Автор: Олеся Викторовна Мацкевич
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Аленький цветочек" г.Волгодонска
Населённый пункт: г.Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов: «Двигательная активность как средство
развития речи детей дошкольного возраста»
С целью развития речи упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение.
Применение
речевого
сопровождения
помогает
подчинить
движения
тела
определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение
словарного запаса, развитие грамматического строя, развитие фонематических
процессов, формирование правильного звукопроизношения.
Игры на развитие лексико-грамматической стороны речи
1. Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово,
ребенок отвечает и возвращает мяч.
«Назови ласково» (образование ум-ласк. сущ.)
«Один-много» (образование мн.ч.сущ. в Р. п)
«Какой сок» (образование относительных прилагательных- словообразование)
«Скажи наоборот» (использование антонимов)
«Назови детеныша»
2. Дети встают в колонну, ведущий бросает мяч, ребенок ловит, отвечает и передает
над головой следующему.
«Назови одним словом» (употребление слов с обобщающим значением)
«Чей хвост, чья голова?» (образование притяжательных прилагательных)
Игры на формирование звукопроизношения
«Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку и передают друг
другу мяч и называют слово на заданный звук. (С)
«Счет предметов» (согласование сущ. с числит.) Дети встают в линеечку.
Передают друг другу мяч. «Один мяч-два мяча -три мяча- четыре мяча- пять
мячей».
«Проговори скороговорку» Дети встают в линеечку. Передают друг другу мяч.
Проворонила ворона вороненка.
Игры на развитие фонематического слуха
«Умный мячик» У каждого ребенка мяч.Ведущий произносит слова, дети,
услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)
Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав
слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
Ш:
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
«Мяч перекати, звук в слове замени»
Дети сидят на ковре, ведущий перекатывает мяч. Ребенок заменяет звук в слове на
заданный звук.
Ш:
сутки-шутки
Крыса-крыша
Миска-мишка
Марс-марш
Сок-шок
Споры-шпоры
Речевые подвижные игры научат детей быть внимательными к своей речи и речи
взрослого, слышать и корректировать речевые ошибки, правильно произносить звуки,
разовьют интонационную выразительность речи, грамматический строй, углубят
представления об окружающем, а также внимание и память.