Автор: Гасюк Надежда Николаевна Должность: зам.директора по увр в начальной школе Учебное заведение: МБОУ "Сеяхинская ШИ" Населённый пункт: с.Сеяха, Ямальский район, ЯНАО, Тюменская область Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа Тема: "Школа субботнего дня" Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа
«Школа субботнего дня» носит
принципиально
промежуточный
характер,
соответствующий
самоощущению
ребенка,
который уже не дошкольник, но еще и не школьник.
Нередко подготовка детей к школе
сводится
к
обучению
их
счету,
чтению,
письму.
Между
тем,
практика
показывает,
что
наибольшие
трудности
в
начальной
школе
испытывают
не
те
дети,
которые
имеют
недостаточно
большой
объем
знаний,
умений
и
навыков,
а
те,
которые
проявляют
интеллектуальную
пассивность,
у
которых
отсутствует
желание
и
привычка
думать,
стремление узнать что-то новое.
Поэтому главной целью дополнительной общеобразовательной программы «Школа
субботнего
дня» является
- создание условий для успешной адаптации детей к новым
условиям,
обеспечение
преемственности
дошкольного
и
начального
образования,
всестороннее развитие ребенка: его мотивационный сферы, интеллектуальных и творческих
сил,
качеств
личности.
Именно
творчество,
умение
придумывать,
создавать
новое
наилучшим
образом
формирует
личность
ребенка,
развивает
его
самостоятельность
и
познавательный
мир. По форме, по манере общения она строится как обучение навыкам
учебного
сотрудничества.
Но
материал,
с
которым
работают
дети,
чисто
до школьный:
дидактические
игры
на
конструирование,
классификацию,
сериацию,
рассуждение,
запоминание, внимание и т. п. Предлагая детям эти по сути развивающие задания, не
ставится цель научить их в совершенстве все выполнять, конструировать, классифициро вать
и т. п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на выработке
умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя
так, «как это делают настоящие школьники».
Особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Школа субботнего
дня» является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то
новое,
чего
они
не
ожидают
и
не
могут
предугадать.
Для
работы
с
дошкольниками
используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и
упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие
высших психических функций. Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок
должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа субботнего дня»
позволяет
решить
следующие
задачи :
1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников.
2. Снятие психологического стресса перед школой.
3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться
мнениями, понимать и оценивать себя и других.
4. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи, мелкой мускулатуры
руки и пальцев.
5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.
6. Развитие элементарных математических представлении. Овладение знаниями, умениями
и навыками по математике (счет прямой, обратный), работа над составом
числа, работа с геометрическим материалом, решение стихотворных задач,
пространственная ориентировка
Программа базируется на следующих принципах:
непрерывности развития ребёнка;
общего
развития
ребёнка
на
основе
его
индивидуальных
возможностей
и
способностей;
развития творческих способностей у детей.
Реализация программы осуществляется с ноября по май, перед выпуском детей из
детского сада, учителем, который берет этих детей в свой первый класс. Такое соединение
привычной
дошкольной
среды
и
школы,
воплощенной
в
самом
привлекательном
лице
первого
учителя,
полностью
соответствует
замыслу
программы,
облегчающего
ребенку
переход от дошкольной жизни к школьной.
Программа вариативна, изменчива. Она может и должна корректироваться по тематике,
содержанию в зависимости от задач и стратегии воспитания и обучения, специфики данного
коллектива, особенностей отдельных учащихся, характера складывающейся педагогической
ситуации, от возможностей личности педагога.
Личность
учителя,
работающего
по
данной
программе
должна
быть
яркой,
притягательной
для
учащихся,
отличаться
этико-эстетической
выразительностью
и
самобытностью, то есть высоким воспитательным потенциалом.
Первым этапом реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа
субботнего дня» является работа с родителями.
Перед началом занятий администрацией школы-интерната, учителем проводится
организационное родительское собрание с целью:
дать общее представление о системе работы школы будущего первоклассника.
«Возрастные особенности детей 6—7 лет».
«Роль родителей в подготовке к школе. Игры для подготовки к школе».
«Психологическая готовность детей к школьному обучению».
«Секреты успешной адаптации».
«Ваш ребёнок — будущий первоклассник». Советы родителям.
Конкретный разговор определяется тем, как учитель решил провести этот курс в
частности
будут
ли
приглашены
на
уроки
родители.
Нам
это
представляется
весьма
желательным: родители помогают учителю, а главное, их присутствие делает атмосферу пер-
вых дней в школе более домашней, спокойной, доверительной. Однако решает этот вопрос
конечно, учитель.
