Автор: Худорожкова Лариса Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№80 Красносельского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Красное село
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Индивидуальный план работы по самообразованию
музыкального руководителя
Актуальность
своей работы считаю в том, что развитие музыкально-
ритмических способностей и занятия в оркестре шумовых и ударных
инструментов способствует общему развитию; умственных способностей,
психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия,
ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что
очень важно для детей дошкольного возраста.
Цели:
Образовательные:
- развитие чувства ритма;
- тренировка внутреннего слуха;
- развитие познавательного интереса;
- учить выделять сильную долю такта;
Воспитательные:
- развитие творческого воображение;
- воспитание дружеских отношений между детьми;
- приобщение к исследовательской деятельности.
Задачи:
- осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-
педагогической литературы по изучаемой проблеме;
- выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у
детей;
- разработать систему занятий с применением детских музыкальных
инструментов, направленную на развитие чувства ритма.
- использовать в работе теоретический и практический материал по обучению
детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и
психическое развитие дошкольников.
Объектом
является процесс развития чувства ритма у детей дошкольного
возраста.
Предметом — педагогические условия развития чувства ритма у детей
дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.
Гипотеза
- эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе
игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при
условии: - если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя
Ожидаемый результат: Чувство ритма, является первоосновой музыкально-
исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной
музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу.
Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех
учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный
коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов
музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и
необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.
ВВЕДЕНИЕ
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой
практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке –
категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,
образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Своеобразие ритма, однако, заключается в том, что он не только выразительное
средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств.
Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только
художественной категорией. Поэтому наряду с понятием «музыкально
ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».
Наряду с задачей воспитания «музыкально- ритмического чувства» возникает
задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос о том, в
каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое
музицирование. Все мы знаем, что игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше
дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и
радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит
музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т.е.
понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать,
воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по
развитию ритмического чувства.
Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ансамблевая игра
не только даёт взрослому возможность диктовать правильный темп, но и
формирует у дошкольника верное темпо ощущение. Требует, прежде всего,
синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости
ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и
другую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию
чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах,
дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и
различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается
качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально -
ритмических движений, дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение
и игру на инструментах.
Главные принципы системы – деятельность и творчество помогают превратить
занятие в увлекательную музыкально – эстетическую игру.
Сентябрь – май
2022 -2023год.
«Ударные
мелодические
музыкальные
инструменты»
Проводится
изучение всех
видов ударных
мелодических
инструментов. На
основе полученных
знаний детей
проводятся беседы
о тех музыкальных
инструментах,
которые имеются в
детском саду. Таких
как: металлафон,
ксилофон.
Систематическое
использование на
музыкальных
занятиях и
выступление на
праздниках и
досугах
Октябрь
Обобщение
прошлогоднего
опыта.
Дети
демонстрируют
технику игры на
инструментах,
эмоциональное
исполнение.
Выступление на
утренниках,
праздниках и в
разных
развлечениях.
Ноябрь – Декабрь.
Музыкально-
ритмические
движения, как
средство
развития чувства
ритма.
Новогодние
утренники с
использованием
применением
ДМИи музыкально-
ритмических
движений.
Выступление на
утренниках,
праздниках..
Январь 2023 год
Консультация
для родителей
«Изготовление
шумовых
инструментов на
дому»
Примеры и показ
изготовления
инструментов,
применение ИКТ.
Раздача
консультаций
Февраль.
Инновационные
методы работы с
детьми,
родителями и
воспитателями.
Улучшение
способности
педагогической
системы
образовательного
учреждения,
достигать
качественно более
высоких
результатов
образования
Систематическое
использование на
музыкальных
занятиях,
утренниках
ЛИТЕРАТУРА:
1. М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное
образование".
2. Т.Э. Тютюнникова "Педагогика сотрудничества". 5/2000г. "Дошкольное
воспитание".
3. Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
4. Т.М. Орлова, С.И. Бекина "Учите детей петь". 1988г. "Просвещение".
5. В. Даль "Толковый словарь русского языка". 2002г. Москва.
6. Н.А. Ветлугина "Музыка в детском саду". Издательство «Музыка», Москва,
1980г.
7. Н.А. Ветлугина "Методика музыкального воспитания в детском саду".
8. Издательство "Просвещение", Москва, 1982г. 9. Журналы "Музыкальный
руководитель" за 2004г., 2005г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г.
10. Новикова Г.П. "Эстетическое воспитание и развитие творческой активности
детей старшего дошкольного возраста". Метод. рекомендации. – М., АРКТИ,
2002.