Автор: Гасюк Надежда Николаевна Должность: зам.директора по увр в начальной школе Учебное заведение: МБОУ "Сеяхинская ШИ" Населённый пункт: с.Сеяха, Ямальский район, ЯНАО, Тюменская область Наименование материала: Рабочая программа Тема: "АБВГДЕЙ-ка" Раздел: начальное образование
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На заседании МО на заседании ШМС директор школы-интерната
протокол № __ от ______ протокол № __ от ______ ____________И.В.Резвина
руководитель МО ______ председатель ШМС ________ приказ № ___ от _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«АБВГДЕЙ-ка»
Рабочая программа составлена на основании дополнительной общеразвивающей
программы «Школа субботнего дня».
Успешное освоение чтения, письма происходит при развитых, в соответствии с возрастом,
восприятия, внимания, памяти, речи. Речевое общение позволяет ребёнку раскрыть свои
чувства и переживания, посредством вопросов научиться понимать смысл высказывания,
выражать собственные суждения
Занятие проводится 1 раз в неделю, 32 занятия в год.
В предшкольной группе курс «АБВГДЕЙ-ка» проводится в двух направлениях:
1- направление
освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности
ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая её
закономерности;
Задачи:
познакомить со звуками русского языка;
учить различать на слух и в произношении гласные и согласные звуки;
давать характеристику звуку;
развивать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым
звуком находить слова с этим звуком в предложении; определять место звука в
слове (в начале, в середине, в конце слова);
дать детям представление о предложении (без грамматического определения);
упражнять
в
составлении
предложений
из
2-4
слов, членении
простых
предложений на слова с указанием их последовательности;
учить делить слова на слоги (измерение хлопками, шагами слоговой структуры
слов), составлять слова из слогов (устно), делить трёхсложные слова на слоги с
открытыми слогами;
отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчётливо произносить слова и
словосочетания с естественной интонацией;
научить согласовывать существительные с числительными, существительные с
прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными.
2 - направление
подготовка руки к письму - овладение пишущим инструментом и некоторыми
графическими умениями.
В возрасте 6-7 лет дети уже могут управлять своими руками и пальцами, дети
учатся обводить пишущим инструментом (ручкой, фломастером, карандашом) внешний
контур предмета.
Задачи:
развитие
познавательных
способностей,
творческого
воображения
и
пространственных представлений;
выработка графических умений;
-дать понятия « рабочая строка», «верхняя», «нижняя» линии рабочей строки
-дать представление о контуре предметов и его свойствах
-развивать умения проводить прямые и замкнутые линии, обводить
прерывистыми
линиями и штриховать по нанесенному контуру;
- работать в ограниченном пространстве, четко изображать намеченный контур без выхода
за ограничения и с выходом за ограниченное пространство;
-осваивать элементарные гигиенические правила письма (правильная посадка, положение
листа, кисти руки, пишущего инструмента и др.)
По окончании занятий предшкольники должны уметь:
различать на слух и в произношении гласные и согласные звуки;
давать характеристику звуку;
называть слова с определенным звуком находить слова с этим звуком в предложении:
определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)
составлять
предложения
из
2-4
слов,
членение
простых
предложений
на
слова
с
указанием их последовательности;
составлять небольшой рассказ по серии картинок;
делить
слова
на
слоги
(измерение
хлопками,
шагами
слоговой
структуры
слов),
составлять слова из слогов (устно), делить трехсложные слова на слоги с открытыми
слогами.
внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;
согласовать существительные с числительными, существительные с прилагательными,
местоимения с существительными и прилагательными;
самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать их как
отдельные элементы слова;
проводить прямые и замкнутые линии, обводить прерывистыми линиями и штриховать
по нанесенному контуру;
предшкольники должны знать:
работать в ограниченном пространстве, четко изображать намеченный контур без выхода
за ограничения и с выходом за ограниченное пространство;
осваивать элементарные гигиенические правила письма (правильная посадка, положение
листа, кисти руки, пишущего инструмента.
термины «слово», «звук», «предложение»;
гласные и согласные звуки (мягкие и твердые);
элементарные гигиенические правила письма;
уметь писать элементы букв.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«АБВГДЕЙ-ка»
№
п/п
Тема урока
Требования к уровню подготовленности
учащихся
Материально – техническое и
и н ф о р м а ц и о н н о
–
техническое обеспечение
Дата
Коррек-
тировка
1.
