Напоминание

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы"


Автор: Кузьминых Виолетта Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар - Ола
Наименование материала: статья
Тема: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы"
Раздел: начальное образование





Назад




Теоретические аспекты проблемы применения

сюжетно – ролевых игр на уроках окружающий мир в 4 классе

Кузьминых Виолетта Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы»

Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о легкости и

удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По

словарю М.Ф. Стронину, игра – особо организованное занятие, требующее напряжения

эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как

поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную

деятельность играющих.

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает

драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В

ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом

варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие

условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно

есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно

начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность

речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику,

имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

Выдающийся психолог Д.Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю

возникновения сюжетно-ролевой игры. По его мнению, невозможно точно определить

исторический момент, когда впервые возникает сюжетно - ролевая игра. Он может быть

различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм

перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого

общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и

общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно,

без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни

специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в

жизнь

взрослых,

овладевали

орудиями

труда

и

всеми

отношениями,

принимая

непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития

включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало

специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях.

Это и было так называемой сюжетно - ролевой игрой.

Таким образом, можно сформулировать важнейшее положения для теории

сюжетно - ролевой игры: данная игра возникает в ходе исторического развития общества в

результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна

по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием

каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными

социальными условиями жизни ребенка в обществе

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная.

Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и

деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация,

которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль и выполняет ее в созданной им

самим игровой обстановке.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт.

Дети сами на предложенную тему урока, определяют линии ее развития, решают, как

станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе

средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла сюжетно – ролевой игры

и полет фантазии позволяют ребенку самостоятельно включаться в те сферы человеческой

деятельности, которые в реальной жизни еще будут ему недоступны. Объединяясь в

сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают

игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое

главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к

тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал известный

русский педагог К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы

и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

На уроках истории в начальных классах выделяют несколько видов сюжетно-

ролевых игр:

Деловая игра.

Моделирует

ситуацию более поздней эры по сравнению с

изучаемой исторической обстановкой, ученик получает в ней роль нашего современника

либо потомка, исследующего исторические действия (археолога, писателя, журналиста).

При этом очевидно прослеживается два подвида таковой игры. Один из них - игра-

дискуссия, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со

спором, дискуссией. Таковая игра строится на учебном диалоге, но даже при

определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации ребят.

Игра-исследование.

Строится

на

воображаемой

ситуации

современности,

изучающей прошедшее, но, в различие от предшествующей формы, строится на личных

действиях «героя», который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью,

научный доклад о том либо ином историческом событии.

Ретроспективная игра. Моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию

очевидцев и участников событий в прошедшем, каждый ученик получает роль

представителя определенной публичной группы либо даже исторической личности.

Основным признаком игры такового типа является «эффект присутствия» и принцип

исторической беллетристики. Школьник для таковой игры, как правило, выдумывает имя,

факты биографии, профессию, социальное положение собственного «героя», и даже в

ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний вид. При этом он обязан иметь

представление о характере, чувствах, мыслях и взорах персонажа. Ретроспективные игры

помогают ученику «войти» в историческое время, ощутить спектр эры, познать

конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической

ситуации определенного времени.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются

неизменными:

они

пополняются

и

уточнятся,

качественно

изменяются,

преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей

действительности.

Как

всякая

творческая

деятельность,

сюжетно-ролевая

игра

эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже

самим своим процессом.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет,

содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой

сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая

воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных

действий, исторических событий и взаимоотношение исторических личностей. При этом

его игровые действия - одно из основных средств реализации сюжета.

Содержание игры, отмечает известный детский психолог Д.Б. Эльконин, - это то,

что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента

деятельности и отношений между людьми в каком-то историческом событии или в

древней жизни.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли,

которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент

сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо

персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Известный педагог С.Ф. Шатилов в своей методике обучения истории выдвинул

следующие требования к проведению сюжетно-ролевых игр:

1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес

и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации,

адекватной реальной ситуации общения.

2. Сюжетно-ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как

содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в

необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь

будет естественной и убедительной.

3. Сюжетная - ролевая игра должна быть принята всей группой.

4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере,

вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя

ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него

появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.

5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом

общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый исторический

материал.

6. Учитель должен сам верить в сюжетно-ролевую игру, в ее эффективность, тогда

он сможет добиться хороших результатов.

7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с

ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии - очень

важный фактор, значение которого трудно переоценить.

В процессе сюжетно-ролевой игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь

роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работ под

его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему

ненавязчиво направлять речевое общение в группе.

Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-

ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком

окружающей его действительности. Ролевая игра формирует у школьников способность

сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она

ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения

собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную

оценку поступкам других.



В раздел образования