Вторым этапом реализациидополнительной общеразвивающей программы «Школа
субботнего дня» является работа с детьми (проведение занятий по курсам):
1.«А БВГДЕЙ-ка»
Успешное освоение чтения, письма происходит при развитых, в соответствии с
возрастом,
восприятия,
внимания,
памяти,
речи.
Речевое
общение
позволяет
ребёнку
раскрыть свои чувства и переживания, посредством вопросов научиться понимать смысл
высказывания, выражать собственные суждения
Занятие проводится 1 раз в неделю.
В предшкольной группе курс «АБВГДЕЙ-ка» проводится в двух направлениях:
1- направление
освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности
ориентироваться в звуковой действительности языка, постепенно постигая её
закономерности;
Задачи:
познакомить со звуками русского языка;
учить различать на слух и в произношении гласные и согласные звуки;
давать характеристику звуку;
развивать фонематический слух: учить детей называть слова с определённым
звуком находить слова с этим звуком в предложении; определять место звука в
слове (в начале, в середине, в конце слова);
дать детям представление о предложении (без грамматического определения);
упражнять
в
составлении
предложений
из
2-4
слов, членении
простых
предложений на слова с указанием их последовательности;
учить делить слова на слоги (измерение хлопками, шагами слоговой структуры
слов), составлять слова из слогов (устно), делить трёхсложные слова на слоги с
открытыми слогами;
отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчётливо произносить слова и
словосочетания с естественной интонацией;
научить согласовывать существительные с числительными, существительные с
прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными.
2 - направление
подготовка руки к письму - овладение пишущим инструментом и некоторыми
графическими умениями.
В возрасте 6-7 лет дети уже могут управлять своими руками и пальцами, дети
учатся обводить пишущим инструментом (ручкой, фломастером, карандашом) внешний
контур предмета.
Задачи:
развитие
познавательных
способностей,
творческого
воображения
и
пространственных представлений;
выработка графических умений;
-дать понятия « рабочая строка», «верхняя», «нижняя» линии рабочей строки
-дать представление о контуре предметов и его свойствах
-развивать умения проводить прямые и замкнутые линии, обводить
прерывистыми
линиями и штриховать по нанесенному контуру;
- работать в ограниченном пространстве, четко изображать намеченный контур без выхода
за ограничения и с выходом за ограниченное пространство;
-осваивать элементарные гигиенические правила письма (правильная посадка, положение
листа, кисти руки, пишущего инструмента и др.)
2.«Раз ступенька - два ступенька»
Математическое образование является своеобразной ступенью обучения. Учебно-
воспитательная работа на занятиях «Раз ступенька - два ступенька» направлена на
всестороннее развитие 6-7 летних детей и их подготовку к занятиям в 1-ом классе.
Занятие проводится 1 раз в неделю
Задания, предусмотренные программой подготовки детей к обучению школе,
способствуют развитию у предшкольников внимания, памяти, воображения, расширению
кругозора, пробуждению интереса к познанию нового.
Количество и счёт предполагает:
Формирование понятия о числе, а затем о натуральном ряде чисел. При этом
необходимо, чтобы дети не просто называли числа, знали 10 основных значков, но и
осознавали количественные и порядковые отношения между числами первого десятка.
При изучении чисел первого десятка обращается внимание на закон образования
числа (из предыдущего и единицы), его количественный состав из единиц, его место в
натуральном
ряде,
на
умение
детей
называть
естественные
группы
предметов,
характеризуемые
данным
числом,
соотнести
определённое
количество
предметов
соответствующей цифре и наоборот.
В предшкольной группе дети учатся на наглядной основе составлять и решать
простые задачи на сложение и на вычитание.
Геометрические фигуры и величина предполагают:
знакомство детей и с геометрическими фигурами. В предшкольной группе от детей
требуется лишь умение опознавать и различать треугольники, четырёхугольники, круги,
находить известные геометрические формы в окружающих предметах, учить детей
составлять из геометрических фигур многоугольники, фигуры животных, предметы и т.д.
Активный словарь учащихся обогащается соответствующими геометрическими
терминами.
Ориентирование в пространстве и во времени предполагает
приобретение детьми умений и навыков ориентировки на листе бумаги в клетку
(левее,
правее,
выше,
ниже,
от,
до,
над,
под).
Так
же
дети
должны
знать
последовательность дней недели, названия месяцев года.
