Автор: Николай Александрович Рундау
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НП УЦПК
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Характеристика современных педагогических технологий в профессиональном образовании, их роль и место в целостном педагогическом процессе
Тема: использование в педагогическом процессе
Раздел: дополнительное образование
характеристика современных педагогических технологий в
профессиональном образовании, их роль и место в целостном
педагогическом процессе
ТЕХНОЛОГИЯ как термин - греческого происхождения:
techne -
искусство, мастерство + logos - понятие, учение, знание, наука.
Проблема
технологии
первоначально
была
связана
только
с
производством. Со временем термин «технология» стал широко применяться
и
в
других
сферах
человеческой
деятельности,
приобрел
широкое
толкование.
Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?",
"как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и
практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить
обучение
в
своего
рода
производственно-технологический
процесс
с
гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось
направление - педагогические технологии.
Многие ученые предполагают, что разработка и внедрение технологии
учебно-воспитательного процесса позволит:
-
осуществить
комплексный
подход
к
организации
учебно-
воспитательного процесса, повысить его эффективность;
- улучшить управление педагогическим процессом, его планирование,
прогнозирование конечного результата;
- обеспечить тесное единство теории и практики, связь обучения и
воспитания с жизнью людей и др.
Вокруг понятия
“технология
обучения” во всем мире
ведутся
серьезные научные дискуссии, не позволяющие дать однозначное, всеми
принимаемое определение. Наряду с этим понятием в научно-методической и
популярной
литературе
широко
применяются
такие
понятия,
как
педагогическая
технология,
образовательная
технология,
технология
воспитания и даже технология развития. Причем четкого разграничения
между ними пока также не установлено.
Э.Н. Коротков дает следующее определение технологии обучения: “С
одной стороны, технология обучения – это системное, целостное знание о
способах проектирования и организации всего процесса обучения на основе
развёрнутой последовательности точно определённых дидактических целей.
С другой стороны, технология обучения – это научно организованная,
развёрнутая по времени процедура обучения, при которой проектируется и
реализуется
вся
система
взаимосвязей
между
целями,
содержанием,
методами, средствами, формами обучения, система контроля, оценки и
коррекции учебной и преподавательской деятельности”.
Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы
технологии обучения внесли В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур,
М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов и другие. Из
зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б.
Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера и другие. Не всегда взгляды ученых
совпадают. Одни специалисты рассматривают технологию обучения в
качестве
педагогической
науки,
другие
считают,
что
она
занимает
промежуточное положение между наукой и практикой. Третьи технологии
обучения отводят промежуточное положение между наукой и искусством, а
четвертые связывают ее только с проектированием учебного процесса. При
этом, как правило, представители всех подходов подчеркивают, что каждая
из указанных трактовок технологии обучения не охватывает ее полностью, а
отражает лишь определенную сферу применения.
Анализ определений, приведенных в различных научных и учебно-
методических источниках (64 источника) показывает, что большинство
исследователей сходятся на том, что технология обучения связана с
оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом
гарантированного достижения дидактических целей. Это положение является
ключевым, так как именно в определении наиболее рациональных способов
гарантированного достижения поставленных целей и заключается основной
смысл технологизации учебного процесса. Таким образом, технологический
подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса, с
целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из
заданных
исходных
установок
(социальный
заказ,
образовательные
ориентиры, цели и содержание обучения).
Педагогическая технология – особая отрасль педагогической науки.
Она дает ответы на следующие вопросы:
- с чего начать учебно-воспитательный процесс?
- в какой последовательности решать задачи в процессе обучения?
- какие необходимо применить методы, способы, средства в ходе
учебно-воспитательного процесса?
- как завершить процесс обучения?
Педагогическая технология пронизывает весь процесс обучения,
обеспечивает взаимодействие всех элементов его составных частей и этим
обуславливает свое место в целостном педагогическом процессе.
