Напоминание

занятие для педагогов "Мы артисты"


Автор: Ольга Арапова Емельяновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ№80 Красносельского района г. Санкт-Петербург
Населённый пункт: г.Красное Село г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: занятие для педагогов "Мы артисты"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАСТЕР-КЛАСС

Занятие для педагогов «Мы – артисты»

Цель: Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Задачи:

Развивать внимание, память, речь, мышление, воображение, быстроту

реакции, согласованность движений.

Вырабатывать четкую артикуляцию губ и языка.

Стимулировать желание самостоятельно искать выразительные жесты,

мимику для создания игрового образа.

Воспитывать доброжелательность, коммуникативные качества личности.

Способствовать сплочению коллектива.

Материал:

Магнитофон, а/записи.

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной

современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности:

слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою

роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и

действовать? Этому поможет ТЕАТР.

Игра связывает между собой детей, детей с взрослыми в единое

волшебное целое. И если дети начинают доверять вам взрослым, верить –

значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие

педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи

ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных

событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность

глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра

прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе,

театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей

формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость,

связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития

чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к

духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем,

выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с

преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Совместная театрализованная деятельность, направлена на развитие у его

участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии,

внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых,

коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.).

Уважаемые взрослые! Я сейчас хочу, чтобы вы ненадолго, хотя бы на

несколько минут забыли, что вы солидные дамы,

высококвалифицированные

педагоги, и вспомнили, что когда-то были

Светочками, Ирочками, Мариночками…Чтобы вы очутились в своем

детстве! Это такая веселая и яркая пора в жизни каждого человека, что, чем

старше мы становимся, тем чаще нам хочется туда вернуться.

Давайте заглянем в эту театральную страну! В этой стране везде царит

ИГРА!

- Мы с вами в театральной студии, а театр – это игра, в которой участвуют

артисты. Скажите, а Вы бы хотели сами стать артистами?

- Да!

(На телефон приходит SMS сообщение.)

- Я получила SMS от режиссера театра «Театральная страна».

Театральная страна

Вас приветствует, друзья!

Все заданья выполняйте,

И себя предоставляйте

Знаки дружбы покажите

И всю съемку мне пришлите.

(Режиссер театра «Театральная страна».)

- У вас сегодня есть возможность попробовать себя в роли артиста. В

«Театральную страну» идет набор новых актеров. Вы сегодня покажете себя

с лучшей стороны, слушайте все внимательно. Упражнения выполняйте

правильно, красиво и артистично. Все наше занятие будет сниматься на

фото– и видео камеру, а режиссер будет наблюдать за вами по компьютеру у

себя в театре.

У нас все как в настоящем театре: есть сцена, где находимся мы с вами, и

есть зрители.

Давайте представимся, ведь режиссер и зрители не знают, как вас зовут.

Предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется : «Давайте

знакомиться!».

Упражнение: «Артистка Ольга Владимировна, а Вы…».

(Участник произносит фразу, при этом три раза хлопает себя по коленям.

Затем показывает на рядом стоящего и спрашивает: «А Вы» и т.д.).

- Быть артистом нелегко, но мы с вами справимся. Перед началом спектакля

артист выполняет упражнения для губ и языка, чтобы его речь на сцене была

плавная и красивая.

Давайте присядем и поиграем с губами и язычком:

Артикуляционная гимнастика:

(Упражнение для губ и языка).

- Выпрямите спинку, расправьте плечи. Начали!

1. Свои губы, как лягушка, растяну я прямо к ушкам. Растянуть губы.

Улыбнемся как лягушки. Произнесем «И-и-и».

2. А теперь слонёнок – я, хоботок есть у меня.

Наши губки – хоботочки. Сложим губы в трубочку и произнесем «у-у-у».

3. А теперь я – дудочка, дудочка-погудочка. Губами «о».

4. «Белочка». Раздаем орешки щечкам.

5. «Хомячок». Надуть щёчки и трясём ими.

6. «Большая лошадка». Цокать языком, широко открыв рот.

(Упражнения на развитие дикции).

А быстро проговаривать слова можете?

Скороговорки:

(Произносить с ускорением темпа).

1. «Дело мастера боится».

2. «Здоров будешь – всё добудешь!»

3. «Играй-играй, да дело знай!»

Скороговорку: «Два щенка – щека к щеке – грызли щетку в уголке»

(произнести грустно, весело, сердито).

- Сегодня сюрприз ждет тех, кто умеет дружить и общаться, умеет быть

веселым и дружелюбным. А мы с вами знаем правила общения и дружбы?

- Да!

Тогда давайте вспомним эти правила и отправим в театр знаки дружбы.

Игра «Да-да-да – нет-нет-нет».

- Вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это

проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: «да-да-да» или «нет-нет-

нет». Попробуем?

Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.)

Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да.)

Мы научимся играть? (Да-да-да.)

Другу будем помогать? (Да-да-да.)

Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет.)

А улыбку подарить? (Да-да-да.)

Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет.)

Ну, а споры разрешить? (Да-да-да.)

Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да.)

Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.)

- Молодцы! Правила дружбы вы знаете, а сейчас покажем всем, как мы

умеем работать в парах, ведь артист в театре общается с другими актерами.

