Напоминание

"Воспитательный потенциал педагога как средство развития личности учащегося в современном учебно-воспитательном процессе"


Автор: Возная Татьяна Леонидовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ СОШ№12
Населённый пункт: г. Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательный потенциал педагога как средство развития личности учащегося в современном учебно-воспитательном процессе"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья по теме «Воспитательный потенциал педагога как средство развития

личности учащегося в современном учебно-воспитательном процессе»

Эпиграф:

«Учитель, будь солнцем, излучающим тепло, будь благодатной почвой для

развития человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании своих

учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах. Только в этом случае знания на

твоих уроках могут стать ступеньками нравственного

становления для каждого твоего воспитанника»

Ш. Амонашвили

Получение систематического образования основано на обучении – процессе

познания, управляемом педагогом. Умение руководить познанием является главным

критерием педагогического мастерства.

Рассматривая

обучение

в

контексте

теории

ценностного

педагогического

процесса, исследователи (Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др.) отмечают неразрывную

связь образования, развития и воспитания учащихся, одновременное протекание этих

процессов при обучении и триединство в целеполагании и планировании каждого урока,

вытекающее из основных функций обучения: образовательной, развивающей и

воспитательной. Первые две функции связаны с расширением объема и усложнением

структуры знаний, умений и навыков. Они достаточно успешно реализуются при

обучении, поскольку изначально заложены в целевой компонент урока требованиями

государственного образовательного стандарта и других документов, определяющих

содержание образования. Воспитательная же функция, связанная с формированием

отношений, не регламентируется учебным планом и программами, а потому зачастую

упускается учителем при планировании и оказывается неуправляемой при проведении

уроков.

При анализе уроков внимание, как правило, акцентируется на образовательных и

развивающих задачах и способах их решения. Пренебрежение же воспитательной

функцией обучения распространено в массовой практике: учитель не стремится

максимально использовать воспитательные возможности урока.

В результате сегодня, если идет речь о воспитательном процессе, то почти всегда

подразумевается внеурочная воспитательная работа, а функция воспитания в школах

повсеместно

возложена

на

классных

руководителей,

педагогов-организаторов,

заместителей директора по воспитательной работе – на кого угодно, только не на

учителей-предметников,

которые

ведут

в

школе

основную

образовательную

деятельность.

Насколько высока эффективность воспитания при таком подходе? Сможет ли

классный руководитель, общаясь с обучающимися в промежутках между уроками и

проводя один классный час в неделю, воспитать у школьников необходимые качества,

если

воспитательный

процесс

не

будет

целенаправленно

и

систематически

осуществляется учителем на уроках?

Каждый ученик за время учебы в школе получает около 11000 уроков. Если

вычесть отсюда «пропуски по болезни» (приблизительно 15%), получим в среднем 9400

уроков на каждого школьника. Эти-то почти десять тысяч стандартизованных особым

образом «актов школьного воздействия» и являются главным средством воспитания

личности наших учащихся.

Анкетирование педагогов России показывает следующее: 100% учителей

утверждают,

что

урок

играет

роль

элемента

воспитания

и

оказывает

воспитательное влияние на ученика.

Все педагоги школы, считают, что умеют

формулировать

воспитательные

задачи

урока

и

планируют

путь

реализации

воспитательной цели на уроке.

Как же развивать воспитательную задачу урока?

1. Использовать формы интерактивного взаимодействия - работу в парах,

работу в группах - посредством урока воспитывать культуру общения, следить за

соблюдением педагогической этики, культурой речи обучающихся, воспитывают умение

взаимодействовать, аргументировать свое мнение, нести ответственность за работу в

группе,

принимать

самостоятельные

решения,

проявлять

творчество

в

сфере

личностного интереса.

2. Использовать воспитательные возможности организации урока: например,

такие способы активизации познавательной деятельности, как интерактивные приемы

«Продолжи

фразу»,

«Цепочка

ассоциаций»,

«Крестики-нолики».

Такие

методы

обеспечивают положительную мотивацию, развитие спектра позитивных эмоций и

чувств, обретение личностного смысла деятельности, применение новых смыслов в

своей жизнедеятельности.

