Напоминание

"Вадакоця" ("Словечко")


Автор: Гасюк Надежда Николаевна
Должность: зам.директора по увр в начальной школе
Учебное заведение: МБОУ "Сеяхинская ШИ"
Населённый пункт: с.Сеяха, Ямальский район, ЯНАО, Тюменская область
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: "Вадакоця" ("Словечко")
Раздел: начальное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

протокол №1

от « 31 » августа 2015 г.

Дополнительная общеразвивающая

программа

«Вадакоця» («Словечко»)

(срок реализации 1 год)

с. Сеяха, 2015г.
1
УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

школы-интерната

№ 266 от 01. 09.2015 г
.

Методическое пособие
Дополнительнаяобщеразвивающая программа « Вадакоця» («Словечко») Авт.- сост. Гасюк Н.Н.- МБОУ " Сеяхинская ШИ", с. Сеяха, 2015г. – 26 с.
Автор – составитель:

Гасюк

Н.Н.


зам. директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе МБОУ«Сеяхинская ШИ», первая квалификационная категория.
Консультант:

Гасюк

Н.Н.


зам. директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе МБОУ«Сеяхинская ШИ», первая квалификационная категория. В данном методическом пособии представлен примерный тематический план занятий по развитию устной, связной речи, примерная структура занятия,

программно-методическое обеспечение, режим дня. Материал адресован воспитателям школы-интерната, учителям начальной школы . © Гасюк Н.Н.– 2015г. © МБОУ " Сеяхинская ШИ", 2015г. 2

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Целевой раздел ДОП стр.
1.1.Пояснительная записка……………………………………………...................………....…....4-8
II. Содержательный раздел ДОП
2.1.Примерный тематический план занятий по развитию устной, связной речи.........................9- 24
III. Приложения:
3.1.Примерная структура занятия.....................................................................................................25 3.2. Программно-методическое обеспечение..................................................................................25 3.3 Режим дня.....................................................................................................................................26 3

I. Целевой раздел ДОП

1.Пояснительная записка
Воспитание детей в кочевых семьях традиционно народное, с сохранением своей культуры. Дети школьного возраста обучаются в школе-интернате, а дошкольники в большинстве случаев остаются не охваченными дошкольным образованием и не подготовленными к обучению в школе. На протяжении нескольких лет обучение детей в нашей школе начинается с предшкольного класса. При поступлении в школу в возрасте 6 - 7 лет дети из тундры попадают в чуждые им условия жизни (из чума - в интернат), резко отрываются от семьи, что вызывает психологические перегрузки, стрессы, зарождение комплексов, заниженную самооценку и другие отрицательные последствия. Малыши, только что приехавшие из тундры и поступившие в школу, обычно застенчивы, малоусидчивые, неприученные к самостоятельности, имеют слаборазвитые процессы памяти, внимания, мышления, слабо владеют русским языком. Но они наблюдательны, сообразительны, отличаются хорошей выносливостью, знанием окружающей природы, умеют ориентироваться на местности, почти все хорошо рисуют. В целях обучения русской речи, обогащения словарного запаса, выравнивания стартовых возможностей при поступлении в первый класс детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, сохранения психического и физического здоровья детей, обеспечения преемственности дошкольного и начального образования в нашей школе уже несколько лет открыты предшкольные классы для детей, ведущих кочевой образ жизни. Все предшкольники в интернате объединены в одну большую семью, где с ними работают воспитатели, владеющие родным (ненецким) языком. Большое внимание воспитателями предшкольной группы уделяется работе по развитию устной русской речи, т.к. устная речь чрезвычайно важна для формирования учебной работы. В этот период воспитанники учатся громко говорить, регулировать темп своей речи, направлять внимание на собственную речь и речь окружающих. Основными задачами воспитателей являются: создание у воспитанников активного словарного запаса, усвоение ими не только значения слова, но и усвоение различных грамматических форм его. Дополнительная общеразвивающая программа «Вадакоця» («Словечко») разработана на основании образовательной программы дошкольного образования «Ингудотако» , основной целью, которой является привитие практических навыков русской речи, авторы: Гасюк Н. Н., заместитель директора по УВР, Пасынкова М. В., заместитель директора по НМР, Окотэтто Л. О., учитель начальных классов, Яптик Н. Н., учитель начальных классов, допущенной решением Учёного совета ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» и предназначена для организации обучения предшкольного класса с родным языком обучения, В программе большое внимание уделяется выработке навыков правильного произношения и восприятия звуков и звукосочетаний на слух. Программа разработана в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам. Так же методической основой данной программы являются:  Устный курс русского языка Д.М. Тамбиева Ленинград «Просвещение» 1987 г.; Особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Вадакоця» («Словечко») является то, что предшкольная группа для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, организована на базе школы-интерната. В связи с этим, дошкольники круглосуточно пребывают в школе-интернате, и весь образовательный и воспитательно-образовательный процесс определяется спецификой работы школы-интерната.
Цель Программы
 обеспечить ребенку предшкольного возраста, не посещающему дошкольные образовательные учреждения и с рождения проживающему в тундре, тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе. продолжать развивать интерес к изучаемому языку и желание говорить на нем; 4
 закреплять те умения и навыки русской разговорной речи, которые дети получили на занятиях;  проводить индивидуальную работу с детьми; вводить некоторые новые слова и выражения в естественной ситуации: зарядка, умывание, просмотр мультфильмов, чтение сказок и т.д.
Задачи Программы:
 научить детей воспринимать на слух несложную русскую речь, заложить основы правильного произношения;  создать у детей достаточный словарный запас, который бы позволил в дальнейшем вести обучение на русском языке;  выработать навыки в построении небольших повествовательных и вопросительных предложений;  научить детей слушать, понимать и говорить на русском языке;  выработать умение составлять небольшие рассказы по сюжетным картинам и личным наблюдениям;  упражнять в развитии коммуникативных умений, учить осваивать и использовать в разговорной практике слова, связанные с этикой общения, культурой поведения.
Организационный период:
 формирование предшкольной группы (3 младшая группа);  осуществление специалистами диагностических процедур;  анализ полученных данных, выявление проблем;  собеседование с учителями, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителем- логопедом;  составление плана работы на учебный год
Основной период
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Вадакоця» («Словечко»), анализ результатов
Итоговый период
 Обследование речевого развития детей (входная диагностика-сентябрь, промежуточная - декабрь, итоговая - апрель-май)
Обеспечение учебно-воспитательного процесса должно способствовать:
 возможности адаптации детей предшкольного возраста;  создание дополнительных условий для успешной социализации предшкольников;  сохранению здоровья воспитанников;  обеспечение в применение русского языка в качестве языков обучения и воспитания;  построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основная форма работы с детьми предшкольного возраста - игра;
Организация учебно - воспитательного процесса в группе осуществляется следующим

