Напоминание

использование в педагогическом процессе


Автор: Николай Александрович Рундау
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НП УЦПК
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Характеристика современных педагогических технологий в профессиональном образовании, их роль и место в целостном педагогическом процессе
Тема: использование в педагогическом процессе
Раздел: дополнительное образование





Назад




характеристика современных педагогических технологий в

профессиональном образовании, их роль и место в целостном

педагогическом процессе

ТЕХНОЛОГИЯ как термин - греческого происхождения:

techne -

искусство, мастерство + logos - понятие, учение, знание, наука.

Проблема

технологии

первоначально

была

связана

только

с

производством. Со временем термин «технология» стал широко применяться

и

в

других

сферах

человеческой

деятельности,

приобрел

широкое

толкование.

Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?",

"как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и

практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить

обучение

в

своего

рода

производственно-технологический

процесс

с

гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось

направление - педагогические технологии.

Многие ученые предполагают, что разработка и внедрение технологии

учебно-воспитательного процесса позволит:

-

осуществить

комплексный

подход

к

организации

учебно-

воспитательного процесса, повысить его эффективность;

- улучшить управление педагогическим процессом, его планирование,

прогнозирование конечного результата;

- обеспечить тесное единство теории и практики, связь обучения и

воспитания с жизнью людей и др.

Вокруг понятия

“технология

обучения” во всем мире

ведутся

серьезные научные дискуссии, не позволяющие дать однозначное, всеми

принимаемое определение. Наряду с этим понятием в научно-методической и

популярной

литературе

широко

применяются

такие

понятия,

как

педагогическая

технология,

образовательная

технология,

технология

воспитания и даже технология развития. Причем четкого разграничения

между ними пока также не установлено.

Э.Н. Коротков дает следующее определение технологии обучения: “С

одной стороны, технология обучения – это системное, целостное знание о

способах проектирования и организации всего процесса обучения на основе

развёрнутой последовательности точно определённых дидактических целей.

С другой стороны, технология обучения – это научно организованная,

развёрнутая по времени процедура обучения, при которой проектируется и

реализуется

вся

система

взаимосвязей

между

целями,

содержанием,

методами, средствами, формами обучения, система контроля, оценки и

коррекции учебной и преподавательской деятельности”.

Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы

технологии обучения внесли В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур,

М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов и другие. Из

зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б.

Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера и другие. Не всегда взгляды ученых

совпадают. Одни специалисты рассматривают технологию обучения в

качестве

педагогической

науки,

другие

считают,

что

она

занимает

промежуточное положение между наукой и практикой. Третьи технологии

обучения отводят промежуточное положение между наукой и искусством, а

четвертые связывают ее только с проектированием учебного процесса. При

этом, как правило, представители всех подходов подчеркивают, что каждая

из указанных трактовок технологии обучения не охватывает ее полностью, а

отражает лишь определенную сферу применения.

Анализ определений, приведенных в различных научных и учебно-

методических источниках (64 источника) показывает, что большинство

исследователей сходятся на том, что технология обучения связана с

оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом

гарантированного достижения дидактических целей. Это положение является

ключевым, так как именно в определении наиболее рациональных способов

гарантированного достижения поставленных целей и заключается основной

смысл технологизации учебного процесса. Таким образом, технологический

подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса, с

целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из

заданных

исходных

установок

(социальный

заказ,

образовательные

ориентиры, цели и содержание обучения).

Педагогическая технология – особая отрасль педагогической науки.

Она дает ответы на следующие вопросы:

- с чего начать учебно-воспитательный процесс?

- в какой последовательности решать задачи в процессе обучения?

- какие необходимо применить методы, способы, средства в ходе

учебно-воспитательного процесса?

- как завершить процесс обучения?

Педагогическая технология пронизывает весь процесс обучения,

обеспечивает взаимодействие всех элементов его составных частей и этим

обуславливает свое место в целостном педагогическом процессе.

