Автор: Маркова Надежда Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 35"
Населённый пункт: г.Нижнекамск
Наименование материала: Проект
Тема: "Ах, снег – снежок!"
Раздел: дошкольное образование
Тема проекта: « Ах, снег – снежок!»
Участники: дети младшей разновозрастной группы, родители, воспитатель.
Срок выполнения: 3 недели
Актуальность темы.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Предметная
исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное
отношение ребенка к окружающему миру.
Дошкольник, чувствуя себя первооткрывателем, учится самостоятельно
находить ответы на свои вопросы, проводя собственную исследовательскую
деятельность, испытывает радость в экспериментировании, находит новое в
знакомом, начинает вычленять простейшие закономерности. Наблюдая на
практике
проявление
различных
природных
закономерностей,
дети
приобретают интерес к открытию. Опыт показывает, что знания, полученные
во время самостоятельной деятельности, через игру-экспериментирование,
всегда являются осознанными и более прочными, они запоминаются надолго.
Дети учатся ставить перед собой цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы
и проверять их опытным путём, делать выводы.
Предмет исследования. Свойства снега.
Формулировка проблемы.
Что такое снег?
Какие бывают снежинки?
Почему снег тает?
Почему снег липкий?
Цель проекта.
Создание
условий,
стимулирующих
интерес
к
исследовательской
деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала
дошкольников, вовлечение их в практическую деятельность
Задачи проекта.
- Побуждать детей устанавливать простейшие связи между временами года и
погодой.
- Дифференцировать состояние снега.
- Развивать наблюдательность в процессе ознакомления с явлениями
природы.
- Закреплять общие речевые навыки.
- Развивать интерес к исследовательской и поисковой деятельности через
экспериментирование и самостоятельное получение знаний.
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, умению общаться и
выражать свои эмоции.
- Воспитывать любовь к природе.
Гипотеза.
Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые
предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к
сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно:
все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок
лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества,
свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось
обычным, хорошо знакомым.
Ожидаемый результат.
1.
Изготовить фотоальбом: «Зимние развлечения в кругу семьи».
2.
Познакомить детей с физическими свойствами снега.
3.
Сформировать способность к сотрудничеству, коммуникабельности.
4.
Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
5.
Укрепить семейные связи через совместную деятельность.
Для
решения
поставленных
задач
и
проверки
гипотезы
были
использованы следующие методы исследования:
1.
Опыты по ознакомлению со свойствами снега и воды.
2.
Игры со снегом.
3.
Прогулки и наблюдения.
4.
Изготовление родителями совместно с детьми снежных скульптур.
Содержание деятельности детей
Тема, название мероприятия
Содержание деятельности
Опыты:
«Таяние снега».
«Наблюдение за снежинками через
лупу».
«Установление зависимости состояния
снега от температуры».
Опыты
по
знакомству
со
свойствами снега, формированию
умения
видеть
прекрасное
в
окружающем мире.
Прогулки:
Расширение представлений детей
«Наблюдение за снегом».
«Наблюдение за метелью».
«Наблюдение за снегопадом».
о неживой природе, её значении в
жизни человека.
Труд в природе:
Помощь дворнику в уборке снега с
дорожек и территории участка.
Создание снежных построек.
Воспитание трудовых навыков.
Игры:
«Снежная баба».
« Снегопад»
«Снежки и ветер».
Развивать умение играть со
снегом.
Познавательная игровая ситуация:
«Почему идёт снег?».
Формировать представление о
временах года: зиме.
Рисование:
«Зимушка-зима».
«Снег идет»
Учить проявлять радость,
восхищение и удивление от
соприкосновения с красотой
природы.
Интегрированное занятие:
«Почему снег липкий?».
Развивать любознательность в
процессе ознакомления с
явлениями природы, закреплять
общие речевые навыки,
коммуникативные навыки,
умение общаться и выражать
свои эмоции.
Содержание деятельности родителей
Тема, название мероприятия
Содержание деятельности
Зимние развлечения
Организация фотовыставки
Чтение
стихотворений,
пословиц,
поговорок о снеге.
Ознакомление
детей
с
художественной литературой.
Изготовление родителями совместно с
детьми снежных скульптур.
Укрепить семейные связи через
совместную деятельность.
Выводы.
Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только
улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со
стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного
внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Благодаря проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и
своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность.
Исследовательская деятельность помогла развитию познавательного
интереса детей, мышления, совершенствованию учебно-интеллектуальных
навыков: умения обобщать, сравнивать, классифицировать.
Знания, полученные детьми, помогают им во время наблюдений
самостоятельно понять происходившие в природе процессы, явления,
провести собственные исследования, обобщить материал.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой
природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об
окружающем,
поскольку
предмет
ознакомления
присутствует,
регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на
развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного
физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых
практических и умственных действий.
