Напоминание

"Ах, снег – снежок!"


Автор: Маркова Надежда Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 35"
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала: Проект
Тема: "Ах, снег – снежок!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема проекта: « Ах, снег – снежок!»

Участники: дети младшей разновозрастной группы, родители, воспитатель.

Срок выполнения: 3 недели

Актуальность темы.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная

исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное

отношение ребенка к окружающему миру.

Дошкольник, чувствуя себя первооткрывателем, учится самостоятельно

находить ответы на свои вопросы, проводя собственную исследовательскую

деятельность, испытывает радость в экспериментировании, находит новое в

знакомом, начинает вычленять простейшие закономерности. Наблюдая на

практике

проявление

различных

природных

закономерностей,

дети

приобретают интерес к открытию. Опыт показывает, что знания, полученные

во время самостоятельной деятельности, через игру-экспериментирование,

всегда являются осознанными и более прочными, они запоминаются надолго.

Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы

и проверять их опытным путём, делать выводы.

Предмет исследования. Свойства снега.

Формулировка проблемы.

Что такое снег?

Какие бывают снежинки?

Почему снег тает?

Почему снег липкий?

Цель проекта.

Создание

условий,

стимулирующих

интерес

к

исследовательской

деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала

дошкольников, вовлечение их в практическую деятельность

Задачи проекта.

- Побуждать детей устанавливать простейшие связи между временами года и

погодой.

- Дифференцировать состояние снега.

- Развивать наблюдательность в процессе ознакомления с явлениями

природы.

- Закреплять общие речевые навыки.

- Развивать интерес к исследовательской и поисковой деятельности через

экспериментирование и самостоятельное получение знаний.

- Способствовать развитию коммуникативных навыков, умению общаться и

выражать свои эмоции.

- Воспитывать любовь к природе.

Гипотеза.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые

предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к

сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно:

все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок

лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества,

свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось

обычным, хорошо знакомым.

Ожидаемый результат.

1.

Изготовить фотоальбом: «Зимние развлечения в кругу семьи».

2.

Познакомить детей с физическими свойствами снега.

3.

Сформировать способность к сотрудничеству, коммуникабельности.

4.

Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

5.

Укрепить семейные связи через совместную деятельность.

Для

решения

поставленных

задач

и

проверки

гипотезы

были

использованы следующие методы исследования:

1.

Опыты по ознакомлению со свойствами снега и воды.

2.

Игры со снегом.

3.

Прогулки и наблюдения.

4.

Изготовление родителями совместно с детьми снежных скульптур.

Содержание деятельности детей

Тема, название мероприятия

Содержание деятельности

Опыты:

«Таяние снега».

«Наблюдение за снежинками через

лупу».

«Установление зависимости состояния

снега от температуры».

Опыты

по

знакомству

со

свойствами снега, формированию

умения

видеть

прекрасное

в

окружающем мире.

Прогулки:

Расширение представлений детей

«Наблюдение за снегом».

«Наблюдение за метелью».

«Наблюдение за снегопадом».

о неживой природе, её значении в

жизни человека.

Труд в природе:

Помощь дворнику в уборке снега с

дорожек и территории участка.

Создание снежных построек.

Воспитание трудовых навыков.

Игры:

«Снежная баба».

« Снегопад»

«Снежки и ветер».

Развивать умение играть со

снегом.

Познавательная игровая ситуация:

«Почему идёт снег?».

Формировать представление о

временах года: зиме.

Рисование:

«Зимушка-зима».

«Снег идет»

Учить проявлять радость,

восхищение и удивление от

соприкосновения с красотой

природы.

Интегрированное занятие:

«Почему снег липкий?».

Развивать любознательность в

процессе ознакомления с

явлениями природы, закреплять

общие речевые навыки,

коммуникативные навыки,

умение общаться и выражать

свои эмоции.

Содержание деятельности родителей

Тема, название мероприятия

Содержание деятельности

Зимние развлечения

Организация фотовыставки

Чтение

стихотворений,

пословиц,

поговорок о снеге.

Ознакомление

детей

с

художественной литературой.

Изготовление родителями совместно с

детьми снежных скульптур.

Укрепить семейные связи через

совместную деятельность.

Выводы.

Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только

улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со

стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного

внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Благодаря проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и

своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.

Исследовательская деятельность помогла развитию познавательного

интереса детей, мышления, совершенствованию учебно-интеллектуальных

навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.

Знания, полученные детьми, помогают им во время наблюдений

самостоятельно понять происходившие в природе процессы, явления,

провести собственные исследования, обобщить материал.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой

природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об

окружающем,

поскольку

предмет

ознакомления

присутствует,

регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на

развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного

физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых

практических и умственных действий.

