гласные звуки мы с вами сейчас произносили.

Дети: Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы].

Логопед: Как называются эти звуки?

Дети: Гласные.

Логопед: Почему они гласные?

Дети: Их можно петь, во рту нет преграды.

(Формирование направленного длительного выдоха)

Логопед: Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь

“заколдованы” какие-то картинки. Давайте попробуем их “расколдовать”.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку,

Милый мой дружок!

Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист

цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, приклеенные на конверты с

картинками-отгадками.

Логопед: Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите

язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю

вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука

(следить, чтобы дети не надували щеки). Затем логопед предлагает детям

проверить себя, посмотрев отгадку в конверте.

Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения

придумать слово на заданный звук.

Логопед: Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь выберите символ

звука, с которого начинается ваше слово. Дети выбирают символ звука,

подходящего к слову из конверта.

Логопед: Давайте подумаем, какие картинки можно было бы добавить к

вашим символам. Дети подбирают слова, начинающиеся с такого же звука,

как символ в руке.

Наши символы обозначают какие звуки?

Дети: Гласные.

Логопед: Перед вами на столах символы всех гласных звуков. Я читаю

стихотворение, а вы подбираете нужный символ, и произносите его.

Логопед произносит стихотворение, предварительно предложив детям

сопровождать чтение символами гласных звуков.

Кинезиологическая гимнастика (комплекс упражнений, развивающих

межполушарное взаимодействие)

Логопед: Чтобы выполнить следующее задание, нам надо как следует

подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Сначала натянем “умную шапку”. (Указательными и большими пальцами

оттягиваем мочки ушей вниз или имитируем завязывание узелка под

подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными

пальцами на середину щек.)

Покажем “умную сову”. (Правую руку кладет на левое плечо и слегка

надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад,

меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.

Закрепление произношения гласных звуков

Изучив все гласные,

Ты можешь без труда,

Как маг или волшебник,

Превращать слова.

– Какой гласный звук в слове бык? (Логопед выставляет картинку быка).

Дети: [ы]

Логопед ставит символ звука [ы], затем заменяет его на символ звука [а]. –

Во что превратился бык?

Аналогично проводится “превращение” следующих слов:

Кот —> кит, дым —> дом, эхо ухо.

Развитие мелкой моторики

Логопед: Наши приключения еще не закончились. Посмотрите, наши

Звуковики ждут от нас помощи. Они несут нам письмо, но им нужно пройти

по заколдованной тропинке. Давайте им поможем.

На столах перед детьми звуковые дорожки.

Будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами,

проговаривая каждый звук. Один ребенок произносит звуки, остальные дети

двигают пальчиками и следят за говорящим. Сначала снизу вверх, а затем

сверху вниз.

Логопед: Ну вот мы свами и получили письмо от Звуковиков. И вот что они

нам пишут логопед достает письмо и картинки из конверта:

Игра “Новоселы” В нашей Стране гласных звуков построили дом для лесных

жителей. Давайте посмотрим для кого (картинки): рысь, волк, лис.

Посчитаем сколько этажей в доме. Нужно каждого жителя заселить в свою

квартиру, на свой этаж. Нам помогут гласные звуки, они горят огоньками на

этажах.

Логопед: Молодцы, ребята, спасибо, что помогли заселить зверей в их

квартиры, а то они так и жили бы на улице. Их мочил бы дождь, заметало

снегом. А мы им помогли. Теперь вы понимаете, как важны гласные звуки?

Развитие произвольного внимания и пространственной ориентировки

Логопед: А теперь, ребята, посмотрите, у нас в стране гласных звуков

повсюду расставлены картинки. Я предлагаю вам их собрать. Но собирать

мы их будем не просто, а каждый со своим символом – гласным звуком. У

вас на столах лежат эти символы звуков. Возьмите себе один из них, и

отправляйтесь на поиски слова со своим звуком.

Молодцы. Все отыскали свои картинки. (Во время поисков звучит сказочная,

волшебная музыка)

Итог занятия

Логопед: Звуковик нас так же хвалит за помощь, и в подарок дарит нам

азбуку, чтобы мы изучали буквы. А мы с вами буквы знаем: дети по

беззвучной артикуляции логопеда отгадывают гласный звук и находят

соответствующую букву.

Вот наше путешествие и закончилось. В стране, каких звуков мы

путешествовали?



В раздел образования