Авторы: Ишбулатова Анна Евгеньевна, Анна Евгеньевна Ишбулатова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 города Бирска
Населённый пункт: город Бирск
Наименование материала: конспект открытого урока литературы в 9 классе
Тема: ЛЮБОВЬ КАК ГАРМОНИЯ ДУШИ В ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА. СТИХОТВОРЕНИЯ "Я ВАС ЛЮБИЛ", "НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ…"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 города Бирска
муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
Урок литературы в 9 классе
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Ишбулатова Анна Евгеньевна
Бирск-2019
ЛЮБОВЬ КАК ГАРМОНИЯ ДУШИ В
ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА.
СТИХОТВОРЕНИЯ «Я ВАС ЛЮБИЛ», «НА
ХОЛМАХ ГРУЗИИ…»
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема: Любовь как гармония души в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения
«Я вас любил…», «На холмах Грузии…»
Цель: знакомство с любовной лирикой поэта и ее адресатами.
Задачи урока:
Обучающие: углубить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина;
вызвать интерес к личности и творчеству поэта; углубить представление
учащихся о любовной лирике; развивать навык анализа лирического
текста.
Развивающие: развивать устную речь учащихся; работать над
обогащением словарного запаса; совершенствовать навыки работы с
дополнительной литературой.
Воспитательные: воспитывать высокие нравственные и эстетические
идеалы.
Планируемые результаты:
Предметные: понимание ключевых проблем изученного произведения
литературы 19 века; связи литературного произведения с эпохой его
написания.
Метапредметные:
• познавательные – овладение умениями создавать обобщения, делать
выводы;
• регулятивные – осуществление контроля деятельности; овладение
умением оценивать деятельность;
• коммуникативные – овладение умениями организовывать учебное
сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
Личностные
:
проявление эстетического сознания через освоение
творческой деятельности эстетического характера; формирование
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению; овладение коммуникативной компетентностью.
Оборудование:
1.
Портреты А.С. Пушкина, Н.Н. Пушкиной, Каролины Собаньской,
Анны Олениной
2.
«Мадонна с младенцем на фоне Синая» Пьетро Перуджино
3.
Черновик стихотворения «На холмах Грузии»
4.
Видеоролик. Стихотворение «Я вас любил»
5.
Видеоролик. Романс «Я вас любил»
6.
Буклет для анализа стихотворений
7.
Распечатанные интеллект-карты
8.
Разноцветные сердечки
9.
Раздаточный материал
План урока:
1.
Организационный момент
2.
Вводное слово учителя
3.
Целеполагание
4.
Работа с книгой. Чтение стихотворения «Я вас любил»
5.
Анализ лирического произведения
6.
Прослушивание романса «Я вас любил»
7.
Анализ лирического произведения
8.
Составление интеллект-карты. Работа по написанию вступления к
сочинению
9.
Рефлексия
10.
Итоги урока
11.
Домашнее задание
Ход урока:
- Здравствуйте, уважаемые гости.
Доброе утро, ребята. Садитесь.
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
Так писал Александр Сергеевич Пушкин. Нельзя не
согласиться с поэтом, ведь только тогда день человеком
прожит не зря, когда он узнал что-нибудь новое, интересное,
удивительное, когда совершил, пусть небольшое, но все же,
открытие. А сегодня нам с вами предстоит сделать много
открытий. Мы попытаемся разгадать удивительнейшую из
тайн, когда-либо существовавших во вселенной.
На нашем уроке мы будем говорить о самом загадочном,
самом прекрасном чувстве на земле. Сотни мудрецов и поэтов
пытались дать определение этому сказочному чувству.
Попробуем угадать, о каком чувстве идет речь. Перед вами на столе
листы бумаги с высказываниями.
… - это то, о чем ВСЕ говорят, но НИКТО НИКОГДА не видел.
(Уильям Шекспир)
… - это единственное, что делает человека – сильнее, женщину –
красивее, мужчину – добрее, душу- легче, а жизнь – прекрасней.
(Фридрих Ницше)
… - восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти к краю
пропасти и сорвать его.
(Фредерик Стендаль)
… -это единственное доступное нам чувство, способное выйти за пределы
времени и пространства.
