Автор: Кузьминых Виолетта Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар - Ола
Наименование материала: статья
Тема: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы"
Раздел: начальное образование
Теоретические аспекты проблемы применения
сюжетно – ролевых игр на уроках окружающий мир в 4 классе
Кузьминых Виолетта Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы»
Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о легкости и
удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По
словарю М.Ф. Стронину, игра – особо организованное занятие, требующее напряжения
эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как
поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную
деятельность играющих.
Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает
драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В
ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом
варианте. Но вместе с тем ситуация игры – ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие
условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно
есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно
начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность
речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику,
имеет целенаправленность и носит обязательный характер.
Выдающийся психолог Д.Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю
возникновения сюжетно-ролевой игры. По его мнению, невозможно точно определить
исторический момент, когда впервые возникает сюжетно - ролевая игра. Он может быть
различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм
перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого
общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и
общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно,
без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни
специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в
жизнь
взрослых,
овладевали
орудиями
труда
и
всеми
отношениями,
принимая
непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития
включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало
специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях.
Это и было так называемой сюжетно - ролевой игрой.
Таким образом, можно сформулировать важнейшее положения для теории
сюжетно - ролевой игры: данная игра возникает в ходе исторического развития общества в
результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна
по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием
каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными
социальными условиями жизни ребенка в обществе
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная.
Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и
деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация,
которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль и выполняет ее в созданной им
самим игровой обстановке.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт.
Дети сами на предложенную тему урока, определяют линии ее развития, решают, как
станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе
средств воплощения образа. Такая свобода в реализации замысла сюжетно – ролевой игры
и полет фантазии позволяют ребенку самостоятельно включаться в те сферы человеческой
деятельности, которые в реальной жизни еще будут ему недоступны. Объединяясь в
сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают
игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое
главное - в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к
тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал известный
русский педагог К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы
и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
На уроках истории в начальных классах выделяют несколько видов сюжетно-
ролевых игр:
Деловая игра.
Моделирует
ситуацию более поздней эры по сравнению с
изучаемой исторической обстановкой, ученик получает в ней роль нашего современника
либо потомка, исследующего исторические действия (археолога, писателя, журналиста).
При этом очевидно прослеживается два подвида таковой игры. Один из них - игра-
дискуссия, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со
спором, дискуссией. Таковая игра строится на учебном диалоге, но даже при
определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации ребят.
Игра-исследование.
Строится
на
воображаемой
ситуации
современности,
изучающей прошедшее, но, в различие от предшествующей формы, строится на личных
действиях «героя», который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью,
научный доклад о том либо ином историческом событии.
Ретроспективная игра. Моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию
очевидцев и участников событий в прошедшем, каждый ученик получает роль
представителя определенной публичной группы либо даже исторической личности.
Основным признаком игры такового типа является «эффект присутствия» и принцип
исторической беллетристики. Школьник для таковой игры, как правило, выдумывает имя,
факты биографии, профессию, социальное положение собственного «героя», и даже в
ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний вид. При этом он обязан иметь
представление о характере, чувствах, мыслях и взорах персонажа. Ретроспективные игры
помогают ученику «войти» в историческое время, ощутить спектр эры, познать
конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической
ситуации определенного времени.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются
неизменными:
они
пополняются
и
уточнятся,
качественно
изменяются,
преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей
действительности.
Как
всякая
творческая
деятельность,
сюжетно-ролевая
игра
эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже
самим своим процессом.
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет,
содержание, роль.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой
сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры - это та сфера действительности, которая
воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных
действий, исторических событий и взаимоотношение исторических личностей. При этом
его игровые действия - одно из основных средств реализации сюжета.
Содержание игры, отмечает известный детский психолог Д.Б. Эльконин, - это то,
что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента
деятельности и отношений между людьми в каком-то историческом событии или в
древней жизни.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли,
которую он на себя берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент
сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо
персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Известный педагог С.Ф. Шатилов в своей методике обучения истории выдвинул
следующие требования к проведению сюжетно-ролевых игр:
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес
и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации,
адекватной реальной ситуации общения.
2. Сюжетно-ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как
содержания, так и формы, четко организовать. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в
необходимости хорошо исполнить ту или иную роль. Только при этом условии их речь
будет естественной и убедительной.
3. Сюжетная - ролевая игра должна быть принята всей группой.
4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере,
вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя
ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него
появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли.
5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом
общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый исторический
материал.
6. Учитель должен сам верить в сюжетно-ролевую игру, в ее эффективность, тогда
он сможет добиться хороших результатов.
7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с
ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии - очень
важный фактор, значение которого трудно переоценить.
В процессе сюжетно-ролевой игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь
роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работ под
его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему
ненавязчиво направлять речевое общение в группе.
Таким образом, главными структурными компонентами творческой сюжетно-
ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком
окружающей его действительности. Ролевая игра формирует у школьников способность
сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она
ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения
собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную
оценку поступкам других.