Методика
работы
по курсу «Раз ступенька - два ступенька» заключается
в
использовании наглядно-действенных приёмов с опорой на жизненные представления
ребёнка.
В процессе работы предусматривается широкое использование дидактических игр,
считалок, загадок и игровых ситуаций.
3. Курс « Развивай-ка»
Целью
курса является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного
обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Основными задачами курса являются:
создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных
особенностей;
осуществление
сенсорного,
психомоторного
развития
в
процессе
освоения
содержательных видов деятельности;
развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;
формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные самостоятельные
выводы;
формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной
деятельности;
развитие работоспособности, умения сосредоточиваться на заданном действии;
формирование положительной мотивации к обучению;
воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело
до конца.
Успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую
деятельность. Для будущих
первоклассников – это игра, т.е. все занятия проводятся в
игровой форме.
Третий этап реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа
субботнего дня» - организационный
Программа рассчитана на 32
недели (96 занятий). Ведущей
деятельностью
при
подготовке
к
школе
является
игра
и продуктивная деятельность. Работа проводится по
субботам: три занятия («АБВГДЕЙ-ка», «Раз ступенька - два ступенька», « Развивай-ка») по
35 минут каждое, перемена- 10 минут.
Прогнозируемый результат:
• лёгкая адаптация к школьной жизни, уменьшение факторов риска, которые приводят к
нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к
школе;
• Формирование комфортной образовательной среды (умение договариваться, обмениваться
мнениями, высказывать свою точку зрения).
В каждом разделе программы определены задачи воспитания и обучения детей.
Обязательным условием проведения занятий является:
использование игровых методов преподавания;
смена видов деятельности;
положительная оценка личностных достижений каждого учащегося;
отсутствие каких-либо отметок и домашних заданий.
Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы
Групповая (коллективная) учебно-познавательная деятельность
Проблемная деятельность
Игровые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Материальное обеспечение программы:
отдельный кабинет для проведения занятий;
телевизор;
компьютер, проектор, экран;
конструкторы.
Методическое обеспечение программы
Серия «Мир в картинках»;
CD и DVD записи;
Комплект цветных диапозитивов с методическими комментариями;
Карточки с заданиями;
Сборники детских произведений;
Настольные игры;
Таблицы, плакаты, и т.д
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
"ШКОЛА СУББОТНЕГО ДНЯ"
Курс "А БВГДЕЙ-ка"
По окончании занятий предшкольники должны уметь:
различать на слух и в произношении гласные и согласные звуки;
давать характеристику звуку;
называть слова с определенным звуком находить слова с этим звуком в предложении:
определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)
составлять
предложения
из
2-4
слов,
членение
простых
предложений
на
слова
с
указанием их последовательности;
составлять небольшой рассказ по серии картинок;
делить
слова
на
слоги
(измерение
хлопками,
шагами
слоговой
структуры
слов),
составлять слова из слогов (устно), делить трехсложные слова на слоги с открытыми
слогами.
внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;
согласовать существительные с числительными, существительные с прилагательными,
местоимения с существительными и прилагательными;
самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать их как
отдельные элементы слова;
проводить прямые и замкнутые линии, обводить прерывистыми линиями и штриховать
по нанесенному контуру;
предшкольники должны знать:
работать в ограниченном пространстве, четко изображать намеченный контур без выхода
за ограничения и с выходом за ограниченное пространство;
осваивать элементарные гигиенические правила письма (правильная посадка, положение
листа, кисти руки, пишущего инструмента.
Курс «Раз ступенька - два ступенька»
По окончании занятий предшкольники должны знать:
натуральные числа и нуль, нумерацию чисел в десятичной системе счисления;
Вести прямой и обратный счёт, порядковый счёт в пределах 10.
смысл отношений «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в… раз», правила
порядка выполнения действий в числовых выражениях;
геометрические фигуры;
предшкольники должны уметь:
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;
находить неизвестный компонент арифметического действия;
решать несложные текстовые задачи.
Курс « Развивай-ка»
По окончании занятий предшкольники должны уметь:
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
анализировать и сравнивать предметы по указанному признаку: форма, цвет, величина;
различать основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
обобщать предметы по определённым признакам;
выбирать предмет по образцу;
определять название предмета, форму предмета;
складывать из счётных палочек элементарные предметы;
ориентироваться в схеме собственного тела;
ориентироваться в помещении и на листе бумаги по инструкции педагога;
определять источник звука;
угадывать предмет по вопросам с помощью осязания;
различать речевые и неречевые звуки, звуки окружающей среды;
выделять части суток;
находить сходство и различие между изучаемыми предметами;
классифицировать предметы по заданному признаку;
раскрашивать предметные картинки, не выходя за контур;
различать эмоциональные состояния других людей, проявлять чувство сопереживания.
