Напоминание

"Мнемотехника"


Автор: Галиаскарова Гульфия Ганиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Мнемотехника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа дополнительного образования

воспитателя

Галиаскарова Гульфия Ганиевна

«Мнемотехника»

Государственного бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детский сад № 137 комбинированного вида

Выборгского района г.Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2020

На протяжении всего дошкольного детства у ребенка происходит изменения

в образах памяти. Представления становятся связными и систематичными.

Они объединяются в группы, категории, что придает образам памяти

«картинность». На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими

представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти

изменяется процесс восприятия. Развитие памяти неразрывно связано с

развитием мышления, чем больше образов хранится в памяти, тем

разнообразнее и точнее мыслительное оперирование ими. Развивать память-

значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Одним из методов развития памяти, мышления, внимания, воображения я в

своей работе использую мнемотехнику.

В рамках ФГОС ДО использование мнемотехники в образовательном

процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

- социально- коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно- эстетическое развитие.

Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить

ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

В качестве дидактического материала занимают место мнемотаблицы в

старшем возрасте , в младшем возрасте используются простейшие варианты:

мнемоквадраты и мнемодорожки.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация,

помогающая

ускорить

процесс

запоминания,

активизировать

речевую

деятельность,

развить

мышление,

воображение,

память.

Расширяется

кругозор. У детей формируется желание пересказывать тексты, придумывать

сказки, истории. Увеличивается словарный запас, дети преодолевают

застенчивость, учатся уверенно держаться перед аудиторией.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему

пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,

помогают

детям

выстраивать:

последовательность

рассказа,

уточняют

лексико-грамматическую наполняемость рассказа. В старшем возрасте дети в

дальнейшем могут сами составлять таблицы на заданное слово или при

составлении собственного рассказа , истории.

Этапы работы:

Рассматривание таблицы и разбор того , что на ней изображено;

Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных

символов в образы;

Осуществляется

пересказ

информации(сказки,

рассказа,

стихотворения) с опорой на символы (образы, т.е. происходит

обработка метода запоминания);

Делается графическая зарисовка мнемотаблицы;

На последнем этапе дети самостоятельно придумывают авторские

сказки , истории на заданную тему, записывая их при помощи знаков-

символов.

Цель : развитие речи и творческих способностей детей средствами

мнемотехники.

Задачи:

образовательные:

- формировать мотивацию учения, ориентированную на удов-

летворение познавательных интересов, радость творчества;

- способствовать увеличению объема памяти и внимания;

-учить создавать самостоятельно мнемотаблицы;

развивающие:

- развитие мышления, творческих способностей, фантазии;

- развитие речи, умение связно пересказывать по мнемотаб-

лице;

- развитие графических навыков;

воспитательные:

- пробудить у воспитанников познавательный интерес к за-

нятиям;

- проявлять уважение к сверстникам и взрослому, умение

работать совместно при создании общей работы (мнемо-

таблицы).

Занятия проводятся: по подгруппам 8-10 человек

Младший возраст: 1 раз в неделю – 36 занятий в год

Старший возраст: 2 раза в неделю – 72 занятия в год

Младший возраст.

Тема

Задачи

сентябрь

1.Цикл

стихотворений

А.Барто

- знакомство с характерными особенностями

времени года осень;

-

формирование

эмоционально-

образного

восприятия(стихотворений);

- вызвать желание выразительно рассказывать

наизусть знакомые стихотворения;

- развитие памяти;

-

учить

детей

закрашивать

изображение

предметов, не выходя за его контуры;

- воспитание у детей чувства симпатии, создание

положительного эмоционального настроения;

-

формировать

положительное

отношение

к

поэзии.

октябрь

2.Русская

народная

сказка

«Колобок»

- учить интонационно передавать характеры

персонажей при воспроизведении произведения;

- учить отвечать на поставленные вопросы;

-учить

пересказывать

с

опорой

на

мнемодорожки;

- развивать творческую инициативу, интерес к

занятиям.

ноябрь

3.Русская

народная

сказка

«Теремок»

- закрепить знания об особенностях времени года

осень;

- учить эмоционально воспринимать содержание

сказки;

-

запоминать

действующих

лиц

и

последовательность действий пр помощи метода

моделирования;

- развивать фантазию, навыки подражания;

- побуждать детей к импровизации;

- воспитывать доброжелательное отношение друг

к другу.

декабрь

4.Русская

народная

сказка

«Маша

и медведь»

- знакомство с характерными особенностями

времени года зима;

- продолжать развивать у детей разные виды

памяти(зрительную,

двигательную,

слуховую,

тактильную), внимание;

- обогащение и активизация словаря; продолжать

учить

детей

связной

речи

с

опорой

на

наглядность – коллаж и мнемотаблицу;

- развитие мелкой моторики рук;

-

воспитание

интереса

и

любви

к

художественному слову.