образом:
 занятия по развитию устной, связной речи;  настольные тематические игры, викторины, игры-путешествия, коллективные игры;  использование на занятиях наглядных пособий (видеофильмы, дидактические материалы, презентации, плакаты, фотоснимки);  воспитательные мероприятия (проведение тематических занятий, участие предшкольников в жизни школы-интерната);  в каждом разделе программы определены задачи воспитания и обучения воспитанников;  занятия организуются ежедневно по 30 минут с каждой подгруппой, включая физкультминутки. Развитие речи для предшкольников предусмотрен программой как устный курс и проводится в форме разговорных занятий, которые соответствуют задачам изучения русского языка - практическому овладению языком, умению 5
пользоваться им как средством общения, формированию элементарных навыков культуры речи
Обязательным условием проведения занятий является:
 использование игровых методов воспитания;  смена видов деятельности;  положительная оценка деятельности воспитанника.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:
 групповая учебно-познавательная деятельность;  индивидуальная учебно-познавательная деятельность;  игровые технологии;  здоровьесберегающие технологии  информационно-коммуникативные технологии
Материальное обеспечение программы:
 отдельный кабинет для занятий;  мультимедиа;  телевизор;  наглядные пособия.
Методическое обеспечение программы
 настольные игры;  сборники детских произведений – сказки, рассказы, стихотворения;  презентации для каждого занятия;  «Тематические дни и недели для предшкольников».
Принципы деятельности в рамках программы:
 Открытость и доступность  Творчество и сотрудничество  Непрерывность и перспективность
Ожидаемые результаты:
 повышение словарного запаса, свободное владение разговорной русской речью;  возрастание интереса детей к изучению русского языка и литературы;  готовность к обучению грамоте в 1 классе
Сроки реализации программы:
 с сентября по май (ежегодно), программа рассчитана на 165 занятий. Воспитателям, работающим с предшкольниками, следует учесть, что для реализации больших положительных возможностей предшкольников в обучении русскому языку работу необходимо строить на основе четко продуманной методической системы, учитывающей возрастные особенности детей 6-7 лет. Обучающиеся предшкольных классов считаются школьниками, но по уровню развития они еще дошкольники. Поэтому занятия должны быть организованы таким образом, чтобы по своему содержанию они отвечали требованиям современного урока, а по форме работы были близки к подготовительным группам детского сада. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в переделах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи. Основной формой обучения русскому языку является занятие. Основной целью занятий является - вызов речевой активности детей, стимулировать разговорную речь, добиваться правильности русской речи. Планируя работу по обучению детей русскому языку, воспитатель должен обязательно учитывать специфику русско – ненецкого двуязычия, речевую обстановку в группе, в семьях, уровень понимания детьми русского языка. Каждое занятие предусматривает комплексное решение речевых задач, где, независимо от темы и конкретных задач, одновременно ведется работа над фонетическими, лексическими, грамматическими аспектами языка, формируются навыки связной речи. Все основные методы обучения подкрепляются на занятиях соответствующими наглядными примерами - показом предметов, картинок, игрушек, муляжей и т. д.. Чтобы 6
русское слово вошло в память ребенка без перевода на родной язык, необходимо подключать не только зрение и слух (название предметов, но и осязание - потрогать предмет, обоняние, вкус). Наглядное обучение помогает сознательному и прочному усвоению русского языка детьми. Демонстрация предметов в натуре или их изображений на картине делает занятие живым, интересным. В центре внимания воспитателя должна постоянно находиться работа по формированию и совершенствованию у детей умений и навыков правильного русского произношения, устранению имеющихся недостатков. На каждом занятии должно проводиться 2 - 3-х минутное фонетическое упражнение, направленное на развитие фонематического слуха детей, выработку произносительных умений и навыков. Такое упражнение может проводиться в форме игр, рекомендуемых программой. Для закрепления новых слов на каждом занятии широко использовать разнообразные игровые упражнения и ситуации. Эффективный метод обогащения словарного запаса детей - игры - драматизации по сюжетам стихотворений, русских народных сказок, произведений русских писателей, которые способствуют закреплению новой лексики, формирование умения строить диалог и связные тексты. В таких играх хотят участвовать даже молчаливые, малоактивные дети. Также дети легко усваивают лексику и грамматику, драматизируя эти сказки на русском языке. Работу по обучению русскому языку проводим и в свободное от занятий время.
Учебный план
№ п/п Вид занятий Кол-во занятий в неделю Кол-во занятий в год 1. Развитие устной, связной речи 5 165
Структура курса
№п/ п Раздел Количество часов Место проведения Интернат экскурсии 1 Наша Родина 5 5 2 Школа-интернат. Наша группа. 5 5 3 Предметы туалета, личная гигиена 5 5 4 Понятие времени 5 5 5 Школьные принадлежности 5 5 6 Игрушки 3 3 7 Посуда 2 1 1 8 Знакомство с профессиями 5 4 1 9 Времена года. Осень 3 2 1 10 Овощи 2 2 11 Сказки. Русские народные сказки 5 4 1 12 Фрукты 2 2 13 Грибы 1 1 14 Деревья 2 2 15 Дом и его части 2 1 1 16 Мебель 1 1 17 Двор 2 1 1 18 Семья, родственные отношения 5 4 1 19 Времена года. Зима 5 4 1 20 Зимние развлечения 5 4 1 21 Тело 2 2 22 Одежда, обувь, головные уборы 3 2 1 23 Сказки писателей мира 5 4 1 24 Сказки. Ненецкий фольклор 5 4 1 7
25 Зима в кисти художника 3 3 26 Зимующие птицы. 2 2 27 Домашние птицы 5 5 28 Домашние животные 5 5 29 Дикие животные. Животные жарких стран 5 5 30 День защитника Отечества 5 4 1 31 Транспорт 5 4 1 32 Мамочка любимая моя! 5 4 1 33 Продукты питания 5 4 1 34 Времена года. Весна 5 4 1 35 Перелетные птицы 5 5 36 Комнатные растения 5 5 37 Чудо-вещи вокруг нас 3 2 1 38 Насекомые 2 2 39 День Победы 5 4 1 40 Времена года. Лето 5 4 1 41 Знакомство с творчеством великих поэтов 5 4 1 42 Растительный мир 3 2 1 43 Диагностика 2 - - ИТОГО: 165 141 22 8