Учебный план
предшкольной группы
«Школа субботнего дня»
2015-2016 учебный год
термины «слово», «звук», «предложение»;
гласные и согласные звуки (мягкие и твердые);
элементарные гигиенические правила письма;
уметь писать элементы букв.
№
п/п
Вид занятий
Предшкольная группа
Кол-во занятий в
неделю
Кол-во занятий
1.
АБВГДЕЙ-ка
1
32
2.
Раз ступенька - два ступенька
1
32
3.
Развивай-ка
1
32
Итого:
3
96
Учебный план рассчитан на 32 учебные недели (96 занятий). Работа проводится по
субботам: три занятия («АБВГДЕЙ-ка», «Раз ступенька - два ступенька», «Развивай-ка») по
35 минут каждое, перемена- 10 минут.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСАМ
Курс «А БВГДЕЙ-ка»
№
Тема занятия
Кол-во
п/п
часов
1.
Путешествие в страну Знаний.
1
2.
Понятие «звук», «рабочая строка». Мир людей. Виды самолетов.
1
3.
Понятия «звук», «буква». Мир природы. Рыбы.
1
4.
Знакомство со звуком [а] буквами А,а. Письмо короткой и длинной наклонных
линий. Мир людей. Кто пишет сказки?
1
5.
Знакомство со звуком [о], буквами О, о. Письмо короткой наклонной линии с
закруглением внизу. Мир природы, Цветы. Исследовательская работа «Развитие
растений из семени».
1
6.
Знакомство со звуком [ и], буквами И и. Письмо короткой наклонной линии с
закруглением вверху и внизу. Мир природы .Грибы. Съедобные и несъедобные
грибы.
1
7.
Знакомство со звуком [у], буквами У,у. Письмо правого и левого полуовалов. Мир
природы . Насекомые.
1
8.
Знакомство со звуком [ы], буквой ы. Письмо овала. Мир людей. Виды
транспорта. Светофор. Переходим улицу.
1
9.
Знакомство со звуками [н], [н
,
] , буквами Н, н. Письмо овала. Мир людей. Глобус-
модель земли.
1
10.
Знакомство со звуки [к] , [к
,
] , буквами К,к. Письмо наклонной линии с петлёй
вверху, письмо наклонных линий с петлей вверху и петлей внизу. Мир природы.
Самые-самые. Голубой кит.
1
11.
Знакомство со звуками [ с] [с
,
] , буквами С,с. Письмо короткой наклонной линии.
Письмо наклонной линии с петлей вверху. Мир природы. Знакомимся с
деревьями. Хвойные и лиственные деревья.
1
12.
Знакомство со звуками [т]
[ т
,
], буквами Т, т. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу и
штрихом вверху. Мир природы. В лесу.
1
13.
Знакомство со звуками [л]
,[ л
,
] , буквами Л , л. Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху.
Мир природы. Дикие животные
1
14.
Упражнение в составлении и чтении слов. Письмо изученных элементов букв.
Мир людей. Что нас окружает?
1
15.
Знакомство со звуками
[ р],[р
,
], буквами Р , р. Письмо короткой и длинной наклонных линий. Мир
природы. Явления неживой и живой природы. Дождь, радуга.
1
16.
Знакомство со звуками[ м], [м
,
], буквами М, м. Письмо короткой наклонной
линии с закруглением внизу и короткой наклонной линии с закруглением вверху.
Мир людей. Первая игрушка. История возникновения матрешки.
1
17.
Знакомство со звуками [з], [з
,
], буквами З, з. Письмо короткой наклонной линии
и овала. Мир людей. Сбережем родную природу.
1
18.
Знакомство со звуками
[ г],[г
,
], буквами Г, г. Письмо короткой наклонной линии, полуовалов, короткой
линии с закруглением вверху и внизу. Мир людей. Карта..
1
19.
Знакомство со звуками [д], [д
,
], буквами Д, д. Письмо короткой наклонной линии,
линии с закруглением внизу и штрихом вверху. Мир людей. В городе. В деревне.
1
20
Знакомство со звуками [в],[в
,
],ф,[ф
,
], буквами В, в, Ф, ф. Письмо овала. Мир
людей. Игровые виды спорта.
