Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА НА СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ"


Автор: Джамбекова Хава Араповна
Должность: преподаватель родного языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Грозненский государственный колледж информационных технологий
Населённый пункт: Чеченская Республика г. Грозный
Наименование материала: Доклад
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА НА СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Грозненский государственный колледж информационных технологий»

Преподаватель / / Джамбекова Х.А.

Грозный 2022 г.

ДОКЛАД

ПО ТЕМЕ:

«ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО

ЯЗЫКА НА СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ

ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

«Особенности изучения родного языка на специальностях

технического профиля»

В настоящее время в образовательных учреждениях Чеченской

Республики чеченский язык используется в качестве предмета изучения.

Научно-методическое обслуживание процесса преподавания чеченского языка и

литературы осуществляет Институт проблем образования, повышением

квалификации и переподготовкой учителей родного языка и литературы

занимается Чеченский институт повышения квалификации работников

образования.

В системе начального и среднего профессионального образования

преподавание чеченского языка осуществляется не во всех учреждениях. В

высших учебных заведениях Республики чеченский язык преподается, но не в

должном объеме. Так, в учебных планах Чеченского государственного

университета, Чеченского государственного педагогического института,

Грозненского государственного нефтяного института на чеченский язык

отводится всего 36 часов. В негосударственных вузах (в том числе и

гуманитарных), функционирующих в Чеченской Республике, чеченский язык не

изучается.

В профессиональных училищах, средних и высших учебных заведениях

совершенно отсутствуют учебно-методические пособия по чеченскому языку.

Нет даже учебников чеченского языка для учреждений начального, среднего и

высшего профессионального образования.

Содержание учебного материала, качество некоторых школьных

учебников по чеченскому языку не соответствует уровню развития науки о

чеченском языке. В них встречаются не только ошибки теоретического

характера, но и множество орфографических и пунктуационных ошибок и

опечаток, что совершенно недопустимо.

В отдельных учебниках чеченского языка для усвоения грамматического

материала вместо текстов из лучших произведений родной (чеченской)

литературы нередко используются примитивные примеры, сочиненные самими

составителями учебников, или, что еще хуже, переводы иноязычных текстов.

Такие учебники вряд ли достигают своей основной цели – воспитания любви к

родному слову, благоговейного к нему отношения, осознания родного языка как

средоточия практического и духовного опыта чеченского народа.

Серьезно влияет на состояние преподавания предмета и отсутствие

фундаментальных разработок и методических пособий для учителей,

материалов для организации и проведения внеклассной работы, стандартных

наглядных пособий и раздаточных материалов, технических средств обучения.

Основные принципы, цели и задачи изучения

чеченского языка в профессиональных образовательных учреждениях

Чеченский язык как учебный предмет изучается в профессиональных

образовательных учреждениях по трем направлениям: теория языка,

орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры. На

практике основное внимание традиционно уделяется изучению языковых

правил (орфографии и пунктуации) и лишь отчасти проводится работа по

развитию навыков связной речи. Зазубривая сложные формулировки и

запутанные правила, учащиеся, если и овладевают в какой-то мере грамотой, не

приобретают главного – любви к родному слову, не формируется чувство

красоты родной речи, не происходит осознание языка как носителя культуры и

культурной ценности.

Требования жизни, современные лингвистические знания и методические

представления выдвигают новые подходы к изучению родного языка в

образовательных учреждениях. Корректируются цели и углубляется содержание

обучения чеченскому языку. Обогащается роль и место чеченского родного

языка в развитии и воспитании личности. В начальной школе чеченский язык

вместо предмета преподавания становится языком обучения. В среднем и

старшем звеньях пересматривается содержание обучения чеченскому языку,

создаются учебники и пособия, соответствующие уровню развития теории

языка и достижениям практики его преподавания в школе.

Основным объектом рассмотрения на уроке чеченского языка является

текст, так как именно в тексте реализуются языковые правила. Следует

наглядно показать, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика,

морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст. Единицы речи –

слово, словосочетание, предложение – изучаются в структуре текста и

усваиваются как важные компоненты речи, которые используются с учетом

целей и условий высказывания. Студенты понимают и усваивают

закономерности построения текста, его композиционную структуру, способы

связи предложений, особенности типов речи (повествование, описание,

рассуждение), стили (разговорный, книжный).