Итог проекта. Интегрированное занятие: «Почему снег липкий?».
Цель.
Знакомство детей со свойствами снега и его наиболее важными
характеристиками.
Задачи.
Познакомить детей с физическими свойствами снега.
Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Дифференцировать состояние снега и уметь схематически изображать эти
состояния.
Способствовать
развитию
уверенности
в
себе
и
своих
силах,
коммуникативных навыков, умению общаться и выражать свои эмоции.
Развивать любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы
и закреплять общие речевые навыки.
Воспитывать любовь к природе.
Индивидуальная работа.
Развивать умение устанавливать простейшие
связи между временами года и погодой.
Словарная работа. Сугроб, снегопад, оттепель. Активизация в речи детей
прилагательных, глаголов.
Предшествующая работа. Ознакомление со свойствами снега в морозную
погоду и в оттепель, наблюдение за падающим снегом, рассматривание
снежинок (на прогулке). Чтение и разучивание стихотворений, пословиц,
поговорок о снеге.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, вам нравится зима? А чем она вам нравится?
(Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и
коньках (показ картинок зимних забав).
Всё это можно сделать только зимой. Почему?
(Потому, что только зимой есть снег).
А что можно слепить из снега?
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам отправиться на зимнюю прогулку.
Закрывайте глазки и повторяйте за мной: один, два, три, повернись, на
прогулке очутись.
Воспитатель. Ребята, подумайте, какими словами можно рассказать о зиме,
какая она? (Снежная, холодная, морозная, красивая).
А снег, какой? (Пушистый, искристый, липкий, скрипучий).
Как можно назвать снег ласково? (Снежок).
Как мы назовём явление природы, когда снег падает? (Снегопад).
А если снега намело огромную кучу, как мы её назовём? (Сугроб).
Что происходит со снегом зимой? (Кружится, летает, падает, порхает).
Игра «Хорошо-плохо».
Дети высказывают свои суждения о том, что хорошего и что плохого в
том, что зимой идёт снег.
Игра с использованием ноутбука «Четвёртый лишний».
На экране появляются иллюстрации с изображением времён года. Ребёнок
должен угадать, какая картинка лишняя и почему.
Физминутка «Снежная баба».
Сегодня из снежного мокрого кома
идут по кругу, катят перед собой
Мы снежную бабу слепили у дома
воображаемый ком
Стоит наша баба у самых ворот
рисуют три круга, начиная с
маленького
Никто не проедет, никто не пройдёт
грозят указательным пальцем
сначала правой руки, потом левой
Знакома она уже всей детворе,
идут по кругу
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!».
Входит снеговик. Приносит снег в подносах.
Снеговик. Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я принёс вам подарок. Что
это? Правильно, это снег, давайте с ним поиграем.
Опыт 1. свойства снега. Когда снег бывает липким.
Ведущий. Ребята, помните, мы на прогулке наблюдали за снегом?
В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В
морозную). Можно ли лепить из снега в морозную, сухую погоду? (Нет, снег
рассыпается, он сухой, не липкий).
В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (В тёплую погоду).
Что можно делать с таким снегом? (Из него можно лепить).
Снеговик. Давайте попробуем слепить из снега комочки.
Опыт 2. Свойства снега. Когда снег тает быстрее.
Воспитатель показывает детям два стакана со снегом, и спрашивает: в какой
воде снег растает быстрее: в тёплой или в холодной? Опускает стаканы в
емкости с тёплой и холодной водой.
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре
загибают пальчики, начиная с
указательного
Мы с тобой снежок слепили.
«лепят», меняя положение ладоней
Круглый, крепкий,
показывают круг, сжимают ладони
Очень гладкий
вместе, гладят одной ладонью другую
И совсем-совсем не сладкий
грозят пальчиком
Раз – подбросим.
смотрят вверх, подбрасывают «снежок»
Два – поймаем.
ловят «снежок»
Три – уроним
роняют «снежок»
И сломаем.
топают
Ведущий. Давайте посмотрим на снег. Что с ним случилось, пока мы играли?
(Он растаял). Вывод: в тёплой воде снег тает быстрее, чем в холодной.
Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег
образуется из чего? (Из воды). А как это происходит, мы узнаем в другой раз.
Снеговик. Ой, ребята, мне пора с вами расставаться, а тоя тоже сейчас могу
растаять. До свидания. До новых встреч!
Ведущий. И нам тоже пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки и
повторяйте за мной: один, два, три, повернись, в детский сад возвратись.
Ведущий. Понравилось вам на прогулке? Что мы там делали?
Литература.
1. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй
младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез,
2008.
2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных
экологических представлений во второй младшей группе детского сада.
Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
3.Перспективный план опытов и экспериментов в младшей группе.