Автор: Зиннурова Айгуль Венеровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №39"
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: статья
Тема: "Игра – как важный элемент образовательного процесса".
Раздел: начальное образование
Игра – как важный элемент образовательного процесса.
В последние годы не раз говорилось о том, как важно активно и
целенаправленно формировать интересы, потребности личности школьников,
воспитания успешных граждан своей страны. Это запрос государства.
Огромная роль в духовном развитии личности, в развитии ее интересов,
конечно, принадлежит школе и педагогам. Многообразны пути
целенаправленного воздействия на личность школьника, на формирование
его нравственных чувств, творческих способностей. Сегодня, когда больше
половины учащихся занимается дополнительным образованием, в том числе
и при школах, роль и возможности педагогических коллективов в
организации воспитательного воздействия на детей значительно возросли.
Абсолютно необходимой стала забота об интересном, содержательном и
разумном отдыхе школьников в часы, свободные от занятий, во внеурочное
время. При этом большое значение приобретает широкое применение и
использование игр, без которых организация полноценного отдыха детей
практически невозможна, в силу психологических особенностей младших
школьников.
Но не игры в различных гаджетах, которые не способствуют здоровому
развитию ребенка, а настоящие игры, развивающие интеллект, и
помогающие ребенку учиться правильной коммуникации со сверстниками.
Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют
всестороннему, гармоничному и успешному развитию школьников,
содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в
жизни и учёбе полезные навыки и качества, а также вырасти успешными.
Виды игр для детей очень разнообразны. Хотелось бы остановиться на тех из
них, которые предназначены специально для развития умственных
способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти,
мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению
приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к
изучаемым предметам. Таким играм наряду с другими необходимо уделять
постоянное внимание. В процессе длительного наблюдения и в ходе работы с
детьми замечено, что школьники младшего возраста охотно и с большим
интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам,
ТРИЗам, КВИЗам, квестам и тд. Среди разных, давно известных задач и
головоломок есть такие, которые оказались доступными для ребят младшего
школьного возраста. А многие другие, явно непредназначенные для
малышей, стали доступными после корректировок и упрощений.
Важно при организации и проведении игр не забывать, что их
предназначение не только заполнить свободное время детей, а выполнение
образовательных и воспитательных задач.
К подбору игр нужно подходить осмысленно, а также преподноситься они
должны в системе и определённой последовательности, учитывая какие
именно психические и психологические свойства и качества они развивают.
По своему диапазону развивающие, интеллектуальные, познавательные игры
должны благоприятствовать развитию у младших школьников креативного
мышления, внимания, памяти, изобретательного воображения, умения
анализировать, выстраивать причинно-следственные связи и тд.
Уровень знаний ребенка и его умственное развитие взаимосвязаны. Очень
важно интеллектуально развивать ребенка ( и как можно раньше) решая с
ним логические задачки, головоломки, ребусы, шифровки и тд. Игры
обязательно должны быть в доступной форме, а также с учётом их
возрастных особенностей, так как интерес к играм, требующим активной
мыслительной деятельности, появляется не у всех детей сразу.
Следовательно, предлагать нужно такие игры постепенно, не оказывая
давления на ребят.
Содержание интеллектуально – познавательных игр позволяет расширить,
дополнить, углубить и закрепить предусмотренные школьной программой
знания, умения, навыки.