Автор: Галиаскарова Гульфия Ганиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Мнемотехника"
Раздел: дошкольное образование
Программа дополнительного образования
воспитателя
Галиаскарова Гульфия Ганиевна
«Мнемотехника»
Государственного бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детский сад № 137 комбинированного вида
Выборгского района г.Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2020
На протяжении всего дошкольного детства у ребенка происходит изменения
в образах памяти. Представления становятся связными и систематичными.
Они объединяются в группы, категории, что придает образам памяти
«картинность». На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими
представлениями, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти
изменяется процесс восприятия. Развитие памяти неразрывно связано с
развитием мышления, чем больше образов хранится в памяти, тем
разнообразнее и точнее мыслительное оперирование ими. Развивать память-
значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Одним из методов развития памяти, мышления, внимания, воображения я в
своей работе использую мнемотехнику.
В рамках ФГОС ДО использование мнемотехники в образовательном
процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:
- социально- коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно- эстетическое развитие.
Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить
ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
В качестве дидактического материала занимают место мнемотаблицы в
старшем возрасте , в младшем возрасте используются простейшие варианты:
мнемоквадраты и мнемодорожки.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация,
помогающая
ускорить
процесс
запоминания,
активизировать
речевую
деятельность,
развить
мышление,
воображение,
память.
Расширяется
кругозор. У детей формируется желание пересказывать тексты, придумывать
сказки, истории. Увеличивается словарный запас, дети преодолевают
застенчивость, учатся уверенно держаться перед аудиторией.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему
пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он усвоит их на лету».
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,
помогают
детям
выстраивать:
последовательность
рассказа,
уточняют
лексико-грамматическую наполняемость рассказа. В старшем возрасте дети в
дальнейшем могут сами составлять таблицы на заданное слово или при
составлении собственного рассказа , истории.
Этапы работы:
Рассматривание таблицы и разбор того , что на ней изображено;
Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных
символов в образы;
Осуществляется
пересказ
информации(сказки,
рассказа,
стихотворения) с опорой на символы (образы, т.е. происходит
обработка метода запоминания);
Делается графическая зарисовка мнемотаблицы;
На последнем этапе дети самостоятельно придумывают авторские
сказки , истории на заданную тему, записывая их при помощи знаков-
символов.
Цель : развитие речи и творческих способностей детей средствами
мнемотехники.
Задачи:
образовательные:
- формировать мотивацию учения, ориентированную на удов-
летворение познавательных интересов, радость творчества;
- способствовать увеличению объема памяти и внимания;
-учить создавать самостоятельно мнемотаблицы;
развивающие:
- развитие мышления, творческих способностей, фантазии;
- развитие речи, умение связно пересказывать по мнемотаб-
лице;
- развитие графических навыков;
воспитательные:
- пробудить у воспитанников познавательный интерес к за-
нятиям;
- проявлять уважение к сверстникам и взрослому, умение
работать совместно при создании общей работы (мнемо-
таблицы).
Занятия проводятся: по подгруппам 8-10 человек
Младший возраст: 1 раз в неделю – 36 занятий в год
Старший возраст: 2 раза в неделю – 72 занятия в год
Младший возраст.
Тема
Задачи
сентябрь
1.Цикл
стихотворений
А.Барто
- знакомство с характерными особенностями
времени года осень;
-
формирование
эмоционально-
образного
восприятия(стихотворений);
- вызвать желание выразительно рассказывать
наизусть знакомые стихотворения;
- развитие памяти;
-
учить
детей
закрашивать
изображение
предметов, не выходя за его контуры;
- воспитание у детей чувства симпатии, создание
положительного эмоционального настроения;
-
формировать
положительное
отношение
к
поэзии.
октябрь
2.Русская
народная
сказка
«Колобок»
- учить интонационно передавать характеры
персонажей при воспроизведении произведения;
- учить отвечать на поставленные вопросы;
-учить
пересказывать
с
опорой
на
мнемодорожки;
- развивать творческую инициативу, интерес к
занятиям.
