Напоминание

Инновационные методы в работе музыкального руководителя


Автор: Ольга Арапова Емельяновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ№80 Красносельского района г. Санкт-Петербург
Населённый пункт: г.Красное Село Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационные методы в работе музыкального руководителя
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

«Инновационные методы в работе

Музыкального руководителя ДОУ»

При создании развивающей предметно

пространственной среды для музыкального

развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности

и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН,

методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во

многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20

лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности,

кроме этого, они по

другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь,

также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда

должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить,

сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой

музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в

образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.

Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального

руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение

детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих

формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает

особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости,

положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для

ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в

процессе познания и творчества, музыкальный руководитель должен использовать методы

и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни

диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на

основе современных методов и новых технологий.

Музыкальная деятельность оказывает влияние не только на развитие творческих сторон

личности ребёнка, но и на сферу познавательного развития. В современном

образовательном учреждении созданию музыкальной предметно

развивающей среды

отводится особая роль. Поэтому одна из целей в работе музыкального руководителя –

найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально

игрового

пространства, создание комфортных условий для усвоения программного материала. Ведь

от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно

развивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят

показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его

активности, эмоциональное состояние.

Использование компьютера в учебном процессе даёт, во

первых, дополнительную

учебную информацию, во

вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как

статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное

средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника,

занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в

игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии

обеспечивают личностно

ориентированный подход, позволяют увеличить объём

предлагаемого для ознакомления материала. Например, знакомство с новой темой можно

сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при

слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов;

демонстрировать графический материал (модели, схемы); «посещать» музеи, театры,

концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной

жизни.

В НОД используются презентации по темам: «Музыкальные инструменты», «Оркестр»,

«Композиторы». С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с

основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой,

длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными

музыкальными жанрами (песня, танец, марш

в младших группах, опера, балет – в

старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль»,

«композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению

музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры:

«Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш»,

«Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются

музыкально

сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный,

звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Музыкальные клипы и показ

репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют более

комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному

пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию

эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают

сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П.И. Чайковского

и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига,

Сен

Санса, Римского

Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных

произведений способствует развитию образного восприятия. В разделе «Пение» для

разучивания новых песен используются дидактический приём: на экране появляются

картинки, соответствующие словам песни или ребёнок должен узнать песню по картинкам

и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память. Или

дидактическая игра на развитие дикции и выразительности речи «Сказка говорит», где

дети пропевают короткие фразы, пословицы и поговорки, подражая голосам сказочных

героев или животных, которых видят на экране.

В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации и игры

помогают запоминать названия музыкальных инструментов, вовремя вступать, соблюдать

общий темп и динамику при игре в оркестре.

Весёлые занятия с использованием такого дидактического материала помогают

преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным

занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет

музыкальное воспитание ребёнка.

В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная

техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по

теме праздника. Использование в работе музыкального руководителя компьютерных

технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с

народными праздниками и традициями.

Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном

развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно

воспитательного

процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и

педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.



В раздел образования