Итог проекта. Интегрированное занятие: «Почему снег липкий?».

Цель.

Знакомство детей со свойствами снега и его наиболее важными

характеристиками.

Задачи.

Познакомить детей с физическими свойствами снега.

Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Дифференцировать состояние снега и уметь схематически изображать эти

состояния.

Способствовать

развитию

уверенности

в

себе

и

своих

силах,

коммуникативных навыков, умению общаться и выражать свои эмоции.

Развивать любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы

и закреплять общие речевые навыки.

Воспитывать любовь к природе.

Индивидуальная работа.

Развивать умение устанавливать простейшие

связи между временами года и погодой.

Словарная работа. Сугроб, снегопад, оттепель. Активизация в речи детей

прилагательных, глаголов.

Предшествующая работа. Ознакомление со свойствами снега в морозную

погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание

снежинок (на прогулке). Чтение и разучивание стихотворений, пословиц,

поговорок о снеге.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, вам нравится зима? А чем она вам нравится?

(Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и

коньках (показ картинок зимних забав).

Всё это можно сделать только зимой. Почему?

(Потому, что только зимой есть снег).

А что можно слепить из снега?

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам отправиться на зимнюю прогулку.

Закрывайте глазки и повторяйте за мной: один, два, три, повернись, на

прогулке очутись.

Воспитатель. Ребята, подумайте, какими словами можно рассказать о зиме,

какая она? (Снежная, холодная, морозная, красивая).

А снег, какой? (Пушистый, искристый, липкий, скрипучий).

Как можно назвать снег ласково? (Снежок).

Как мы назовём явление природы, когда снег падает? (Снегопад).

А если снега намело огромную кучу, как мы её назовём? (Сугроб).

Что происходит со снегом зимой? (Кружится, летает, падает, порхает).

Игра «Хорошо-плохо».

Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого в

том, что зимой идёт снег.

Игра с использованием ноутбука «Четвёртый лишний».

На экране появляются иллюстрации с изображением времён года. Ребёнок

должен угадать, какая картинка лишняя и почему.

Физминутка «Снежная баба».

Сегодня из снежного мокрого кома

идут по кругу, катят перед собой

Мы снежную бабу слепили у дома

воображаемый ком

Стоит наша баба у самых ворот

рисуют три круга, начиная с

маленького

Никто не проедет, никто не пройдёт

грозят указательным пальцем

сначала правой руки, потом левой

Знакома она уже всей детворе,

идут по кругу

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!».

Входит снеговик. Приносит снег в подносах.

Снеговик. Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я принёс вам подарок. Что

это? Правильно, это снег, давайте с ним поиграем.

Опыт 1. свойства снега. Когда снег бывает липким.

Ведущий. Ребята, помните, мы на прогулке наблюдали за снегом?

В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В

морозную). Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет, снег

рассыпается, он сухой, не липкий).

В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (В тёплую погоду).

Что можно делать с таким снегом? (Из него можно лепить).

Снеговик. Давайте попробуем слепить из снега комочки.

Опыт 2. Свойства снега. Когда снег тает быстрее.

Воспитатель показывает детям два стакана со снегом, и спрашивает: в какой

воде снег растает быстрее: в тёплой или в холодной? Опускает стаканы в

емкости с тёплой и холодной водой.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре

загибают пальчики, начиная с

указательного

Мы с тобой снежок слепили.

«лепят», меняя положение ладоней

Круглый, крепкий,

показывают круг, сжимают ладони

Очень гладкий

вместе, гладят одной ладонью другую

И совсем-совсем не сладкий

грозят пальчиком

Раз – подбросим.

смотрят вверх, подбрасывают «снежок»

Два – поймаем.

ловят «снежок»

Три – уроним

роняют «снежок»

И сломаем.

топают

Ведущий. Давайте посмотрим на снег. Что с ним случилось, пока мы играли?

(Он растаял). Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.

Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег

образуется из чего? (Из воды). А как это происходит, мы узнаем в другой раз.

Снеговик. Ой, ребята, мне пора с вами расставаться, а тоя тоже сейчас могу

растаять. До свидания. До новых встреч!

Ведущий. И нам тоже пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки и

повторяйте за мной: один, два, три, повернись, в детский сад возвратись.

Ведущий. Понравилось вам на прогулке? Что мы там делали?

Литература.

1. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй

младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез,

2008.

2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных

экологических представлений во второй младшей группе детского сада.

Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

3.Перспективный план опытов и экспериментов в младшей группе.



В раздел образования