Автор: Максимова Юлия Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ ВО "Бобровская ШИ"
Населённый пункт: Воронежская область, г. Бобров
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности речевого развития детей с нарушением слуха"
Раздел: среднее профессиональное
Особенности речевого развития детей с нарушением слуха
Аннотация.
Исследование
посвящено
изучению
особенностей
речевого развития детей с нарушением слуха, в статье приводится анализ
позиций
ученых
в
рамках
предмета
исследования,
выделяются
специфические факторы и характер речевого развития детей с нарушением
слуха.
Ключевые слова: нарушение слуха, речевое развитие, речь, дети.
Нарушение слуха – это всегда серьезная проблема и для ребенка и для
его родителей. Глухота возводит между ребенком и окружающими людьми
незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что
жизненный удел такого ребенка- одиночество и изоляция. За полноценное
существование неслышащего ребенка можно и нужно бороться. Чтобы
компенсировать депривацию глух и слабослышащих детей, необходима
организация
всесторонней
комплексной
работы,
включающей
сурдопедагогическую и дефектологическую коррекцию, психологическое
сопровождение и социальную реабилитацию.
Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и
педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического
развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.
Проблемами развития речи детей занимались такие ученые как Л.С.
Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн,
О.И. Соловьева и др.
Рассмотрим,
как
раскрывается
понятие
«речь»
в
психолого-
педагогической литературе, и какое значение она имеет для развития.
А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность
познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении»
действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных
ходом общественной практики.
Большое значение взаимодействию речи и мышления придавал А.В.
Запорожец. Запорожец отмечал, что «речь, слово, лишенное смысловой
функции,
не
связанное
с
мыслью,
перестает
быть
речью,
словом
превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без
учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь». [3]
С.Л. Рубинштейн так говорил о взаимодействии мышления и речи:
«Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или
одевает, не изменяя этим своего существа…». [2]
Большой
вклад
в
разработку
проблемы
развития
речи
внесла
A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны
детской
речи,
уяснить
для
себя
все
богатство
ее
потенциальных
возможностей для того, чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже
имеется в детской речи. [2]
По показателям развития речи у глухих детей наблюдается большое
своеобразие.
Речь
глухих
детей
бедна
по
словарю,
по
способам
высказывания. Поэтому у глухих детей наблюдается заметное снижение
словесной памяти по сравнению с тем, что отмечается у их слышащих
сверстников.[1]
Однако глухие дети научены словам разного уровня обобщенности
(родовым и видовым терминам) и умеют ими пользоваться при установлении
отношений
«род--вид»
и
«вид--род».
Они
владеют
математическими
терминами, операциями сложения и вычитания, умениями решать простые
арифметические задачи. Так у них формируются начала понятийного,
словесно-логического мышления.[2]
Очень медленно, даже в условиях специального обучения, идет
обогащение словарного запаса у слабослышащих детей. Наиболее успешно
запоминаются
словесные
обозначения
людей,
окружающих
ребенка,
домашних животных, названия основных предметов мебели, посуды,
любимой еды, некоторых частей квартиры: окно, дверь; значительно труднее
дети овладевают названиями действий, даже самых распространенных,
названиями цветов, отдельных частей и признаков предметов Филичева Т.Е.,
Чиркина Г.В.
В речи слабослышащих детей не сразу появляются слова с приставками
и суффиксами, дети затрудняются в понимании их значений, они лишь
постепенно понимают, что каждое слово несет в себе ту или иную степень
обобщения, что, например, слово мебель имеет более общий смысл, в то
время как слова диван, кровать, стол, стул, табуретка -- более частное
значение. При правильном понимании отношений между словами более
конкретными
и
более
обобщенными
по
смыслу
у
них
начинает
формироваться понятийное мышление.[1]
Частичное или полное нарушение слуха, наступившее в самом раннем
возрасте
или
врожденное,
вызывает
значительные
особенности
в
психоречевом развитии таких детей. Без специального обучения речь глухих
детей не развивается, что, в свою очередь, вызывает отставание и
особенности в познании окружающего мира и развитии мышления. Базой для
формирования
мышления
является
произношение.
Для
того
чтобы
произношение
осуществляло
функцию
общения,
оно
должно
быть
доступным, понятным для окружающих, внятным, членораздельным и
наиболее полно отражать все фонетические элементы, используемые для
выражения и различения смысла.[2]
Таким
образом,
работа
по
формированию
правильной
речи
у
слабослышащих
детей
должна
носить
систематический
характер
и
начинаться сразу же с момента выявления нарушения слуха. Формирование
речи слабослышащего ребенка должно строиться с учетом и специфики
развития его речи, и особенно усваиваемого языкового материала: его
частотности (употребительности), сочетаемости и т. д. Поэтому при отборе и
организации лексики и синтаксических структур необходимо исходить не
только из того, лак они представлены в речи слабослышащих, но и из того,
какую роль они играют в системе языка.
Список литературы
1.Александровская М.А. Применение наглядности при обучении
глухих детей произношению // Специальная школа. 1967. №1. С. 7-11.
2.Боскис Р.Ф, Глухие и слабослышащие дети. - М.: Академия
педагогических наук, 1963.
7.Зикеев А.Г. Особенности развития глухих детей. - М., 1997. - с.16..