Путешествие в страну
Знаний.
Знать правила поведения в школе,
школьные принадлежности.
Уметь ориентироваться в рабочей тетради
по условным обозначениям.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
2.
Понятие «звук», «рабочая
строка». Мир людей. Виды
самолетов.
Знать понятие «звук», «рабочая строка»,
виды самолетов.
Уметь различать в тетради рабочую строку
и межстрочное пространство.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
«Виды самолетов».
3.
Понятия «звук», «буква».
Мир природы. Рыбы.
Знать понятие «буква», особенности жизни
рыб.
Уметь различать звуки и буквы, составлять
предложение по сюжетной картинке.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
«Рыбы».
4.
Знакомство со звуком [а]
буквами А,
а. Письмо короткой и
длинной наклонных линий.
Мир людей. Кто пишет
сказки?
Знать звук [а] буквы А, а. Отличительные
черты русских народных сказок.
Уметь писать прямую короткую и длинную
наклонные линии.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
5.
Знак
омст
во со
звуко
м
[о],
Знать звук [о], буквы
О, о, названия цветов.
Уметь писать короткую
наклонную линию с
закруглением внизу,
проводить
исследовательскую работу.
Предметные и сюжетные картинки,
пропись. Мультимедийная презентация
« Цветы».
букв
ами
О, о.
Пись
мо
коро
ткой
накл
онно
й
лини
и с
закр
угле
нием
вниз
у.
Мир
прир
оды,
Цвет
ы.
Иссл
едов
атель
ская
рабо
та
«Раз
вити
е
расте
ний
из
семе
ни».
6.
Знакомство со звуком [ и],
буквами И и. Письмо
короткой наклонной линии
с закруглением вверху и
внизу. Мир природы
.Грибы. Съедобные и
несъедобные грибы.
Знать звук [и], буквы И, и, названия
грибов.
Уметь писать линию с закруглением вверху
и внизу, различать съедобные и
несъедобные грибы.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
«Грибы».
7.
Знакомство со звуком [у],
буквами У,у. Письмо
правого и левого
полуовалов. Мир природы .
Насекомые.
Знать звук [ у], буквы У, у, названия
насекомых.
Уметь писать правый и левый полуовал,
отличать насекомых от других животных.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
«Насекомые».
8.
Знакомство со звуком [ы],
буквой ы. Письмо овала.
Мир людей. Виды
транспорта. Светофор.
Переходим улицу.
Знать звук [ы], букву ы, виды транспорта,
особенности жизни людей в городе и селе.
Уметь писать овал.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
«Виды транспорта».
9.
Знакомство со звуками [н],
[н
,
] , буквами Н, н. Письмо
овала. Мир людей. Глобус-
модель земли.
Знать звуки [ н],[ н] , буквы Н, н, глобус-
модель Земли.
Уметь писать овал.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись. Глобус.
10.
Знакомство со звуки [к] ,
[к
,
] , буквами К,к. Письмо
наклонной линии с петлёй
вверху, письмо наклонных
линий с петлей вверху и
петлей внизу. Мир
природы. Самые-самые.
Голубой кит
Знать звуки[ к] ,[к ], буквы
Предметные и сюжетные картинки,
пропись. Мультимедийная презентация
«Морские животные».
К ,к, особенности жизни
китообразных.
Уметь писать наклонную
линию с петлей вверху и
петлей внизу.
11.
Знак
омст
во со
звука
ми
[ с]
[с
,
] ,
букв
ами
С,с.
Пись
мо
коро
ткой
накл
онно
й
лини
и.
Пись
мо
накл
онно
й
лини
и с
петл
Знать звуки [с],[ с] , буквы
С , с, породы и названия
деревьев.
Уметь писать наклонную
линию с петлей вверху.
Предметные и сюжетные картинки,
пропись.
Мультимедийная презентация «Хвойные и
лиственные деревья».
ей
ввер
ху.
Мир
прир
оды.
Знак
омим
ся с
дере
вьям
и.
Хвой
ные
и
лист
венн
ые
дере
вья.
12.
Знакомство со звуками [т]
[ т
,
], буквами Т, т. Письмо
короткой наклонной линии
с закруглением внизу и
штрихом вверху. Мир
природы. В лесу.
Знать звуки [т] [т
,
], буквы Т, т, породы и
названия деревьев.
