Автор: Казыханова Венера Асхатовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 города Бирска
Населённый пункт: город Бирск
Наименование материала: Конспект открытого урока литературы в 8 классе
Тема: "Любовью дорожить умейте" по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Конкурс
«Учитель года русского языка и литературы - 2016»
Методическая разработка урока литературы в 8а классе по теме:
«Любовью дорожить умейте»
( по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»)
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Исхакова В.А.
Бирск – 2016
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: «Любовью дорожить умейте»
(по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»)
Цели:
Образовательные:
- продолжить знакомство с циклом рассказов о любви;
- проанализировать основные проблемы рассказа А.И. Куприна « Куст
сирени»
- выявить нравственные проблемы согласия и взаимопонимания в рассказе
«Куст сирени»;
- определить основные черты характера главных и второстепенных героев,
принципы и правила их поведения;
- выяснить, какие качества характера помогают героям сохранить и развить
любовь;
-понять авторскую позицию и свое отношение к ней;
Развивающие:
- развивать творческие способности, монологическую речь, навыки анализа
текста, выразительной устной речи учащихся;
-способствовать умению отбирать и обобщать отобранный материал,
Воспитательные:
- воспитывать чуткое отношение к любви, способность к сопереживанию,
умение дорожить любовью, взаимопонимание между близкими людьми.
Оборудование:
- портреты А.И. Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина, О.Генри;
- иллюстрация Екатерины Штуц «Девушка с сиренью»;
- интерактивная доска с презентацией;
- сборники рассказов И. А. Бунина, А. И.Куприна, О.Генри;
- отрывок из стихотворения Л. Майоровой;
- доска, мел;
- магниты;
- белые и красные бумажные сердечки.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа по вопросам,
сравнительный анализ произведений, элементы анализа текста.
Словарная работа:
Педант – излишне строгий в выполнении формальных требований человек;
Ридикюль – ручная дамская сумочка;
Ломбард – учреждение для выдачи ссуды под залог имущества;
Солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень без
других камней.
План урока
1.
Организационный момент.
2.
Постановка целей.
3.
Слово учителя.
4.
Словарная работа.
5.
Беседа.
6.
Выводы.
7.
Рефлексия.
8.
Домашнее задание.
Ход урока
Учитель: Два предыдущих урока мы с вами говорили о любви. И любовь
нам встречалась разная (какая?) (Слайд№1)
Любовь, она бывает разной:
Неистовой, однообразной,
Не понятой и не пришедшей,
Спокойной, нежной, сумасшедшей,
Потерянной, неповторимой,
Нечаянно прошедшей мимо,
Коварной и самолюбивой,
Неразделенной, несчастливой.
(Л. Майорова)
-А к какому «типу» вы бы отнесли любовь в рассказе А. И. Куприна «Куст
сирени
»?
Ученик
:
Взаимная, самоотверженная.
Учитель: А что такое любовь?
Как пронести настоящую, преданную любовь через годы и расстояния?
Почему люди любят друг друга?
Для чего нужна любовь?
Умеют ли дорожить любовью?
Я согласна, ребята, что вопросы непростые, требующие размышления, а
ответить на них поможет А.И. Куприн и главные герои рассказа «Куст
сирени».
Откроем тетради, запишем число, тему урока
« Любовью дорожить умейте…»(слайд№2)
( по рассказу А.И. Куприна « Куст сирени»)
Постановка целей урока
Учитель: Ребята, давайте подумаем вместе, какие цели стоят перед нами на
нашем уроке?
Ученик: Мы должны выяснить, почему любовью надо дорожить, что это
значит - «дорожить любовью», выяснить, как переживали любовь герои
А.Куприна, определить, какие качества характера помогают героям
сохранить и развить любовь, узнать секреты семейного счастья, почему
рассказ называется «Куст сирени»?
Слово учителя (слайд№3)
Учитель: Да, вы правы, любой человек размышляет над этими вопросами.
Многие писатели, такие как И.Бунин, А.П. Чехов, О. Генри пытались найти
ответ на этот непростой вопрос, потому что почти каждая женщина способна
в любви на самый высокий героизм. В творчестве каждого из них есть
произведение об этом удивительном и загадочном чувстве.
Сегодня нам предстоит выяснить, каким видит счастье А.И.Куприн. Мы
проведём небольшое исследование и выясним, в чём видят счастье главные
герои рассказа А.Куприна «Куст сирени», который вы прочитали дома.
Почему Куприна, которому было к моменту написания рассказа 24 года,
волнует тема любви? В таком молодом возрасте понимает, что к такому
хрупкому чувству надо относится бережно.
Ведь, действительно, в рассказе А.И. Куприна раскрываются важные
нравственные проблемы счастья, упорства и любви.
На уроке мы вместе попробуем найти секрет семейного счастья, а для этого
необходимо дорожить любовью, потому что любовь - это бесценный дар.
Словарная работа (Слайд№4)
Учитель: Прежде, чем мы отправимся исследовать наши проблемы, давайте
выясним лексическое значение непонятных слов.
