Автор: Низовских Мария Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Уватская СОШ" Уватского муниципального района
Населённый пункт: с.Уват
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы".
Раздел: начальное образование
Конспект урока во 2 классе по русскому языку по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяе -
мые орфограммы».
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Цель: формировать умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формиро-
вать умения проверять безударный гласный звук в корне слова.
Формирование регулятивных УУД:
Задачи:
1.
развивать способности коллективного/индивидуального планирования, контроля и оценки действий(совместных действий)
в процессе деятельности в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации;
2.
формировать интерес к творческой (практической) работе;
3.
развивать умения определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность;
4.
формировать навыки работы по плану, сверяясь с целью;
5.
развивать умение оценивать степень успешности достижения цели по критериям и результату.
Формирование коммуникативных УУД:
Задачи:
1.
умение работать в команде, паре, группе;
2.
умение излагать своё мнение;
3.
умение участвовать в диалоге;
4.
умение понимать и принимать позицию другого;
5.
умение создавать устные и письменные тексты;
6.
использовать речевые средства;
7.
предотвращать и преодолевать конфликты.
Формирование познавательных УУД:
Задачи:
1.
Систематизировать и углубить свои представления о безударном, проверяемом и непроверяемом гласном звуке в корне
слова;
2.
Осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их
при решении учебных задач;
3.
Развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информаци-
ей;
4.
Продолжить работу по формированию мыслительных операций: умения анализировать, сравнивать, устанавливать ана-
логии, обобщать;
5.
Развивать умение представлять информацию.
Формирование личностных УУД:
Задачи:
1.
строить отношения с коллегами в группе;
2.
пользоваться правилами поведения;
3.
осознавать и называть свои личные качества;
4.
признавать свои успехи и неудачи.
Вводимые на уроке понятия: орфограмма
Оборудование:
Ход урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Органи-
зацион-
ный мо-
мент
Проверка рабочих мест (на столе лежат: дневник, учебник, тетрадь и пе-
нал) и настрой на дальнейшую работу. Запись числа.
мы будем заполнять чек лист, за каждое выполненное задание будем ста-
вить
Личностные УУД:
*освоение роли ученика (прилежание,
самостоятельность, терпение, аккурат-
ность).
Актуализация знаний
Минутка чистописания
А О У И Е Н
Какая буква лишняя? Почему?
Чек лист (1 пункт «Минутка чистописа-
ния»)
Прием «Конерс»
В разных углах вы видите карточки с буква-
ми А О Е И, сейчас вы возьмёте карточку,
на которой записано слово, но в нем пропу-
щена буква, ваша задача вставить пропу-
щенную букву, и встать в тот угол, какую
гласную вы вставили. Проверьте, правиль-
но ли встали все участники вашей группы,
докажите, почему именно эту букву вы ста-
вили.
Что общего у всех этих слов?
А как называется буква, обозначающая
безударный гласный звук в корне слова?
Можем ли мы ее проверить? Значит, какие
они?
Чек лист (2 пункт «Углы»)
Ответы учащихся (все глас-
ные, Н-согласная)
Берут карточки, вставляют
пропущенную букву, встают
в нужный угол, доказывают,
почему встали именно сюда
Во всех словах пропущена
буква.
Орфограмма.
Букву можем проверить, т.е.
проверяемые
Познавательные УУД:
*установления аналогий, построение
рассуждений.
Коммуникативные УУД:
*готовность слушать собеседника и ве-
сти диалог;
*управление поведением партнера –
контроль, коррекция, оценка действий
партнера.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Постановка цели и задач урока. Мотивация учеб-
ной деятельности учащихся.
Отлично! Посмотрите на предложенные
слова, определите, какое слова лишнее.
Учитель вывешивает карточки со словами
на доске.
З…ма, сн…жинка, х…лодный, м…роз.
Мороз – почему оно лишнее?
Значит тема нашего сегодняшнего урока
«Проверяемые и непроверяемые орфо-
граммы»
какие цели мы перед собой поставим:
1)
видеть орфограмму проверяемый и
непроверяемый безударный гласный
в корне слова,
2)
проверять безударный гласный звук
в корне слова
Читают слова, ищут лишнее
слово.
Все слова можно проверить,
кроме слова мороз, оно сло-
варное.
Определяют с помощью учи-
теля тему урока и цели
Познавательные УУД: *освоение
способов решения проблем поискового
характера;
*овладение логическими действиями
анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий, построение
рассуждений;
*поиск и выделение необходимой ин-
формации, структурирование знаний,
моделирование.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Первичное закрепление
Запишите слово МОРОЗ в тетрадь.