Уметь писать короткую наклонную линию
с закруглением внизу и штрихом вверху.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
«Растения леса».
13.
Знакомство со звуками [л]
,[ л
,
] , буквами Л , л.
Письмо короткой
наклонной линии с
закруглением вверху. Мир
природы. Дикие животные
Знать звуки [л], [ л
,
] , буквы Л , л, названия
диких животных.
Уметь писать прямую наклонную линию с
закруглением вверху.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
«Дикие животные».
14.
Упражнение в составлении
Знать ранее изученные буквы ,
Предметные и сюжетные
и чтении слов. Письмо
изученных элементов букв.
Мир людей. Что нас
окружает?
многозначные слова.
Уметь печатать изученные буквы слоги,
слова; делить слова на слоги.
картинки, пропись.
15.
Знакомство со звуками
[ р],[р
,
], буквами Р , р.
Письмо короткой и
длинной наклонных линий.
Мир природы. Явления
неживой и живой природы.
Дождь, радуга.
Знать звуки [ р], [ р
,
], буквы Р , р, явления
живой и неживой природы
Уметь писать короткую и длинную
наклонные линии, читать слоги, отвечать на
поставленные вопросы.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
«Явления природы».
16.
Знакомство со звуками[ м],
[м
,
], буквами М, м. Письмо
короткой наклонной линии
с закруглением внизу и
короткой наклонной линии
с закруглением вверху. Мир
людей. Первая игрушка.
История возникновения
матрешки.
Знать звуки [м], [ м
,
], буквы М, м, историю
возникновения матрешки.
Уметь писать короткую наклонную линию
с закруглением внизу и короткую
наклонную линию с закруглением вверху.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
«Матрешки».
17.
Знакомство со звуками [з],
[з
,
], буквами З, з. Письмо
короткой наклонной линии
и овала. Мир людей.
Сбережем родную природу.
Знать звуки [з], [з
,
], буквы З, з. Солнце-
источник жизни на Земле.
Уметь писать короткую наклонную
линию и овал.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
«Объекты неживой природы».
18.
Знакомство со звуками
[ г],[г
,
], буквами Г, г.
Письмо короткой
наклонной линии,
полуовалов, короткой
линии с закруглением
вверху и внизу. Мир людей.
Карта.
Знать звуки [г], [ г
,
], буквы Г, г.
Уметь писать короткую наклонную
линию, полуовал, короткую линию с
закруглением вверху и внизу.
Предметные и сюжетные
картинки, схемы слов, пропись
19.
Знакомство со звуками [д],
[д
,
], буквами Д, д. Письмо
короткой наклонной линии,
линии с закруглением
внизу и штрихом вверху.
Мир людей. В городе. В
деревне.
Знать звуки [ д], [д
,
], буквы Д, д.
Уметь писать короткую наклонную линию,
линию с закруглением внизу и штрихом
вверху.
Предметные и сюжетные
картинки, схемы слов, пропись
20
Знакомство со звуками [в],
[в
,
],ф,[ф
,
], буквами В, в,
Ф, ф. Письмо овала. Мир
людей. Игровые виды
спорта.
Знать звуки [ в], [в
,
] ,[ф],[ ф
,
],
буквы В, в, Ф, ф.
Уметь писать овалы.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись. Физическая
карта, глобус. Мультимедийная
презентация «Виды спорта».
21
Знакомство со звуками [б],
[б
,
].[п],[п
,
], буквами Б ,б, П,
п. Письмо наклонной
линии с петлей вверху и
наклонной линии с петлей
внизу. Мир людей. Виды
спорта. Спортивные
снаряды.
Знать звуки [б],[б].[п],[п], буквы Б, б, П, п.
Виды спорта, спортивные снаряды.
Уметь писать наклонную линию с петлей
вверху и наклонную линию с петлей внизу.
Предметные и сюжетные
картинки, схемы слов, пропись.
Мультимедийная презентация
«Виды спорта».
22
Знакомство со звуками [ж],
[ш], буквами Ж, ж, Ш, ш.
Письмо короткой
наклонной линии и овала.
Мир людей. Детские игры.
Знать звуки [ ж],[ ш], буквы Ж, ж, Ш, ш ,
понятие «согласный звук» Детские игры.
Уметь писать короткую наклонную линию
и овал, играть в игру «Кошки – мышки».
