Напоминание

Конфликты в учебном процессе


Авторы: Голиков Руслан Сергеевич, Пархоменко Давид Александрович
Должность: учитель-дефектолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №76
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Конфликты в учебном процессе
Раздел: среднее образование





Назад




Конфликт как часть учебного процесса.

Школа – это важная ступень для роста человека в обществе.

Именно

здесь

ребенок

начинает

проявлять

свою

самостоятельность

относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Мы

знаем, что каждый человек уникален в своём проявлении, у каждого свои

интересы и особенности. При столкновении противоположностей, возникает

конфликт. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной

интенсивности характерны для большинства российских школ. Тема о

конфликтах в школе не теряет своей актуальности в годах.

В нынешних реалиях часто поднимается вопрос конфликтов в

школе. Возникновение проблемных и конфликтных ситуаций обусловлено и

падением престижа педагогической профессии в обществе, авторитарностью

в школьном управлении, возросшей напряженностью в межличностных

отношениях в школьном социуме.

Современные дети стали отличаться или полным безразличием к

окружающим их людям, либо редкой жестокостью ко всему жестокостью, из-

за чего педагог не всегда может воздействовать на них, ведь для таких детей

учитель не является тем, кого они обязаны уважать.

Можно вывести основное социальное противоречие: противоречие

между требованиями и ожиданиями учеников и реально получаемым

образованием. Поэтому причины конфликтов между учениками и учителями

являются следствием реальных причин, вызванных основным социальным

противоречием.

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта

деятельности: ученик, учитель, родители и администратор (руководители

различных уровней). Нужно провести типологизацию конфликтов по такому

основанию, как субъект конфликта, и проанализировать причины, их

вызывающие.

Можно выделить десять видов противостояний: 1) ученик- ученик;

2) ученик – учитель; 3) ученик – родители; 4) ученик – администратор; 5)

учитель – учитель; 6) учитель – родители; 7) учитель – администратор; 8)

родители – родители; 9) родители – администратор; 10) администратор –

администратор.

Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по

мнению учителей, «являются обычным делом для школы». Основные поводы

для конфликтов между учениками – грубость, хамство, жестокость,

озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех

времен и народов. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из

парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо

больше взрослого «подвержен соблазну стадности, немотивированной

жестокости, травли…».

Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе

происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь

успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных

нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов

между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет

дисциплина

умение

обеспечить

ребенку

необходимую

для

его

полноценного

развития

свободу

в

рамках

разумного

подчинения

установленному порядку.

Второй, центральный, конфликт «ученик - учитель». Причинами

такого противостояния, с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления

со стороны учителя; 2) нетактичное поведение; 3) необъективность при

оценке знаний; 4) завышенные требования. Наиболее распространены

следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с

учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение

от контактов, 5) приспособление.

Другая

точка

зрения

это

мнение

учителей.

В

ходе

социологического

исследования

основными

причинами

возникновения

конфликтов с учениками были названы: нарушение дисциплины на уроке

(51,9%),

плохое

выполнение

домашних

заданий

(35,5%),

нездоровые

отношения между учениками (22,6%). Можно добавить еще две причины:

крайняя загруженность учителя и его невыдержанность.

Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:

- внешнее пресечение конфликтных действий путем наложения

различных

санкций

самостоятельно,

либо

с

помощью

родителей,

администрации – 66,7% ответов;

- проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке или вне

урока (беседа - дискуссия) – 32%;

- профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с

учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся – 19,4%;

- отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию – 11,1%.

Самым важным фактором социализации ребенка была и остается

семья. Конфликт «ученик - родители» вписывается в вечную тему «отцы и

дети». Практика показывает, что «союз взрослых – педагога и родителей -

почти всегда направлен на устрашение, подавление ребенка, на войну с ним».

2

Главными же причинами ссор, споров и конфликтов детей с

родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право

поступать

по

своему

разумению,

что

родители

расценивают

как

непослушание.

Конфликты в учительской среде: «учитель – учитель», «учитель -

администратор»,

«администратор

-

администратор»

(под

этим

подразумевается конфликт как внутри школы, так и между школьной

администрацией

и

представителями

вышестоящих

образовательных

ведомств). По мнению педагогов, они чаще всего возникают из-за: 1)

нетактичного отношения друг к другу, 2) неудобного расписания занятий, 3)

непродуманных

нововведений

в

школе,

4)

перекладывание

чужих

обязанностей на учителя, 5) неравномерного распределения педагогической

нагрузки. Помимо перечисленных, можно выделить административные и

финансовые злоупотребления.

Американские

социологи,

на

основании

исследований,

проведенных

среди

учителей,

выделили

факторы,

способствующие

удовлетворенности педагогическим трудом, а значит, и снижающие уровень

конфликтности в общеобразовательных школах.

Во-первых, состояние межличностных отношений. Большинство

педагогических коллективов – женские с небольшим процентом мужчин.

«Директора школ, завучи – одним словом руководители – это тоже

женщины, которые в большинстве случаев выдвинулись благодаря тому, что

обладают

умением

«навести

порядок»,

«организовать

мероприятие»,

«добиться исполнения»», что крайне осложняет отношения в звене «учитель

- администратор».

Во-вторых, автономия школьного преподавателя.

В-третьих, «стиль работы школьной администрации, в первую

очередь директора – ведь именно он задает тон в школе и является в ней

ключевой лидерской фигурой».

Последняя конфликтующая пара «учитель - родители». Причиной

их противостояния является ребенок. В этом конфликте, как правило, дело не

обходится без администратора. Родители считают, что к их сыну (дочери)

учитель относится необъективно, нередко его обвиняют в некомпетентности.

Учителя в свою очередь обвиняют семью, родителей в самоустранении от

процесса обучения, воспитания детей. За этой перепалкой взрослые не

замечают, что у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к школе и

учебе.

3

Результаты исследования показывают, что в школе трудно и

учителям, и ученикам. Ученикам труднее, потому что они неопытнее и

бесправнее. В представлении детей переустройство школьной жизни – это

прежде всего уважение к личности ученика, представление ему права самому

выбирать, какие предметы изучать, какие клубы и вечера посещать, у какого

учителя учиться. Для многих программа слишком сложна, порождает

комплекс неполноценности. Принуждение к учебе, отсутствие возможности

выбора в соответствии со своими желаниями и возможностями – главная

причина негативного отношения учащихся к школе. Принципы педагогики

сотрудничества могут способствовать улучшению положения дел в школе,

если они будут распространяться не только на внеклассную работу, а прежде

всего на учебный процесс.

Такое явление нашей действительности, как конфликты в средней

школе нельзя рассматривать в отрыве от происходящих в обществе

социальных процессов. Надо помнить, что на ухудшение отношений внутри

этого социального института влияют противоречия в звене «общество -

школа».

Таким

образом,

можно

констатировать,

что

конфликты

в

общеобразовательной школе – явление закономерное, в значительной мере

вытекающее из ее неспособности реагировать на изменившиеся внешние

условия. Конфликты в школе все чаще приобретают массовый характер.

4



В раздел образования