(Из кинофильма «Интерстеллар» Кристофера Нолана).
……не делает жизнь человека легче, она придает ей смысл.
(из материалов сети «Интернет»)
… - это способность видеть чудо, невидимое для других.
(Франсуа Мориак)
…
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
(Анна Ахматова)
- Вы догадались, о каком чувстве пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(О любви)
- Совершенно верно.
Любовь. Таинственная. Нежная. Первая. Чудесная. Яркая.
Единственная. Сколько эпитетов придумано людьми, которые
любили и были любимы. Каждый человек хотя бы раз в жизни
испытывает это чувство. Оно может быть взаимным или
безответным, но оно всегда находит в душе отклик. Это чувство
помогает человеку понять себя, осознать свое место в мире,
обрести смысли жизни.
На уроке мы познакомимся со стихотворениями А.С. Пушкина,
посвященными этому невероятно прекрасному, удивительному
чувству.
Перед вами небольшие специально приготовленные листы, на которых вы
будете работать.
Тему записываем на титульном листе:
ЛЮБОВЬ КАК ГАРМОНИЯ ДУШИ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА
Как вы понимаете значение слов ???
Гармония – это согласованность, стройность, созвучие, равновесие,
взаимное соответствие. Синонимы: равновесие, равномерность, согласие.
Душа – нематериальная составляющая личности, внутренний,
психический мир человека, его сознание.
- А сейчас давайте вместе сформулируем цели, к достижению
которых будем стремиться.
Что нам предстоит узнать на уроке?
(Нам предстоит узнать, кому А.С. Пушкин посвящал стихи, как он
относился к любви, что он думал об этом чувстве)
- Чему мы должны научиться?
(выразительно читать стихи, научиться анализировать
поэтический текст, находить изобразительно-выразительные средства
языка, с помощью которых поэт создает образ лирического героя)
(на доске)
Знать: стихотворения А.С. Пушкина, относящиеся к любовной лирике;
особенности изображения влюбленного лирического героя.
Уметь: анализировать язык стихотворений А.С. Пушкина, находить
средства речевой выразительности, помогающие в создании
художественного образа.
- Когда душа обретает гармонию? Почему именно любовь
помогает человеку почувствовать себя счастливым? На эти и
другие вопросы мы постараемся найти ответы в стихотворениях
А.С. Пушкина.
Одно из самых известных стихотворений Александра Пушкина
называется «Я вас любил»
(прослушать)
Это стихотворение написано в 1829 году. Все произведение
представляет собой наполненное искренними эмоциями
признание.
Историки литературы до сих пор спорят, кому посвящено произведение.
Есть две версии о том, кому именно Пушкин посвятил эти гениальные
строки.
(ученики выступают с сообщением)
Долгое время считалось, что их адресат – это Каролина Собаньская. Эту
потрясающую светскую львицу поэт встретит еще во впечатлительном
юном возрасте, когда в 1821 году отбывал южную ссылку. Красавица
потрясла романтическое воображение Александра Сергеевича. Почти
десять лет он обожал ее – даже в 1830 году, уже готовясь к помолвке с
будущей женой, он писал гордячке, умоляя ее о дружбе, однако она не
ответила.
Вторая женщина, которой он также мог адресовать эти проникновенные
строки – двоюродная сестра Анны Керн (в которую поэт также был одно
время влюблен), Анна Оленина. Красивой и прекрасно образованной
девушке посвящали стихи многие выдающиеся люди того времени.
Пушкин даже сватался к ней, но после отказа оставил в ее альбоме два
четверостишия.
Но кто бы ни был адресатом, история создания стихотворения “Я вас
любил” тесно связана с прошлым его автора – это прощание с чувствами.
В 1829 году, когда оно было написано, поэт делает предложение Наталье
Николаевне Гончаровой.
Прекрасное произведение было представлено на читательский суд уже на
следующий год, в 1830 году. Впервые его напечатал альманах “Северные
цветы”.
Анализ
- Попытаемся проникнуть в тайну этого стихотворения.
- От какого лица ведется повествование?