II. Содержательный раздел ДОП

Примерный тематический план занятий по развитию устной, связной речи
Тема Работа над пониманием речи Лексика Развитие грамматического строя речи Обучение связной речи Кол-во заняти й Сроки Наша Родина. Москва- столица нашей Родины Моя малая родина. Развивать внимание и умение понимать речь Познакомить детей с названием нашей Родины, со столицей нашей Родины, названием нашего села Учить составлять простое нераспространенное предложение по демонстрируемому действию и по картине объединять простые предложения в короткий рассказ. Заучивать небольшие стихи о своей малой родине
5
1-я неделя сентября Школа- интернат Наша группа. Помещения нашей группы. Правила поведения в интернате Развивать внимание и умение понимать речь Познакомить детей с помещением интерната, расширить представления о труде школы-интерната Уточнить обобщающее понятие «правила поведения» Учить составлять простое нераспространенное предложение по демонстрируемому действию и по картине Учить объединять простые предложения в короткий рассказ Читать Стихотворение А.Барто «Первый урок» 5 2-я неделя сентября Предметы туалета, Личные гигиенические средства Развивать внимание и умение понимать речь Уточнить обобщающее понятие «предметы туалета». Уточнить и активизировать сло- варь детей по данной теме Учить детей составлять простое нерас- пространенное предложение по демонстрируемому действию и по картине. Учить выявлять действие и лицо, производившее действие, по вопросам: кто? что делает? Учить составлять предло- жения по демонстрируе- мому действию, объединять эти предложе- ния в короткий рассказ Чтение стихотворения «Мойдодыр» 5 3-я неделя сентября Понятие времени: время суток; Развивать внимание и умение Усвоить понятия: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, Учить детей отвечать на вопросы простыми предложениями; Учить составлять рассказ со словами «утром», «вечером», «днем», 5 4 неделя сентября 9
дни недели понимать речь дни недели, части суток: день, ночь, утро, вечер, после обеда. После завтрака и т.д. Объяснить слова «рано», «поздно» «Какой сегодня день?» Какое время суток? ночью» Школьные принадлежност и. Учебные вещи Развивать внимание и умение понимать речь Уточнить обобщающее понятие «школьные принадлежности» Закрепить названия школьных принадлежностей Активизировать в речи слова, относящиеся к теме «Школа»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать интерес к школе, желание учиться. Учить составлять сюжетный рассказ по картине; четко отвечать на вопросы Чтение стихотворения «В школу» А.Барто, заучивание отрывка Ролевая игра «Что в твоем портфеле?» 5 1 неделя октября Игрушки Учить вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков Развивать пассивный и активный словарь, за- крепить названия иг- рушек и обобщающее слово «игрушки» Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить согласовывать существительные с числительными от одного до пяти. Закрепить знание формы родительного падежа существительных в единственном числе Учить составлять описа- тельные рассказы; Ролевые игры по теме Стихи А.Барто «Игрушки» 3 2-я неделя октября 10
Посуда Активизирова ть словарь по теме Уточнять и расширять представления детей о посуде, материале, из которого она сделана. Учить различать ку- хонную, столовую и чайную посуду. Учить называть части посуды Учить образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить составлять предложе- ния с предлогом в, уп- ражнять в словообразо- вании. Учить согласовывать числительные с существительными. Учить детей правильно употреблять в речи су- ществительные в роди тельном падеже с пред- логами без, из, у и со- ставлять с ними простые распространённые Учить составлять описа- тельные рассказы по пла- ну. Развивать диалогиче- скую форму речи, разви- вать умение задавать во- просы и грамотно отвечать на них Экскурсия в столовую 2 2-я неделя октября Знакомство с профессиями Профессии в интернате. Где работают родители? Развивать внимание и умение понимать речь Закрепить знания о профессиях. Познакомить с профессиями работников интерната. Закрепить знания детей о труде людей разных профессий, о важности всех профессий; учить составлять связный рассказ из личного опыта; закрепить эмоционально- положительное отношение к трудящемуся человеку. Развивать диалогическую форму речи, развивать умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них Чтение и разбор стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» Заучивание отрывка Экскурсия в пожарную часть 5 3-я неделя октября Времена года. Осень. Сезонные изменения в природе, животном мире и быту. Осенние Развивать внимание к слову Познакомить детей со временами года, изменениями в природе. Изменениями в жизни животных и людей Закрепить знания детей о временах года, об изменениях в природе. Развивать познавательный интерес к природе. Воспитывать бережное отношение к растительности Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи, Развивать умение поддерживать беседу. Рассказ по картинкам «В тундре» и «Осень в лесу» 3 4 неделя октября 11