А как мы можем проверить, верно ли мы
вставили гласную букву в слове.
А как называется такой словарь?
Верно. Откройте словарь на стр.136 и про-
верьте, верно ли вы записали слово мороз.
С каким временем года связано это слово?
Найдите и выпишите еще 4 словарных
слова, связанных с этим временем года.
(взаимопроверка).
Проверьте, правильно ли записал слова
ваш сосед в тетради. Оцените по 5 баль-
ной шкале.
Чек лист (3 пункт «Словарь»)
Записывают в тетрадь.
Словарное слово можно про-
верить по словарю.
Орфографический.
Проверяют по словарю.
Зима.
Записывают словарные сло-
ва, проверяют друг друга
Регулятивные УУД:
*организация учебной деятельности: со-
отнесение того, что уже известно и того,
что неизвестно, постановка учебной за-
дачи, планирование и контроль, коррек-
ция и оценка, саморегуляция.
Физминутка
Видеоролик
Выполняют задания веду-
щего
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Обобщение и систематизация знаний
А теперь выполним задание №1 на карточ-
ке
«Прочитай слова. Запиши в первый стол-
бик слова с проверяемой орфограммой, а
во второй столбик – слова с непроверяе-
мой орфограммой»
С...рока, п...тух, за...ц, зв..зда, ябл…ко,
пч...ла, м…лина, л..гушка, др..зды.
2 человека работают у доски.
Чек лист (4 пункт «Столбики»)
Читают инструкцию, вы-
полняют задание.
Проверка с доски.
Регулятивные УУД:
*организация учебной деятельности: со-
отнесение того, что уже известно и
того, что неизвестно, постановка учеб-
ной задачи, планирование и контроль,
коррекция и оценка, саморегуляция;
*понимание выделенных учителем ори-
ентиров действия в учебном материале;
*использование знаково-символических
средств представления информации
для решения учебных и задач;
*ориентация на понимание причин успе-
ха учебной деятельности.
Познавательные УУД: *освоение
способов решения проблем поискового
характера;
* обобщения, установления аналогий,
построение рассуждений;
*поиск и выделение необходимой ин-
формации.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Тест «Я сам»
1. В каком слове можно проверить
безударную гласную:
а) столы б) метель в) одежда г) малина
2. Выбери словарное слово:
а) лесник б) заяц, в) гора, г) зверёк.
3. Выбери слово, где будет буква А:
а) стр…на б) в…лна в) в…да г) м…ряк.
Чек лист (5 пункт «Я сам»)
Выполняют тест, прове-
ряют по ключу.
ключ: 1 – а, 2 – б, 3 - а
Коммуникативные УУД: *участие в
коллективном обсуждении проблемы,
умение выражать свои мысли в соответ-
ствии с поставленными задачами и
условиями,
*организация деятельности в группах,
готовность слушать собеседника и ве-
сти диалог.
Личностные УУД: *установление связи
между целью учебной деятельности и
ее мотивом;
*осознание практической значимости
изучаемого материала.
Регулятивные УУД: *организация учеб-
ной деятельности: соотнесение того, что
уже известно и того, что неизвестно, по-
становка учебной задачи, планирование
и контроль, коррекция и оценка, саморе-
гуляция.
Познавательные УУД: *освоение
способов решения проблем поискового
характера;
*овладение логическими действиями
анализа, обобщения, классификации,
установления аналогий, построение рас-
суждений.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Домашнее задание: 173 стр.109
записывают в дневник зада-
ние
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Рефлексия (подведение ито-
гов занятия)
Какое понятие мы сегодня повторили?
Мы знаем что орфограммы делятся на 2
вида, какие?
Подведем итоги урока. Перед вами чек
лист. Подсчитайте количество + на нем,
запишите в нижней ячейке. Оцените по
критериям оценивания, какую оценку вы
сегодня получили на уроке.
Орфограмма.
Проверяемая и непроверяе-
мая орфограмма
Познавательные УУД: *рефлексия
способов и условий действия, контроль
и оценка процесса и результатов дея-
тельности.
Регулятивные УУД: *ориентация на по-
нимание причин успеха учебной дея-
тельности.
Коммуникативные УУД: *управление
поведением партнера – контроль, кор-
рекция, оценка действий партнера.
Личностные УУД:
*осознание практической значимости
изучаемого материала.