ноябрь
3.Русская
народная
сказка
«Теремок»
- закрепить знания об особенностях времени года
осень;
- учить эмоционально воспринимать содержание
сказки;
-
запоминать
действующих
лиц
и
последовательность действий пр помощи метода
моделирования;
- развивать фантазию, навыки подражания;
- побуждать детей к импровизации;
- воспитывать доброжелательное отношение друг
к другу.
декабрь
4.Русская
народная
сказка
«Маша
и медведь»
- знакомство с характерными особенностями
времени года зима;
- продолжать развивать у детей разные виды
памяти(зрительную,
двигательную,
слуховую,
тактильную), внимание;
- обогащение и активизация словаря; продолжать
учить
детей
связной
речи
с
опорой
на
наглядность – коллаж и мнемотаблицу;
- развитие мелкой моторики рук;
-
воспитание
интереса
и
любви
к
художественному слову.
январь
5.Веселые
стихотворения
- учить понимать содержание стихотворений, их
юмористический
смысл
и
несоответствия,
опираясь на коллаж и мнемодорожку;
- помогать в осмыслении значений образных
выражений;
-
закреплять
умение
использовать
средства
интонационной выразительности;
февраль
6.Русская
народная
сказка
«Лиса,
заяц и петух»
- закрепить знания об особенностях времени года
зима;
-
продолжать
формировать
эмоционально-
образное
восприятие
художественного
произведения;
- продолжать развивать у детей умственную
активность, наблюдательность;
-
совершенствовать
навыки
работы
с
карандашом;
- учить отгадывать загадки.
март
7.Сказка
К.Чуковского
«Цыпленок»
- знакомство с характерными особенностями
времени года весна;
- учить подбирать определения к заданному
слову, находить средства выражения образа в
мимике, жестах, интонациях;
-
учить
пересказывать
художественное
произведение с опорой на мнемотаблицу;
- воспитывать доброжелательное отношение друг
к другу через сказку.
апрель
8.Русская
народная
сказка
«У
страха
глаза
велики»
- продолжать знакомить на основе мнемотаблицы
с характерными особенностями времени года
весна;
-
развитие
познавательных
психических
процессов: памяти ( разные виды), внимания,
мышления;
- продолжать учить пересказывать, используя
мнемодорожку, мнемотаблицу;
- продолжать развитие мелкой моторики рук
-
создание
положительного
эмоционального
настроения.
май
9.Русская
народная
сказка
«Пузырь,
соломинка
и
лапоть»
- закрепить знания о времени года весна;
-
учить
пользоваться
схемой
в
процессе
рисования, развитие мелкой моторик рук;
- продолжать учить отвечать на вопросы;
- продолжать учить детей связной речи с опорой
на наглядность- коллаж и мнемотаблица;
- продолжать развивать у детей разные виды
памяти, внимание;
-
создавать
положительное
эмоциональное
настроение.
Старший возраст.
Тема
Задачи
сентябрь
1.Русская
народная сказка
«Лиса и рак»,
2.Русская
народная сказка
«Как лиса терем
строила»
-
знакомство
детей
с
характерными
особенностями времени года осень;
- учить связно, последовательно и выразительно
рассказывать художественное произведение с
опорой на мнемотаблицу;
- учить графически воспроизводить сказку в
мнемотаблице;
- развитие внимания, памяти;
Учить осмысливать характеры персонажей,
замечать
изобразительно-
выразительные
средства, помогающие раскрытию содержания
произведения;
- создание положительного настроения.
