Авторы: Голиков Руслан Сергеевич, Пархоменко Давид Александрович
Должность: учитель-дефектолог, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ №76
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Конфликты в учебном процессе
Раздел: среднее образование
Конфликт как часть учебного процесса.
Школа – это важная ступень для роста человека в обществе.
Именно
здесь
ребенок
начинает
проявлять
свою
самостоятельность
относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Мы
знаем, что каждый человек уникален в своём проявлении, у каждого свои
интересы и особенности. При столкновении противоположностей, возникает
конфликт. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной
интенсивности характерны для большинства российских школ. Тема о
конфликтах в школе не теряет своей актуальности в годах.
В нынешних реалиях часто поднимается вопрос конфликтов в
школе. Возникновение проблемных и конфликтных ситуаций обусловлено и
падением престижа педагогической профессии в обществе, авторитарностью
в школьном управлении, возросшей напряженностью в межличностных
отношениях в школьном социуме.
Современные дети стали отличаться или полным безразличием к
окружающим их людям, либо редкой жестокостью ко всему жестокостью, из-
за чего педагог не всегда может воздействовать на них, ведь для таких детей
учитель не является тем, кого они обязаны уважать.
Можно вывести основное социальное противоречие: противоречие
между требованиями и ожиданиями учеников и реально получаемым
образованием. Поэтому причины конфликтов между учениками и учителями
являются следствием реальных причин, вызванных основным социальным
противоречием.
В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта
деятельности: ученик, учитель, родители и администратор (руководители
различных уровней). Нужно провести типологизацию конфликтов по такому
основанию, как субъект конфликта, и проанализировать причины, их
вызывающие.
Можно выделить десять видов противостояний: 1) ученик- ученик;
2) ученик – учитель; 3) ученик – родители; 4) ученик – администратор; 5)
учитель – учитель; 6) учитель – родители; 7) учитель – администратор; 8)
родители – родители; 9) родители – администратор; 10) администратор –
администратор.
Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по
мнению учителей, «являются обычным делом для школы». Основные поводы
для конфликтов между учениками – грубость, хамство, жестокость,
озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех
времен и народов. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из
парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо
больше взрослого «подвержен соблазну стадности, немотивированной
жестокости, травли…».
Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе
происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь
успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных
нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов
между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет
дисциплина
–
умение
обеспечить
ребенку
необходимую
для
его
полноценного
развития
свободу
в
рамках
разумного
подчинения
установленному порядку.
Второй, центральный, конфликт «ученик - учитель». Причинами
такого противостояния, с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления
со стороны учителя; 2) нетактичное поведение; 3) необъективность при
оценке знаний; 4) завышенные требования. Наиболее распространены
следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с
учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение
от контактов, 5) приспособление.
Другая
точка
зрения
–
это
мнение
учителей.
В
ходе
социологического
исследования
основными
причинами
возникновения
конфликтов с учениками были названы: нарушение дисциплины на уроке
(51,9%),
плохое
выполнение
домашних
заданий
(35,5%),
нездоровые
отношения между учениками (22,6%). Можно добавить еще две причины:
крайняя загруженность учителя и его невыдержанность.
Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:
- внешнее пресечение конфликтных действий путем наложения
различных
санкций
самостоятельно,
либо
с
помощью
родителей,
администрации – 66,7% ответов;
- проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке или вне
урока (беседа - дискуссия) – 32%;
- профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся – 19,4%;
- отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию – 11,1%.
Самым важным фактором социализации ребенка была и остается
семья. Конфликт «ученик - родители» вписывается в вечную тему «отцы и
дети». Практика показывает, что «союз взрослых – педагога и родителей -
почти всегда направлен на устрашение, подавление ребенка, на войну с ним».
2
Главными же причинами ссор, споров и конфликтов детей с
родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право
поступать
по
своему
разумению,
что
родители
расценивают
как
непослушание.
Конфликты в учительской среде: «учитель – учитель», «учитель -
администратор»,
«администратор
-
администратор»
(под
этим
подразумевается конфликт как внутри школы, так и между школьной
администрацией
и
представителями
вышестоящих
образовательных
ведомств). По мнению педагогов, они чаще всего возникают из-за: 1)
нетактичного отношения друг к другу, 2) неудобного расписания занятий, 3)
непродуманных
нововведений
в
школе,
4)
перекладывание
чужих
обязанностей на учителя, 5) неравномерного распределения педагогической
нагрузки. Помимо перечисленных, можно выделить административные и
финансовые злоупотребления.
Американские
социологи,
на
основании
исследований,
проведенных
среди
учителей,
выделили
факторы,
способствующие
удовлетворенности педагогическим трудом, а значит, и снижающие уровень
конфликтности в общеобразовательных школах.
Во-первых, состояние межличностных отношений. Большинство
педагогических коллективов – женские с небольшим процентом мужчин.
«Директора школ, завучи – одним словом руководители – это тоже
женщины, которые в большинстве случаев выдвинулись благодаря тому, что
обладают
умением
«навести
порядок»,
«организовать
мероприятие»,
«добиться исполнения»», что крайне осложняет отношения в звене «учитель
- администратор».
Во-вторых, автономия школьного преподавателя.
В-третьих, «стиль работы школьной администрации, в первую
очередь директора – ведь именно он задает тон в школе и является в ней
ключевой лидерской фигурой».
Последняя конфликтующая пара «учитель - родители». Причиной
их противостояния является ребенок. В этом конфликте, как правило, дело не
обходится без администратора. Родители считают, что к их сыну (дочери)
учитель относится необъективно, нередко его обвиняют в некомпетентности.
Учителя в свою очередь обвиняют семью, родителей в самоустранении от
процесса обучения, воспитания детей. За этой перепалкой взрослые не
замечают, что у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к школе и
учебе.
3
Результаты исследования показывают, что в школе трудно и
учителям, и ученикам. Ученикам труднее, потому что они неопытнее и
бесправнее. В представлении детей переустройство школьной жизни – это
прежде всего уважение к личности ученика, представление ему права самому
выбирать, какие предметы изучать, какие клубы и вечера посещать, у какого
учителя учиться. Для многих программа слишком сложна, порождает
комплекс неполноценности. Принуждение к учебе, отсутствие возможности
выбора в соответствии со своими желаниями и возможностями – главная
причина негативного отношения учащихся к школе. Принципы педагогики
сотрудничества могут способствовать улучшению положения дел в школе,
если они будут распространяться не только на внеклассную работу, а прежде
всего на учебный процесс.
Такое явление нашей действительности, как конфликты в средней
школе нельзя рассматривать в отрыве от происходящих в обществе
социальных процессов. Надо помнить, что на ухудшение отношений внутри
этого социального института влияют противоречия в звене «общество -
школа».
Таким
образом,
можно
констатировать,
что
конфликты
в
общеобразовательной школе – явление закономерное, в значительной мере
вытекающее из ее неспособности реагировать на изменившиеся внешние
условия. Конфликты в школе все чаще приобретают массовый характер.
4