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
23
Знакомство со звуком ч,
буквами Ч, ч. Письмо
короткой прямой
наклонной линии и овала.
Мир людей. В магазине.
Знать звуки [ ч
,
], буквы Ч, ч, понятие
«согласный звук». Названия игрушек.
Уметь составлять предложения по
сюжетной картинке, писать короткую
прямую наклонную линию и овал.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
«Игрушки».
24
Знакомство со звуком [щ
,
],
буквами Щ, щ. Письмо
наклонной линии с петлей
Знать звук [щ
,
], буквы Щ, щ, понятие
«согласный звук». названия инструментов и
историю возникновения орудий труда.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись.
Мультимедийная презентация
внизу, короткой наклонной
линии с закруглением
внизу и штрихом вверху.
Мир людей. Наши
помощники-инструменты.
Уметь писать наклонную линию с петлей
внизу, короткую наклонную линии с
закруглением внизу и штрихом вверху.
«Орудия труда».
25
Знакомство со звуком [ ц],
буквами Ц, ц. Письмо
полуовалов, прямой
наклонной линии. Мир
людей. В цирке.
Знать звук [ц], буквы Ц, ц, понятие
«согласный звук». Цирковые профессии.
Уметь писать полуовалы, прямые
наклонные линии.
Предметные и сюжетные
картинки, схемы слов, пропись.
Мультимедийная презентация
«В цирке».
26
Знакомство со звуком [э],
буквами Э, э. Письмо
полуовалов. Мир природы.
В горах.
Знать звук [э], буквы Э, э, понятие
«гласный звук» , «слог». Особенности
горного ландшафта.
Уметь делить слова на слоги, писать
полуовалы.
Предметные и сюжетные
картинки, пропись
Мультимедийная презентация
«В горах».
27
Знакомство с буквами Й, й.
Письмо наклонной линии с
петлей внизу и вверху,
короткой линии с
закруглением внизу и
штрихом вверху, овалов.
Мир природы. Домашние
животные.
Знать буквы Й, й, понятие «гласный звук»
названия домашних животных.
Уметь писать наклонную линию с петлей
внизу и вверху, короткую линию с
закруглением внизу и штрихом вверху, овал.
Предметные и сюжетные
картинки, схемы слов, пропись.
Мультимедийная презентация
«Домашние животные».
28
Знакомство с буквами Е. е,
Ё, ё. Письмо короткой и
длинной наклонных линий
с закруглением вверху и
внизу. Мир Природы.
Жизнь диких животных.
Знать буквы Е. е, Ё, ё. Названия диких
животных, особенности жизни ехидны,
енота.
Уметь писать короткую и длинную
наклонную линию с закруглением вверху и
внизу.
Предметные и сюжетные
картинки, схемы слов, пропись.
Мультимедийная презентация
«Дикие животные».
29
Знакомство с буквами Я, я,
Ю. ю. Письмо наклонной
линии с закруглением
внизу, короткой и длинной
Знать буквы Я, я, Ю, ю, понятие «гласный
звук», названия морских профессий.
Уметь писать наклонную линию с
закруглением внизу, короткую и длинную
Предметные и сюжетные
картинки, схемы слов, пропись.
Мультимедийная презентация
наклонных линий, овалов.
Мир природы. В море.
наклонную линю, овал, читать
двусложные, трехсложные слова.
30
Знакомство со звуками[ х],
[х
,
], буквами Х, х. Письмо
изученных элементов букв.
Мир людей. Как хлеб на
стол пришел.
Знать звуки [х], [х], буквы Х, х., о
важности бережного отношения к хлебу, о
профессии хлебороб.
Уметь писать изученные элементы букв,
читать слоги – слияния, читать
двусложные, трехсложные слова.
Предметные и сюжетные
картинки, схемы слов, пропись.
31
Знакомство с ь, ъ.
Письмо изученных
элементов. Мир природы.
Жизнь диких животных.
Знать буквы с ь, ъ, их роль в русском языке.
Названия диких животных.
Уметь писать изученные элементы.
Предметные и сюжетные
картинки, схемы слов, пропись
Мультимедийная презентация
«Дикие животные».
32
Упражнение в печатании
слов и чтении
предложений.
Знать изученные буквы, правило написания
имен собственных.
Уметь делить слова на слоги, печатать
изученные буквы и слова. Составлять
предложение из слов.
Предметные и сюжетные
картинки, схемы слов, пропись.