Вводятся культуроведческие сведения о чеченском языке: наиболее

значимые факты из его истории, о взаимодействии с другими языками, дается

информация о развитии и изменении языка под влиянием внешних причин.

Занятия по чеченскому языку призваны развивать способность ко всем

видам речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо),

воспитывать любовь к предмету, формировать речевую культуру и важнейшие

качества личности.

Значительно больше места, чем в современной практике, отводится

развитию речевой культуры, учитывая, что развитие навыков связной речи

является основой обучения языку.

Основные методические принципы обучения чеченскому языку:

коммуникативная направленность обучения, комплексное овладение всеми

видами речевой деятельности и уровнями языковой системы, преемственность в

обучении, осуществление межпредметных связей.

Принципы, цели и задачи преподавания чеченского языка взаимосвязаны.

Основными целями и задачами изучения чеченского языка в образовательных

учреждениях являются:

– Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание на

основе сохранения и развития прогрессивного культурно-исторического

наследия и лучших традиций чеченского народа. Воспитание любви к родному

языку, сознательного отношения к языку как к духовной, нравственной и

культурной ценности. Формирование толерантного сознания, уважительного

отношения к другим языкам и культурам.

– Развитие речевой и мыслительной деятельности. Формирование

разговорных навыков, применимых во всех сферах употребления языка, а также

формирование языкового вкуса и представлений о прекрасном в языке и речи.

– Освоение знаний о чеченском языке (его устройстве,

функционировании, стилистических ресурсах), формирование орфографических

и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами чеченского

литературного языка, обогащение словарного запаса и расширение круга

используемых языковых и речевых средств.

– Формирование умений применять полученные знания в собственной

речевой практике, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами

общения.

Реализация обозначенных целей и задач осуществляется в процессе

формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической

(языковедческой), культуроведческой компетенций в том их понимании,

которое дается в новых государственных стандартах общего образования в

Российской Федерации, в частности, в «Стандарте основного общего

образования по чеченскому языку».

Излагается применительно к чеченскому языку:

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой

деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и

навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения,

соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся

на разных этапах обучения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция – освоение

знаний о языке как о знаковой системе и общественном явлении, его

устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как

науке и ученых-лингвистах, внесших значительный вклад в развитие чеченского

языкознания; овладение основными нормами чеченского литературного языка,

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;

умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения

национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-

культурной специфики чеченского языка, владение нормами чеченского

языкового этикета, культурой общения.

Условия, необходимые для осуществления принципов, целей

и задач изучения чеченского языка в профессиональных образовательных

учреждениях

– Чеченский язык (наряду с русским языком) – государственный язык

Чеченской Республики – охраняется и поддерживается государством.

– Содержание обучения предмету приводится в соответствие с уровнем

научных знаний о чеченском языке. Необходимы срочные меры по

совершенствованию орфографии чеченского языка (пересмотр некоторых и

введение новых норм), так как неупорядоченность орфографических норм

серьезно осложняет работу учителей и не способствует усвоению учащимися

знаний о едином (кодифицированном) литературном чеченском языке. Для

совершенствования графики и орфографии и разработки проблем научной

терминологии чеченского языка создаются орфографическая и

терминологическая комиссии на правительственном уровне, в состав которых

входят специалисты высшей квалификации по различным отраслям науки.

– В системе образования Чеченской Республики используется наиболее

оптимальная для сложившейся ситуации и иных условий модель

билингвального образования, предполагающая обучение в начальной школе на

родном языке (с увеличением уроков русского языка и усилением внимания

качеству обучения чеченскому языку), использование в качестве основного

языка обучения на остальных этапах обучения в общеобразовательной и

профессиональной школе чеченского языка, а в преподавании отдельных

дисциплин (в том числе и в высшей школе) – и чеченского.

Содержание и методический аппарат учебников и учебных пособий по

чеченскому языку и чеченской литературе направлены на раскрытие богатства и

красоты родного языка, художественных средств и своеобразия, эстетической и

нравственной ценности произведений родной литературы, на формирование

способности учащихся мыслить на родном языке.



В раздел образования