Автор: Сергеева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: Методический материал
Тема: Физкультурно-оздоровительный проект "За здоровьем в детский сад"
Раздел: дошкольное образование
Физическое развитие детей второй группы раннего возраста в
адаптационный период
Физкультурно-оздоровительный проект
«За здоровьем в детский сад»
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа
жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического
развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий
жизни,
индивидуальных
особенностей
и
функциональных
возможностей
растущего
организма.
Недостаточность
двигательных
функций
у
детей
проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях
кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой
координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в
трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями
(письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на
формировании
выразительной
стороны
речи,
правильного
и
четкого
звукопроизношения).
Установлена
прямая
зависимость
между
уровнем
двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи,
мышлением.
Актуальность темы состоит в том, что дети раннего возраста являются
своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима,
окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются
на здоровье малышей: дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется
необходимость
профилактических
мероприятий
по
охране
и
укреплению здоровья малышей.
Цель проекта - формирование основ здорового образа жизни у детей
раннего дошкольного возраста в адаптационный период.
Для достижения вышеупомянутой цели были поставлены следующие
задачи:
•
воспитать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать
культурно-гигиенические
навыки
и
простейшие
навыки
самообслуживания
•
сформировать
у
детей
интерес
к здоровому образу
жизни
через
разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы
•
снизить количество заболеваний детей и повысить посещаемость в
адаптационный период
•
привлечь родителей к проблеме заболеваемости детей в адаптационный
период
•
сплотить детей и родителей в дружный коллектив.
Вид проекта: познавательный, игровой, оздоровительный.
Сроки реализации: адаптационный период, 3 месяца- сентябрь, октябрь,
ноябрь.
Участники проекта:
•
дети второй группы раннего возраста
•
воспитатели
•
родители воспитанников
•
музыкальный руководитель
Формы работы
В процессе выполнения проекта были использованы следующие формы
работы с детьми:
Утренняя гимнастика. Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она
должна увлекать и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации
детей к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные
упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный
инвентарь
Физкультурные занятия в групповом помещении и на улице. Занятия
в помещении и на площадке детского сада приносят детям удовольствие и
радость, прибавляют уверенности в своих силах, развивают самостоятельность.
Физкультминутки.
Проводятся
с
целью
активно
изменить
деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их
на продолжение занятие.
Подвижные игры. Характерная особенность подвижных игр -
комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка : в
игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное,
эстетическое и трудовое воспитание.
Гимнастика пробуждения, бодрящая гимнастика. Данные формы
физической деятельности помогают детскому организму проснуться, улучшает
настроение, поднимает мышечный тонус.
Артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики -
выработка
полноценных
движений
и
определенных
положений
органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения
звуков.
Дыхательные
упражнения,
упражнения
на
развитие
речевого
дыхания. Цель данных упражнений – обогатить кровь кислородом. В процессе
занятий общее состояние малышей улучшается.
Они становятся более
активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии
интеллекта, тела.
Гимнастика для глаз. В дошкольном возрасте происходит активный
рост и развитие органов зрения. В это время глаза наиболее уязвимы и часто
подвергаются
негативному
воздействию:
высокие
зрительные
нагрузки,
инфекции, травмы. Помочь сохранить хорошее зрение может зарядка для глаз.
Пальчиковые игры. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя
движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на
одном виде деятельности.
Самостоятельная двигательная деятельность под руководством
воспитателя дает широкий простор для проявления их индивидуальных
двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным
источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит
от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Методы и приемы
Для достижения цели и выполнения задач проекта были использованы
разнообразные методы и приемы:
•
Ходьба по массажным дорожкам (ребристая дорожка, массажные
коврики,
шипованные
игольчатые
полусферы).
Подобные
упражнения
способствуют улучшению кровоснабжения организма, развитию мышц и
суставов, развивают координацию движений, помогают ногам отдохнуть, а
также, что особо важно для маленьких детей – позволяют правильно
сформировать свод ступни.
•
Использование
нетрадиционного
оборудования,
изготовленного
родителями (дорожка здоровья из пуговиц, массажная дорожка из палочек для
суши,
тропа
здоровья со следами
из
фетра,
мешочки с крупой для
босохождения, «гантели», стойка для бросания мяча, бабочки на палочке.
Родителям в наших группах было предложено принять участие в изготовлении
нестандартного
оборудования,
они
охотно
согласились.
Были
даны
рекомендации: из какого материала и как изготовить пособия. Нестандартное
оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в
играх, вызывает радость и положительные эмоции.
•
Создание проблемных ситуаций. Цель данного приема – развивать
умение детей решать проблемные ситуации, используя возможные варианты
решения. Ситуации должны включать моменты импровизации, альтернативные
варианты разрешения, возможность изменения составляющих в связи с
неожиданным изменением условий.
•
Показ и повтор упражнений, действий с предметами. Действия
предметами дают возможность добиться большей отчетливости двигательных
представлений,
которые
основываются
на
различных
ощущениях
и
восприятиях. Все упражнения с предметами в той или иной степени требуют
работы пальцев рук – это активизирует деятельность анализаторных систем.
•
Использование художественного слова.
В дошкольном детстве
художественное
слово
помогает
формировать
отзывчивость,
сочувствие,
доброту, радость за других. Эти чувства побуждают детей к активным
действиям:
помочь,
проявить
заботу,
внимание,
успокоить,
порадовать.
Художественное слово имеет большое влияние на развитие речи ребенка.
•
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций.
По моему мнению, общение с книгой воздействует на ребенка, вызывают у него
эмоциональный отклик. Поэтому роль книги и чтения как средство становления
личности ребёнка очень велико. В процессе прослушивания сюжетов книг в
детях закладываются нравственные и культурные ценности, формируется
целостная картина мира.