пейзажи Экскурсия в тундру Чтение сказки и просмотр м/ф «Серая шейка» Овощи Развивать внимание и умение понимать речь Закрепить и расширить представление об ово- щах, о сборе урожая, о заготовке овощей на зиму Учить образовывать множественное число и уменьшительно- ласкательную форму существительных Учить составлять предло- жения по демонстрируе- мому действию и объединять эти предложения в короткий рассказ 2 4неделя октября Сказки. Знакомство с русскими народными сказками. Положительны е и отрицательные герои Добро и зло Развивать внимание и умение понимать речь Познакомить детей со сказками. Закрепить знания о содержания словесного творчества народов России, Дать понять детям, что устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа Закрепить знания о фольклоре русского народа. Развивать творческую и речевую активность детей Учить детей отличать добро от зла Чтение русских народных сказок, разбор. Учить пересказывать по картинкам «Репка», «Вершки и корешки». Экскурсия в библиотеку Инсценировка сказки «Репка» 5 1 неделя ноября Фрукты Активизирова ть словарь по теме Закрепить и расширить представления о фрук- тах, о сборе урожая, о заготовке фруктов на зиму Учить образовывать множественное число и уменьшительно- ласкательную форму существительных Учить детей составлять описательные рассказы по картинке, ролевые игры «Компот из…» 2 2неделя ноября Ягоды Активизирова ть словарь по теме Сформировать пред- ставление о ягодах (названия, внешние признаки, обобщаю- щее слово) Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных. Учить образовывать относительные прила- гательные. Учить составлять простое Учить составлять рассказы-описания Ролевая игра «Собери корзинку ягод», «Варим мы варенье» 2 3 неделя ноября 12
распространенное предложение с прямым дополнением Грибы Активизирова ть словарь по теме Закрепить названия грибов, обобщающее слово «грибы», где растут, какие бывают. Закрепить знание о строении гриба и окраске шляпки Учить согласовывать имена числительные с существительными Учить детей пересказывать текст, ролевая игра «В лесу» 1 2неделя ноября «Осень на холсте» знакомство с картинами великих художников И.Левитан, И. Репин, А.Герасимов Активизирова ть словарь по теме Закрепить знание ос- новных признаков осе- ни, обобщающее слово «осень». Учить подби- рать синонимы к гла- голам Учить подбирать слова- действия к названию растений и птиц Учить составлять рассказы с опорой на карточки- схемы, заучивать стихотворения об осени А.С.Пушкин, Ф.Тютчев Выставка «Осень глазами детей» 3 3 неделя ноября Деревья осенью. Активизирова ть словарь по теме Закрепить названия деревьев, обобщающее слово «деревья»; за- крепить знания о строении дерева; учить различать хвойные и лиственные деревья Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных; множественное число существительных в родительном падеже. Учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными. Учить образовывать относительные прилагательные Учить детей пересказу по плану с помощью картинок 2 3-я неделя ноября Дом и его части Развивать слу- ховое Расширить представ- ление о домах, архи- Учить образовывать множественное число Учить детей составлять рассказы-сравнения 2 4 неделя ноября 13
внимание и речевой слух тектуре, материале. Учить подбирать си- нонимы существительных. Учить образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить образовывать множе- ственное число слов, обозначающих предметы и действия Экскурсия по поселку ролевая игра «Построим дом» Мебель Учить пониманию предлогов в сочетании с названием мебели Закрепить названия мебели, ее отдельных частей и обобщающее слово «мебель». Расширить знания о назначении мебели, различных ее видов Учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными. Учить образовывать и правильно употреблять в речи относительные прила- гательные Учить детей составлять описательные рассказы, ролевые игры по теме 1 4 неделя ноября Двор Развивать слу- ховое внимание и речевой слух Закрепить знания о том, что находиться во дворе дома Учить образовывать множе- ственное число слов, обозначающих предметы Учить детей составлять рассказы по картинкам 2 4 неделя ноября Семья. Беседа о семье. Беседа о родственных