Автор: Возная Татьяна Леонидовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№12
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательный потенциал педагога как средство развития личности учащегося в современном учебно-воспитательном процессе"
Раздел: среднее образование
Статья по теме «Воспитательный потенциал педагога как средство развития
личности учащегося в современном учебно-воспитательном процессе»
Эпиграф:
«Учитель, будь солнцем, излучающим тепло, будь благодатной почвой для
развития человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании своих
учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на
твоих уроках могут стать ступеньками нравственного
становления для каждого твоего воспитанника»
Ш. Амонашвили
Получение систематического образования основано на обучении – процессе
познания, управляемом педагогом. Умение руководить познанием является главным
критерием педагогического мастерства.
Рассматривая
обучение
в
контексте
теории
ценностного
педагогического
процесса, исследователи (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.) отмечают неразрывную
связь образования, развития и воспитания учащихся, одновременное протекание этих
процессов при обучении и триединство в целеполагании и планировании каждого урока,
вытекающее из основных функций обучения: образовательной, развивающей и
воспитательной. Первые две функции связаны с расширением объема и усложнением
структуры знаний, умений и навыков. Они достаточно успешно реализуются при
обучении, поскольку изначально заложены в целевой компонент урока требованиями
государственного образовательного стандарта и других документов, определяющих
содержание образования. Воспитательная же функция, связанная с формированием
отношений, не регламентируется учебным планом и программами, а потому зачастую
упускается учителем при планировании и оказывается неуправляемой при проведении
уроков.
При анализе уроков внимание, как правило, акцентируется на образовательных и
развивающих задачах и способах их решения. Пренебрежение же воспитательной
функцией обучения распространено в массовой практике: учитель не стремится
максимально использовать воспитательные возможности урока.
В результате сегодня, если идет речь о воспитательном процессе, то почти всегда
подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах
повсеместно
возложена
на
классных
руководителей,
педагогов-организаторов,
заместителей директора по воспитательной работе – на кого угодно, только не на
учителей-предметников,
которые
ведут
в
школе
основную
образовательную
деятельность.
Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли
классный руководитель, общаясь с обучающимися в промежутках между уроками и
проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества,
если
воспитательный
процесс
не
будет
целенаправленно
и
систематически
осуществляется учителем на уроках?
Каждый ученик за время учебы в школе получает около 11000 уроков. Если
вычесть отсюда «пропуски по болезни» (приблизительно 15%), получим в среднем 9400
уроков на каждого школьника. Эти-то почти десять тысяч стандартизованных особым
образом «актов школьного воздействия» и являются главным средством воспитания
личности наших учащихся.
Анкетирование педагогов России показывает следующее: 100% учителей
утверждают,
что
урок
играет
роль
элемента
воспитания
и
оказывает
воспитательное влияние на ученика.
Все педагоги школы, считают, что умеют
формулировать
воспитательные
задачи
урока
и
планируют
путь
реализации
воспитательной цели на уроке.
Как же развивать воспитательную задачу урока?
1. Использовать формы интерактивного взаимодействия - работу в парах,
работу в группах - посредством урока воспитывать культуру общения, следить за
соблюдением педагогической этики, культурой речи обучающихся, воспитывают умение
взаимодействовать, аргументировать свое мнение, нести ответственность за работу в
группе,
принимать
самостоятельные
решения,
проявлять
творчество
в
сфере
личностного интереса.
2. Использовать воспитательные возможности организации урока: например,
такие способы активизации познавательной деятельности, как интерактивные приемы
«Продолжи
фразу»,
«Цепочка
ассоциаций»,
«Крестики-нолики».
Такие
методы
обеспечивают положительную мотивацию, развитие спектра позитивных эмоций и
чувств, обретение личностного смысла деятельности, применение новых смыслов в
своей жизнедеятельности.
3. Создавать проблемную ситуацию, проведение такой работы позволяет
воспитывать
у обучающихся критическое мышление, трудолюбие, аккуратность,
создавать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.
4.
Использовать
разные
способы
оценивания,
которые
оказывают
положительное воздействие на ребенка и в плане успеха, и в случае неудач: на этапе
рефлексии составляют «пъедестал успеха», прием, как комментирование оценки,
обсуждение оценки с учащимися, оценивание учащимися друг друга, присутствует
также словесная оценка учителя - одобрительные реплики. С точки зрения воспитания
разные
виды
оценивания
позволяют
осуществлять
нравственное
воспитание,
воспитывать
ответственность,
самостоятельность,
критичность,
силу
воли,
коммуникабельность, трудолюбие.
5.
Использовать
здоровьесберегающие
параметры:
соблюдению
гигиенического
режима,
использованию
динамических
пауз,
формированию
психосберегающей среды. Часто учителя, оценивая учеников по результату и способу
его достижения в рамках своего предмета, порой совершенно обходят вниманием
организацию
труда
школьника.
Между
тем
неумение
обучающихся
правильно
организовать свою работу, несоблюдение правил техники безопасности, невнимание
учителя
к здоровьесберегающим параметрам приводит к тому, что за полученное
образование ребенок часто платит здоровьем.
Несомненно,
большую
воспитательную
нагрузку
несут
гуманитарные
дисциплины. Привлекая на уроках специально подобранные тексты, в которых речь идет
о доброте, человечности, милосердии, о любви к Родине, можно побуждать учащихся не
только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор,
формировать нравственную позицию. Однако педагоги не всегда могут использовать в
должной мере потенциал воспитательных возможностей, обусловленных спецификой
учебного предмета. Применяемые на уроках художественные тексты содержательно
наполнены,
имеют
огромный
воспитательный
потенциал,
однако
при
анализе
произведения учителя не всегда обращаются к личному опыту обучающихся, не
связывают учебный материал с жизнью.
Речь идёт только об использовании воспитательного потенциала на отдельных
этапах урока, в связи, с чем можно предположить, что педагоги школы используют
отдельные элементы воспитательных возможностей урока. Комплексно, в соответствии
со схемой аспектного анализа воспитательного потенциала урока учебные занятия
проводятся редко. Почему так происходит?
Выше озвученные данные убеждают нас в том, что проблема воспитания является
актуальной для нашей школы, нашего государства и требует разрешения.
Урок – ключевой элемент воспитания.
Что же такое воспитание? Воспитание – это введение ребенка в контекст
современной культуры, содействующее таким новообразованиям в структуре личности,
как:
- знания о мире;
- умение взаимодействовать с миром;
- ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается подняться на
уровень культуры и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.
А педагогический профессионализм учителя, входящего вместе с детьми на
вершину культуры – это:
-
знание
философских,
психологических,
биологических
закономерностей
развития ребенка;
- система профессиональных умений взаимодействия с детьми, обеспечивающих
организацию жизнедеятельности ребенка как активного взаимодействия с окружающим
миром;
- система мировоззренческих отношений к миру и системам отношений ценностям
жизни на земле;
- система умений «прикосновения к личности» ребенка.
Проблема воспитания может быть решена только тогда, когда организуемая
воспитательная работа с детьми обеспечена профессиональной подготовкой педагогов,
работающих с детьми.
Совершенствование урока не может идти по методической дороге в бесконечных
поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не
затрагивая
личностной
структуры
ученика.
Нельзя
«не
хотеть
заниматься
воспитанием» на уроке, ибо урок уже располагается в пространстве воспитания.
Мы и урок проводим потому, что нас волнует личность ученика. Путь
совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности –
ребенка и педагога одновременно.
Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии:
активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. Какой
путь выберет ученик, во многом зависит от учителя.