Напоминание

"Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО"


Автор: Шабалина Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "2-Пристанский детский сад "Полянка"
Населённый пункт: д. Пристань 2-я
Наименование материала: Доклад
Тема: "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС ДО»

В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-

правовыми документами (Законе РФ «Об образовании в РФ», национальной доктрине

образования в РФ, концепции модернизации российского образования, ФГОС)

образовательное учреждение должно:

•обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

•обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;

•реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;

•помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;

•привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их

интерес, учитывая их социальный опыт;

•обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка,

сохранить и укрепить здоровье детей.

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения

поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня

одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для

взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора

У.Х.Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «Метод

проектов», «Проект — есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с

определенной целью».

Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку

проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим

результатом, оформленным в виде конечного продукта (Е.С. Полат).

В результате проектной деятельности, дети становятся активными участниками

воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления»

взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих

силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку

самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного

опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться

убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через

творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как

креативность, способность к саморазвитию.

Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых

сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе.

Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду,

где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что

проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического

процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей.

Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:

• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы

чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и

приобретают все новые умения.

• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной

творческой личности.

Основными задачами по достижению цели являются:

Задачи развития:

• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

• развитие познавательных способностей детей;

• развитие творческого воображения;

• развитие творческого мышления;

• развитие коммуникативных навыков.

• Развитие речи детей

Задачи исследовательской деятельности (они специфичны для каждого возраста).

В старшем возрасте это:

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы с использованием различных

вариантов;

• развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной

исследовательской деятельности.

• В своей работе с детьми я использую метод проектов и исследовательскую деятельность.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей —

индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение

определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то

проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов,

средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.

Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его

достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных

сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой

обитания.

Для решения задач, поставленных в проектах, я привлекала к работе родителей, которые с

удовольствием ищут решения вместе с детьми, помогают в организации развивающей

среды в группе, активно участвуют в подготовке и проведении проектов.

Кроме этого дети совместно с родителями уже дома продолжали экспериментировать,

закреплять знания, полученные в детском саду.

Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры,

проведены словесные игры, изучена художественная литература, энциклопедии по темам

проектов, проведены подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физ.минутки , при

помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.

Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую,

познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение)

и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные

возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого

межпредметного проекта.

Мною были реализованы групповые проекты:

Краткосрочный исследовательский, познавательный, практический, творческий проект

«Зима и зимние забавы».

Долгосрочный познавательный, исследовательский, практический, творческий проект

«Птицы».

Долгосрочный познавательный, исследовательский, практический проект во второй

младшей группе «Транспорт».

Долгосрочный исследовательский, познавательный, практический, творческий проект

«К.И.Чуковский - читаем детям всей семьей».

Активная работа с родителями привела к тому, что они не только стали средством

информации и поддержки ребенка, но и сами активно включились в проектную

деятельность, а также обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство

сопричастности и удовлетворения от совместной с детьми работы.

В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, творческие

гостиные, встречи с интересными людьми, организовывались экскурсии, которые

подводили итог нашей совместной деятельности.

Основные этапы работы над проектами:

Целеполагание:

• помогаю ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на

определенный отрезок времени;

• использование модели 4-ех вопросов: Что я знаю по этой теме? Что я хочу еще знать?

Что нужно сделать, чтобы узнать? Где можно это узнать?

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели по запросу детей;

Выполнение проекта – практическая часть;

Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Проекты классифицируются по разным основаниям. Охарактеризую их основные

виды.

1. Виды проектов по предметно-содержательной области:

• монопроекты (содержание проектов ограничивается рамками одной образовательной

области, цель и задачи имеют направленность на комплексное решение ее основных

задач;

• решение других задач, интегрированных в проект, имеют второстепенное значение);

• межпредметные (интегрированные) проекты (содержание проектов и решаемые задачи

относятся к разным образовательным областям программы).

2. Виды проектов по доминирующей детской деятельности:

• творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей

сказки и по-своему решают поставленные проблемы);

• исследовательско-творческие (в них дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а

результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по

результатам экспериментов);

• информационно-практические (в них дети осваивают новую информацию и используют

ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни,

оформлении группы, подготовке к сюжетно-ролевой игре, во взаимодействии с детьми

младших групп и т.п.);

• творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой

или театрализованной игры).

3. Виды проектов по количеству участников:

• индивидуальные

• парные (объединение двоих детей или ребенка и родителя);

• групповые (организуется небольшая подгруппа детей-участников, иногда – совместно с

их родителями);

• коллективные (в проекте участвуют все дети группы);

• массовые.

4. По длительности реализации:

• краткосрочные (мини-проекты, включающие 2 – 3 образовательные ситуации и

длящиеся 2 – 3 дня; характерны для младших групп);

• проекты среднесрочные (проводятся на протяжении 1 – 2 недель, преимущественно в

средней группе);

• длительные проекты (длятся от месяца и до года, предполагают постепенное пополнение

материалов конечного продукта).

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-

образовательную работу ДОУ я считаю:

• высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности,

коммуникативности, самостоятельности;

• повышение готовности детей к восприятию нового материала;

• активное участие родителей в жизни ДОУ.

Дети к концу внедрения проекта:

• умеют видеть проблему и задавать вопросы;

• умеют доказывать;

• делают выводы и рассуждают;

• высказывают предположения и строят планы по их проверке.

Выводы.

Как показала практика, проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и

эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии

взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает

им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей,

их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, я стараюсь создать

атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным

творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить

любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает

возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его

любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или

иной деятельности.



В раздел образования