Напоминание

"Адаптация. Как пройти ее безболезненно"


Автор: Гладченко Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №80 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация. Как пройти ее безболезненно"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация « Адаптация. Как пройти ее безболезненно»

Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности.

Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания детей к новым

условиям и не знают, как правильно их разрешить. Представьте себе мир

маленького ребёнка. Любимые родители, знакомые игрушки, тёплая

кроватка, привычные обстановка и режим дня. И вдруг в один день всё

меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В

этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А

главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые

могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и

делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад… Попадая в

незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего

стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации.

Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней

среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех

систем детского организма. Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как

правило, сопровождается следующими явлениями:

происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на

горшок, держать ложку и т.д.);

ухудшается сон и аппетит;

ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;

частые капризы, истерики по любому поводу.

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы

начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые

изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от

адаптивных возможностей организма ребёнка.

Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к

детскому саду. Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4

недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие

показатели:

Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда

просыпаться, но легко засыпает снова.

Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.

Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.

Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе.

Может занять себя игрой.

Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и

детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со

сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут

наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет,

привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов. Об

адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон

беспокойный, прерывистый.

Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.

Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от

незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное

время.

Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу не

включается в общую деятельность

Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет,

постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду

более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют

отказаться от посещения дошкольного учреждения. О том, что ребёнку

нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим

показателям:

Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый,

бывают ночные страхи.

Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.

Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или

наоборот агрессивен.

Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу,

может долгое время сидеть в раздевалке.

Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет

агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по

стабилизации всех показателей. Процесс адаптации ребёнка к детскому саду

проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям,

в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и

постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями,

он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики,

ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в

играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На

этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому

может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования

воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок

привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня,

спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон

стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от индивидуальных

особенностей малыша. На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому

учреждению, влияет множество факторов. Такие как возраст ребенка,

состояние здоровья, уровень развития умений и навыков, уровень

социализации. Также продолжительность адаптации зависит от личности

воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе,

особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться, я порекомендовала бы родителям

следовать таким правилам:

Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня

и условиями пребывания.

Правило 2. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2

часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.

Правило 3. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно

постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.

Правило 4. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним

дома.

Правило 5. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех

особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.

Правило 6. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у

воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Правило 7. Спокойствие. Дети легко ловят состояние напряжения,

неуверенности, страха родителей. Помните – чем спокойнее вы сами, тем

спокойнее будет ребенок.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный

период ребёнка в детском саду. Ну и конечно же, к детскому саду ребёнка

нужно готовить заранее. Покажите малышу здание, окна группы, где он

будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями.

Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером

родители забирают домой, на ночь никто не остается. Чем больше ребёнок

будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него

пройдет период адаптации. Известный московский педагог Татьяна

Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского

сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят».

Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Создание

различных игровых ситуаций: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой»,

«Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и т.д. познакомит ребенка с

распорядком жизни в саду и поможет избежать негативных реакций.

Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания.

Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он

пока ещё не умеет делать. Уделяйте внимание развитию коммуникативных

навыков ребёнка. Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со

взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в

поездках к родственникам.В период адаптации у ребёнка не должно быть

никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей,

рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную

обстановку. Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского

сада. В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем

воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может

справиться с психической нагрузкой. «Уход в болезнь» – защитная реакция

организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в

домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех

пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома,

но и в детском саду.

Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.

Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.

Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.

Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.

Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.

Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете

оставить сына или дочь до вечера.

Приводить больного ребёнка в детский сад.

«Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в яслях.

Рекомендации по безболезненному расставанию:

заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить

каждый день, пока мама с папой на работе;

по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие

интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и

т.д.;

придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в

щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда

его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском

саду, но и дома;

разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему

будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;

следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и

опасения обязательно передадутся и ребёнку;

чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна,

вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к

детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая

грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и

эмоционального благополучия.



В раздел образования