январь

5.Веселые

стихотворения

- учить понимать содержание стихотворений, их

юмористический

смысл

и

несоответствия,

опираясь на коллаж и мнемодорожку;

- помогать в осмыслении значений образных

выражений;

-

закреплять

умение

использовать

средства

интонационной выразительности;

февраль

6.Русская

народная

сказка

«Лиса,

заяц и петух»

- закрепить знания об особенностях времени года

зима;

-

продолжать

формировать

эмоционально-

образное

восприятие

художественного

произведения;

- продолжать развивать у детей умственную

активность, наблюдательность;

-

совершенствовать

навыки

работы

с

карандашом;

- учить отгадывать загадки.

март

7.Сказка

К.Чуковского

«Цыпленок»

- знакомство с характерными особенностями

времени года весна;

- учить подбирать определения к заданному

слову, находить средства выражения образа в

мимике, жестах, интонациях;

-

учить

пересказывать

художественное

произведение с опорой на мнемотаблицу;

- воспитывать доброжелательное отношение друг

к другу через сказку.

апрель

8.Русская

народная

сказка

«У

страха

глаза

велики»

- продолжать знакомить на основе мнемотаблицы

с характерными особенностями времени года

весна;

-

развитие

познавательных

психических

процессов: памяти ( разные виды), внимания,

мышления;

- продолжать учить пересказывать, используя

мнемодорожку, мнемотаблицу;

- продолжать развитие мелкой моторики рук

-

создание

положительного

эмоционального

настроения.

май

9.Русская

народная

сказка

«Пузырь,

соломинка

и

лапоть»

- закрепить знания о времени года весна;

-

учить

пользоваться

схемой

в

процессе

рисования, развитие мелкой моторик рук;

- продолжать учить отвечать на вопросы;

- продолжать учить детей связной речи с опорой

на наглядность- коллаж и мнемотаблица;

- продолжать развивать у детей разные виды

памяти, внимание;

-

создавать

положительное

эмоциональное

настроение.

Старший возраст.

Тема

Задачи

сентябрь

1.Русская

народная сказка

«Лиса и рак»,

2.Русская

народная сказка

«Как лиса терем

строила»

-

знакомство

детей

с

характерными

особенностями времени года осень;

- учить связно, последовательно и выразительно

рассказывать художественное произведение с

опорой на мнемотаблицу;

- учить графически воспроизводить сказку в

мнемотаблице;

- развитие внимания, памяти;

Учить осмысливать характеры персонажей,

замечать

изобразительно-

выразительные

средства, помогающие раскрытию содержания

произведения;

- создание положительного настроения.

октябрь

1. Сказка «Как

медведь

был

царем леса»,

2.Сказка « Что

делать,

если

к

тебе

пришли

гости»

- учить пересказывать текст последовательно,

используя

мнемотаблицу,

выразительно

передавая речь персонажей;

-

продолжать

знакомить

на

основе

мнемотаблицы с характерными особенностями

времени года осень;

-

развитие

познавательных

психических

процессов: памяти (разные виды), внимания,

мышления;,- продолжать пользоваться схемой в

процессе рисования, лепки;

-

воспитание

интереса

и

любви

к

художественному слову.

ноябрь

1.Русская

народная сказка

-

продолжать

формировать

эмоционально-

образное восприятие произведения и навыки

«У страха глаза

велики»,

2.Русская

народная сказка

«Крылатый,

мохнатый

да

масленый»

творческого рассказывания;

- продолжать учить графически воспроизводить

художественное произведение в мнемотаблицу;

- обогащать словарный запас слов;

- учить понимать характеры и поступки героев,

придумывать другое окончание сказки;

- воспитывать уважение к свертникам.

декабрь

1.Стихотворение

«Снежинки»

2.

Рассказ

Т.А.Куликовская

«Горка»

- знакомство с характерными особенностями

времени года зима;

- учить использовать при пересказе образные

художественные

средства,

выразительно

передавать диалоги персонажей;

- продолжать учить графически воспроизводить

художественное произведение в мнемотаблицу;

- обогащать словарный запас ;

-

развитие

познавательных

психических

процессов: памяти, внимания, мышления;

- прививать любовь к народному творчеству.

январь

1.Русская

народная сказка

«Снегурочка»

2.

Рассказ

Т.А.Куликовская

«Снежная баба»

- развивать умение понимать характер героев

художественных

произведений;

усваивать

последовательность развитий сюжета; замечать

выразительно-изобразительные

средства,

помогающие раскрытию содержания;

- продолжать учить отвечать на вопросы;

- формировать положительное отношение к

поэзии;

- развитие мелкой моторики рук;

- воспитывать доброжелательное отношение к

сверстникам, взрослым.

февраль

1.Русская

народная сказка

«Хаврошечка»,

2.

Рассказ

Т.А.Куликовская

«Дверь»

- формировать умение целостно воспринимать

сказку

в

единстве

ее

содержания

и

художественной формы;

- закреплять знания об особенностях жанра

сказки;

-

продолжать

графически

воспроизводить

художественное произведение в мнемотаблицу;

- развивать творческую инициативу, интерес к

занятиям;

- продолжать прививать любовь к народному

творчеству.