(от 1лица. Местоимение «Я»)
Перед нами лирический герой, за образом которого скрывается
автор
- Какое местоимение употребляет лирический герой,
обращаясь к женщине?
(Вы)
- О чем свидетельствует такое вежливое обращение к
женщине?
(уважение, нежность, трепетное отношение, робость,
преклонение, былая страсть)
- В каком времени употребляется глагол в 1 предложении?
(«любил» глагол 1 л., ед.ч., прош. вр.)
- Обратите внимание на знак препинания « : » в первой строке.
Лирический герой говорит о своей любви в прошедшем времени,
но он сам, кажется, не верит в то, что чувства прошли.
- В 1 строке дважды употребляются однокоренные слова.
Какие это слова?
(«любил» и «любовь»)
- Почему они повторяются?
(Думаю, лирический герой все еще испытывает эти
чувства, любовь еще живет в сердце).
- Какое изобразительно-выразительное средство языка, какой
троп употребляется в 1-2 строках стихотворения. Найдите и
прочитайте его.
(«Любовь угасла» - метафора.)
Дайте определение, что такое метафора?
(Скрытое сравнение)
- В чем это скрытое сравнение? С чем сравнивает любовь А.С.
Пушкин?
(С пламенем свечи, с остывающим угольком костра, который
может погаснуть от дуновения ветерка, и даже от неосторожного
дыхания человека?)
- Обратим внимание на то, в каком порядке стоят слова в 1
четверостишии.
(Обратный порядок слов.)
ИНВЕРСИЯ – синтаксический прием, нарушение обычного
порядка слов в предложении. Это перестановка частей фразы,
придающая особую выразительность. Для чего автор переставляет
слова во фразе? (хочет сделать речь более яркой, подчинить мысль
ритму стиха, стихотворному размеру)
- Действительно, инверсия позволяет создать особую интимную
атмосферу, возникает ощущение доверительной беседы с тем
человеком, который все еще дорог сердцу.
- «Пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем». Как вы понимаете данную
фразу?
(Лирический герой не хочет тревожить любимого человека. Даже
сама мысль о том, что любимая женщина будет опечалена, претит
лирическому герою. Он не хочет нарушать покой дорогого
человека. Ничто не должно омрачать спокойной жизни
возлюбленной)
- 1 и 4 строки первого четверостишия начинаются с местоимения
«Я». Давайте подумаем, почему?
(Лирический герой говорит о том, что принял решение, которое
очень важным является для обоих)
- Прочитаем следующие 2 строки (5-6). Мы слышим
воспоминание о чувстве любви.
Мы видим 2 наречия «безмолвно» и «безнадежно». Подберем
синонимы
Безмолвно – без слов, беззвучно, тихо, робко
Безнадежно – безвыходно.
Читаем следующую строку:
«Ревность, робость томим» - метафора.
Объясните смысл слова «томить» - мучить, страдать.
(лирическому герою любовь принесла много страданий, но
счастья она дала намного больше). – и вновь мы слышим
местоимение «я».
- Можем ли мы ответить, КАК любил лирический герой?
(искренно, нежно)
- Прочитаем последние 2 строки стихотворения. Какая великая
тайна любви сокрыта в них?
(Нужно уважать чувства другого человека, нужно думать прежде
всего о том, кого ты любишь. Лирический герой готов страдать,
лишь бы любимый человек был счастлив)
- Попробуем определить настроение лирического героя, и
всего стихотворения в целом.
(тихая, светлая грусть).
Молодцы! Мы с вами попытались проникнуть в канву
стихотворения, разгадать его тайну.
- Давайте попробуем ответить на вопросы:
- Какой должна быть настоящая любовь, по мнению А.С.
Пушкина? (Чистой, искренней, нежной, робкой. Любящий человек
никогда не обидит того, кого по-настоящему любит).
- Пушкин считал, что любовь дарована богом. Любовь, как и
поэтическое вдохновение, дается свыше. Именно благодаря любви
рождаются удивительные строки, полные нежности, заботы,
ласки. Строки стихотворения «Я вас любил» настолько чисты и
красивы, что они вдохновили композиторов на создание романса.
Первым написал музыку композитор Феофил Толстой (в 1828
году – раньше, чем стихотворение было опубликовано. Пушкин
сам прислал ему рукописную копию этого стихотворения).