отношениях Продолжать развивать внимательное отношение к слову, к более точному пониманию его значения Расширять знания детей о семье, закрепить понятие о родственных отношениях в семье. Учить образовывать антонимы и синонимы Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже. Учить образовывать притяжательные при- лагательные Учить составлять описа- тельные рассказы по сю- жетной картине, ролевые игры по теме Беседа с родителями 5 1 неделя декабря Времена года. Сезонные изменения зимой в природе, жизни животных и Развивать логику, мышление на основе уп- ражнений в установлении Углубить представле- ния детей о зиме, о состоянии погоды зи- мой, явлениях зимней природы, жизни животных и людей в Учить детей пользоваться в речи предлогами на, за. Учить подбирать признак к предмету, эпитеты к словам Учить детей пересказывать небольшой рассказ близко к тексту; по предложенно- му плану. Экскурсия по поселку Чтение рассказов о зиме. 5 2-я неделя декаб- ря 14
людей причинно- следственных отношений зимнее время года Стихотворение С. Есенина «Белая береза» Заучивание отрывка Зимние развлечения. Подготовка к новогоднему утреннику. Правила поведения на утреннике Активизирова ть словарь по теме – «Новый год», «Правила поведения» Расширить представление детей о новогоднем празднике. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах. Закрепить знания правил поведения на Формировать понятия рода существительных в связи с числительными один-одна и притяжательными местоимениями мой-моя Учить детей пересказывать рассказ от 1-го лица. Прогулка и игры на свежем воздухе Учить стихотворения к новогоднему утреннику Составлять небольшие рассказы о подготовке к утреннику 5 3 неделя декабря Наше тело Активизирова ть словарь по теме Закрепить названия частей тела человека. Учить подбирать си- нонимы Учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных. Учить составлять предложения Учить составлять описа- тельные рассказы 2 4 неделя декабря Одежда, обувь, головные уборы Учить детей понимать и выполнять сложные инструкции Закрепить названия предметов одежды, обуви, головных убо- ров, обобщающее сло- во «одежда». Учить подбирать синонимы Учить детей навыкам практического употребления в речи притяжательных местоимений мой, моя. Учить образовывать множественное число существительных. Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить подбирать признак к предмету Учить детей составлять описательные рассказы по картинкам, ролевые игры на тему «Оденься сам» 3 4 неделя декабря 15
Сказки Знакомство со сказками народов мира Великие писатели- сказочники Активизирова ть словарь по теме «Сказки» «Зима» Закрепить и расширить знания детей о сказках; Тренировать память, развивать речь; Воспитывать бережное отношение к книгам Воспитывать чувства дружбы и коллективизма в группе Закрепить навыки употребления предложений с определительными местоимениями «сам», «сама» Чтение и пересказ сказки по картинка Экскурсия в библиотеку 5 1 неделя января Сказки. Ненецкие народные сказки. Сказки ненецких писателей Активизирова ть словарь по теме «Сказки» «фольклор» Закрепить знания о ненецком фольклоре: сказки, колыбельные, пословицы и поговорки Приобщать детей к культуре своего народа, получать первые впечатления о ней. Чтение сказок «Кукушка», «Хозяин и работник», «Мышка», «Побежденный кит». Пересказ сказки «Кукушка» 5 2 неделя января Зима в кисти художника. Шишкин, Серов, Кустодиев, Дорофеев Активизирова ть словарь по теме «Художники» и «Зима» Познакомить детей с картинами о зиме, Рассматривание картин Шишкина «Зима», «На севере дальнем»; Серова Развитие эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству, вызывать эстетические переживания, умение видеть, понимать и любить природу Беседа на тему «Есть ли у природы настроение» Просмотр презентации «Художники о зиме» и ответы на вопросы воспитателя 3 3 неделя января 16
Зимующие птицы, помощь людей птицам во время холодного времени года Активизировать словарь по теме Закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающее слово «птицы». Учить подбирать названия действий к предмету Учить образовывать множественное число существительных. Учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными. Учить подбирать определения. Учить образовывать Учить детей составлять описательные рассказы, Просмотр и обсуждение презентации «Зимующие птицы» Экскурсия в библиотеку 2 3 неделя января Домашние птицы и их детеныши Активизироват ь словарь по теме Познакомить с назва- ниями домашних птиц, их детенышами, внеш- ним видом, повадками, условиями жизни. Учить подбирать си- нонимы Учить образовывать множественное число существительных. Учить образовывать притяжательные при- лагательные. Учить детей пользоваться в речи предло- гом «в» Учить детей составлять описательные рассказы; Просмотр и разбор презентации «Домашние птицы» 5 4 неделя января 17
