Автор: Шабалина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: д. Пристань 2-я
Наименование материала: Доклад
Тема: "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО»
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-
правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине
образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС)
образовательное учреждение должно:
•обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
•обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
•реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
•помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
•привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их
интерес, учитывая их социальный опыт;
•обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка,
сохранить и укрепить здоровье детей.
Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения
поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня
одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для
взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора
У.Х.Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «Метод
проектов», «Проект — есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с
определенной целью».
Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим
результатом, оформленным в виде конечного продукта (Е.С. Полат).
В результате проектной деятельности, дети становятся активными участниками
воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления»
взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих
силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку
самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного
опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться
убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через
творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как
креативность, способность к саморазвитию.
Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых
сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе.
Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду,
где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что
проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического
процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей.
Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:
• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы
чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и
приобретают все новые умения.
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной
творческой личности.
Основными задачами по достижению цели являются:
Задачи развития:
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей детей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
• Развитие речи детей
Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).
В старшем возрасте это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы с использованием различных
вариантов;
• развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной
исследовательской деятельности.
• В своей работе с детьми я использую метод проектов и исследовательскую деятельность.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей —
индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение
определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то
проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов,
средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его
достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой
обитания.
Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с
удовольствием ищут решения вместе с детьми, помогают в организации развивающей
среды в группе, активно участвуют в подготовке и проведении проектов.
Кроме этого дети совместно с родителями уже дома продолжали экспериментировать,
закреплять знания, полученные в детском саду.
Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры,
проведены словесные игры, изучена художественная литература, энциклопедии по темам
проектов, проведены подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физ.минутки , при
помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.
Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую,
познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение)
и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные
возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого
межпредметного проекта.
Мною были реализованы групповые проекты:
Краткосрочный исследовательский, познавательный, практический, творческий проект
«Зима и зимние забавы».
Долгосрочный познавательный, исследовательский, практический, творческий проект
«Птицы».
Долгосрочный познавательный, исследовательский, практический проект во второй
младшей группе «Транспорт».
Долгосрочный исследовательский, познавательный, практический, творческий проект
«К.И.Чуковский - читаем детям всей семьей».
Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством
информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную
деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство
сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.
В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, творческие
гостиные, встречи с интересными людьми, организовывались экскурсии, которые
подводили итог нашей совместной деятельности.
Основные этапы работы над проектами:
Целеполагание:
• помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на
определенный отрезок времени;
• использование модели 4-ех вопросов: Что я знаю по этой теме? Что я хочу еще знать?
Что нужно сделать, чтобы узнать? Где можно это узнать?
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели по запросу детей;
Выполнение проекта – практическая часть;
Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризую их основные
виды.
1. Виды проектов по предметно-содержательной области:
• монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной
области, цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных
задач;
• решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение);
• межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи
относятся к разным образовательным областям программы).
2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности:
• творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей
сказки и по-своему решают поставленные проблемы);
• исследовательско-творческие (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а
результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по
результатам экспериментов);
• информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют
ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни,
оформлении группы, подготовке к сюжетно-ролевой игре, во взаимодействии с детьми
младших групп и т.п.);
• творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой
или театрализованной игры).
3. Виды проектов по количеству участников:
• индивидуальные
• парные (объединение двоих детей или ребенка и родителя);
• групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с
их родителями);
• коллективные (в проекте участвуют все дети группы);
• массовые.
4. По длительности реализации:
• краткосрочные (мини-проекты, включающие 2 – 3 образовательные ситуации и
длящиеся 2 – 3 дня; характерны для младших групп);
• проекты среднесрочные (проводятся на протяжении 1 – 2 недель, преимущественно в
средней группе);
• длительные проекты (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение
материалов конечного продукта).
Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-
образовательную работу ДОУ я считаю:
• высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности,
коммуникативности, самостоятельности;
• повышение готовности детей к восприятию нового материала;
• активное участие родителей в жизни ДОУ.
Дети к концу внедрения проекта:
• умеют видеть проблему и задавать вопросы;
• умеют доказывать;
• делают выводы и рассуждают;
• высказывают предположения и строят планы по их проверке.
Выводы.
Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и
эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии
взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает
им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей,
их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать
атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным
творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить
любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает
возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его
любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или
иной деятельности.