Автор: Гладченко Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №80 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация. Как пройти ее безболезненно"
Раздел: дошкольное образование
Консультация « Адаптация. Как пройти ее безболезненно»
Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности.
Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания детей к новым
условиям и не знают, как правильно их разрешить. Представьте себе мир
маленького ребёнка. Любимые родители, знакомые игрушки, тёплая
кроватка, привычные обстановка и режим дня. И вдруг в один день всё
меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В
этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А
главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые
могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и
делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад… Попадая в
незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего
стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации.
Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней
среды, подстраиваться под них.
Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех
систем детского организма. Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как
правило, сопровождается следующими явлениями:
происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на
горшок, держать ложку и т.д.);
ухудшается сон и аппетит;
ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;
частые капризы, истерики по любому поводу.
Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы
начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые
изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от
адаптивных возможностей организма ребёнка.
Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к
детскому саду. Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4
недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие
показатели:
Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда
просыпаться, но легко засыпает снова.
Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе.
Может занять себя игрой.
Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и
детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со
сверстниками.
Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут
наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет,
привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов. Об
адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:
Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон
беспокойный, прерывистый.
Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от
незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное
время.
Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу не
включается в общую деятельность
Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет,
постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.
Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду
более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют
отказаться от посещения дошкольного учреждения. О том, что ребёнку
нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим
показателям:
Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый,
бывают ночные страхи.
Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или
наоборот агрессивен.
Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу,
может долгое время сидеть в раздевалке.
Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет
агрессию к детям и взрослым.
О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по
стабилизации всех показателей. Процесс адаптации ребёнка к детскому саду
проходит в несколько этапов.
1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям,
в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и
постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями,
он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.
2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики,
ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в
играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На
этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому
может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования
воспитателя.
3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок
привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня,
спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон
стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.
Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от индивидуальных
особенностей малыша. На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому
учреждению, влияет множество факторов. Такие как возраст ребенка,
состояние здоровья, уровень развития умений и навыков, уровень
социализации. Также продолжительность адаптации зависит от личности
воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе,
особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться, я порекомендовала бы родителям
следовать таким правилам:
Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня
и условиями пребывания.
Правило 2. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2
часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
Правило 3. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно
постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
Правило 4. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним
дома.
Правило 5. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех
особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
Правило 6. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у
воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.
Правило 7. Спокойствие. Дети легко ловят состояние напряжения,
неуверенности, страха родителей. Помните – чем спокойнее вы сами, тем
спокойнее будет ребенок.
Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный
период ребёнка в детском саду. Ну и конечно же, к детскому саду ребёнка
нужно готовить заранее. Покажите малышу здание, окна группы, где он
будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями.
Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером
родители забирают домой, на ночь никто не остается. Чем больше ребёнок
будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него
пройдет период адаптации. Известный московский педагог Татьяна
Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского
сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят».
Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Создание
различных игровых ситуаций: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой»,
«Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и т.д. познакомит ребенка с
распорядком жизни в саду и поможет избежать негативных реакций.
Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания.
Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он
пока ещё не умеет делать. Уделяйте внимание развитию коммуникативных
навыков ребёнка. Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со
взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в
поездках к родственникам.В период адаптации у ребёнка не должно быть
никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей,
рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную
обстановку. Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского
сада. В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем
воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может
справиться с психической нагрузкой. «Уход в болезнь» – защитная реакция
организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в
домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех
пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома,
но и в детском саду.
Что не рекомендуется делать в адаптационный период?
Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.
Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.
Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.
Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.
Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.
Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете
оставить сына или дочь до вечера.
Приводить больного ребёнка в детский сад.
«Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в яслях.
Рекомендации по безболезненному расставанию:
заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить
каждый день, пока мама с папой на работе;
по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие
интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и
т.д.;
придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в
щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда
его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском
саду, но и дома;
разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему
будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и
опасения обязательно передадутся и ребёнку;
чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна,
вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.
Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к
детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая
грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и
эмоционального благополучия.