Домашние животные и их детеныши Активизироват ь словарь по теме Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем пита- ются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят. Учить подбирать синонимы Учить образовывать существительные множественного числа. Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить детей пользоваться в речи предлогом под. Позна- комить детей с категорией одушевленности предметов (к т о? что?).Учить употреблять косвенное дополнение (родительный падеж принадлежности) Учить составлять описа- тельные рассказы. Учить составлять рассказ по сюжетной картине. Чтение стихотворений о животных Учить стихотворение А.Барто «Козленок» 5 1 неделя февраля Дикие жи- вотные. Животные жарких стран. Активизироват ь словарь по теме Закрепить представле- ния о диких животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. Закрепить названия детенышей. Учить подбирать си- нонимы и определения Закрепить в речи детей навыки практического употребления глаголов прошедшего времени мужского и женского рода Учить составлять рассказ по плану, предложенном воспитателем, самостоятельно строить сюжет. Чтение стихотворений К.И.Чуковского 5 2-я неделя февраля 18
День защитника Отечества Активизироват ь словарь по теме Систематизировать знания детей о Дне защитника Отечества, о героях Великой Оте- чественной войны Продолжать работу по обучению согласования слов в предложении в роде, числе и падеже. Отрабатывать навыки употребления предлогов в, на, под. Формировать у детей умение составлять вопросы, совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения Продолжать учить детей составлять описательные рассказы, тренировать в словообразовании. Чтение рассказов о подвигах наших воинов Экскурсия к Памятнику 5 3 неделя февраля Транспорт Активизироват ь словарь по теме Расширить и закрепить представления детей о видах транспорта, сформировать представления о воз- душном, водном и на- земном транспорте Учить согласовывать числительные с суще- ствительными. Учить образовывать множественное число существительных. упражнять в правильном употреблении форм числа и падежа Учить детей составлять описательные рассказы по плану. Чтение и заучивание стихотворений М.Погарского «Разные машины», «Самолет» -А,Кубилинскас Ролевая игра «Почему так называется?» Экскурсия на вертолетную площадку 5 4 неделя февраля 19
Мамочка любимая моя! Активизироват ь словарь по теме Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме. Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей. Закрепить знания детей о празднике 8 Марта Учить составлять простые распространенные предложения. Учить подбирать признаки и действия к предметам Учить детей правильно пользоваться в речи предлогом «над» Чтение и разбор рассказов о маме Экскурсия в библиотеку Учить стихотворения о маме «Все она» 5 1 неделя марта Продукты питания Калорийность, Режим питания Активизироват ь словарь по теме Расширить представления детей о продуктах питания; закрепить названия блюд. Активизировать предметный, глагольный словарь и слова-определения Учить образовывать относительные прила- гательные, выражающие признак соотнесенности с продуктами питания. Учить образовывать существи- тельные с уменьшительно- ласкательными суффиксами в единственном числе. Учить образовывать существительные множественного числа Учить детей составлять описательные рассказы по плану. Экскурсия в магазин Ролевые игры на тему «Что купить нам на обед?» 5 2 неделя марта 20
Весна Сезонные изменения в природе, жизни животных и людей Активизироват ь словарь по теме Уточнить представле- ние о характерных признаках весны: уве- личении светового дня, таянии снега, росте травы, набухании почек и распускании листьев, возвращении птиц. Уточнить пред- ставление о жизни рас- тений весной. Выучить названия весенних месяцев. Учить подбирать слова- антонимы Закрепить умение об- разовывать существительные и прилагательные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить образовывать существительные множественного числа. Продолжать учить детей согласовывать су- ществительные с при- лагательными в роде, числе и падеже. Учить пользоваться в речи предлогами с, со. Учить образовывать глаголы при помощи приставок Учить детей пересказывать рассказ близко к тексту. Учить детей составлять рассказ по серии картин «Весна наступила» Чтение стихов русских поэтов о весне: А.С.Пушкин, А.Н.Плещеев, .И.Тютчев Экскурсия по поселку 5 3 неделя марта Город Самый главный город моей страны. Заочное путешествие в Салехард Активизироват ь словарь по теме Обобщить и расширить знания детей о Москве, о родном городе, его истории и достопримечательностя х Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и ро- дительном падежах. Учить составлять простое распространенное предложение с косвенным дополнением выраженным формой творительного падежа. Учить образовывать относительные прила- гательные. Чтение стихотворения о Москве Учить составлять рассказ о своем городе (Салехард) 5 апрель 21