Он должен уметь работать в коллективе.

(Участники встают друг напротив друга.)

Упражнение «Ладонь в ладонь».

(Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, не разъединяя

ладоней).

Упражнение «Мост дружбы».

(Взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы).

Для того чтобы артист выразил характер, ему необходимы жест, мимика,

пантомима.

Жест – характерное движение, совершаемое руками, телом. Поупражняемся

и мы с вами выразить слова из песен жестами.

Упражнение «Пойми меня».

(Изображают ключевое слово героев песни жестами).

1. Героиня – Золушка. Песня «Добрый жук» (изображают ключевую

фразу «Встаньте дети, встаньте в круг», жест – приглашение).

2. Герой – волк. Песня зайца и волка из мультфильма «Ну,

погоди!». (изображают ключевую фразу «Ну, Дед Мороз, погоди!», жест –

грозят рукой.)

- Мимика – выражение чувств через движения частей лица. Предлагаю вам

только движением частей лица: лоб, брови, глаза, нос, рот, щеки, проч.

выполнить следующее упражнение.

Упражнения «Представьте себе».

1. «У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и

кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой!

Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое».

2. А как показать, что вам попался кислый лимон?

3. Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая

прелесть!

Как выразительно у вас получается!

Но чаще всего актер пользуется и жестом и мимикой одновременно, тогда

получается единое изображение – пантомима (без слов происходит действие-

изображение). Попробуем?

Игра «Пантомима».

(Читаю отрывок из стихотворения В.Суслова «Шепот и шорох».

Участники - актеры имитируют движения по тексту):

- Навостри-ка уши, тишину послушай! Слышишь?

Шебуршатся где-то мыши,

Под кореньями шуршат,

Дружно шишку шелушат.

(Имитируют движения мышей: ползают, шуршат, «шелушат»

воображаемую шишку).

По болоту вышли цапли на охоту.

Цапли ужинать спешат,

Рыщут, ищут лягушат.

(Важно ходят, высоко поднимая ноги, имитируют поиск лягушек).

«Звинь-звинь-звинь» – а это шмель полетел с ели на ель.

(Имитируют полет шмеля с жужжанием и садятся на воображаемую ель).

- Каждый артист обязательно фотографируется для портфолио, чтобы

показывать свой альбом режиссеру.

Игра «Театр масок».

- Вы сегодня артисты и вас пришел фотографировать настоящий фотограф.

Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например,

покажите, как выглядит злая Баба-яга.

(Участники с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу-

ягу.)

- Хорошо! А теперь замрите. Вас фотографируют. Молодцы! Некоторым

даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

– Покажите веселого Буратино, когда он нашел золотой ключик. Внимание!

Замрите! Снимают! Спасибо! Молодцы!

– Покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная Шапочка», когда

поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком.

– спящую царевну (спокойное расслабленное лицо);

- Внимание! А сейчас режиссер хочет посмотреть, как вы умеете работать по

сценарию. Будем снимать короткометражный фильм про весну по

стихотворению А. Н. Плещеева! Вспомним содержание:

«Травка зеленеет.

Солнышко блестит.

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник».

(Участники делятся на персонажей. Звучит «Подснежник» П. И

Чайковского в оркестровом исполнении с пением птиц и звучанием

колокольчиков).

- Травка зеленеет.

(Выбегает «травка», присев на коврик на колено, вращает кистями рук

снизу-вверх и вправо-влево).

Солнышко блестит.

(Медленно выполняя руками в стороны круговые движения, выходит

«солнышко». Проходит по сцене, по кругу, лицом к зрителям и т.д.).

Ласточка с весною в сени к нам летит.

(Лёгкий бег на носках с большими взмахами рук по сцене лицом к зрителям).

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

(Переваливаясь с ноги на ногу, идёт по кругу, руками как бы «раздвигая

траву»).

Стали птицы громче петь,

(Приговаривая: – Чик-чирик, – пробегают на носочках, взмахивая руками).

И расцвёл подснежник!

(Выбегает, присаживается на корточки, медленно поднимает голову, затем

поочерёдно поднимает и опускает руки; потянувшись, поднимается на

носочках; кружится, руки вверху).

(Несколько секунд все двигаются, затем замирают – «фото» на память –

берутся за руки.

А когда мы всё показали и рассказали, что остаётся сделать? Что делает

артист в конце выступления?

(Поклон.).

- Как интересно!

«Звукотерапия»

А сейчас предлагаю вам укрепить своё здоровье пением лечебных звуков: «а,

ух, хо, го-го, га-га-га ит.п.».

(«Звукотерапия» под песенку кота Леопольда «Неприятность эту мы

переживём» В. Шаинского).

- Вы настоящие артисты, у вас все получилось сегодня. Вы умеете работать в

команде, выражать свои чувства, вы умные и находчивые.

Вы, сегодня молодцы!

Поиграли от души.

Все артисты высший класс!

(Режиссер театра «Театральная страна»)

- Вот и подошла к концу наша встреча.

Предлагаю вам сейчас необычно попрощаться: сначала мимикой, затем

жестом, после пантомимой.

Спасибо вам за участие!



В раздел образования