Следующим композитором, написавшим музыку, стал Александр
Алябьев (1832), затем Борис Шереметев (1859). Но у каждого
композитора было собственное видение взаимодействия музыки и
слова. Даргомыжский делал ударение на слово «Я»,
Алябьев – «ВАС»
Шереметев – «ЛЮБИЛ»
Послушаем романс в исполнении Романа Астахова (стихи
А.С.Пушкина, музыка Бориса Шереметева)
(ЭКРАН - ВИДЕОРОЛИК)
Удивительно красивое произведение, вершина поэтического и
музыкального искусства.
(Работают на листках )
Следующее стихотворение, тайну которого мы тоже должны
будем разгадать, было написано 15 мая 1829 года. Называется оно
«На холмах Грузии». Напечатано было в альманахе «Северные
цветы» в 1830 году. Как только стихотворение увидело свет, у
всех сразу возник вопрос, кто та таинственная женщина, которая
вдохновила поэта написать столь чудесные строки. Дочь генерала
Николая Раевского, Мария Волконская, считала, что в
стихотворении поэт обращается к ней, поскольку именно в нее он
был влюблен во время своего первого путешествия по Кавказу 9
годами ранее. Историки же склонны считать, что адресатом
стихотворения была будущая жена поэта – Наталья Николаевна
Гончарова (1812 - 1863). Он была единственной героиней
пушкинской лирики последних лет. О ней написано, наверное,
больше, чем о какой-либо другой жене русского поэта или
писателя: научные исследования и художественные произведения,
мемуары и фантазии, яростные обвинения и не менее страстные
защитительные речи. Сам Пушкин, словно бы предвидя будущую
несправедливость, заранее отвечал на нее: «Я должен был на тебе
жениться, потому что всю жизнь без тебя был бы несчастлив».
Впервые поэт увидел ее на балу у танцмейстера Иогеля. Это было
зимой 1828-29 года. Ей только недавно минуло 16 лет. «Я
полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, -
вспоминал он впоследствии в письме к ее матери, - ваш ответ по
все его неопределенности (Пушкину не было совсем отказано, но
ему, сославшись на молодость Натали, сказали, что еще рано
говорить о ее замужестве) на мгновение свел меня с ума, в ту же
ночь я уехал на Кавказ в армию». Он уехал в действующую
армию на Кавказ. Там в мае 1829 года было написано первое
стихотворение, которое связывают с именем Натальи Николаевны.
!!!(Давайте прочитаем стихотворение)
- Стихотворение невелико по объему, написано простым языком.
Кажется, будто непосредственно и просто вылилось из-под пера
автора. Обратим внимание на черновик стихотворения «На холмах
Грузии лежит ночная мгла...»
(ЧЕРНОВИК)
Мы видим следы напряженной работы поэта: обилие зачеркнутых,
исправленных и переделанных строк. Какой мы можем сделать
вывод? ( Простота и легкость стихотворения явились результатом
упорного труда автора, в тексте нет ни одного случайного слова:
каждое из них имеет глубокий смысл, и именно потому такое
короткое стихотворение может производить столь глубокое
впечатление)
- Попробуем определить этот смысл. Прочитаем два первых
стиха. Что мы видим?
(пейзажная зарисовка):
«На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною»
Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал.
Какие это начала? Что противопоставляет автор?
(возвышенности и глубину)
Верно. Первый стих рисует холмы — возвышенности, поднятые к
небу. Второй — лежащую у ног поэта глубокую реку.
Обратим внимание на звук «У». Что подчеркивает автор?
(Чувство глубины подчеркивается глубоким звуком «у»; «Шумит
Арагва предо мною».)
Таким образом, первые строки вводят в сознание читателя образы
высоты и глубины.
Но еще более важна упомянутая в первом стихе «ночная мгла». В
поэзии Пушкина большое значение имеют «свет» и «темнота».
Ночь, как правило, всегда является чем-то страшным, пугающим
своей неизвестностью. Ночь, которая обычно встречалась нам в
негативном контексте, здесь впервые связана с лирическими,
задушевными переживаниями автора. Подумаем над этим. Прежде
всего задумаемся над словом «мгла».