•
Использование алгоритма в картинках при одевании, раздевании,
умывании. Я обратила внимание на то, что ребенок дошкольного возраста, даже
при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу.
Часто дети, овладев необходимыми навыками, не могут правильно определить
порядок своих действий. В этом мне помогло использование схем-алгоритмов,
они помогают детям выделять главное, определить последовательность своих
действий, найти взаимосвязь между ними. Цель данного метода – формирование
навыков самообслуживания у детей.
•
Использование картотеки по физкультурно-оздоровительной работе.
В ходе проекта мной были созданы картотеки: «Пальчиковая гимнастика»,
«Подвижные игры», «Артикуляционная гимнастика» и т.д. Использование
картотек - это удобная и эффективная форма привлечения детей к разным видам
деятельности.
Работа с родителями
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,
такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми,
пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие
трудности в общении с родителями по этой причине.
Поэтому, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой
взаимодействия детского сада и семьи. Работа по вовлечению родителей в
совместную деятельность ДОУ состояла из следующих задач:
•
Знакомство с темой проекта на организационном собрании в мае. В
ходе знакомства я попыталась установить партнёрские отношения между
педагогами, детьми и родителями, создать атмосферу общности интересов, а
также объединить усилия образовательного учреждения и семьи в создании
условий для физического развития личности ребёнка.
•
Изготовление семейного дерева жизни (фотографии значимых
взрослых, родственников, животных с именами). Цель задания - способствовать
закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное
отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность,
развивать партнерские отношения с семьёй.
•
Мини-сочинение о своем ребенке (привычки, особенности, режим
дня и т.д.). Сочинение позволяет лучше познакомиться и с самим ребенком, и с
его родителями.
•
Наглядная агитация: «Режим дня», «Занятия». Наглядный пример
формирует у родителей мотивацию на соблюдение здорового образа жизни,
ответственности за своё здоровье и здоровье детей.
•
Беседа на тему «Одежда и обувь детей в группе и на улице в
осенний период». Беседа позволяет родителям подобрать комфортные для
ребёнка вещи, которые он будет носить в детском саду. Например, выдаются
рекомендации о том, что нужно отдавать предпочтение таким вещам,
большинство из которых ребенок сможет одеть самостоятельно, а также что
одежда должна быть как можно меньше украшена различными бусинками и
мелкими деталями, прежде всего, в целях безопасности.
•
Информация в родительском уголке по темам: «Дыхательная
гимнастика для малышей» с комплексами и упражнениями, «Пальчиковые игры
с малышами». Родительский уголок группы, в которой я работаю, содержит
режим дня группы, расписание и тематику проводимых занятий. В нем я
знакомлю мам и пап с методами воспитания, помогаю им советами и
консультациями, представляю иную важную информацию, в том числе по
физическому воспитанию детей.
•
Изготовление
нетрадиционного
оборудования.
Оборудование
детского сада должно постоянно дополняется чем-то новым. Это становится
возможным, когда к данной работе активно подключаются родители наших
воспитанников. Нестандартное оборудование, сделанное заботливыми руками
родителей, поможет развивать мышцы рук, ног, координацию движений,
меткость, ловкость, внимание дошкольников. Для родителей я предложила
несколько примеров нестандартного физкультурного оборудования, которые
легко можно изготовить своими руками: дорожка здоровья из пуговиц, мешочки
с крупой для босохождения, «гантели» и т.д.
•
Чтение
детям
художественной
литературы
по
данной
теме
(стихотворение «Маша обедает», потешка «Водичка-водичка», «Мойдодыр»,
А.Барто «Девочка чумазая»). Чтение содействует воспитанию интереса и любви
к книге, помогает детям понять значимость физического воспитания через
литературу.
Оборудование физкультурного уголка
В процессе выполнения различных физических упражнений мы
используем следующий инвентарь, хранящийся в нашем физкультурном уголке
(см. Приложение № 1):
Мячи- большие, средние, малые
Кегли- большие, средние, малые
Обручи- большие, средние, малые
Разноцветные конусы с отверстиями
Массажные малые мячи
Гимнастические палки
Цветные массажные коврики
Ребристая дорожка
Разноцветные массажные игольчатые полусферы
Нетрадиционное
оборудование-
тканевые
мешочки,
набитые
горохом и гречневой крупой для босохождения: массажная дорожка на тканевой
основе с нашитыми на нее деревянными палочками; разноцветная массажная
дорожка на тканевой основе с нашитыми крупными пуговицами; массажная
дорожка с нашитыми на нее следами из фетра; стойка для бросания мячей;
гантели; бабочки на палочке для дыхательной гимнастики (см. Приложение №
2).
Результаты проекта
По окончании проекта мною были достигнуты следующие результаты:
у детей повысился интерес к здоровому образу жизни благодаря
разнообразным формам и методам физкультурно-оздоровительной работы
были созданы необходимые условия по оздоровлению детей в
детском саду и профилактике простудных заболеваний в адаптационный период
снизилось количество случаев заболеваний, а также повысилось
посещаемость детей (см. Приложение № 3)
у
детей
сформировались
культурно-гигиенически
навыки
и
простейшие навыки самообслуживания
родители
приняли
активное
участие
в
реализации
проекта,
приобщившись к физическому развитию своих детей
у большинства детей в период реализации проекта наблюдалась
лёгкая форма адаптации.
Приложение № 1
Физкультурный уголок нашей группы
Приложение № 2
Нетрадиционное оборудование, изготовленное родителями
Приложение № 3
сентябрь
октябрь
ноябрь
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Посещаемость детей при реализации
проекта
Ось y – количество детей в процентах