1
21
Знакомство со звуками [б],[б
,
].[п],[п
,
], буквами Б ,б, П, п. Письмо наклонной
линии с петлей вверху и наклонной линии с петлей внизу. Мир людей. Виды
спорта. Спортивные снаряды.
1
22
Знакомство со звуками [ж], [ш], буквами Ж, ж, Ш, ш. Письмо короткой
наклонной линии и овала. Мир людей. Детские игры.
1
23
Знакомство со звуком ч, буквами Ч, ч. Письмо короткой прямой наклонной
линии и овала. Мир людей. В магазине.
1
24
Знакомство со звуком [щ
,
], буквами Щ, щ. Письмо наклонной линии с петлей
внизу, короткой наклонной линии с закруглением внизу и штрихом вверху. Мир
людей. Наши помощники-инструменты.
1
25
Знакомство со звуком [ ц], буквами Ц, ц. Письмо полуовалов, прямой наклонной
линии. Мир людей. В цирке.
1
26
Знакомство со звуком [э], буквами Э, э. Письмо полуовалов. Мир природы. В
горах.
1
27
Знакомство с буквами Й, й. Письмо наклонной линии с петлей внизу и вверху,
короткой линии с закруглением внизу и штрихом вверху, овалов. Мир природы.
Домашние животные.
1
28
Знакомство с буквами Е. е, Ё, ё. Письмо короткой и длинной наклонных линий с
закруглением вверху и внизу. Мир Природы. Жизнь диких животных.
1
29
Знакомство с буквами Я, я, Ю. ю. Письмо наклонной линии с закруглением
внизу, короткой и длинной наклонных линий, овалов. Мир природы. В море.
1
30
Знакомство со звуками[ х], [х
,
], буквами Х, х. Письмо изученных элементов букв.
Мир людей. Как хлеб на стол пришел.
1
31
Знакомство с ь, ъ.
Письмо изученных элементов. Мир природы. Жизнь диких животных.
1
32
Упражнение в печатании слов и чтении предложений.
1
Курс «Раз ступенька - два ступенька»
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
1
Вводное занятие. Путешествие в Страну знаний.
1
2
Знакомство с числом и цифрой 1. Квадрат, круг, треугольник.
1
3
Знакомство с числом и цифрой 2. Счет предметов.
1
4
Число и цифра 3 . Порядковый счет.
1
5
Знакомство с числом и цифрой 4. Понятие «больше», «меньше», «столько же».
1
6
Знакомство с числом и цифрой 5. Понятие «больше», «меньше», «столько же».
1
7
Знакомство с числом и цифрой 6. Уменьшить на 1, увеличить на 1.
1
8
Знакомство с числом и цифрой 7. Уменьшить на 1, увеличить на 1. Понятие
«больше», «меньше», «столько же».
1
9
Число и цифра 7. Состав чисел 2, 3. Понятие «больше», «меньше».
1
10
Число и цифра 8. Состав чисел 2, 3. Порядковый счет.
1
11
Число и цифра 8. Состав числа 4.Числовой ряд от 1 до8.
1
12
Число и цифра 9. Состав чисел 3 и 4. Прямой и обратный счет от 1 до 9.
1
13
Числа и цифры от 1 до 9. Состав числа 5. Графический диктант. Порядковый
счет от 1 до 9. Понятия «за», « перед», «между».
1
14
Упражнения в счете предметов. Состав чисел 2,3,4,5. Понятия «больше»,
«меньше», «столько же», «над», «под».
1
15
Числа и цифры от 1 до 9. Состав числа 5.
1
16
Знакомство с числом и цифрой10. Состав числа. Уменьшить на 1 , увеличить на 1.
1
17
Числа от 1 до10. Состав числа 6. Первоначальные сведения о задаче. Составление
задач по сюжетной картинке.
1
18
Числа от 1 до 10. Состав чисел 3,4,7. Понятие « равно», «неравно». Составление
1
и решение задач по картинке.
19
Числа от 1 до 10. Состав числа 7. Закрепление понятия «больше», «меньше».
Знаки «<» « >».
1
20
Числа от 1 до 10. Состав числа 8. Решение числовых выражений 6-1,6-2.
1
21
Числа от 1 до 10. Состав числа 8.
1
22
Числовой ряд от 1 до10. Состав чисел 5 и 6. Сравнение чисел. Знаки «<» « >».
Составление задач по картинке.
1
23
Числовой ряд от 1до10. Число 0. Сравнение и счет предметов.