МГЛА – темнота, туман, непрозрачный воздух.
Мгла у Пушкина никогда не означает просто темноту, а всегда
ночную тьму, перемешанную с чем-либо.
В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» ночная
мгла создает сразу два образа — ночи и лунного света.
- Скажите, ребята, что меняется, если на небе появляется
луна?
(умиротворение)
Верно. Ночь – пугает, лунный свет – успокаивает. Ночь, о которой
говорит Пушкин,— светлая ночь, пронизанная успокаивающим и
примиряющим светом луны.
- Какие образы возникают при прочтении 2-х первых строк?
(пейзаж первых строк содержит и образы горных вершин, и
глубокую реку, текущую в темноте, и ночную тьму, и лунный
свет). Это противоречие имеет, однако, не трагический, а
примиренный характер, что подчеркивается спокойной
музыкальной организацией стиха.
Если выписать гласные и согласны новый образе фонемы, можно
убедиться в обилии и разнообразии согласных звуков: их почти
столько же, сколько гласных.
- Кроме обычных согласных, в тексте стихотворения обильно
представлены согласные: м, н, л. Как мы их называем?
(сонорные, звучные, плавные)
- Каким становится повествование благодаря обилию этих
звуков?
(напевное, протяжное)
Ночь и лунный свет, высота и глубина - все это вместе создает
картину контрастную и примиренную одновременно, широкую и
спокойно-печальную.
Перечитаем 3 и 4 строки. О чем мы узнаем из этих строк? Что
мы представляем?
(Они характеризуют внутреннее состояние лирического героя).
- Каково его внутреннее состояние?
(Оно находится в согласии с окружающим пейзажем)
Обратим внимание на слова «ГРУСТНО и ЛЕГКО». Разве так
бывает? Разве могут эти понятия сочетаться?
(Чувства, испытываемые героем-автором, противоречивы:
«грустно и легко» — это не только разные, но и трудно
совместимые чувства)
- Объяснение их соединению дает выражение «печаль моя
светла»: подобно тому, как ночная темнота, пронизанная лунным
светом, делается не страшной, не враждебной, а грустной и
поэтичной, печаль пронизана светом. Каким светом (светом чего),
в стихе пока не говорится.
Этому посвящен следующий стих, прочитаем его:
Печаль моя полна тобою.
- В стихотворении появляется новый образ, автор не называет
его, а лишь указывает с помощью местоимения. Найдите это
слово.
(ты)
Введенное в стихотворение поэтическое «ты» — образ
неназванной возлюбленной (кому Пушкин адресовал это
стихотворение, мы точно не знаем, вопрос этот до сих пор
составляет предмет споров комментаторов) — становится
источником света. Именно ею полна печаль, и это делает печаль
светлой.
И вот, ребята, мы стоим на пороге невероятного открытия
Прочитаем слова третьего стиха и обратим внимание на то, что
звуки перекликаются, они повторяют звуки первого, являясь как
бы их эхом. Ср.:
Грузии — грустно
Лежит мгла — легко
Ночная — печаль
Мгла — моя светла
(Параллелизм пейзажа и душевного мира подчеркивается
системой звуковых повторов)
- Прочитаем последние четыре стиха. Как меняется
интонация?
(Спокойствие сменяется чувством тревоги, напряжение нарастает)
Спокойно-печальная повествовательная интонация первого
четверостишия делается более напряженной.
- Как меняется настроение лирического героя?
(Лирический герой говорит о том, что его унынье сменяется
радостью, тревога исчезает).
!!!Обратите внимание на слова «ночь – мгла – грустно –
печаль – светла – тобою, тобой, одной ТОБОЙ ». И вдруг за
троекратным «ты» появляется изобразительно-выразительное
средство языка, которое все меняет. Какое это средство?
(сердце ГОРИТ и ЛЮБИТ)
Правильно. Увеличивается число слов, несущих семантику
победы любви над грустью и света над темнотой,— «горит»,
«любит».