3. Создавать проблемную ситуацию, проведение такой работы позволяет

воспитывать

у обучающихся критическое мышление, трудолюбие, аккуратность,

создавать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.

4.

Использовать

разные

способы

оценивания,

которые

оказывают

положительное воздействие на ребенка и в плане успеха, и в случае неудач: на этапе

рефлексии составляют «пъедестал успеха», прием, как комментирование оценки,

обсуждение оценки с учащимися, оценивание учащимися друг друга, присутствует

также словесная оценка учителя - одобрительные реплики. С точки зрения воспитания

разные

виды

оценивания

позволяют

осуществлять

нравственное

воспитание,

воспитывать

ответственность,

самостоятельность,

критичность,

силу

воли,

коммуникабельность, трудолюбие.

5.

Использовать

здоровьесберегающие

параметры:

соблюдению

гигиенического

режима,

использованию

динамических

пауз,

формированию

психосберегающей среды. Часто учителя, оценивая учеников по результату и способу

его достижения в рамках своего предмета, порой совершенно обходят вниманием

организацию

труда

школьника.

Между

тем

неумение

обучающихся

правильно

организовать свою работу, несоблюдение правил техники безопасности, невнимание

учителя

к здоровьесберегающим параметрам приводит к тому, что за полученное

образование ребенок часто платит здоровьем.

Несомненно,

большую

воспитательную

нагрузку

несут

гуманитарные

дисциплины. Привлекая на уроках специально подобранные тексты, в которых речь идет

о доброте, человечности, милосердии, о любви к Родине, можно побуждать учащихся не

только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор,

формировать нравственную позицию. Однако педагоги не всегда могут использовать в

должной мере потенциал воспитательных возможностей, обусловленных спецификой

учебного предмета. Применяемые на уроках художественные тексты содержательно

наполнены,

имеют

огромный

воспитательный

потенциал,

однако

при

анализе

произведения учителя не всегда обращаются к личному опыту обучающихся, не

связывают учебный материал с жизнью.

Речь идёт только об использовании воспитательного потенциала на отдельных

этапах урока, в связи, с чем можно предположить, что педагоги школы используют

отдельные элементы воспитательных возможностей урока. Комплексно, в соответствии

со схемой аспектного анализа воспитательного потенциала урока учебные занятия

проводятся редко. Почему так происходит?

Выше озвученные данные убеждают нас в том, что проблема воспитания является

актуальной для нашей школы, нашего государства и требует разрешения.

Урок – ключевой элемент воспитания.

Что же такое воспитание? Воспитание – это введение ребенка в контекст

современной культуры, содействующее таким новообразованиям в структуре личности,

как:

- знания о мире;

- умение взаимодействовать с миром;

- ценностное отношение к миру, благодаря чему личности удается подняться на

уровень культуры и жить в обществе на достигнутом культурном уровне.

А педагогический профессионализм учителя, входящего вместе с детьми на

вершину культуры – это:

-

знание

философских,

психологических,

биологических

закономерностей

развития ребенка;

- система профессиональных умений взаимодействия с детьми, обеспечивающих

организацию жизнедеятельности ребенка как активного взаимодействия с окружающим

миром;

- система мировоззренческих отношений к миру и системам отношений ценностям

жизни на земле;

- система умений «прикосновения к личности» ребенка.

Проблема воспитания может быть решена только тогда, когда организуемая

воспитательная работа с детьми обеспечена профессиональной подготовкой педагогов,

работающих с детьми.

Совершенствование урока не может идти по методической дороге в бесконечных

поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не

затрагивая

личностной

структуры

ученика.

Нельзя

«не

хотеть

заниматься

воспитанием» на уроке, ибо урок уже располагается в пространстве воспитания.

Мы и урок проводим потому, что нас волнует личность ученика. Путь

совершенствования обучения лежит на трассе совершенствования личности –

ребенка и педагога одновременно.

Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии:

активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. Какой

путь выберет ученик, во многом зависит от учителя.



В раздел образования