1
24
Числовой ряд от 1до10. Число 0. Состав числа 8. Понятия «тонкий», «толстый»,
«длинный», «короткий», «большой», «маленький». Решение числовых
выражений вида 2+1, 4-2.
1
25
Числа от 1 до10. Прямой и обратный счет от 1 до 10.
1
26
Числа от 1 до10. Закрепление состава числа 8. Решение задач.
1
27
Числа от 1 до10. Состав числа 7. Геометрические фигуры: круг, треугольник,
прямоугольник, квадрат.
1
28
Числовой ряд от 1 до 10. Состав чисел 5 ,6. Прямая, кривая, ломаная. Решение
числовых выражений вида 5+2, 5+1.
1
29
Числовой ряд от 1 до 10. Состав чисел 4, 6, 8. Кривая, прямая, ломаная.
Решение числовых выражений.
1
30
Работа с числовым рядом от 1 до 10. Состав числа 9. Решение задач.
Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.
1
31
Числовой ряд от 1 до10. Понятие «справа», «слева», «между», «за», «перед».
Сравнение величин. Решение числовых выражений.
1
32
Числовой ряд от 1 до10. Решение числовых выражений. Решение задач.
1
Курс " Развивай-ка"
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
1
Давайте познакомимся . Диагностическое занятие.
1
Раздел II. Развитие восприятия и осязания (12часов)
2
В мире запахов.
1
3
Осязание. Предметы одинаковые на ощупь. Теплое и холодное. Мокрое и сухое.
1
4
Восприятие качеств величины. Сопоставление двух предметов по высоте, длине,
ширине, толщине.
1
5
Восприятие формы. Форма предметов
1
6
Геометрические фигуры. Их свойства
1
7
Восприятие цвета. В мире цвета
1
8
Восприятие пространства. Пространственное ориентирование в схеме
собственного тела
1
9
Ориентирование в пространстве.
Справа – слева, Вверху – внизу. Внутри – снаружи
1
10
Ориентировка в пространстве. Пространственные отношения: над, на, под
Впереди, сзади, между
1
11
Ориентация во времени. Утро. День Вечер. Ночь.
1
12
Ориентировка во времени. Времена года
1
13
В мире звуков. Слушаем звуки речи Выполнение словесных поручений
1
Раздел III. Развитие внимания (4 часа)
14
Развитие объёма внимания. Сосредоточенность.
Концентрация внимания
1
15
«Графический диктант» с выявлением закономерностей (по зрительному образцу)
1
16
Составление простых узоров по образцу. Мозаика
1
17
Развитие произвольного внимания
1
Раздел IV. Развитие памяти (4 часа)
18
Секреты нашей памяти
Память (непосредственная, вербальная)
1
19
Тренировка слуховой и зрительной памяти.
Запоминание свойств предметов.
1
20
Тренировка слуховой и зрительной памяти, двигательной памяти.
1
21
Тренировка слуховой и зрительной памяти
Запоминание свойств предметов.
1
Раздел V. Развитие аналитико-синтетической деятельности (7 часов)
22
Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств
окружающих предметов
1
23
Мышление (анализ)
1
24
Анализ образца. Практическое расчленение объекта на составные элементы
1
25
Мышление (синтез)
1
26
Мышление (сравнение).Зрительное восприятие формы.
1
27
Сравнение предметов по заданному признаку.
1
28
Поиск закономерностей
1
Раздел VI. Развитие личностно-мотивационной сферы (2 часа)
29
Умеем ли мы общаться?
1
30
Знакомство с понятием «радость», «страх», «злость»
1
Раздел VII. Итоговое занятие (2 часа)
31
Закрепление пройденного.
1
32
Комплексное занятие
1
Используемая литература:
1.
Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников». Методическое пособие 0
класс. . Москва изд-во «РОСТ», 2011г.
2.
2. С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая « Развитие познавательной сферы детей
старшего дошкольного возраста, г. Санкт.-Петербург « Детство ПРЕСС», 2011г.
3.
О.Н.
Крылова,
Л.Ю.
Самсонова
«Знакомство
с
математикой»
г.Москва
изд-во
«Экзамен», 2010г.
4.
С.И.
Карпова,
В.В.Мамаева
«Развитие
речи
и
познавательных
способностей
дошкольников 6-7 лет! Г. Санкт-Петербург « Творческий Центр Сфера», 2012г.
5.
А.М. Круглова « Тренируем внимание. Простые упражнения и игры», Москва « Рипол
классик», 2013г.