!!! Обратить внимание на еще одну важную особенность:
стихотворение посвящено любви и представляет собой авторский
монолог. И по жанру, и по типу речи в центре должен быть
субъект. Между тем в стихотворении не встречается местоимение
«я» в форме подлежащего. Почему? Какую мысль пытается до нас
донести лирический герой?
(ТЫ главное в моей жизни, если не будет тебя, то «я» уже не
важен).
А где в стихотворении мы можем видеть образ лирического
героя?
(мне).
Бросается в глаза наличие безличных конструкций: «мне
грустно», мне «легко», нет ни одного местоимения «Я».
Вспомним стихотворение «Я вас любил». Каким стал
лирический герой Пушкина?
(Думаю, что он стал больше думать не о себе, а своей
любимой. Думаю, что Пушкин полюбил по-настоящему)
Верно. Носитель речи появляется лишь в косвенных падежах, что
не создаёт эгоцентрической структуры. Место поэтического «я» и
одновременно место подлежащего в предложении занимают слова
«печаль», «сердце» — свободные от эгоцентрической окраски.
Тем более сильно звучит выделенность поэтического «ты». Это
придает стихотворению особую окраску. Любовь, о которой
говорит поэт,— любовь не эгоистическая, а жертвенная.
Союзное слово ОТТОГО вдруг! Попадает в несвойственное ему
место – оно становится центром рифмы. И звучит, как гимн,
последняя строка
«СЕРДЦЕ НЕ ЛЮБИТЬ НЕ МОЖЕТ»
- Как вы понимаете эту строку?
(человек не может прожить без любви, он обретает смысл жизни
только благодаря любви)
- Можем ли мы назвать любовь, о которой идет речь в стихах А.С.
Пушкина, настоящей?
(Думаю, можем. Ведь только искренне любящий человек может
быть таким нежным, заботливым).
- По возвращении с Кавказа Пушкин узнает, что родители Натальи
дали согласие на брак, так как сама Наталья влюбилась в поэта. К
тому же император Николай 1, узнав о том, что Пушкин хочет
жениться, одобряет это решение, так как женитьба поэта-
вольнодумца, возможно, на некоторое время, отвлечет его от
свободолюбивых мыслей и высказываний. Свадьбу откладывают
из-за смерти дяди поэта. 30 июля 1930 года Пушкин пишет своей
невесте: «Я мало бываю в свете. Вас ждут там с нетерпением.
Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут
простить мне, что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами
простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как 2
капли воды». Речь идет о знаменитой картине знаменитого
итальянского художника Эпохи Возрождения – Пьетро
Перуджино. Образ Мадонны затем возникает в поэзии Пушкина и
становится неразрывно связанным с образом жены. Женщины,
которую поэт любил всей душой, всем сердцем, перед которой
преклонялся.
- Скажите, ребята, а нужно ли нам, людям, живущим
в 21 веке, читать стихи, написанные 200 лет назад?
Объясните, почему именно сейчас наши сердца и умы
так волнуют эти удивительные строки?
(Думаю, что в наше время обязательно нужно изучать стихи,
посвященные уважительному отношению друг к другу)
- Вы абсолютно правы. Какие это были чудесные времена, когда
мужчины не садились, если в комнате хотя бы одна дама стоит,
когда они сражались на дуэлях за честь любимой женщины. И
тысячу лет назад, и сотню, и в наше время, и по прошествии
тысячелетий ЖЕНЩИНЫ и МУЖЧИНЫ буду влюбляться,
мечтать, любоваться звездами и и ДЫШАТЬ, и ЛЮБИТЬ, и
ЖИТЬ.
Сегодня на уроке мы с вами задумались о многом, многое поняли,
осознали. Мне было радостно смотреть, как в ваших глазах
загорается мысль, как она крепнет, обретая уверенность. Мы с
вами учились рассуждать, доказывать свою точку зрения,
подтверждать ее аргументами. Эти умения помогут вам с
легкостью справиться с экзаменационным сочинением, при
написании которого вы в качестве аргумента можете использовать
знания, полученные на уроке.
(работа в парах с интеллект-картами)
- А сейчас я предлагаю вам попробовать сформулировать ответ на
вопрос «Как нужно относиться к любимому человеку?»
(работают)
Итоги урока
Рефлексия