Ребята, какие слова требуют особого внимания к себе?
Ученик:
Педант
Ридикюль
Ломбард
Солитер
Беседа
Учитель: Вы правы, в таком щекотливом вопросе, как любовь, мелочей не
бывает
Учитель: А сейчас, ребята, нам предстоит погрузиться в художественный
текст рассказа Куприна «Куст сирени» и выяснить, каково представление о
любви, счастье и благополучии у героев рассказа?
Познакомьте класс с главными и второстепенными героями
Ученик: Главные герои- это Николай Алмазов, Верочка. (Слайд№5)
Второстепенные -оценщик, садовник.
Учитель: Есть ли имена у второстепенных героев?
Как проявляется авторская позиция в отношении к героям?
Ученик: Имена есть лишь у главных героев рассказа, второстепенные герои
названы А. Куприным именами нарицательными, обозначающими их
профессии.
Учитель: Почему автор не дает имена второстепенным героям?
Ученик: Куприн сознательно не даёт им имён, потому что его привлекают
люди, способные на поступок, решительные, способные бескорыстно
изменить к лучшему жизнь другого.
Учитель: Что же произошло в жизни Николая Евграфовича Алмазова? Что
об этом мы узнаём в начале рассказа?
Ученик: Он провалил сдачу практической работы-инструментальной съёмки
местности.
Учитель: Каково его душевное состояние после неудачи? Как это передают
художественные детали текста рассказа?
Ученик: Алмазов подавлен. У него «…насупившееся лицо со сдвинутыми
бровями и нервно закушенной нижней губой…» «…он выпустил из рук
портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно
хрустнув сложенными пальцами…»
Учитель: Что особенно тяготит Николая в постигшей его неудаче?
Ученик: Алмазов понимает, что это крах его карьеры. Это грозит позором и
возращением в полк.
Учитель: Почему он уверен, что ничего уже не исправишь?
Ученик: Уверенность Алмазова в том, что он не сдаст работу, основана на
том, что профессор «педант» и отлично знает план местности.
Учитель: Какие детали рассказа помогают читателю понять сильнейшие
переживания героя? Найдите эти детали в тексте рассказа. (Работа с текстом).
Ученик: Это описание будильника. «Прошло минут пять тяжёлого
молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно
знакомым и надоевшим: раз, два, три-три; два чистых удара, третий с
хриплым перебоем».
Учитель: Сделайте вывод о характере Николая Алмазова.
Ученик: Николай Алмазов беспомощен в трудной жизненной ситуации,
впадает в депрессию, не верит в успех, хотя и пытается выйти из трудной
ситуации.
Учитель: Как к нему относится писатель?
Ученик:
Автор называет Алмазова Николай Евграфович, словно напоминая
ему, что он достаточно взрослый человек и сам должен справляться с
трудностями, подтрунивает за слабость, но все же он ему симпатичен.
Учитель: Какую роль в жизни и учебе Николая играет его жена Вера?
Ученик: Вера является «вечным двигателем» Николая. Благодаря ей он
справляется с депрессией и начинает действовать.
Учитель: Какой неожиданный выход из трудной ситуации находит Вера?
Ученик: Вера решила посадить кусты сирени на месте того места в плане
местности, где муж замазал жирное пятно краской.
Учитель: Почему Вера едет ночью за десять верст вместе с мужем сажать
сирень?
Ученик: Её поступок объясняется желанием помочь любимому мужу в
трудной ситуации.
Учитель: Как удалось Вере убедить садовника выполнить странную работу
ночью?
Ученик: Вера с отчаянием рассказывает садовнику всю историю со
злополучным письмом. Сочувствуя Вере, садовник согласился посадить
сирень.
Учитель: Какой вывод можно сделать о характере Веры?
Ученик:
Вера спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова, ее имя
говорит само за себя.
Она верит в успех дела, надеется на положительный
исход.
В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за
мужа, за его будущее.
Учитель: Чей характер в рассказе представлен ярче: Веры или Николая?
Ученик: Характер Верочки представлен ярче, потому что она вся в
движении, в действии.
Учитель: Обратите внимание, что автор не дает нам внешнего описания
героев. Как вы думаете, почему?
Ученик: Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, а
он гораздо важнее внешности.
Учитель: Каков финал рассказа?
Ученик: Алмазову удалось сдать профессору план местности, и он
счастливый возвращается домой.
Учитель: Как переданы минуты семейного счастья в финале рассказа?
Почему счастлива Верочка?
Ученик: «И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не
было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением
останавливались, чтобы ещё раз взглянуть на эту странную парочку…»
Верочка счастлива, что её поддержка, находчивость, самоотверженность
помогла мужу в трудную минуту его жизни. А это и есть для неё счастье.
Учитель: Почему рассказ назван «Куст сирени»?
Ученик: Рассказ так назван потому, что куст сирени стал символом их
семейного счастья.
Учитель: Почему именно название этого кустарника вынес в заглавие
рассказа А.Куприн?