март

1.Басня

И.Крылова

«Стрекоза

и

муравей»,

2.Басня

- знакомство с характерными особенностями

времени года весна;

- ознакомление с жанром басни;

- воспитывать чуткость к образному строю

языка басни;

И.Крылова

«Ворона

и

лисица»

-

развитие

познавательных

психических

процессов: памяти, внимания, мышления;

- продолжать развитие мелкой моторики рук.

апрель

1.Д.Мамин-

Сибиряк

«Сказка

про

храброго Зайца-

длинные

уши,

короткий

хвост»,

2.Составление

мнемотаблицы

на

заданную

тему

-

продолжать

закреплять

понимание

эмоционально-

образного

содержания

произведения;

- развитие творческих способностей, фантазии

при составлении собственной мнемотаблицы;

-

совершенствовать

умение

рассказывать

связно

по

теме,

«зашифрованной»

в

мнемотаблице самими детьми;

-

продолжать

развивать

умение

слушать

сверстников

и

доброжелательного

к

ним

отношения.

май

1.Сказка

Е.Ульева

«Как

мама

о

бельчонке

заботилась»

2.Составление

рассказа

«Моя

любимая

игрушка»

- закрепить знания о времени года весна;

- подвести к пониманию нравственного смысла

сказки, мотивированной оценке поступков и

характер героев произведения;

-

совершенствовать

умение

графически

воспроизводить художественное произведение

в мнемотаблицу;

- развитие фантазии, воображения;, обогащать

словарный запас детей;

- формировать положительное отношение к

сверстникам в совместной работе.

Ожидаемый результат:

Развитие и увеличение объема памяти, развитие внимания, мышления,

воображения;

Развитие связной речи;

У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

Появляется желание и интерес пересказывать тексты, заучивать стихи,

придумывать интересные истории;

Умение работать с мнемотаблицей;

Умение самостоятельно создавать собственные мнемотаблицы на

заданные темы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Конспект НОД –речевое развитие с использованием метода мнемотехники.

Возрастная группа- младший возраст.

Тема: Чтение русской народной сказки «ТЕРЕМОК».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное

развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программные задачи: образовательные:

учить эмоционально воспринимать содержание сказки;

запоминать действующих лиц и последовательность действий при

помощи метода моделирования;

развивающие:

развивать фантазию, навыки подражания;

побуждать детей к импровизации;

воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: книга с яркими картинками «Теремок», модели к сказке,

сундучок, колокольчик, игрушки мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк,

медведь, карандаши, листы бумаги с готовыми зарисовками.

Предварительная работа: рассматривание книги с русской народной сказкой

«Теремок», конструирование домика- теремка из крупного конструктора

мягкого и пластмассового.

Ход НОД:

Воспитатель:- Ребята, посмотрите какой здесь волшебный колокольчик , а

рядом сундучок . А колокольчик волшебный потому, что по его звону мы

узнаем, что лежит в сундучке.. А для этого надо отгадать загадки:

Живет в норке, грызет корки,

Короткие ножки, боится кошки.

Дети говорят отгадку – мышка (по звону колокольчика из сундучка достается

игрушка-мышка).

Зелены мы как трава,

Наша песенка «ква-ква»- лягушка ( по звону колокольчика из сундучка

достается игрушка лягушка).

Маленький беленький

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык- тык –зайчик (из сундучка по звону колокольчика

достается зайчик)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее – лиса (из сундучка по звону колокольчика достается игрушка).

Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный.- волк(из сундучка по звону колокольчика

достается игрушка).

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой. – медведь (достается игрушка из сундучка по звону

колокольчика).

Воспитатель- Какие молодцы ,ребята, отгадали все загадки, и волшебный

колокольчик помог нам узнать: кто же у нас оказался в гостях. А я вам сейчас

расскажу сказку, в которой все наши гости жили дружно , в одном домике.

Сказка называется «Теремок».

Воспитатель читает сказку с использованием игрушек. После прочтения

сказки беседа по содержанию сказки.

- Как называется сказка? Назовите тех, кто поселился в домике- теремке?

(дети называют по очередности животных и изображают их двигаясь по

группе).

- Как просились в теремок звери? Что они говорили?( дети отвечают).

- Ребята, а давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. На листке у

вас есть домик, кружочки, их мы будем превращать в животных из сказки

«Теремок». Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришел первым?

( дети отвечают).

- Мышка какая? (дети отвечают: хвостатая, потому что у нее длинный

хвостик).

-Кто пришел вторым?(лягушка).

-Лягушка какая? (зеленая, громко квакает, у нее большой рот, как будто она

все время улыбается).

-Значит она какая? (веселая).

Далее рассматривается зайчик- у него длинные уши, он ушастый; лисичка –

хвост пушистый рыжий- рыженькая; серый волчок зубами щелк- зубастый;

мишка косолапый-

большой. При рассматривании и обсуждении дети

рисуют дверь на домике, мышке – длинный хвостик, лягушке- рот, зайчику-

уши, лисе- хвост, волку- пасть , мишке- ушки (можно обозначить все это

цветом, соответствующим каждому животному).

- Ребята, звери стали дружно жить в теремке , им будет весело и хорошо.

Давайте и мы с вами встанем в дружный круг и поделимся радостью и

добрыми улыбками.



В раздел образования