Напоминание

"Методика проведения занятий по лепке в детском саду"


Автор: Сыроежко Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Золотой ключик"
Населённый пункт: г.Пыть-Ях
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Методика проведения занятий по лепке в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАСТЕР-КЛАСС

«МЕТОДИКА ЛЕПКИ В ДЕТСКОМ САДУ»

Цель: Повысить компетентность педагогов ДОУ в обучении дошкольников

предметной, сюжетной и декоративной лепке.

Материал: пластилин, стеки, доски для лепки, влажные салфетки.

Используемая технология: активные методы обучения.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодняшний мастер-класс посвящен обучению детей простейшим приемам

предметной лепки. На протяжении всего периода дошкольного обучения

воспитатель, начиная с I младшей группы и до самой школы, знакомит детей с

формой, фактурой используя все доступные детям техники. И от того, насколько

воспитатель будет владеть приемами лепки, умением показать ребенку, что

лепить – это весело и легко, настолько и ребенок будет воспринимать занятия

лепкой не как нечто недосягаемое, а как веселую игру, занимательное действо, в

результате чего появляются знакомые предметы быта, животные, птицы.

Я предлагаю вам пройти основной курс предметной лепки, начиная с I

младшей и до подготовительной к школе группы и покажу вам основные приемы

лепки, на базе которых ребенок в дальнейшем сможет вылепить многие

предметы.

I младшая группа

Условия:

Воспитатель лепит за столом с подгруппой детей (5-6 детей). Потому как в I и II

младших группах занятия проводятся по подгруппам.

Детям дают доски и пластилин.

Методика:

1.Познакомить детей с материалом

(глиной или пластилином). Воспитатель,

показывая детям пластилин, говорит: «Это пластилин. Обследуют твердый, мягкий

какой по цвету. От

пластилина

можно отделить кусочек». Таким образом,

воспитатель обучает детей первому приему – отщипывание.

Если нужно вылепить зернышки для птиц или колобок воспитатель показывает

как нужно скатать шарик (показ)

Для закрепления этого приема детям можно предложить темы: «Корм для птиц»,

«Зёрнышки», «Конфетки».

2. Форма – цилиндр. Раскатываем между ладонями, сначала прямыми движениями

(«Беру пластилин, кладу на ладошку, и раскатываю его так – вперед-назад, вперед-

назад, вот такой столбик получился»). Происходит обучение детей первому

формообразующему движению – раскатыванию. Для закрепления детям

предлагаются темы: «Палочки», «Колбаски», «Соломка», «Конфеты». Если

ребенок не может сам, воспитатель должен, взяв ладошки ребенка в свои, показать,

как надо сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и силу.

3. Преобразование цилиндра – сделать из палочки кольцо. Дети обязательно

рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает,

как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо

найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. Дети знакомятся со

следующими приёмами – свертывание и соединение. Темы: «Колечки»,

«Бублики и сушки».

4. Лепим предметы круглой формы - шар. Это наиболее сложный вид движения.

Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик вместе с руками

малыша. Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению

округлых предметов. Детям предлагаются следующие темы: «Мяч», «Яблоко»,

«Шарик», «Неваляшка».

5. Прием – сплющивание (создание диска). Взрослый показывает, как нужно

отделять кусок пластилина от целого и сплющивать его пальцами. Темы для

закрепления: «Блинчики», «Лепешки».

II младшая группа

Условия:

Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе, на занятиях использует образец

для последовательного показа работы.

Детям дают доски, тканевые или влажные салфетки для рук, пластилин в таком

количестве, которое необходимо для данной работы (размером приблизительно с

кулак ребенка)

Методика:

1.

В I полугодии закрепляются знания, которые давались в I младшей группе:

раскатывание, соединение, отщипывание, скатывание шара, сплющивание

шара (диск) . Основное требование к заданию в этой группе – множественность и

повторность изображения одной и той же формы. Темы: «Ягоды и фрукты»,

«Печенье для кукол», «Блины», «Мячи и шары», «Башенки», «Неваляшки» и

т.д.

2.

Следующий этап обучения – видоизменение шара (расплющивание и

сплющивание шара между ладонями для получения диска: лепешки, печенье,

пряники и т.д.). Изображая эти предметы, дети могут самостоятельно украшать

их, накладывая на поверхность различные мелкие формы, из которых

составляются узоры.

3.

Лепка более сложных предметов, состоящих из 2 – 3 одинаковых по форме,

но разных по величине частей: игрушки, изображающие животных, людей (кукла

– неваляшка, снеговик), предметы (самолет, лесенка).

4.

Лепка игрушек-животных, где дети учатся делить кусок пластилина на три

неравные части (большая – для туловища, поменьше – для головы, совсем

маленькая – для ушей, хвоста) и составлять предмет из отдельных частей

(конструктивный характер лепки).

5.

В процесс лепки включается работа пальцев! Это очень важный этап, так как

в последующих группах дети лепят в основном пальцами. Поэтому наряду с

приемами прищипывания, (-большим и указательным пальцами оттягивается

небольшой край и заостряется)

оттягивания можно формировать знания детей

приемам защипывания края формы (например, при лепке пирожных, булочек,

корзиночек).

