Автор: Сыроежко Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Золотой ключик"
Населённый пункт: г.Пыть-Ях
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Методика проведения занятий по лепке в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
МАСТЕР-КЛАСС
«МЕТОДИКА ЛЕПКИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Цель: Повысить компетентность педагогов ДОУ в обучении дошкольников
предметной, сюжетной и декоративной лепке.
Материал: пластилин, стеки, доски для лепки, влажные салфетки.
Используемая технология: активные методы обучения.
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодняшний мастер-класс посвящен обучению детей простейшим приемам
предметной лепки. На протяжении всего периода дошкольного обучения
воспитатель, начиная с I младшей группы и до самой школы, знакомит детей с
формой, фактурой используя все доступные детям техники. И от того, насколько
воспитатель будет владеть приемами лепки, умением показать ребенку, что
лепить – это весело и легко, настолько и ребенок будет воспринимать занятия
лепкой не как нечто недосягаемое, а как веселую игру, занимательное действо, в
результате чего появляются знакомые предметы быта, животные, птицы.
Я предлагаю вам пройти основной курс предметной лепки, начиная с I
младшей и до подготовительной к школе группы и покажу вам основные приемы
лепки, на базе которых ребенок в дальнейшем сможет вылепить многие
предметы.
I младшая группа
Условия:
Воспитатель лепит за столом с подгруппой детей (5-6 детей). Потому как в I и II
младших группах занятия проводятся по подгруппам.
Детям дают доски и пластилин.
Методика:
1.Познакомить детей с материалом
(глиной или пластилином). Воспитатель,
показывая детям пластилин, говорит: «Это пластилин. Обследуют твердый, мягкий
какой по цвету. От
пластилина
можно отделить кусочек». Таким образом,
воспитатель обучает детей первому приему – отщипывание.
Если нужно вылепить зернышки для птиц или колобок воспитатель показывает
как нужно скатать шарик (показ)
Для закрепления этого приема детям можно предложить темы: «Корм для птиц»,
«Зёрнышки», «Конфетки».
2. Форма – цилиндр. Раскатываем между ладонями, сначала прямыми движениями
(«Беру пластилин, кладу на ладошку, и раскатываю его так – вперед-назад, вперед-
назад, вот такой столбик получился»). Происходит обучение детей первому
формообразующему движению – раскатыванию. Для закрепления детям
предлагаются темы: «Палочки», «Колбаски», «Соломка», «Конфеты». Если
ребенок не может сам, воспитатель должен, взяв ладошки ребенка в свои, показать,
как надо сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и силу.
3. Преобразование цилиндра – сделать из палочки кольцо. Дети обязательно
рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает,
как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо
найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. Дети знакомятся со
следующими приёмами – свертывание и соединение. Темы: «Колечки»,
«Бублики и сушки».
4. Лепим предметы круглой формы - шар. Это наиболее сложный вид движения.
Сначала целесообразно предложить детям покатать готовый шарик вместе с руками
малыша. Только после овладения скатыванием можно перейти к изображению
округлых предметов. Детям предлагаются следующие темы: «Мяч», «Яблоко»,
«Шарик», «Неваляшка».
5. Прием – сплющивание (создание диска). Взрослый показывает, как нужно
отделять кусок пластилина от целого и сплющивать его пальцами. Темы для
закрепления: «Блинчики», «Лепешки».
II младшая группа
Условия:
Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе, на занятиях использует образец
для последовательного показа работы.
Детям дают доски, тканевые или влажные салфетки для рук, пластилин в таком
количестве, которое необходимо для данной работы (размером приблизительно с
кулак ребенка)
Методика:
1.
В I полугодии закрепляются знания, которые давались в I младшей группе:
раскатывание, соединение, отщипывание, скатывание шара, сплющивание
шара (диск) . Основное требование к заданию в этой группе – множественность и
повторность изображения одной и той же формы. Темы: «Ягоды и фрукты»,
«Печенье для кукол», «Блины», «Мячи и шары», «Башенки», «Неваляшки» и
т.д.
2.
Следующий этап обучения – видоизменение шара (расплющивание и
сплющивание шара между ладонями для получения диска: лепешки, печенье,
пряники и т.д.). Изображая эти предметы, дети могут самостоятельно украшать
их, накладывая на поверхность различные мелкие формы, из которых
составляются узоры.
3.
Лепка более сложных предметов, состоящих из 2 – 3 одинаковых по форме,
но разных по величине частей: игрушки, изображающие животных, людей (кукла
– неваляшка, снеговик), предметы (самолет, лесенка).
4.
Лепка игрушек-животных, где дети учатся делить кусок пластилина на три
неравные части (большая – для туловища, поменьше – для головы, совсем
маленькая – для ушей, хвоста) и составлять предмет из отдельных частей
(конструктивный характер лепки).
5.
В процесс лепки включается работа пальцев! Это очень важный этап, так как
в последующих группах дети лепят в основном пальцами. Поэтому наряду с
приемами прищипывания, (-большим и указательным пальцами оттягивается
небольшой край и заостряется)
оттягивания можно формировать знания детей
приемам защипывания края формы (например, при лепке пирожных, булочек,
корзиночек).