Обобщая изложенное, можно отметить, что сущность технологии
обучения заключается в следующем:
- во-первых, в предварительном проектировании учебного процесса с
последующей
возможностью
воспроизведения
этого
проекта
в
педагогической практике;
-
во-вторых,
в
специально
организованном
целеобразовании,
предусматривающем
возможность
объективного
контроля
качества
достижения поставленных дидактических целей;
- в-третьих, в структурной и содержательной целостности технологии
обучения, т.е. в недопустимости внесения изменений в один из ее
компонентов, не затрагивая другие;
- в-четвертых, в выборе оптимальных методов, форм и средств,
диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов
технологии обучения;
-
в-пятых, в наличии оперативной обратной связи, позволяющей
своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.
Отсюда можно сделать вывод: технология обучения представляет
собой
целостную
дидактическую
систему,
позволяющую
наиболее
эффективно, с гарантированным качеством решать педагогические задачи.
Таким образом, можно определить последовательность действий
преподавателя по созданию технологии проведения учебного занятия:
1. Анализ содержания обучения, предусмотренного учебным планом и
учебными программами
2. Определение приоритетных целей, на которые ориентируется
преподаватель:
- формирование и развитие общей культуры;
- подготовка профессионала;
- развитие творческого мышления;
- формирование личностных качеств и т.д.
3.
Выбор
теории
(концепции)
обучения,
ориентированной
на
достижение совокупности целей или приоритетную реализацию той или
иной цели.
4. Создание технологии обучения:
а) организация учебного материала:
-
отбор наиболее значимого материала;
-
структурирование учебного материала;
-
отбор примеров и доказательств с учётом специальности;
- отбор задач и заданий, направленных на формирование умений и
навыков;
б) выбор форм организации учебного процесса:
-
лекция;
-
семинар;
-
практическое занятие;
-
самостоятельная работа и др.
в) выбор методов обучения:
-
информационно-развивающие;
-
проблемно-поисковые;
-
репродуктивные;
-
творчески-репродуктивные;
г) выбор средств обучения:
-
учебные книги;
-
наглядные пособия;
-
дидактические материалы и др.
На сегодняшний день существуют различные подходы к выделению
основных видов педагогической технологии и их классификации.
Один из подходов представлен Н.В. Борисовой, специалистом по
игровым технологиям. По ее мнению, как ученого, все технологии можно
подразделить на 3 уровня:
1. Методологические образовательные технологии;
2. Стратегические образовательные технологии;
3. Тактические образовательные технологии.
Рассмотрим данный подход.
Первый уровень – методологические образовательные технологии (на
уровне педагогических теорий, концепций):
Концепция формирования умственных действий;
Ассоциативно-рефлекторная концепция;
Концепция программированного обучения;
Концепция проблемного обучения;
Концепция развивающего обучения;
Личностно-ориентированное обучение;
Модульное обучение;
Концепция проективного обучения;
Игровое обучение и др.
Данный уровень технологии разрабатывает высшее руководство
(например, министерство образования и науки). Критериями для выбора
методологических образовательных технологий могут быть такие, как:
- в области образовании предполагается ответ на два вопроса: что хочет
общество? и что хочет государство? Должны быть четкие ответы на вопросы
– тому ли мы обучаем специалиста. А здесь, к сожалению, проблемы есть;
- знание культуры страны и реальная культура преподавателя (должно
быть совпадение культур);
- личностная ориентация (наше отношение к обучающимся, их
уважение, учет их мнения и запросов);
-
профессиональный
контекст
–
должны
быть
четкие
квалификационные характеристики или стандарты и др.
Второй уровень – стратегические образовательные технологии
(на
уровне организационной формы взаимодействия):
Игровые;
Исследовательские;
Тренинговые;
Дискуссионные;
Лекционные;
Практические.
Стратегические технологии выбираются в рамках методологических
образовательных
технологий.
Их
выбор
должен
осуществляться
в
образовательных организациях на кафедрах.
Третий уровень – тактические образовательные технологии (на уровне
методики, формы и/или метода обучения, приема): например:
деловая игра;
организационно-деятельностная игра;
блиц-игра;
лекция вдвоём;
лекция пресс-конференция и др.
Тактические
образовательные
технологии
выбираются
в
рамках
методологической и стратегической образовательных технологий.
Таким образом, знание педагогическими работниками сущности и
особенностей современных технологий обучения, их учет при выборе и
применении,
позволит
существенно
повысить
качество
подготовки
специалистов, обеспечить тесное единство теории и практики, связь
обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.