Перелетные птицы Активизироват ь словарь по теме Закрепить знания детей о птицах; закрепить понятия «перелетные, водоплавающие» Учить пользоваться предлогом «к» Продолжать учить детей рассматривать картинки с последовательно развивающимся действием, составлять описательные рассказы по теме в целом Учить детей пересказу. Учить составлять рассказ по собственным наблюдениям Чтение сказки «Гадкий утенок» 5 апрель Комнатные растения Активизироват ь словарь по теме Показать, что весной происходит оживание и бурный рост комнатных растений. Обобщить представления об уходе за комнатными растениями весной Упражнять в согласовании числительных с существительными. Уп- ражнять в изменении глаголов по временам, числам и родам. Учить детей пользоваться в речи предлогом «от» Учить составлять небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях растений Составлять рассказ «Растения в нашей игровой» 2 апрель Чудо-вещи вокруг нас Активизироват ь словарь по теме Сформировать у детей представления о том, что чудо-вещи сделаны людьми. Определить назначение основных электроприборов в доме; как с ними об- ращаться Учить детей образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и роди- тельном падежах. Учить составлять рас- пространенные предложения с употреблением винительного падежа (дейст- вия), дательного падежа (направленность действия на предмет) без предлога и с предлогами в, на, под, над, к, Учить детей пересказу. Учить составлять рассказ по собственным наблюдениям с помощью картинок Экскурсия в столовую 3 апрель 22
Насекомые Учит понимать логико- грамматически е конструкции Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, вредных и полезных насекомых Учить образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежа. Учить пересказывать прочитанный текст воспитателем близко к тексту. Чтение стихотворения К.Чуковского «Тараканище» 2 май День победы Активизироват ь словарь по теме Познакомить детей с праздником День По- беды Упражнять в образовании множественного числа существительных родительного падежа. Учить согласовывать числительные с существительными Учить детей пересказу с помощью картинки по плану. Экскурсия к памятнику Победы Учить стихотворения о Победе 5 май Лето. Сезонные изменения в природе, жизни животных и людей Русские поэты о лете С. Есенин, Ф.И. Тютчев, А.А.ФЕТ Активизироват ь словарь по теме Учить понимать логико-грамматические конструкции Учить образовывать существительные множественного числа именительного и роди- тельного падежа. Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить согласовывать числительные с суще- ствительными. Учить подбирать признаки к предметам Учить составлять рассказ по вопросам и с опорой на предметные картинки Читать и пересказывать рассказы о лете. Заучивание отрывка стихотворения С. Есенина «С добрым утром» Экскурсия в библиотеку 5 май 23
Здравствуй, лето! Знакомство с творчеством великих художников. И.Репин, А,К,Саврасов, В.Васнецов Активизироват ь словарь по теме Обобщить и система- тизировать знания де- тей о времени года лето, называть его ха- рактерные признаки. Закрепить знание на- званий летних месяцев. Учить подбирать слова с противоположным значением Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Учить образовывать относительные прилага- тельные. Учить образовывать сравнительную степень прилагательных. Закрепить употребление существительных в пред ложном падеже. Учить подбирать признаки к предмету Учить детей пересказу, читать и заучивать стихи о лете Составлять небольшие рассказы по картинам художников Экскурсия в библиотеку 5 май Растительный мир летом. Активизироват ь словарь по теме Воспитывать бережное отношение к растительному миру; Развивать познавательный интерес к природе; Воспитывать любовь к окружающему миру. Учить подбирать признаки. Учить согласовывать числительные с суще- ствительными и прила- гательными. Учить образовывать множественное число существительных в именительном и родитель- ном падежах Учить детей составлять описательные рассказы по картинкам Учить детские стихи о природе 3 май
Проведение