Ученик: Сирень часто воспринимается как символ великолепия, красоты и
возрождения. Считается, что амулет, сделанный из сирени, способен
принести девушкам обилие женихов и счастливую семейную жизнь, а
мужчинам он может помочь в принятии обдуманных решений).
Учитель: В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: «Двоим
лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде
их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе
одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если
лежат двое, то тепло им, а одному как согреться?»
Почему Соломон видит семейное счастье в труде и самопожертвовании
ради любимого?
Ученик: На мой взгляд, семейное счастье и любовь - это труд. И от того,
как один будет поддерживать и помогать другому, и будет зависеть
семейное счастье.
Учитель: Да. Если «погода в доме» спокойная, любящая, ты весел и
счастлив, как счастлива «Девушка с сиренью» в иллюстрации Екатерины
Штуц. Посмотрите внимательно на эту необыкновенную женщину. Не
правда ли, чудесна! Какие у вас возникают чувства, когда вы рассматриваете
эту красивую девушку?
Ученик: Я вижу милую женщину, любящую и любимую.
Ученик: Мне кажется, что так могла выглядеть Вера в финале рассказа.
Учитель: Всегда приятно, кода любая женщина, не только героиня рассказа,
светится от счастья, её окружают любящие родные и близкие.
Учитель: Подумайте, в каком произведении зарубежного писателя есть
героиня, похожая на Веру Алмазову?
Ученик: это американка Делла из рассказа О. Генри «Дары волхвов».
Учитель: Что их сближает?
Ученик: Обе героини и Вера, и Делла обладают самыми ценными из всех
даров – самоотверженной любовью и преданностью, а это и есть величайшее
сокровище.
Выводы, достижение цели.
Учитель: Ребята, удалось ли Вере сохранить семейное счастье?
Ученик: Безусловно. Своей верой, любовью, отзывчивостью, упорством
удалось главной героине сохранить семейное счастье.
Учитель: В чём же секрет семейного счастья?
Ученик: Научиться ценить друг друга, уметь прощать, беречь здоровье своё
и своих близких, оказывать друг другу знаки внимания, поддерживать друг
друга в трудные моменты жизни.
Учитель: Как вы думаете, почему А. Куприн свою героиню величает Верой?
Ученик: Была такая святая – Вера Римская, мученица. Вместе с сестрами
Любовью и Надеждой, одна за другой после мучений за веру Христову,
перед глазами матери Софии были обезглавлены. Я восхищаюсь этими
женщинами, которые пострадали за веру, но от своего не отказались.
Учитель: Да, это пример безграничной любви, преданности. Теперь мы
понимаем, почему автор выбрал такое прекрасное имя. Вера на протяжении
всего повествования находится рядом с мужем, помогает ему, верит в него,
не давая падать духом.
Учитель: Случайно ли автор наделяет своих героев такой замечательной
фамилией?
Ученик: Алмаз- это драгоценный камень, блестящий, многогранный.
Вероятно, здесь содержится намек на чистые, светлые отношения между
супругами.
Ученик:
«Алмаз» в переводе с греческого означает «непобедимый».
Думаю,
что никакие жизненные испытания не смогли изменить доброго, любящего
отношения друг другу.
Учитель: Да, ребята, вы поняли, что авторская задумка достигла своей
цели. А.И. Куприну удалось достучаться до ваших сердец. Вы не остались
равнодушными и сделали правильные выводы.
Итак, три произведения о любви изучены.. Какие сходства и различия вы
заметили, чем они близки вам и чем запомнились?
Ученик: В каждом рассказе говорится о любви, но герои любят по-разному.
Кто-то любит тихо, кто-то страстно, и только в последнем рассказе А. И.
Куприна « Куст сирени» мы увидели настоящую, самоотверженную,
искреннюю любовь.
Учитель: Наш урок называется «Любовью дорожить умейте…», как вы
думаете, почему?
Ученик: Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять,
простить, жертвовать ради любимого. Такая любовь приносит наслаждение,
она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает
людей счастливыми, как Веру и Николая Алмазова из рассказа «Куст
сирени».
Учитель: Теперь, я надеюсь, мы поняли, что любовь – это высокое чувство,
которое нужно ценить и беречь.
Ученик: За любовь надо бороться, а не ждать, когда ее разрушат.
Ученик: Прочитав все четыре рассказа, я понял, что настоящая любовь
возможна при полном согласии и взаимопонимании.
Ученик: Любовь требует жертв
Учитель: Ребята, я хочу, чтобы вы всегда помнили о героях прочитанных
нами рассказов и поступали правильно, по совести.
Рефлексия.
Учитель: Ребята, у вас на партах красные и белые сердечки. С их помощью
мы сейчас постараемся оценить результативность нашего урока.
- Как бы вы оценили нашу работу?
-Решили ли мы поставленные перед нами задачи?
- Чьи выступления понравились больше всего и почему?
- Оцените себя
Домашнее задание.
Напишите сочинение- рассуждение на тему «Чье изображение любви:
Чехова, Бунина, Куприна, О.Генри - вам ближе? Почему?»