Методика занятия:
6.Рассматривание предмета - воспитатель вместе с детьми выделяет форму
предмета, составные части, величину, предлагает взять в руки, обвести рукой его
форму, при этом четко называет ее. (неваляшка,снеговик)
Объяснение задания - не более 3 – 4 минуты.
Полный показ способа изображения – это наглядное объяснение, как
последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться,
как располагать предмет в пространстве.
Анализ работ – общий положительный.
Средняя группа
Условия:
Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе, на занятиях использует образец
для показа работы.
Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, стеки, пластилин в таком
количестве, которое необходимо для данной работы.
Все занятия в течение года носят предметный характер, и воспитатель
формирует знания, умения и навыки работы сюжетной лепке.
Методика:
1.
Вводится новая форма предмета - овоид (фигура в форме яйца). Название
«овоид» не дается. Темы для занятий: «Яичко», «Птичка», «Заяц»
2.
Лепка человека в самом элементарном изображении (девочка в длинной
шубке, Дед Мороз, Снегурочка и т.д.).
Построение и лепка всех перечисленных фигур одинаковы:
1)
Кусок пластилина делят на две равные части.
2)
Из первой части лепят конус (основание его выравнивают о доску).
3)
Вторую часть делят пополам.
4)
Из одной половины скатывают круглую голову, которую присоединяют
к вершине конуса.
5)
Вторую половину пластилина делят на две равные части: из одной
раскатывают удлиненный цилиндр – это будут руки, другую дети используют
для деталей – шапочка, воротник, пуговицы.
3.
Лепка посуды.
Способы:
* Создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или
цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка);
* Отгибание краев у расплющенной формы (тарелки, блюдце, поднос);
Старшая группа
Условия:
Воспитатель сажает детей за столы лицом к себе так, чтобы каждый ребенок мог
видеть стол воспитателя, на занятиях использует образец для показа работы.
Детям дают доски, тряпичные салфетки для рук, стеки, пластилин в таком
количестве, которое необходимо для данной работы.
Методика:
В программе старшей группы присутствуют три вида лепки: предметная,
сюжетная и декоративная.
На занятиях по сюжетной лепке обычно детям предлагают вылепить несколько
однородных предметов: кошка с котятами, утка с утятами и т.п.
К декоративной лепке можно отнести изображение декоративных пластин,
посуду с несложным декоративным узором, народные игрушки.
1. Лепка человека по частям и из целого куска. Темы: «Дед Мороз»,
«Снегурочка».
2. Лепка фигурки на ногах. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у
фигурок должны быть толстыми и плотными. Темы: «Девочка (мальчик) в
зимней одежде (в шубке, валенках)».
3. Лепка фигуры в движении. Положение фигуры требуется определить в
самом начале лепки.
4. Лепка рыб и животных (лисичка) из одного куска. Используется стека для
разрезания.
5. Лепка посуды - соединение диска (дна) и лентообразной стенки –
расплющенного цилиндра.
Подготовительная к школе группа
Условия
:
Такие же, как и в старшей группе.
Методика:
Совершенствуется предметная, сюжетная и декоративная лепка.
В лепке используется конструктивный (из частей) и пластический способ (из
целого куска)
Большое внимание уделяется лепке с натуры и лепке по представлению.
В течение всего года лепят овощи, фрукты, посуду, животных, птиц, человека.
1.
Лепка посуды из колец - кольца укладываются одно на другое и плотно
соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и
внешней стороны).
2.
Лепка посуды путем выбирания стекой (только при лепке глиной!) - стекой
выбирают лишнюю глину из шарообразной или цилиндрической формы.
3.
Лепят человека не только с натуры (игрушки), но и по представлению. Темы
могут быть как предметные, так и сюжетные: «Сказочные герои», «Дети
делают зарядку», «Дети идут в школу», «Девочка кормит птиц»,
«Мальчик гуляет с собакой
»
4.
Декоративная лепка пластины - дети учатся сначала создавать эскиз в виде
рисунка, а затем по нему оформлять пластинку углубленным и высоким
рельефом. Пластинку делают по размерам эскиза.
Методика проведения занятия по лепке:
I этап – определение и название цели лепки. Здесь могут быть использованы
различные приемы: игровые, приход персонажа, загадки, стихи.
II этап – рассматривание натуры, которую дети будут лепить. Для
рассматривания используется подлинный предмет. Дети рассматривают, отвечают
на вопросы воспитателя, рассказывают, ощупывают предмет рукой, говоря о его
форме.
III этап – объяснение и уточнение того, как дети должны действовать, какие
технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.
Объясняя новый прием, воспитатель предлагает детям совершить это движение с
ним, повторяя его действия.
IV этап - выполнение задания. Воспитатель может помочь тем, кто
затрудняется, показывает прием еще раз.
V этап - анализ работ. Указываются положительные стороны в соответствии с
образцом воспитателя, а также общие ошибки.
Заключение.
После нашей с вами работы, я думаю, что лепка станет для вас и ваших
воспитанников одним из любимых занятий. Если вам понравился мастер-класс,
вы на память возьмите смайлик с улыбкой, если что-то вам не понравилось –
грустный смайлик. Но в любом случае данный опыт будет вам полезен.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад
общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей
МАСТЕР-КЛАСС
«МЕТОДИКА ЛЕПКИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Подготовила
воспитатель
Сыроежко С.А.
г. Пыть-Ях
2022 год