итоговой

диагностики
Д и а г н о с т и к а (обследование речевого развития детей на конец года и проанализировать результаты) Апрель-май 24

III. Приложения

Приложение 1

Примерная структура занятия
 Организационный момент;  лексика - закрепление слов, изученных на предыдущем занятии, введение новой лексики;  фонетика - артикуляция звуков русского языка, произношение звуков в русских словах, игры и упражнения на закрепление звуков;  связная речь - рассматривание сюжетных картин, беседа и составление рассказов по образцу, данному воспитателем; составление описательных рассказов; рассказы о событиях личной жизни, пересказ художественных произведений;  грамматика - игры и упражнения на усвоение грамматических форм (род, число, падеж) русского языка;  игры и упражнения на закрепление темы; заучивание стихотворений, рифмовок; рассказывание сказок и т. д.  рефлексия.
Приложение 2

Программно-методическое обеспечение
№ п/п Используемая литература Авторы: 1. Развитие речи «Конспекты занятий с детьми дошкольного возраста» «Дошкольник» Издательство «Учитель» 2011 год 2. Альбом по развитию речи» В.С.Володина ЗАО «Росмэн-пресс»2007 год 3. «Приобщение детей к художественной литературе» В.В. Гербова Издательство «Мозаики- Синтез»2006 год 4. «Развитие правильной речи ребенка» А.И Максаков Издательство «Мозаики- Синтез»2006 год 5. «Развивающие стихи и рифмы» Е.И.Синицына ЗАО «Эфра» 1999 год 6. Касса предметных картинок 7. Дидактический материал: «Одежда», «Школьные принадлежности», «Посуда», «Времена года», «Овощи», «Фрукты» С.Вохринцева 8. «Ребенок и окружающий мир» О.В.Дыбина Издательство «Мозаики- Синтез»2006 год 9. Муляжи овощей 10. Муляжи фруктов 11. «Младшие школьники на уроке» В.И.Ковалько ООО Издательсво «Эксмо» 12. «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш 13. «Знакомство со сказками» ООО Родничок» 2007 год 14. «Дошкольная педагогика» ООО Издательство «Детство-Пресс» 2014 год 15. «Поэтический сборник для детей» К.И.Чуковский 16. «Умные книжки» Земцова Ольга Николаевна 2009 год 25

Приложение 3
Режим дня детей предшкольной группы составлен с расчетом на круглосуточное пребывание ребенка в интернате и откорректирован с учетом работы школы-интерната.
7.00-7.20 –
подъём, утренние процедуры,зарядка
7.20-7.35–
завтрак
7.35-8.00
– санитарно-гигиенические процедуры
8.00- 8.10 -
подготовка к занятиям
8.20-9.50
- занятия в школе
9.50- 10.10
- второй завтрак
10.10-11.30 –
занятия в школе
12.00-12.50 -
прогулка на свежем воздухе, подвижные игры
12.50 –13.30-
игры по интересам, развивающие игры
13
.
30-14.00
- прогулка на свежем воздухе
14
.
00-14.20
- обед
14
.
50-15.50
- тихий час
15
.
50-16.20
- развитие связной, устной речи
16
.
20-16.50
- прогулка на свежем воздухе, подвижные игры
17.00-17.20
- занятия по внеурочной деятельности
17.20-18.00 -
прогулка на свежем воздухе
17.50-18.00
- ужин
18.20-19.00
- воспитательные мероприятия
19
.
00-19.30
- прогулка на свежем воздухе, подвижные игры
19
.
30-20.00
-Сонник
20
.
15-20.30-
линейка
20
.
30-21.00
–санитарно-гигиенические процедуры, уход за одеждой подготовка ко сну
21
.
00
-отбой. 26
27


В раздел образования