Обобщая изложенное, можно отметить, что сущность технологии

обучения заключается в следующем:

- во-первых, в предварительном проектировании учебного процесса с

последующей

возможностью

воспроизведения

этого

проекта

в

педагогической практике;

-

во-вторых,

в

специально

организованном

целеобразовании,

предусматривающем

возможность

объективного

контроля

качества

достижения поставленных дидактических целей;

- в-третьих, в структурной и содержательной целостности технологии

обучения, т.е. в недопустимости внесения изменений в один из ее

компонентов, не затрагивая другие;

- в-четвертых, в выборе оптимальных методов, форм и средств,

диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов

технологии обучения;

-

в-пятых, в наличии оперативной обратной связи, позволяющей

своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.

Отсюда можно сделать вывод: технология обучения представляет

собой

целостную

дидактическую

систему,

позволяющую

наиболее

эффективно, с гарантированным качеством решать педагогические задачи.

Таким образом, можно определить последовательность действий

преподавателя по созданию технологии проведения учебного занятия:

1. Анализ содержания обучения, предусмотренного учебным планом и

учебными программами

2. Определение приоритетных целей, на которые ориентируется

преподаватель:

- формирование и развитие общей культуры;

- подготовка профессионала;

- развитие творческого мышления;

- формирование личностных качеств и т.д.

3.

Выбор

теории

(концепции)

обучения,

ориентированной

на

достижение совокупности целей или приоритетную реализацию той или

иной цели.

4. Создание технологии обучения:

а) организация учебного материала:

-

отбор наиболее значимого материала;

-

структурирование учебного материала;

-

отбор примеров и доказательств с учётом специальности;

- отбор задач и заданий, направленных на формирование умений и

навыков;

б) выбор форм организации учебного процесса:

-

лекция;

-

семинар;

-

практическое занятие;

-

самостоятельная работа и др.

в) выбор методов обучения:

-

информационно-развивающие;

-

проблемно-поисковые;

-

репродуктивные;

-

творчески-репродуктивные;

г) выбор средств обучения:

-

учебные книги;

-

наглядные пособия;

-

дидактические материалы и др.

На сегодняшний день существуют различные подходы к выделению

основных видов педагогической технологии и их классификации.

Один из подходов представлен Н.В. Борисовой, специалистом по

игровым технологиям. По ее мнению, как ученого, все технологии можно

подразделить на 3 уровня:

1. Методологические образовательные технологии;

2. Стратегические образовательные технологии;

3. Тактические образовательные технологии.

Рассмотрим данный подход.

Первый уровень – методологические образовательные технологии (на

уровне педагогических теорий, концепций):

Концепция формирования умственных действий;

Ассоциативно-рефлекторная концепция;

Концепция программированного обучения;

Концепция проблемного обучения;

Концепция развивающего обучения;

Личностно-ориентированное обучение;

Модульное обучение;

Концепция проективного обучения;

Игровое обучение и др.

Данный уровень технологии разрабатывает высшее руководство

(например, министерство образования и науки). Критериями для выбора

методологических образовательных технологий могут быть такие, как:

- в области образовании предполагается ответ на два вопроса: что хочет

общество? и что хочет государство? Должны быть четкие ответы на вопросы

– тому ли мы обучаем специалиста. А здесь, к сожалению, проблемы есть;

- знание культуры страны и реальная культура преподавателя (должно

быть совпадение культур);

- личностная ориентация (наше отношение к обучающимся, их

уважение, учет их мнения и запросов);

-

профессиональный

контекст

должны

быть

четкие

квалификационные характеристики или стандарты и др.

Второй уровень – стратегические образовательные технологии

(на

уровне организационной формы взаимодействия):

Игровые;

Исследовательские;

Тренинговые;

Дискуссионные;

Лекционные;

Практические.

Стратегические технологии выбираются в рамках методологических

образовательных

технологий.

Их

выбор

должен

осуществляться

в

образовательных организациях на кафедрах.

Третий уровень – тактические образовательные технологии (на уровне

методики, формы и/или метода обучения, приема): например:

деловая игра;

организационно-деятельностная игра;

блиц-игра;

лекция вдвоём;

лекция пресс-конференция и др.

Тактические

образовательные

технологии

выбираются

в

рамках

методологической и стратегической образовательных технологий.

Таким образом, знание педагогическими работниками сущности и

особенностей современных технологий обучения, их учет при выборе и

применении,

позволит

существенно

повысить

качество

подготовки

специалистов, обеспечить тесное единство теории и практики, связь

обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.



В раздел образования