з…ма
сн…жинка
х…лодный
м…роз
Задание №1. Прочитай слова. Запиши в первый столбик
слова с проверяемой орфограммой, а во второй столбик –
слова с непроверяемой орфограммой»
С...рока, п...тух, за...ц, зв..зда, ябл…ко, пч...ла, м…лина,
л..гушка, др..зды.
Задание №1. Прочитай слова. Запиши в первый столбик
слова с проверяемой орфограммой, а во второй столбик –
слова с непроверяемой орфограммой»
С...рока, п...тух, за...ц, зв..зда, ябл…ко, пч...ла, м…лина,
л..гушка, др..зды.
Задание №1. Прочитай слова. Запиши в первый столбик
слова с проверяемой орфограммой, а во второй столбик –
слова с непроверяемой орфограммой»
С...рока, п...тух, за...ц, зв..зда, ябл…ко, пч...ла, м…лина,
л..гушка, др..зды.
Задание №1. Прочитай слова. Запиши в первый столбик
слова с проверяемой орфограммой, а во второй столбик –
слова с непроверяемой орфограммой»
С...рока, п...тух, за...ц, зв..зда, ябл…ко, пч...ла, м…лина,
л..гушка, др..зды.
Задание №1. Прочитай слова. Запиши в первый столбик
слова с проверяемой орфограммой, а во второй столбик –
слова с непроверяемой орфограммой»
С...рока, п...тух, за...ц, зв..зда, ябл…ко, пч...ла, м…лина,
л..гушка, др..зды.
Задание №1. Прочитай слова. Запиши в первый столбик
слова с проверяемой орфограммой, а во второй столбик –
слова с непроверяемой орфограммой»
С...рока, п...тух, за...ц, зв..зда, ябл…ко, пч...ла, м…лина,
л..гушка, др..зды.
Задание №1. Прочитай слова. Запиши в первый столбик
слова с проверяемой орфограммой, а во второй столбик –
слова с непроверяемой орфограммой»
С...рока, п...тух, за...ц, зв..зда, ябл…ко, пч...ла, м…лина,
л..гушка, др..зды.
Задание №1. Прочитай слова. Запиши в первый столбик
слова с проверяемой орфограммой, а во второй столбик –
слова с непроверяемой орфограммой»
С...рока, п...тух, за...ц, зв..зда, ябл…ко, пч...ла, м…лина,
л..гушка, др..зды.
Тест «Я сам»
1. В каком слове можно проверить безударную гласную:
а) столы б) метель в) одежда г) малина
2. Выбери словарное слово:
а) лесник б) заяц, в) гора, г) зверёк.
3. Выбери слово, где будет буква А:
а) стр…на б) в…лна в) в…да г) м…ряк.
Тест «Я сам»
1. В каком слове можно проверить безударную гласную:
а) столы б) метель в) одежда г) малина
2. Выбери словарное слово:
а) лесник б) заяц, в) гора, г) зверёк.
3. Выбери слово, где будет буква А:
а) стр…на б) в…лна в) в…да г) м…ряк.
Тест «Я сам»
1. В каком слове можно проверить безударную гласную:
а) столы б) метель в) одежда г) малина
2. Выбери словарное слово:
а) лесник б) заяц, в) гора, г) зверёк.
3. Выбери слово, где будет буква А:
а) стр…на б) в…лна в) в…да г) м…ряк.
Тест «Я сам»
1. В каком слове можно проверить безударную гласную:
а) столы б) метель в) одежда г) малина
2. Выбери словарное слово:
а) лесник б) заяц, в) гора, г) зверёк.
3. Выбери слово, где будет буква А:
а) стр…на б) в…лна в) в…да г) м…ряк.
Тест «Я сам»
1. В каком слове можно проверить безударную гласную:
а) столы б) метель в) одежда г) малина
2. Выбери словарное слово:
а) лесник б) заяц, в) гора, г) зверёк.
3. Выбери слово, где будет буква А:
а) стр…на б) в…лна в) в…да г) м…ряк.
Тест «Я сам»
1. В каком слове можно проверить безударную гласную:
а) столы б) метель в) одежда г) малина
2. Выбери словарное слово:
а) лесник б) заяц, в) гора, г) зверёк.
3. Выбери слово, где будет буква А:
а) стр…на б) в…лна в) в…да г) м…ряк.
Чек-лист
1.
«Минутка чистописания»
2.
«Углы»
3.
«Словарь»
4.
«Столбики»
5.
Тест «Я сам»
итого
Чек-лист
1.
«Минутка чистописания»
2.
«Углы»
3.
«Словарь»
4.
«Столбики»
5.
Тест «Я сам»
итого