Напоминание

"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"


Автор: Худорожкова Лариса Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№80 Красносельского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Красное село
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальный план работы по самообразованию

музыкального руководителя

Актуальность

своей работы считаю в том, что развитие музыкально-

ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных

инструментов способствует общему развитию; умственных способностей,

психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия,

ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что

очень важно для детей дошкольного возраста.

Цели:

Образовательные:

- развитие чувства ритма;

- тренировка внутреннего слуха;

- развитие познавательного интереса;

- учить выделять сильную долю такта;

Воспитательные:

- развитие творческого воображение;

- воспитание дружеских отношений между детьми;

- приобщение к исследовательской деятельности.

Задачи:

- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-

педагогической литературы по изучаемой проблеме;

- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у

детей;

- разработать систему занятий с применением детских музыкальных

инструментов, направленную на развитие чувства ритма.

- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению

детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и

психическое развитие дошкольников.

Объектом

является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного

возраста.

Предметом — педагогические условия развития чувства ритма у детей

дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.

Гипотеза

- эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе

игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при

условии: - если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя

Ожидаемый результат: Чувство ритма, является первоосновой музыкально-

исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной

музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу.

Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех

учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный

коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов

музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и

необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

ВВЕДЕНИЕ

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой

практически невозможна никакая музыкальная деятельность.

Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке –

категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,

образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное

средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств.

Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только

художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально

ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».

Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает

задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в

каком отношении друг к другу находятся эти задачи.

Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое

музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше

дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и

радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит

музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т.е.

понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать,

воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по

развитию ритмического чувства.

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра

не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и

формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего,

синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости

ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и

другую, слышать друг друга.

Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию

чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах,

дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и

различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается

качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально -

ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение

и игру на инструментах.

Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить

занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.

Сентябрь – май

2022 -2023год.

«Ударные

мелодические

музыкальные

инструменты»

Проводится

изучение всех

видов ударных

мелодических

инструментов. На

основе полученных

знаний детей

проводятся беседы

о тех музыкальных

инструментах,

которые имеются в

детском саду. Таких

как: металлафон,

ксилофон.

Систематическое

использование на

музыкальных

занятиях и

выступление на

праздниках и

досугах

Октябрь

Обобщение

прошлогоднего

опыта.

Дети

демонстрируют

технику игры на

инструментах,

эмоциональное

исполнение.

Выступление на

утренниках,

праздниках и в

разных

развлечениях.

Ноябрь – Декабрь.

Музыкально-

ритмические

движения, как

средство

развития чувства

ритма.

Новогодние

утренники с

использованием

применением

ДМИи музыкально-

ритмических

движений.

Выступление на

утренниках,

праздниках..

Январь 2023 год

Консультация

для родителей

«Изготовление

шумовых

инструментов на

дому»

Примеры и показ

изготовления

инструментов,

применение ИКТ.

Раздача

консультаций

Февраль.

Инновационные

методы работы с

детьми,

родителями и

воспитателями.

Улучшение

способности

педагогической

системы

образовательного

учреждения,

достигать

качественно более

высоких

результатов

образования

Систематическое

использование на

музыкальных

занятиях,

утренниках

ЛИТЕРАТУРА:

1. М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное

образование".

2. Т.Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное

воспитание".

3. Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".

4. Т.М. Орлова, С.И. Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".

5. В. Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.

6. Н.А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва,

1980г.

7. Н.А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".

8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г. 9. Журналы "Музыкальный

руководитель" за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.

10. Новикова Г.П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности

детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ,

2002.



В раздел образования