Автор: Ольга Арапова Емельяновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ№80 Красносельского района г. Санкт-Петербург
Населённый пункт: г.Красное Село Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Инновационные методы в работе музыкального руководителя
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
«Инновационные методы в работе
Музыкального руководителя ДОУ»
При создании развивающей предметно
‐
пространственной среды для музыкального
развития дошкольников учитываются различные факторы: возраст детей, их потребности
и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН,
методические разработки. Но часто не учитывается тот факт, что современные дети во
многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10–20
лет назад. У современных детей иные физиологические, психологические особенности,
кроме этого, они по
‐
другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь,
также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда
должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить,
сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой
музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в
образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.
Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального
руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение
детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих
формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает
особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости,
положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для
ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в
процессе познания и творчества, музыкальный руководитель должен использовать методы
и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни
диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на
основе современных методов и новых технологий.
Музыкальная деятельность оказывает влияние не только на развитие творческих сторон
личности ребёнка, но и на сферу познавательного развития. В современном
образовательном учреждении созданию музыкальной предметно
‐
развивающей среды
отводится особая роль. Поэтому одна из целей в работе музыкального руководителя –
найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально
‐
игрового
пространства, создание комфортных условий для усвоения программного материала. Ведь
от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно
‐
развивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят
показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его
активности, эмоциональное состояние.
Использование компьютера в учебном процессе даёт, во
‐
первых, дополнительную
учебную информацию, во
‐
вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как
статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное
средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника,
занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в
игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии
обеспечивают личностно
‐
ориентированный подход, позволяют увеличить объём
предлагаемого для ознакомления материала. Например, знакомство с новой темой можно
сопровождать показом слайдов, видеофрагментов, фотографий; использовать при
слушании музыки показ репродукций картин художников и портретов композиторов;
демонстрировать графический материал (модели, схемы); «посещать» музеи, театры,
концерты; моделировать сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной
жизни.
В НОД используются презентации по темам: «Музыкальные инструменты», «Оркестр»,
«Композиторы». С помощью обучающих мультимедийных программ дети знакомятся с
основами музыкальной грамоты: узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой,
длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными
музыкальными жанрами (песня, танец, марш
‐
в младших группах, опера, балет – в
старших), а также постигают такие понятия, как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль»,
«композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению
музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры:
«Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш»,
«Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются
музыкально
‐
сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный,
звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма. Музыкальные клипы и показ
репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют более
комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному
пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию
эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают
сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П.И. Чайковского
и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига,
Сен
‐
Санса, Римского
‐
Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных
произведений способствует развитию образного восприятия. В разделе «Пение» для
разучивания новых песен используются дидактический приём: на экране появляются
картинки, соответствующие словам песни или ребёнок должен узнать песню по картинкам
и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память. Или
дидактическая игра на развитие дикции и выразительности речи «Сказка говорит», где
дети пропевают короткие фразы, пословицы и поговорки, подражая голосам сказочных
героев или животных, которых видят на экране.
В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации и игры
помогают запоминать названия музыкальных инструментов, вовремя вступать, соблюдать
общий темп и динамику при игре в оркестре.
Весёлые занятия с использованием такого дидактического материала помогают
преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным
занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет
музыкальное воспитание ребёнка.
В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная
техника. Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов по
теме праздника. Использование в работе музыкального руководителя компьютерных
технологий помогает и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с
народными праздниками и традициями.
Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном
развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно
‐
воспитательного
процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и
педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.