октябрь
1. Сказка «Как
медведь
был
царем леса»,
2.Сказка « Что
делать,
если
к
тебе
пришли
гости»
- учить пересказывать текст последовательно,
используя
мнемотаблицу,
выразительно
передавая речь персонажей;
-
продолжать
знакомить
на
основе
мнемотаблицы с характерными особенностями
времени года осень;
-
развитие
познавательных
психических
процессов: памяти (разные виды), внимания,
мышления;,- продолжать пользоваться схемой в
процессе рисования, лепки;
-
воспитание
интереса
и
любви
к
художественному слову.
ноябрь
1.Русская
народная сказка
-
продолжать
формировать
эмоционально-
образное восприятие произведения и навыки
«У страха глаза
велики»,
2.Русская
народная сказка
«Крылатый,
мохнатый
да
масленый»
творческого рассказывания;
- продолжать учить графически воспроизводить
художественное произведение в мнемотаблицу;
- обогащать словарный запас слов;
- учить понимать характеры и поступки героев,
придумывать другое окончание сказки;
- воспитывать уважение к свертникам.
декабрь
1.Стихотворение
«Снежинки»
2.
Рассказ
Т.А.Куликовская
«Горка»
- знакомство с характерными особенностями
времени года зима;
- учить использовать при пересказе образные
художественные
средства,
выразительно
передавать диалоги персонажей;
- продолжать учить графически воспроизводить
художественное произведение в мнемотаблицу;
- обогащать словарный запас ;
-
развитие
познавательных
психических
процессов: памяти, внимания, мышления;
- прививать любовь к народному творчеству.
январь
1.Русская
народная сказка
«Снегурочка»
2.
Рассказ
Т.А.Куликовская
«Снежная баба»
- развивать умение понимать характер героев
художественных
произведений;
усваивать
последовательность развитий сюжета; замечать
выразительно-изобразительные
средства,
помогающие раскрытию содержания;
- продолжать учить отвечать на вопросы;
- формировать положительное отношение к
поэзии;
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать доброжелательное отношение к
сверстникам, взрослым.
февраль
1.Русская
народная сказка
«Хаврошечка»,
2.
Рассказ
Т.А.Куликовская
«Дверь»
- формировать умение целостно воспринимать
сказку
в
единстве
ее
содержания
и
художественной формы;
- закреплять знания об особенностях жанра
сказки;
-
продолжать
графически
воспроизводить
художественное произведение в мнемотаблицу;
- развивать творческую инициативу, интерес к
занятиям;
- продолжать прививать любовь к народному
творчеству.
март
1.Басня
И.Крылова
«Стрекоза
и
муравей»,
2.Басня
- знакомство с характерными особенностями
времени года весна;
- ознакомление с жанром басни;
- воспитывать чуткость к образному строю
языка басни;
И.Крылова
«Ворона
и
лисица»
-
развитие
познавательных
психических
процессов: памяти, внимания, мышления;
- продолжать развитие мелкой моторики рук.
апрель
1.Д.Мамин-
Сибиряк
«Сказка
про
храброго Зайца-
длинные
уши,
короткий
хвост»,
2.Составление
мнемотаблицы
на
заданную
тему
-
продолжать
закреплять
понимание
эмоционально-
образного
содержания
произведения;
- развитие творческих способностей, фантазии
при составлении собственной мнемотаблицы;
-
совершенствовать
умение
рассказывать
связно
по
теме,
«зашифрованной»
в
мнемотаблице самими детьми;
-
продолжать
развивать
умение
слушать
сверстников
и
доброжелательного
к
ним
отношения.
май
1.Сказка
Е.Ульева
«Как
мама
о
бельчонке
заботилась»
2.Составление
рассказа
«Моя
любимая
игрушка»
- закрепить знания о времени года весна;
- подвести к пониманию нравственного смысла
сказки, мотивированной оценке поступков и
характер героев произведения;
-
совершенствовать
умение
графически
воспроизводить художественное произведение
в мнемотаблицу;
- развитие фантазии, воображения;, обогащать
словарный запас детей;
- формировать положительное отношение к
сверстникам в совместной работе.