Методика занятия:

6.Рассматривание предмета - воспитатель вместе с детьми выделяет форму

предмета, составные части, величину, предлагает взять в руки, обвести рукой его

форму, при этом четко называет ее. (неваляшка,снеговик)

Объяснение задания - не более 3 – 4 минуты.

Полный показ способа изображения – это наглядное объяснение, как

последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться,

как располагать предмет в пространстве.

Анализ работ – общий положительный.

Средняя группа

Условия:

Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе, на занятиях использует образец

для показа работы.

Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, стеки, пластилин в таком

количестве, которое необходимо для данной работы.

Все занятия в течение года носят предметный характер, и воспитатель

формирует знания, умения и навыки работы сюжетной лепке.

Методика:

1.

Вводится новая форма предмета - овоид (фигура в форме яйца). Название

«овоид» не дается. Темы для занятий: «Яичко», «Птичка», «Заяц»

2.

Лепка человека в самом элементарном изображении (девочка в длинной

шубке, Дед Мороз, Снегурочка и т.д.).

Построение и лепка всех перечисленных фигур одинаковы:

1)

Кусок пластилина делят на две равные части.

2)

Из первой части лепят конус (основание его выравнивают о доску).

3)

Вторую часть делят пополам.

4)

Из одной половины скатывают круглую голову, которую присоединяют

к вершине конуса.

5)

Вторую половину пластилина делят на две равные части: из одной

раскатывают удлиненный цилиндр – это будут руки, другую дети используют

для деталей – шапочка, воротник, пуговицы.

3.

Лепка посуды.

Способы:

* Создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или

цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка);

* Отгибание краев у расплющенной формы (тарелки, блюдце, поднос);

Старшая группа

Условия:

Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе так, чтобы каждый ребенок мог

видеть стол воспитателя, на занятиях использует образец для показа работы.

Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, стеки, пластилин в таком

количестве, которое необходимо для данной работы.

Методика:

В программе старшей группы присутствуют три вида лепки: предметная,

сюжетная и декоративная.

На занятиях по сюжетной лепке обычно детям предлагают вылепить несколько

однородных предметов: кошка с котятами, утка с утятами и т.п.

К декоративной лепке можно отнести изображение декоративных пластин,

посуду с несложным декоративным узором, народные игрушки.

1. Лепка человека по частям и из целого куска. Темы: «Дед Мороз»,

«Снегурочка».

2. Лепка фигурки на ногах. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у

фигурок должны быть толстыми и плотными. Темы: «Девочка (мальчик) в

зимней одежде (в шубке, валенках)».

3. Лепка фигуры в движении. Положение фигуры требуется определить в

самом начале лепки.

4. Лепка рыб и животных (лисичка) из одного куска. Используется стека для

разрезания.

5. Лепка посуды - соединение диска (дна) и лентообразной стенки –

расплющенного цилиндра.

Подготовительная к школе группа

Условия

:

Такие же, как и в старшей группе.

Методика:

Совершенствуется предметная, сюжетная и декоративная лепка.

В лепке используется конструктивный (из частей) и пластический способ (из

целого куска)

Большое внимание уделяется лепке с натуры и лепке по представлению.

В течение всего года лепят овощи, фрукты, посуду, животных, птиц, человека.

1.

Лепка посуды из колец - кольца укладываются одно на другое и плотно

соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и

внешней стороны).

2.

Лепка посуды путем выбирания стекой (только при лепке глиной!) - стекой

выбирают лишнюю глину из шарообразной или цилиндрической формы.

3.

Лепят человека не только с натуры (игрушки), но и по представлению. Темы

могут быть как предметные, так и сюжетные: «Сказочные герои», «Дети

делают зарядку», «Дети идут в школу», «Девочка кормит птиц»,

«Мальчик гуляет с собакой

»

4.

Декоративная лепка пластины - дети учатся сначала создавать эскиз в виде

рисунка, а затем по нему оформлять пластинку углубленным и высоким

рельефом. Пластинку делают по размерам эскиза.

Методика проведения занятия по лепке:

I этапопределение и название цели лепки. Здесь могут быть использованы

различные приемы: игровые, приход персонажа, загадки, стихи.

II этапрассматривание натуры, которую дети будут лепить. Для

рассматривания используется подлинный предмет. Дети рассматривают, отвечают

на вопросы воспитателя, рассказывают, ощупывают предмет рукой, говоря о его

форме.

III этапобъяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие

технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.

Объясняя новый прием, воспитатель предлагает детям совершить это движение с

ним, повторяя его действия.

IV этап - выполнение задания. Воспитатель может помочь тем, кто

затрудняется, показывает прием еще раз.

V этап - анализ работ. Указываются положительные стороны в соответствии с

образцом воспитателя, а также общие ошибки.

Заключение.

После нашей с вами работы, я думаю, что лепка станет для вас и ваших

воспитанников одним из любимых занятий. Если вам понравился мастер-класс,

вы на память возьмите смайлик с улыбкой, если что-то вам не понравилось –

грустный смайлик. Но в любом случае данный опыт будет вам полезен.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад

общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей

МАСТЕР-КЛАСС

«МЕТОДИКА ЛЕПКИ В ДЕТСКОМ САДУ»

Подготовила

воспитатель

Сыроежко С.А.

г. Пыть-Ях

2022 год



В раздел образования