Ожидаемый результат:
Развитие и увеличение объема памяти, развитие внимания, мышления,
воображения;
Развитие связной речи;
У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
Появляется желание и интерес пересказывать тексты, заучивать стихи,
придумывать интересные истории;
Умение работать с мнемотаблицей;
Умение самостоятельно создавать собственные мнемотаблицы на
заданные темы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Конспект НОД –речевое развитие с использованием метода мнемотехники.
Возрастная группа- младший возраст.
Тема: Чтение русской народной сказки «ТЕРЕМОК».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное
развитие, художественно-эстетическое развитие.
Программные задачи: образовательные:
учить эмоционально воспринимать содержание сказки;
запоминать действующих лиц и последовательность действий при
помощи метода моделирования;
развивающие:
развивать фантазию, навыки подражания;
побуждать детей к импровизации;
воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: книга с яркими картинками «Теремок», модели к сказке,
сундучок, колокольчик, игрушки мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк,
медведь, карандаши, листы бумаги с готовыми зарисовками.
Предварительная работа: рассматривание книги с русской народной сказкой
«Теремок», конструирование домика- теремка из крупного конструктора
мягкого и пластмассового.
Ход НОД:
Воспитатель:- Ребята, посмотрите какой здесь волшебный колокольчик , а
рядом сундучок . А колокольчик волшебный потому, что по его звону мы
узнаем, что лежит в сундучке.. А для этого надо отгадать загадки:
Живет в норке, грызет корки,
Короткие ножки, боится кошки.
Дети говорят отгадку – мышка (по звону колокольчика из сундучка достается
игрушка-мышка).
Зелены мы как трава,
Наша песенка «ква-ква»- лягушка ( по звону колокольчика из сундучка
достается игрушка лягушка).
Маленький беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык- тык –зайчик (из сундучка по звону колокольчика
достается зайчик)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее – лиса (из сундучка по звону колокольчика достается игрушка).
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный.- волк(из сундучка по звону колокольчика
достается игрушка).
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой. – медведь (достается игрушка из сундучка по звону
колокольчика).
Воспитатель- Какие молодцы ,ребята, отгадали все загадки, и волшебный
колокольчик помог нам узнать: кто же у нас оказался в гостях. А я вам сейчас
расскажу сказку, в которой все наши гости жили дружно , в одном домике.
Сказка называется «Теремок».
Воспитатель читает сказку с использованием игрушек. После прочтения
сказки беседа по содержанию сказки.
- Как называется сказка? Назовите тех, кто поселился в домике- теремке?
(дети называют по очередности животных и изображают их двигаясь по
группе).
- Как просились в теремок звери? Что они говорили?( дети отвечают).
- Ребята, а давайте поиграем в эту сказку. Сделаем свои теремки. На листке у
вас есть домик, кружочки, их мы будем превращать в животных из сказки
«Теремок». Нарисуем двери, чтобы звери могли зайти. Кто пришел первым?
( дети отвечают).
- Мышка какая? (дети отвечают: хвостатая, потому что у нее длинный
хвостик).
-Кто пришел вторым?(лягушка).
-Лягушка какая? (зеленая, громко квакает, у нее большой рот, как будто она
все время улыбается).
-Значит она какая? (веселая).
Далее рассматривается зайчик- у него длинные уши, он ушастый; лисичка –
хвост пушистый рыжий- рыженькая; серый волчок зубами щелк- зубастый;
мишка косолапый-
большой. При рассматривании и обсуждении дети
рисуют дверь на домике, мышке – длинный хвостик, лягушке- рот, зайчику-
уши, лисе- хвост, волку- пасть , мишке- ушки (можно обозначить все это
цветом, соответствующим каждому животному).
- Ребята, звери стали дружно жить в теремке , им будет весело и хорошо.
Давайте и мы с вами встанем в дружный круг и поделимся радостью и
добрыми улыбками.